IPB

Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )

[ Каскадный ] · Стандартный · Линейный

> Машинерия жизни., Техника - средство или цель человека?

Странник
post Feb 19 2011, 07:36 PM
Отправлено #1


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 514

Пол: Male



"Нет никакого демонизма техники - пишет Хайдеггер, - но есть тайна её сущности".

Начну,пожалуй, с того, что есть как беспредметная, так и предметная тайна её сущности, тайна, охватывающая диапазон от восточной культуры внутренних практик психо-техники, до её внешнего выражения в западной культурной цивилизации.
И всё это техно-производство неотделимо от человека, производство как средства техники, помогающие достигать целей, с одной стороны, и техники как самой цели, с другой стороны.
В связи с этим, остаётся открытым вопрос о существе техники: ЧТО ТАКОЕ ТЕХНИКА - средство или цель человека?
Этот вопрос упирается в вопрос отношений человека как к Богу, так и к окружающему миру, а также к самому человеку как мере всего. Ещё с античных времён человек был призван к цели "познай себя и познаешь мир". Сегодня же подобная целедостижимость, судя по философствующим мыслителям( в отличие от мыслителей античности), выглядит пессимистически.
Например, М.Эпштейн заявляет такое: " Раньше человек, ища себя в себе, находил Бога, потом - природу, теперь Машину. Человек видит всё, кроме себя, себя он видит только со спины, как другого. Задача гуманитарных наук - повернуть человека лицом к самому себе - невыполнима".
Подобная безликость человека,можно смело предположить, - в его культуру и прежде всего его культуру поведения привнесёт замену("свято место пусто не бывает") в виде животного лика(животно-машинного лика), наделённого волей к власти.
Ницше("Антихрист"): "Мы более не выводим человека из "духа", из "божества", мы отодвинули его в ряды животных. Мы считаем его сильнейшим животным,потому, что он хитрее всех...", и далее... "Декарт впервые рискнул высказать мысль, что животное можно понимать как МАШИНА, - вся наша физиология старается доказать это положение".
Но, как выясняется, что не только физиология, но и "Философия различия"(Постмодернисты), базирующаяся на философии Ницше. Им везде и всюду видятся одни лишь потоки желающих машин.
Ж.Делёз("Капитализм и шизофрения"): "Повсюду производящие и желающие машины, шизофренические машины, целая порождающая жизнь; я и не-я, внешне и внутренне больше ничего не значат". То есть, стирается "различие человек-природа: человеческая сущность природы и природная сущность человека отождествляются в природе как производстве или промышленности".
Причём, человек уже не как царь творения, а всего лишь как вечный(или не вечный) служитель МАШИН вселенной. Но если человек только служитель, то со временем он может стать или уже становится лишь средством к достижению целей навязанных ему производством желающих машин, шизофреническим производством. И, в конечном счёте, человек настолько впадёт в зависимость от машин, что станет их рабом, которого они впоследствии(за ненадобностью или непрофпригодностью к обслуживанию дальнейших их целей) заменят на более пригодную машину-робота(КИБОРГА).
Т.о., фантастика в виде "ВОССТАНИЯ МАШИН" вполне может оказаться совсем и не фантастикой, а самой настоящей реальностью машинерии жизни,затмевающей собой биологическую жизнь.
Т.о., простой вначале вопрос "Что такое техника и каково её положение в мире?" становится всё сложнее по мере того, как практические воздействия техники на природу и человека делают её главным фактором земной жизни. И эта сложность, казалось бы простого вопроса, кроется в тесной взаимосвязи человека и техники.
Анализ человеческой жизни неминуемо влечёт рассмотрение её техногенных аспектов, а анализ техники приходит к рассмотрению её воздействия на человека.
Техника "утопает" в человеке так же, как и человек в технике, т.е. становится звеном созданной им же машинной организации жизни(машинерии жизни).
По этому поводу одни мыслители высказывают оптимистические мысли в отношении техники, другие же, наоборот, пессимистические.
Так, Э.Карнап понимал технику как "органическую проекцию", усиливающую возможности органов человека.
Х.Ортега-и-Гассет: "Миссия техники - освобождение человека, дарующее ему возможность всецело быть самим собой".
Т.е. техника кажется только средством помогающим человеку в достижении его целей.
Но, как говорит К.Ясперс, - "То, что в течении тысячелетий составляло мир человека, в настоящее время как будто потерпело крушение... сам человек как будто растворяется в том, что должно быть лишь средством, а не целью".
Перед человечеством встаёт вопрос: к чему оно идёт?
По поводу будущего техно-исторического периода Ясперс вопрошает: " Может ли случиться, что техника, оторвавшись от смысла человеческой жизни, превратиться в средство неистового безумия людей?".... "Феномен техники, поскольку он не распознан, - не только опасность, но и задача".
Пожалуй, необходимо сказать ещё и о "экстропианцах"(Экстропия), страстных приверженцах к трансформирующему потенциалу инженерии, которые надеются создать МАШИНЫ, которые преодолеют границы нашей человечности, последовательно пройдя трансчеловеческую и постчеловеческую стадию.
Макс Мор: " Мы должны активно готовить себя к моменту, когда машины совершат квантовый скачок за пределы описанного любой научной фантастикой, ...когда технология позволит нам переделать себя в психологическом, генетическом и нейрологическом аспектах, ...а если не получится, то есть другой план: сгрузить своё сознание, свой разум, своё "Я" в компьютер.
Мечта о загрузке сознания в компьютер зародилась уже в первые десятилетия компьютерного века.
Новые подходы к сложным информационным системам позволили предположить, что сознание в конечном итоге может быть описано как нейрокомпьютер.
Идея отгрузки сознания имплицитно содержится в теории информации. Информационная технология будто бы позволит обойти или перескочить энтропию, пугающую жизнь своим смертельным исходом.

