На нашем сайте в разделе "Философская правда" опубликована беседа редактора журнала "Слова" Глеба Коломиеца с участниками исследовательской группы "Этический поворот" о проекте "Этического кодекса" философского факультета МГУ.
http://phenomen.ru/public/newsarticle.php?id=philosophicalnews21032009_43
Приглашаем к обсуждению.
Единственным манифестом регламентирующим жизнь и деятельность философского факультета,философского сообщества, общества Думающих людей и, просто, психически здоровых людей может быть Признание Свободы Мыслеизъявления в рамках человеческого Здравого Смысла.
Все остальное -попытки сформулировать принципы корпоративной солидарности, принципы изолирующие социум, обкатка социальных рамок самоконтроля и корпоративного контроля за поведением членов с целью минимизации инакомыслия и создания комфортных условий существованию Избраных и Допущенных к столу. Такие попытки вредны свободе размышления и смертельны для философского сообщества.
Удивительным является сам факт рождения такой идеи в головах профессиональных философов России, сама профессия которых предполагает оценку понятий и теорий с различных точек зрения, набор которых не может быть ограничен корпоративной солидарностью и корпоративными рамками. Взлом корпоративной солидарности, аппология предательства, как основы открытого общества, открытого для критики и контроля - актуальнейшая задача трансформации этических норм общественного поведения. Как эта проблема будет решаться и какой кровью будут залиты страницы Этических Кодексов различных корпораций можно лишь предполагать по массовым репрессиям и убийствам Журналистов России-передового отряда свободного и открытого общества, общества Свободных Людей.
Честно говоря, сама постановка такого вопроса есть позор философской мысли России.
Такая идея – чушь несусветная: сколько юных дарований может сломать. Интересно, как будет обсуждать Ученый совет Академика, щипающего студенток в лифте?
Посмотрите, как нечто похожее уже сделано:
http://socioline.ru/anti статья «ЖАН-ТЕРЕНТЬЕВИЧ ТОЩЕНКО». Но обратите внимание, что это пермские студенты а не московские. Открыто критиковать член-корра Тощенко в его географически-профессиональной среде – себе дороже. (Жаль, что оценить эту шутку смогут не все, т.к. не владеют соответствующей информацией)
Меня очень обрадовало, что высплыла тема свободы мысли. В русском философском сообществе с его жесткими стандартами философствования, постоянными попытками реконструировать философию в науку, это особенно акутально.
Собственно, мыслить свободно можно только за пределами академического сообщества, которое подавляет "запретные темы" и "запретные способы мышления" (вы знаете, что за всю историю русской философии не защищено ни одной диссертации по маркизу де Саду?) и, думаю, введение Этического Кодекса это ещё только цветочки.
Здравствуйте!
Хорошо написано во втором посте о Здравом Смысле. Давайте ему, этому Смыслу, и следовать.
Во-первых, давайте "наведем резкость" в обсуждении нашего вопроса: мы ведь обсуждаем "беседу редактора журнала "Слова" Глеба Коломиеца с участниками исследовательской группы "Этический поворот" о проекте "Этического кодекса" философского факультета МГУ" и собственно, сам Манифест и Кодекс. Так?
Видимо "расплывчатость и ускользание от однозначной трактовки" текста Манифеста сыграли с читателями злую шутку "чернильных пятен" - каждый увидел то, чего опасался. Вдруг "всплыла" тема свободы мысли, и вообще свободы, при этом в формулировках не менее расплывчатых; заговорили о гвоздях в крышку гроба философии, о крови, заливающей страницы Этических Кодексов... Складывается впечатление, что мышление некоторой части современной российской интеллигенции поражено странным недугом. Суть хвори в том, что везде, где речь идет об обязанностях, долге, добросовестности (и т.д., до нравственности и этики) ему мерещатся призраки тоталитаризма, наступающие на доставшуюся столь великой ценой Свободу. Причем наступление этих монстров, предполагается, направлены на такие уровни свободы, которых человека в принципе никто не в состоянии лишить.
Если кому не нравится академическая (или какая угодно еще) среда обитания, добро пожаловать в бочку Диогена, скит, пустыню и куда угодно еще - вы в любой момент достаточно свободны, чтобы сделать подобный выбор. Живете и работаете среди людей - придется на горло собственной песне наступить слегка. Не очевидно ли?
Еще один забавный момент: все-таки логика "лучше не двигаться, все равно хуже будет", т.е. парализованный так долго лежит на своей койке, что как его ни коснись - будет дурно пахнуть - такая логика несколько ущербна, не находите? К выздоровлению точно не приведет.
Я не говорю все это в однозначную поддержку каких бы то ни было кодексов и манифестов, просто, мне кажется, "обсуждение" может приобрести какой-то странный "мистифицированный" формат.
Трезвение, трезвение и еще раз трезвение...
Занимаясь этической проблематикой в научном или учебном заведении надо четко представлять себе границы. Я не думаю, что этот Этический проект будет как-то фильтровать непосредственно те или иные исследовательские идеи, будь то даже философия гомосексуализма или идеи маркиза де Сада (хотя они, к счастью, не включены в Программу), главное, что бы практические занятия не выходили за рамки уголовного кодекса. И здесь совершенно, на мой взгляд, не стоит опасаться угрозы свободы мысли и волеизъявления, конечно, если этот проект не ставит целью идеологическую работу и чистку (инициирован сверху или отражает перегибы на местах).
Главные проблемы, по всей вероятности, которые затрагивает это проект: взаимоотношения преподавательского состава между собой и между студентами, а также проблема авторских и смежных прав. Ну и потом, как в хорошем детективе, надо искать мотив! Если девочкам просто надо, используя хоть какие-то эмпирические данные, написать курсовые или дипломные работы, то широкой философской общественности не стоит так волноваться.
Если бы вдруг у меня спросили бы совета, как раскрыть эту тему (этика научной или образовательной деятельности), я бы посоветовала не создание формальной структуры (так много материала не соберешь, статистика тут скрытна), а изучение неформальных механизмов борьбы с неэтическими проявлениями низшей человеческой сущности (прелюбодеянием, жадностью, плагиатом, просто скверным характером, кумовством(родственные связи) и т.д.). К таким неформальным механизмам можно отнести СПЛЕТНИ - эффективнейшее средство. С эмпирическим материалом тут все понятно, но как подвести научную базу?. Здесь мне видится так: почему люди слушают сплетни? – потому, что хотят иметь информацию о той среде, где находятся, строят свои планы и т.д., что бы не наступить на те же грабли; почему люди пересказывают сплетни? – потому, что хотят удостоверится в истинности этой информации, отсекая единично встречающиеся элементы.
Ну в общем все. Сплетничайте, господа и дамы, активно сплетничайте, не стесняйтесь. Так по крайне мере никто не пострадает, кроме репутации того, на кого она направлена. Множество негативных сплетен создаст вокруг него («изверга») негативную атмосферу – и он либо изменится, либо вынужден будет просто уйти. Ну а если уж совсем наглый – ну тогда только в суд (взятки, домогательства с использованием своего служебного положения, нарушение авторских прав и т.д.). Ну а с родственниками, протеже и проч. – докажите их профессиональную несостоятельность, если получится.
Powered by Invision Power Board ()
© Invision Power Services ()