Версия для печати темы

Нажмите сюда для просмотра этой темы в оригинальном формате

Философские форумы Phenomen.Ru _ Обсуждение публикаций сайта _ Философия в зеркале общественного мнения: исследование философских предпочтений пользователей Рунета

Автор: shkuratov Mar 20 2006, 01:19 AM

Иван Шкуратов
http://phenomen.ru/public/journal.php?article=28
Опубликовано в Философском журнале Phenomen.Ru 20.03.2006.
Прямая ссылка: http://phenomen.ru/public/journal.php?article=28

Публикация: http://phenomen.ru/public/club.php?member=shkuratov

Автор: Сергей Березин Mar 20 2006, 04:15 AM

Сомневаюсь в репрезентативности этого опроса. Но это не главное. Какие были бы показатели, если бы такой опрос провести на улицах страны? Сомневаюсь, что большинство оценило бы роль философии позитивно.

Автор: shkuratov Mar 20 2006, 07:47 AM

Репрезентативность - свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности. Проблема в том, что мы с вами подразумеваем под генеральной совокупностью? Я - сообщество пользователей Рунета, интересующихся философской проблематикой. В этом смысле опрос вполне себе репрезентативен (по целому ряду показателей). А упомянутая проблема соответствия общественному мнению ВООБЩЕ в самих результатах оговорена (см. внимательнее).

Автор: Сергей Березин Mar 20 2006, 04:56 PM

QUOTE(shkuratov @ Mar 20 2006, 10:47 AM)
Репрезентативность - свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности. Проблема в том, что мы с вами подразумеваем под генеральной совокупностью? Я - сообщество пользователей Рунета, интересующихся философской проблематикой. В этом смысле опрос вполне себе репрезентативен (по целому ряду показателей). А упомянутая проблема соответствия  общественному мнению ВООБЩЕ в самих результатах оговорена (см. внимательнее).
*



Если только те пользователи Рунета, интересующиеся философской проблематикой, то, конечно, опрос репрезентативен. Но меня интересует отношение к философии не только пользователей Рунета и не только тех, кто интересуется философской проблематикой. Кончено, это не вина опроса. Это мои личные интересы.

Автор: Phenomen Mar 22 2006, 07:31 PM

QUOTE(Grey Wolf @ Mar 20 2006, 04:56 PM)
... Но меня интересует отношение к философии не только пользователей Рунета и не только тех, кто интересуется философской проблематикой. Кончено, это не вина опроса. Это мои личные интересы.
*



По правде говоря, удовлетворение Вашего (и не только Вашего) интереса - это весьма хлопотное (и затратное) дело. Если вы хотите знать мнение российского общества по упомянутому вопросу, нужно обратиться к социологам, которые составят некую псевдослучайную выброрку, которая была бы слепком нашего общества в уменьшенных масштабах (сохраняя возрастные, национальные, половые, образовательные, географические, социально-политические, быть-может религиозные и\или др. важные пропорции) и проведут поголовный опрос в этой выборке. Вот тогда с некоторой приемлемой степенью вероятности можно будет порассуждать на тему, как российское общество относится к философии. (Прикидываете, сколько это может стоить? И кому оно надо? Бизнесу? Власти? Кто, то есть, платить будет?)

В Интернете ситуация др. - здесь в опросе принимают участие те, кто хочет... Конечно, мы можем сделать дополнительные выборки и т.д.... Мы можем попытаться экстраполировать выводы таких опросов на российское общество и т.д. (Кстати, обратите внимание, что у нас не российский опрос был, а RUnet'овский, а Рунет - он и в Африке Рунет.) Мы даже можем определенные закономерности устанавливать. Вот одна гипотеза родилась: чем ниже интеллектуальный уровень (и общая вменяемость), тем негативнее отношение к философии. Это не только "виртуальная" тенденция: Через мои руки проходят сотни студентов (самой разной специализации), и наблюдение за ними в целом верифицируют эту гипотезу wink.gif


Да, если Вы не слышали: Гос. Дума РФ собирается запретить подобные опросы, закон уже рассматривается... Так что возможно, это не только первый, но и последний опрос.