Итак, ответить на то, очередной ли это миф или обнадёживающая реальность, сможет, видимо, прояснить только ответ на вопрос: что такое техника?... и в каком смысле она действительно является для человеческого "Я" спасением?

Если верно, что КРАСОТА СПАСЁТ МИР, то ТЕХНИКА как МАШИНЕРИЯ ЖИЗНИ в своей конечной инстанции должна быть отождествлена с этой СПАСАЮЩЕЙ КРАСОТОЙ!
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Posts in this topic
Странник   Машинерия жизни.   Feb 19 2011, 07:36 PM
Евгений Волков   Все предельно просто. Что брать за точку отсчета в...   Feb 19 2011, 11:53 PM
Странник   Е.Волков Спасибо за своё высказанное мнение по эт...   Feb 22 2011, 07:58 PM
Евгений Волков   Чтобы понять саму жизнь, как вы выражаетесь, ув...   Feb 23 2011, 10:48 AM
Vsevolod_Ivanov   Интересный вопрос, интереснейший зачин и очень св...   Feb 22 2011, 11:47 PM
Квестор   Как сказал полковник с военной кафедры: - Машина д...   Feb 23 2011, 05:49 AM
Странник   Квестор Машина потому и пугает человека, что он о...   Feb 23 2011, 10:23 AM
Vsevolod_Ivanov   В общем-то, "неотъемлемая среда обитания...   Feb 24 2011, 04:11 AM
Квестор   Всеволод, я как-то замахнулся на теорию репродукти...   Feb 26 2011, 03:50 AM
Странник   Е.Волков Так многие разбирались и пытаются разбир...   Feb 26 2011, 12:08 PM
Vsevolod_Ivanov   Такое рассуждение грозит двумя крайностями: 1. эд...   Feb 27 2011, 01:20 AM
Квестор   Товарищи философы, доценты с кандидатами, пускай в...   Feb 27 2011, 04:52 AM
Странник   Квестор В том и утончённость вопроса,что понимани...   Feb 27 2011, 10:47 AM


Reply to this topicTopic OptionsStart new topic
 

Текстовая версия Сейчас: 23rd April 2024 - 10:44 PM
Реклама: