Глобализм и философия
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Глобализм и философия
Алексей Воробьев |
Aug 8 2005, 03:00 PM
Отправлено
#1
|
Старожил Группа: Club Members Сообщений: 342 Пол: Male |
Слово «глобализация», пожалуй, давно уже ни у кого не вызывает никаких положительных реакций и того оптимизма, который мог бы хоть сколько-нибудь верить в то, что, обозначаемые этим словом процессы действительно направлены на то, чтобы решать общими усилиями современные общепланетарные и общечеловеческие проблемы. Вера в то, что глобализм направлен на предотвращение мировой войны и обеспечение надежного мира для всех народов; преодоление несоответствия в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами; ликвидацию голода, неграмотности; решение демографических и экологических проблем; обеспечение человечества необходимыми ресурсами - продовольствием, промышленным сырьем, источниками энергии; предотвращение отрицательных последствий развития науки и техники, связанных с резко возросшим влиянием человека на среду своего обитания и т.д. - на сегодняшний день выглядит просто смешной.
Даже для самого поверхностного и равнодушного взгляда на теперешнее политическое, экономическое и социальное состояние международной действительности достаточно для того, чтобы отметить для себя принципиальную двусмысленность той двойной бухгалтерии, в несоответствиях которой самой себе и реализуют себя собственно реальные глобализационные процессы. С одной стороны по-прежнему можно услышать о политике по обеспечению международной безопасности, но на самом деле эта политика теперь стала глобальной политикой «жизненных интересов» США и от международного в ней ничего не осталось, все еще звучат тезисы о едином экономическом пространстве, но в этом пространстве, помимо спекулятивно-фиктивного капитала, принадлежащего глобалисткой элите, более нет никакой экономики, не перестали оглашать воздух слова «социальная справедливость», «демократия», «права человека», но сегодня со всей очевидности ясно, что эти слова отныне означают глобальное извращение всех ценностных норм, рабство общества и беззаконие в отношении человечности, стратегии которых умело фабрикуются технологии манипуляции над сознанием. Быть может для западных стран и прежде всего для самих США подобное положение дел выглядит и не столь однозначно, но для России, этой неисповедимой алхимической мастерской злого духа мировой истории такой расклад «двойной бухгалтерии» глобализма более чем однозначен. Беспрецедентное по своим проявлениям ограбление народа, рабское его угнетение и неприкрытый геноцид, низвержение всяких общественных устоев и норм, надругательство над культурой, образованием, нравственностью; разрушение любых национально-духовных ценностей и перспектив – вот только некоторые из данных сухого списка результатов реформ, которые «получило» простое население нашей страны. Но столько отнять у людей, не давая и не предполагая ничего дать им в замен было бы никогда не возможно, если бы на другом стороне поляризации, что определяет логику, происходящих в России процессов, не сумела сгруппироваться, так называемая, глобализационная элита некогда Великой державы. Именно ее представители безнаказанно и нагло с изощренным упорством и циничным лицемерием как раз и проводят тот преступный, не знающий удержу собственной алчности, тщеславию, самодовольству и пренебрежению ко всяким человеческим законам курс, который своим существом как раз и определяет «интеграционное» место России в глобальном международном сообществе. То, что это место заранее определено как территория сырьевого придатка Запада с нищим вымирающим населением и криминальным правлением особых доказательств не требует. Однако сказать несколько слов о том, что же обуславливает подобную для нас «определенность» в эволюции глобалистких тенденции все же будет уместно. Для этого надо перевести взгляд от проблем нашей страны по другую сторону океана и присмотреться к той неприглядной политике, что реализуют в отношении всего остального мира США, давно уже у всех ассоциирующиеся и оплотом и центром мировых глобализационных проблем. Возможность быть таким центром эта страна приобрела за счет того, что по существу именно она располагает правом являться глобальным международным финансовым спекулянтом, обеспечивая собственное благосостояние и приоритеты, позволяющие это право отстаивать, исключительно за счет «виртуальной экономики», сомнительная рентабельность которой держится на более высоком уровне технологического развития США относительно стран второго и третьего сорта. Под прикрытием алиби о помощи экономически слаборазвитым геополитическим регионам США на самом деле принуждают вступать эти регионы в «неэквивалентный обмен» своего дешевого наемного труда и природных ресурсов на «интеллектуальную ренту», определяющую значительную часть цены товаров наукоемких производств, поступающих им по импорту. Такой обмен стимулирует эмиссия глобальной международной валюты, монополию на которую США поддерживают всего лишь, имея у себя хорошо работающий печатный станок, обеспечивая спрос на деньги за счет создания финансовых пирамид и заставляя отстающие страны платить своим разорением и эксплуатацией по долгам за совершенно ничем не обеспеченные купюры. Естественно подобное двойное ограбление неимущих сначала по прямому, а потом по возвратному «неэквивалентному обмену» требует изощренного манипулирования собственным преимуществом как сверхдержавы. Одним из способов подобного манипулирования является искусственная дестабилизации чужих экономических систем и создание в них управляемого хаоса, чудовищные парадоксы и катастрофы которого с санкций отечественной политической элиты Россия за последние годы уже не раз была вынуждена пережить. Но еще более порочным является задействование США в целях собственного процветания своего политического потенциала на международной арене. По мнению многих аналитиков тот фарс тонко разыгранного шоу, демонстративное пренебрежение ко всем нормам международного права и предпринятые затем военно-политические акции, что последовали за трагедией 11 сентября единственным своим сценарием имели именно подоплеку спасения и еще большего усиление, готовой пошатнутся, власти ядовитого виртуального спрута американской экономики, и надо сказать замысел этот (почти без всякого действенного сопротивления) удался на славу. И, наконец, третий и может быть наиболее существенный момент преимущества глобалистов США заключается в тотальной узурпации ими права распоряжаться и манипулировать (если можно так выразиться) общечеловеческой идеологий смыслового дискурса всемирного существования, оправдывающего любое лицемерие, и двусмысленность собственных этой идеологии оснований, позволяющую эффективно легитимировать любые преступления меньшинства против большинства. Эта идеология, оформленная в терминах пропаганды и повсеместного насаждения неолиберальной демократии и тошнотворно-пошлых «американских ценностей» является главной отравой всего исторического духа нашей эпохи. И именно о ней, в желании вырваться из порочного круга самообмана и самофалсификации ценности любой современной социально-политической идентификации философии очень сильно стоит задуматься. |
Алексей Воробьев |
Aug 14 2005, 08:42 PM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Club Members Сообщений: 342 Пол: Male |
С работами профессора Дынкина не знаком, но хотелось бы заочно пожелать ему дальнейших достижений во благо всего человечества. Впрочем, мне лично в связи с темой «глобализма» вспоминается профессор Панарин. Анализируя русскую историю, Александр Сергеевич считает, что у нас именно большевики в своем высшем номенклатурном проявлении как раз и были одной из первых глобалистких каст, утверждающие свою власть и могущество за счет собственного народа, интересы которого ввиду хотя бы догмата о всемирной и транснациональной миссии мирового пролетариата революционеров-марксистов волновали меньше всего. Можно сказать даже большее: поскольку социалистическая революция произошла в отдельно взятой стране, причем стране не пережившей фазу капиталистического развития, народу этой страны на долю любимого первенца рассчитывать не приходилось, и те садистские опыты, что над ним ставились это вполне подтвердили. Как бы ни было, получение власти политической элитой, свободной от национального эгоизма, элитой изначально обладающей явной (результаты манипулирования общественным сознанием) и тайной (собственные эзотерические планы и преступные интересы) программой своего политического господства, Панарин оценивает как необходимое условие сегодняшнего мирового глобального «беспредела». В ходе дальнейшего противостояния социалистического и капиталистического лагерей, элиты и той и другой стороны вступают между собой в международный сговор, причем подчиненной и зависимой тут выступает сторона именно нашего «эзотерического» руководства. Когда выдерживать режим противостояния в «холодной войне» у этого руководства уже не