IPB

Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )

[ Каскадный ] · Стандартный · Линейный

> Спор о споре, Спор как предмет спора

Странник
post Nov 10 2012, 10:25 AM
Отправлено #1


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 514

Пол: Male



Будьте милостливы, братцы,
Дайте чуточку подраться... (= поспорить)



В среде людей можно заметить существенное различие их отношения к спору, выраженное, для одних - позицией избегания всяческих споров, для других, наоборот, - позицией всяческого стремления к спору(ярых спорщиков).
Подобные крайности в отношении спора, в своём глубинном понимании видимо являются следствием веры или неверия, что в споре может родиться истина. Но спорящие,порой просто спорят, не задумываясь о той глубинной причине,которая их подталкивает ввязываться в спор.
Подобное поверхностное отношение к спору и порождает множество порой безрезультатных различного рода словесных состязаний в отстаивании своего собственного мнения. Т.о. спор уклоняющийся от истины, превращается в искусство любой ценой победить в словесной дуэли путём непреднамеренного или преднамеренного использования ложных доводов(эристика, софистика).
Эволюцию спора исключающего спор о истине, можно выразить так:
...В начале у меня не было проблем!
А теперь у меня нет ничего, кроме проблем!

Сквозь призму взгляда всё искажено,
И в споре утонуть - не мудрено...

...Не рождается истина в споре,
Что-бы там не твердили умы,
Кулаки вот уже наготове
И стакан припасённой воды.
Перепутались истина с ложью,
Загремели дебаты в тупик,
Покраснели заумные рожи,
Потеряв человеческий лик.
Аргументы забросив на полку,
Подтянув дорогие штаны,
Оппоненты грызутся как волки
На потребу весёлой толпы.

Т.о. спорят как угодно и о чём угодно, только не о самом споре, споре как цели, а не только как средстве достижения победы собственных амбициозных взглядов(мнений).

Но что такое спор как цель спора? Ведь именно стремление и достижение этой цели в споре только и может родить истину или нечто подобное ей. Ещё античные мыслители-мудрецы обращали внимание на то,что спор играет важную роль для выяснения истины. Для них афоризм "Истина рождается в споре" совсем не блеф, а руководство к целевому действию в споре.
Подобным примером спора можно привести известный спор "против академиков", в частности - у Блаженного Августина в его книге "Об истинной религии".
Спор в своём целевом, глубинном предназначении есть философский спор. Ибо, как говорит Блаженный Августин, что ..."самой истины ты не увидишь, пока всецело не посвятишь себя философии", и, далее предупреждавший ..." Берегитесь прийти к мысли, что вы в философии истины не узнаете или что она не может никоим образом быть познана".
Спор об академиках, укрывших под ложным положением будто-бы истины постигнут нельзя, был направлен против спора мнений, уклонившихся от искания истины. Т.е. чтобы не было такого, что всякими средствами можно достигнуть истины, то и построили это весьма лукавое положение. Иначе были бы все средства хороши для достижения цели истины, что было бы нелепостью в отношении истины.

Казалось бы, мудрыми совсем не приветствуются пустые споры из-за слов(споры на словах или о словах), когда дело очевидно. Ибо ..."мудрому прилично быть не создателем слов, а исследователем вещей"(предметов).
Однако в "состязании третьем" книги Августина, некий Лиценций просит Августина прояснить то, что он " часто от Августина слышал, что ведущим состязание можно продолжать спор из-за слов, когда для спора о предмете(вещи) не остаётся места".
С моей точки зрения, это очень интересное высказывание. Значит спор на словах не всегда бывает пустым спором, по сравнению со спором на деле, исследующем вещи.
Академики называют такой плодотворный спор из-за слов(на словах/о словах) ВЕРОЯТНЫМ или ИСТИННОПОДОБНЫМ.
Т.о. спор не о предмете(вещи), а сам спор как предмет, в своём целевом предназначении уподобляется истине. Иначе ни о каком истинноподобии в отношении спора из-за слов не могло быть и речи(т.е. истина и спор о ней никогда бы, ни каким образом не пересекались/связывались). Однако благодаря некому противоречию в самой вещи, подобная связующая нить существует...
Августин: "Здесь большое противоречие не в словах, а в самой вещи. Они(академики) выбрали эти слова для того, чтобы, с одной стороны, скрыть свою мысль от более тупых, а с другой - дать понять более проницательным".
Что ж, возможно подобное понимание для более проницательных можно выразить как пословицей...
"В споре мудрецов - рождается истина,
В споре дураков - рушится мир"
.... так и фразой из сказки... "сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок".

P.S.

Есть в спорах бесплодность,
А есть плодовитость -
Сама безусловность,
Как сердца привитость.
В понятии "споры"
Заметим, подумав,
Литую "связь-пары" -
Итог любомудров.
Ведь спор может спарить -
Связать чем-то общим,
Но может "ошпарить",
Когда ум заносчив...
Тогда бытность сердца
Всегда под вопросом,
Ведь мудрости дверцу
Не сыщешь "под носом".
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
 
Reply to this topicStart new topicStart Poll
Ответов
Странник
post Nov 23 2012, 06:04 PM
Отправлено #2


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 514

Пол: Male



Ваша,Виктор, точка зрения по поводу спора понятна.
Но всё же я не буду зацикливаться на вашей точке зрения, т.к. она уводит от существующей темы в никуда...

Итак, как я уже упоминал вначале, что в спорах есть бесплодность, но есть и плодовитость, и эта плодовитость и олицетворяется с некой вещью, которая может быть как "в себе", так и "не в себе" в своей безусловности. Это более глубинное знание, чем знание Канта или Ленина высказанное о "вещи в себе"/"не в себе", поэтому не стоит всерьёз думать, что упоминание о "вещи в себе" необходимо относить только к Канту,как придуманное им. На самом деле изначально "вещь в себе/не в себе" относилось к божественной вещи и человеческой вещи. И, соответственно, спор об этих вещах шёл вполне серьёзный как в сфере богословской, так и философской мысли.

В ВФ №10 за 2012г, есть статья некоего Золотухина В.В. как раз по поводу спора о божественных вещах. Статья называется "СПОР О БОЖЕСТВЕННЫХ ВЕЩАХ: КОНФЛИКТ ФИЛОСОФСКИХ ТЕОЛОГИЙ", в которой говорится о неком споре между Ф.Якоби и Ф.Шеллингом в 1811-1812 г, как спор о теизме и пантеизме.
В сей статье Золотухин утверждает, что Сам термин "божественные вещи" восходит к Варрону и Цицерону. У Варрона он предстаёт одним из членов категориальной пары res humanae - res divinae( человеческие и божественные вещи)...
Т.о. спор затрагивает не какие угодно вещи, а самые что ни есть наипредельные вещи и отношения между ними в теистическо-атеистическом диапазоне понимания.

Хотелось бы чтобы обратили внимание на тот факт, что словесный спор(спор на соловах) в природе никто кроме человека не ведёт. А если человек спорит не о чем-то помимо себя, а о самом споре, то данный спор может быть лишь спором о себе как человеко-божественной вещи. Об этом как раз и говорил упомянутый мной в начале темы Блаженный Августин в своём споре "Против академиков", в споре "либо познать истину, либо тщательно её исследовать".
Августин: "...берегитесь прийти к мысли, что вы в философии истины не узнаете или что она не может никоим образом быть познана".

Подобный спор есть спортивный спор( спор - спор-т), который и является неким нутром(или диалектикой) всяких споров,которые без него ни к чему существенному не приводят.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Posts in this topic


Reply to this topicTopic OptionsStart new topic
 

Текстовая версия Сейчас: 20th April 2024 - 01:36 AM
Реклама: