Версия для печати темы

Нажмите сюда для просмотра этой темы в оригинальном формате

Философские форумы Phenomen.Ru _ FAQ-туальные вопросы _ Философы у руля государства: Дэн Сяо Пин

Автор: NIRVANiA Mar 2 2005, 05:32 PM


Считается, что единственным "философом на троне" был Марк Аврелий.

Но есть мнение моего преподавателя д.ф.н. Кулаева К.В., что единственный философ - руководитель государства был Дэн Сяо Пин. Ссылок на его философские труды я не нашёл.

Кто знает что-нибудь о нём как философе?

Есть ещё кандидаты в этот ряд?

Автор: Phenomen Mar 2 2005, 09:21 PM

Если Ваш преподаватель считает, что единственным философом "на троне" был Дэн Сяо Пин, то было бы логично именно к нему (преподавателю) обратиться за разъяснениями и ссылками на литературу...

А вообще, ответ на Ваш вопрос сущностно зависит от того содержания, которое вкладывается в понятие "философ". Подозреваю, что оно сильно варьирует...

Своеобразным феноменом тоталитарной культуры было преподнесение вождей как "великих мыслителей", философов. Такое явление наблюдалось не только в нашей стране (Ленин, Сталин), но и в др. подобных странах - я показываю направление, в котором следует искать сегодняшних "философов на троне" (очевидные претенденты - руководители Туркмении и Северной Кореи).

Многие современные российские политики также по инерции мнят себя "великими философами". В Гос. Думе тремя фракциями (из четырех) руководят доктора философских наук: Г.Зюганов, В.Жириновский и Д.Рогозин. В свое время мне даже привелось полистать автореферат докторской Жириновского (и почему-то вспомнилась "Малая Земля"...). Грызлов также остепенился на философском факультете, но выбрал более уместную политологическую специальность.

Автор: Phenomen Mar 3 2005, 12:16 AM

Кстати, не будем сбрасывать со счетов Кароля Юзефа Войтылу, с 1978 известного под именем Иоанна Павла II. Руководитель государства Ватикан, как-никак. До 1978 он серьезно занимался философией. Позже даже был выпущен сборник его философских работ "Метафизика личности".

Продолжая тему, можно было бы вспомнить и бывшего правителя Тибета Далай Ламу IV ("Буддизм Тибета", "Доброта, чистота помыслов и проникновение в сущность" и т.д.).

Автор: NIRVANiA Mar 3 2005, 11:04 AM

QUOTE(Phenomen @ Mar 2 2005, 10:21 PM)
Если Ваш преподаватель считает, что единственным философом "на троне" был  Дэн Сяо Пин, то было бы логично именно к нему (преподавателю) обратиться за разъяснениями и ссылками на литературу...
*

Слова "на троне" относились только в М. Аврелию. У преподавателя, к сожалению, спросить уже не удастся. sad.gif
QUOTE(Phenomen @ Mar 2 2005, 10:21 PM)
Своеобразным феноменом тоталитарной культуры было преподнесение вождей как "великих мыслителей", философов.
*

По моим личным впечатлениям заподозрить преподавателя в таком подходе трудно.

Автор: NIRVANiA Mar 3 2005, 11:15 AM

Эти люди не имеют политической власти (Ватикан - государство с натяжкой) и не могут воплотить своих философских взглядов на устройство государства.

Автор: Phenomen Mar 3 2005, 07:39 PM

QUOTE(NIRVANiA @ Mar 3 2005, 11:04 AM)
Слова "на троне" относились только в М. Аврелию. У преподавателя, к сожалению, спросить уже не удастся. sad.gif
<...>
По моим личным впечатлениям заподозрить преподавателя в таком подходе трудно.
*



Нирваня, в данном случае я никого ни в чем не подозревал и сказал только то, что сказал, считая, что Ваш преподаватель больше нашего разбирается в философии Дэн Сяо Пина.

QUOTE(NIRVANiA @ Mar 3 2005, 11:15 AM)
Эти люди не имеют политической власти (Ватикан - государство с натяжкой) и не могут воплотить своих философских взглядов на устройство государства.
*



Насчет того, что эти люди не имеют никакой ПОЛИТИЧЕСКОЙ власти - Вы погорячились. Очевидно, что они имели такую власть и ВЛИЯНИЕ, перехлестывающее гос. границы.

Если Вас интересует философ, который "не только интерпретировал мир, но и изменил его", то это В.И.Ленин, причем, без вариантов - реформы других философов кажутся мне слишком незначительными по сравнению с этим.

А меня, напротив, заинтересовал Ваш вопрос в широком смысле. И в этом смысле могу продолжить перечень, упомянув президента Индии (в 1962-67) С.Радхакришнана, по книгам которого мы все постигали азы индийской философии ("Индийская философия", в 2 тт.).

Автор: Phenomen Mar 3 2005, 07:44 PM

В догонку: а как Вам Мохандас (Махатма) Ганди, еще один руководитель Индии?

Автор: NIRVANiA Mar 4 2005, 12:48 PM

QUOTE(Phenomen @ Mar 3 2005, 08:39 PM)
Насчет того, что эти люди не имеют никакой ПОЛИТИЧЕСКОЙ власти - Вы погорячились. Очевидно, что они имели такую власть и ВЛИЯНИЕ, перехлестывающее гос. границы.
*


И всё же они религиозные деятели, а не философы. Их творческие возможности ограничены религиозными рамками.

Автор: Phenomen Mar 5 2005, 08:12 AM

Встречали ли Вы людей, чьи творческие возможности эксплицитно или имплицитно не были бы ограничены никакими рамками? Занятие определенной философской позиции уже предполагает такие рамки.
... Но, похоже, мы с Вами уже пошли по второму кругу - в самом начале я сказал, что ответ на Ваш вопрос сущностно зависит от содержания понятия "философ". А это уже дискуссионный вопрос, и обсуждать его нужно в другом разделе форума.

Автор: NIRVANiA Mar 5 2005, 09:36 AM

Не встречал... Но всё же _руководителей_ конфессий я бы предложил вынести за рамки данного вопроса.

QUOTE
Но, похоже, мы с Вами уже пошли по второму кругу
Тогда пусть каждый выступает со своей трактовкой понятия "философ".

Про Ленина согласен.

Автор: Филиппов Mar 19 2005, 03:08 AM

Чем Вам великий Мао не нравится. Книжки есть. Есть направление- маоизм. Правда, там намешано черт знает что. Но все-таки.

Автор: Анатолий Самарин Mar 31 2005, 03:08 PM

О Дэн Сяопине.
Не будучи китаистом и не ознакомившись со всеми работами этого государственного деятеля, который стал инициатором величайших перемен в жизни китайского общества, мне трудно судить о наличии философской составляющей в его творчестве.
Если его выдающаяся роль как политика-реформатра не подлежит сомнению, то из его работ переведенных на русский язык (в имеющемся у меня томе избранных сочинений) нигде не найдем прямых указаний на философию. Кроме общих высказываний о пользе марксизма или философских трудов Мао Цзедуна нет ничего похожего даже на специфическую китайскую философскую традицию.
Но вместе с тем его выступления, высказывания демонстрируют интерес к великим идеалам, к постоянному поиску эффективной социальной организации, к результативному созиданию своей страны.
Он недвусмысленно стоял за подъем науки и образования в своей стране, считая невозможной без их опережающего развития какую-либо модернизацию общества: "Надо выступать за науку, только опора на нее подает надежды", "прорыв, совершаемый в области высшей науки и техники, ускоряет развитие целой группы производств", - в этом ключе Дэн не только писал, но и политически творил.
Как это контрастирует с нынешними квазиреформами в России...
Есть одна бросающаяся в глаза черта, которая роднит его с лучшими историческими деятелями и нашего отечества. Все интеллектуальное наследие Дэна пронизано духом масштабного социального строительства, плоды которого должны ощущать, по его мысли, все граждане. Живя масштабами истории, он презирал индивидуализм, эгоцентриков, живущих лишь для себя.

Powered by Invision Power Board ()
© Invision Power Services ()