Автор: Сергей Березин Mar 22 2006, 07:43 PM

С технологией проведения соц. опросов я знаком.

QUOTE(Phenomen @ Mar 22 2006, 10:31 PM)
Вот одна гипотеза родилась: чем ниже интеллектуальный уровень (и общая вменяемость), тем негативнее отношение к философии. Это не только "виртуальная" тенденция: Через мои руки проходят сотни студентов (самой разной специализации), и наблюдение за ними в целом верифицируют эту гипотезу wink.gif
*



Меня потому и интересует общественное мнение в этом вопросе, потому что я стакиваюсь с людьми, которые совсем не глупые, но негативно относятся к философии.

Автор: Phenomen Mar 22 2006, 07:51 PM

QUOTE(Grey Wolf @ Mar 22 2006, 07:43 PM)
С технологией проведения соц. опросов я знаком.
Меня потому и  интересует общественное мнение в этом вопросе, потому что я стакиваюсь с людьми, которые совсем не глупые, но негативно относятся к философии.
*



Невменяемым вполне может оказаться и неглупый человек. Большинство невменяемых трудно назвать глупыми в обыденном смысле слова: это медицинский факт laugh.gif

Автор: Сергей Березин Mar 22 2006, 08:01 PM

QUOTE(Phenomen @ Mar 22 2006, 10:51 PM)
Невменяемым вполне может оказаться и неглупый человек. Большинство невменяемых трудно назвать глупыми в обыденном смысле слова: это медицинский факт  laugh.gif
*



Я говорю о людях без патологий с точки зрения психиатрии.

Автор: Phenomen Mar 22 2006, 08:08 PM

QUOTE(Grey Wolf @ Mar 22 2006, 08:01 PM)
Я говорю о  людях без патологий с точки зрения психиатрии.
*


Вы меня не поняли biggrin.gif

Автор: Сергей Березин Mar 22 2006, 08:13 PM

QUOTE(Phenomen @ Mar 22 2006, 11:08 PM)
Вы меня не поняли  biggrin.gif
*



Прошу прощения. Если не сложно объясните мне, что вы хотели сказать.

Автор: shkuratov Mar 22 2006, 11:04 PM

QUOTE(Grey Wolf @ Mar 22 2006, 08:13 PM)
Прошу прощения. Если не сложно объясните мне, что вы хотели сказать.
*



Grey Wolf, я не хотел бы удаляться далеко от темы опроса, поэтому позвольте в ответ одну только маленькую притчу (об "умных" и невменяемых). Классическую притчу, которая верифицируется уже почти 2500 лет (в том числе на нашем Форуме кандидатов)...

Когда Сократа признали мудрейшим из людей, тот воскликнул (по легенде): как же так, я всю жизнь утверждал, что знаю только одно - что ничего не знаю. Неужели другие не знают даже этого!



P.S. Еще раз замечу, что не хочу далее развивать эту тему. Извините.

Автор: Сергей Березин Mar 22 2006, 11:16 PM

QUOTE(shkuratov @ Mar 23 2006, 02:04 AM)
Когда Сократа признали мудрейшим из людей, тот воскликнул (по легенде): как же так, я всю жизнь утверждал, что знаю только одно - что ничего не знаю. Неужели другие не знают даже этого!

P.S. Еще раз замечу, что не хочу далее развивать эту тему. Извините.
*



В ответ хочу привести вам такую фразу, что-то вроде анекдота : я, кончено, не Сократ, но тоже кое-чего не знаю. А насчет развития темы. Я тоже не вижу пользы от ее развития.

Автор: shkuratov Mar 22 2006, 11:38 PM

QUOTE(Grey Wolf @ Mar 22 2006, 11:16 PM)
В ответ хочу привести вам такую фразу, что-то вроде анекдота : я, кончено, не Сократ, но тоже кое-чего не знаю. А насчет развития темы. Я тоже не вижу пользы от ее развития.
*



не, Grey Wolf, вы меня все-таки раскручиваете на продолжение....
Дело не в том, что Сократ чего-то НЕ ЗНАЛ. За это не признают "мудрейшим". Мудрейший он (по легенде) потому, что ЗНАЛ нечто такое, о чем многие "умные" люди и не догадываются.

