Считается, что единственным "философом на троне" был Марк Аврелий.
Но есть мнение моего преподавателя д.ф.н. Кулаева К.В., что единственный философ - руководитель государства был Дэн Сяо Пин. Ссылок на его философские труды я не нашёл.
Кто знает что-нибудь о нём как философе?
Есть ещё кандидаты в этот ряд?
Если Ваш преподаватель считает, что единственным философом "на троне" был Дэн Сяо Пин, то было бы логично именно к нему (преподавателю) обратиться за разъяснениями и ссылками на литературу...
А вообще, ответ на Ваш вопрос сущностно зависит от того содержания, которое вкладывается в понятие "философ". Подозреваю, что оно сильно варьирует...
Своеобразным феноменом тоталитарной культуры было преподнесение вождей как "великих мыслителей", философов. Такое явление наблюдалось не только в нашей стране (Ленин, Сталин), но и в др. подобных странах - я показываю направление, в котором следует искать сегодняшних "философов на троне" (очевидные претенденты - руководители Туркмении и Северной Кореи).
Многие современные российские политики также по инерции мнят себя "великими философами". В Гос. Думе тремя фракциями (из четырех) руководят доктора философских наук: Г.Зюганов, В.Жириновский и Д.Рогозин. В свое время мне даже привелось полистать автореферат докторской Жириновского (и почему-то вспомнилась "Малая Земля"...). Грызлов также остепенился на философском факультете, но выбрал более уместную политологическую специальность.
Кстати, не будем сбрасывать со счетов Кароля Юзефа Войтылу, с 1978 известного под именем Иоанна Павла II. Руководитель государства Ватикан, как-никак. До 1978 он серьезно занимался философией. Позже даже был выпущен сборник его философских работ "Метафизика личности".
Продолжая тему, можно было бы вспомнить и бывшего правителя Тибета Далай Ламу IV ("Буддизм Тибета", "Доброта, чистота помыслов и проникновение в сущность" и т.д.).
Эти люди не имеют политической власти (Ватикан - государство с натяжкой) и не могут воплотить своих философских взглядов на устройство государства.
В догонку: а как Вам Мохандас (Махатма) Ганди, еще один руководитель Индии?
Встречали ли Вы людей, чьи творческие возможности эксплицитно или имплицитно не были бы ограничены никакими рамками? Занятие определенной философской позиции уже предполагает такие рамки.
... Но, похоже, мы с Вами уже пошли по второму кругу - в самом начале я сказал, что ответ на Ваш вопрос сущностно зависит от содержания понятия "философ". А это уже дискуссионный вопрос, и обсуждать его нужно в другом разделе форума.
Не встречал... Но всё же _руководителей_ конфессий я бы предложил вынести за рамки данного вопроса.
Чем Вам великий Мао не нравится. Книжки есть. Есть направление- маоизм. Правда, там намешано черт знает что. Но все-таки.
О Дэн Сяопине.
Не будучи китаистом и не ознакомившись со всеми работами этого государственного деятеля, который стал инициатором величайших перемен в жизни китайского общества, мне трудно судить о наличии философской составляющей в его творчестве.
Если его выдающаяся роль как политика-реформатра не подлежит сомнению, то из его работ переведенных на русский язык (в имеющемся у меня томе избранных сочинений) нигде не найдем прямых указаний на философию. Кроме общих высказываний о пользе марксизма или философских трудов Мао Цзедуна нет ничего похожего даже на специфическую китайскую философскую традицию.
Но вместе с тем его выступления, высказывания демонстрируют интерес к великим идеалам, к постоянному поиску эффективной социальной организации, к результативному созиданию своей страны.
Он недвусмысленно стоял за подъем науки и образования в своей стране, считая невозможной без их опережающего развития какую-либо модернизацию общества: "Надо выступать за науку, только опора на нее подает надежды", "прорыв, совершаемый в области высшей науки и техники, ускоряет развитие целой группы производств", - в этом ключе Дэн не только писал, но и политически творил.
Как это контрастирует с нынешними квазиреформами в России...
Есть одна бросающаяся в глаза черта, которая роднит его с лучшими историческими деятелями и нашего отечества. Все интеллектуальное наследие Дэна пронизано духом масштабного социального строительства, плоды которого должны ощущать, по его мысли, все граждане. Живя масштабами истории, он презирал индивидуализм, эгоцентриков, живущих лишь для себя.
Powered by Invision Power Board ()
© Invision Power Services ()