Автор: Сергей Березин Mar 22 2006, 11:41 PM

QUOTE(shkuratov @ Mar 23 2006, 02:38 AM)
не, Grey Wolf, вы меня все-таки раскручиваете на продолжение....
Дело не в том, что Сократ чего-то НЕ ЗНАЛ. За это не признают "мудрейшим". Мудрейший он (по легенде) потому, что ЗНАЛ нечто такое, о чем многие "умные" люди и не догадываются.
*



Поверьте мне, эту легенду мы с вами понимаем одинаково. Анекдот, он на то и анекдот, чтобы посмеяться.


Автор: tatjana Mar 23 2006, 07:57 AM

Уважаемый Иван Николаевич! Не разделяю Вашего оптимизма относительно результатов данного опроса, "... главная цель которого состояла в исследовании философских предпочтений пользователей русскоязычного сегмента Сети (Рунета)". Ваше исследование имеет два серьёзных недостатка. Во-первых, никак не декларируется каким образом будут (и будут ли вообще"?) использоваться результаты этого опроса. Во-вторых, приводимые в данной статье результаты никоим образом не проанализированы статистически. То обилие процентов, которое мы видим в статьье, не более чем плоский, одномерный взгляд на распределения ответов по одной из использованных шкал. Однако на основе этих процентов ничего нельзя сказать относительно двумерных, и тем более многомерных связей. К примеру, Вы пишете: "Женщины более склонны к экзистенциализму, философии жизни и психоанализу (1-3 места соответственно), мужчины — к экзистенциализму, системному подходу и религиозной философии (1-3 места)". Однако это утверждение не проверено с помощью статистической гипотезы о различии долей, пропорций данных предпочтений у мужчин и женщин. Ведь Ваши данные выборочные. И не исключено, что продлись опрос ещё 1-2 месяца, что могло бы увеличить выборку в несколько раз, и никаких различий в предпочтениях мы бы не увидели. Т.е. подобные выборочные исследования, если они претендуют на то, чтобы их результаты были научно обоснованными, необходимо выполнять совместно со статистиками. И в этом случае предложенная анкета выглядела бы иначе, а уж о результатах анализа и говорить не приходится. Из таких опросов можно извлекать очень глубокие и интересные связи. Содержание этой статьи никак не вдохновляет на то, чтобы поверить, "... что результаты этого опроса будут полезны не только тем, кто принял в нем участие, но также общественным и государственным деятелям, социологам, руководителям философских веб-проектов, издательств и т.д.". Быть может именно по этой причине ниже этой фразы в статье не приводятся примеры того, как эти результаты могут быть использованы.

Хочу надеяться, что присутствие этого комментария позволит и остальным читателям высказать совё мнение относительно полноты и результативности выводов этого опроса.

Татьяна Ларина.

Автор: Сергей Березин Mar 23 2006, 03:12 PM

Уважаемая Татьяна, а как вы предлагаете использовать результаты данного опроса? А насчет репрезентативности, выше все уже обсудили.

Автор: shkuratov Mar 23 2006, 04:05 PM

QUOTE(tatjana @ Mar 23 2006, 07:57 AM)
....Не разделяю Вашего оптимизма относительно результатов данного опроса,  ...
Татьяна Ларина.
*



Уважаемая Татьяна Ларина, спасибо за Ваши пояснения.

Я немного знаком со статистикой и ее методами, чтобы:

а) не позиционировать представленные здесь результаты как научно-статистические в строгом смысле. Я отдаю отчет, что не спец. в этом деле. По этому поводу я не хочу никого вводить в заблуждение (в результатах достаточно подробно описана методика проведения и выявленные огрехи). Хотя у нас имеются возможности, чтобы проанализировать их "научно" (проверить представленные гипотезы), с привлечением профессиональных статистиков-социологов, и когда это будет сделано (не могу сказать «завтра»), возможно, кое-какие дополнительные отчеты (о мерах связности и коэффициентах корреляции, напр.) будут добавлены, а кое-какие пересмотрены.

б) считать Ваши опасения преувеличенными, не совсем адекватными характеру представленных результатов (см. пункт а). Основные результаты вряд ли изменятся от проведения спец. анализов. К тому же, в опросе в основном используются шкалы, которые называют «номинальными», возможности их (математического) анализа достаточно ограничены, если я не ошибаюсь.

Если Вы занимаетесь статистикой, то очень бы хотелось узнать, проводились ли профессиональные исследования философских предпочтений? Мне, напр., не удалось найти таковых. И что конкретно, по Вашему мнению, нужно было бы изменить в анкете (помимо уже выявленных пропусков и огрехов)?

Автор: shkuratov Mar 23 2006, 04:40 PM

Внес специальное пояснение в основной текст (во избежание недоразумений):

QUOTE
Хотел бы обратить особое внимание на то обстоятельство, что приводимые в дополнительных (многомерных) отчетах корреляции стоит рассматривать как гипотезы, а не как научно-обоснованные факты.

Автор: Phenomen Mar 25 2006, 11:34 PM

Куда-то запропастилась наша Татьяна... Дмитриевна (если не ошибаюсь?)

Хотелось бы надеяться, что она существует не только в воображении Александра Сергеевича. wink.gif

Автор: Ксари Oct 10 2006, 11:31 PM

Спасибо за эту публикацию. По моему, получилось обьективно - ничего удивительного, значит опыт личный не подводит. Уже хорошо. Интересно было узнать своё место.

Автор: Николай Коноплев Oct 15 2006, 08:30 AM

Уважаемый Иван Шкуратов (не уверен, как к Вам обращаться - как к товарищу или же как к господину), Вы несомненно проделали большую работу по выявлению содержания, связанного с отношением к философии и философам нашей (в основном гуманитарной /?/) интеллигенции. В своем "преподавательстве" - среди студентов и аспирантов - я использую результаты Вашей статистики, что заинтересовывает слушателей - содержательно приобщает их к философии. Еще раз говорю: - Спасибо Вам... - Вместе с тем желаю отметить: сохранение диамата в качестве одного из основных философских направлений несомненно подвинуло бы его на несколько ступенек выше - в плане отношения к нему философски ориентированной публики, - укажите Вы, вдумчивый "надсмотрщик" над мировой философской мыслью, - укажите, говорю я, на то, что сегодня указанная марксистско-ленинская философия (что соответствует ее традициям - вспомним: "ранние" К. Маркс и Ф. Энгельс в своем идейном развитии прошли школу фейербахианского антропологического материализма) - в особенности трудами Владимира Семеновича Барулина (р. 1931) - активно совмещает онтолого-экзистенциальную направленность с направленностью "аутентичной объективности" - с выходом на социо-личностную антропологию (как философию, преисполненную толерантных перспектив). Это ставит диамат в исключительные условия, когда это философское течение, глубоко вскрывая суть реальной действительности, вместе с тем решительно отводит наше обобщающее ее воспроизведение (собственно чем и должна заниматься подлинно научная философия) от крепко сидящего в сознании многих ученых и методологов положения, согласно которому считается, что человек в силах раскрыть мир таким, каков он есть на "самом деле" (своеобразное картезианство нашего времени, но от него настало время отступить). Возможно, говорю слишком расширительно, но мы должны держаться сложившихся десятилетиями твердых философских оснований. Ведь по большому счету и Э.В. Ильенков, и М.К. Мамардашвили - как бы их ни связывали с протестным по отношению к диа-истматному направлением - остаются советским философами, мыслителями советской эпохи, которую они духовно пролонгиловали в реалии наших дней. Ибо те революционные преобразования, которые переживает человечество, - прежде всего получили конструктивное обоснование "философами"- мыслителями К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным, И.В. Сталиным. Извините за некоторую сумбурность, но сказано сиё - от полноты чувств. С уважением, коллеги из философского клуба, - Николай Коноплев. Иркутск. 15.10.2006.

Powered by Invision Power Board ()
© Invision Power Services ()