оставалось возможности, страну ими было решено попросту «сдать», получив в замен по оговоренному прейскуранту свои вожделенные тридцать серебряников. Но плата за предательство, для получающего ее – сама по себе есть приговор для предателя. Западные «коллеги» в буквальном смысле вытерли ноги о наших доморощенных воротил тайных интриг; почувствовав себя в сложившейся ситуации возвеличенными господами, они отныне установили новый порядок отношения со всем остальным миром, который означает власть их собственных местнических и ограниченных интересов над экономическим, политическим и социальным пространством планеты. Такой вот (пожалуй, мной несколько вульгаризированный) достаточно поучительный и интересный рассказ из чтений по Новейшей истории. Но как политолог и философ Панарин простым его изложением конечно же не ограничивается. Александру Сергеевичу надо понять внутреннею логику описанных событий, объяснить как такое вообще оказалось возможным, и что же от этой возможности следует ожидать в будущем. Отсюда он переходит к логике анализа модернисткого глобального проекта века Просвещения и противопоставляет его нынешнему «контрмоденисткому» воплощению современных исторических перспектив. Философскую причину контрмодернизма Панарин находит в нынешнем деконструктивистком мышлении. По его мнению нынешний либерализм глобализма уже не имеет ничего общего с либерализмом модернистского проекта западной цивилизации, поскольку он не несет никакой проектирующей устремленности в будущее, а способен единственно паразитировать за счет настоящего, разлагая при этом основания человеческой культуры, высвобождая из под руководства духовного ограничения и самодисциплины самые темные и деструктивные инстинкты людских страстей и пороков. Эти пороки отныне не оказываются чем-то осуждаемым и греховным, а наоборот возводятся в ранг соответствия новому культу самонаслаждения, безответственности, чувственной разнузданности и расточительности в качестве идолов, которым отныне поклоняется глобализм. Служа этим идолам, так называемая «лучшая часть человечества» не только приносит во имя их, поражающие воображение, жертвы любого права, справедливости, честности и долга, но и получает от этих идолов чуть ли не магическую силу власти зла над добром, которой в современном мире даже трудно усмотреть хоть какую-то альтернативу. Одним из способов объяснения подобного положения дел Панарин и выбирает, предлагаемую им критику нынешней философии постмодернизма. Согласно этой критике именно постмодернизм взял на себя работу по демонтажу всей аксиологической структуры человеческого опыта и смысла истории, именно он умудрился за совсем короткое время перекрасить на земле все белое в черное, а черное в белое, и именно благодаря ему под оправдание глобалистких стратегий был подведен фундаментальный (и все же лишенный всяческих оснований) философский базис, утверждающий эти стратегии в качестве безальтернативных. Будучи совершенно согласен с Панариным тут в том, что общество и философия представляют в собственном взаимоотношении как бы две стороны одной и той же медали, отмечая для себя ценность и безусловную значимость целого ряда обстоятельств, которые Панарину удается прояснить и описать в связи с глобализмом, я, однако не могу согласиться с теми выводами, которые он о детерминирующих глобалисткую идеологию функциях постмодернизма в конечном итоге делает. Будучи философией декаданса, и эстетического преобразования ницшеанства, постмодернизм располагает только обращенной и производной от игры собственной искусственности волей, которой еще хватает на чисто элитарную критику разума, но никак не может быть достаточной для приведения в движение исторического локомотива человечества. Постмодернизм – это не действие, а реакция на него, он не причина болезни общества, а ее виртуальный диагноз и отражение. Но вот тут то и возникает вопрос о новых «локомотивных» философских парадигмах, которыми будет руководствоваться наступивший век. У меня не вызывает сомнения, что они вскоре появятся, причем явно не с той стороны, куда сегодня большинство предпочитают смотреть; плюрализм при этом сменится новой тоталитарной системой мышления, которая будет намного мощнее и действенней тоталитарных практик века прошедшего. Под натиском этого мощного действия и станет возможным говорить о Глобализме с большой буквы, в том плане, каком он будет уж реально в состоянии преодолеть национальные границы и «разделение языков». Представить, что будет дальше- не сложно. «Вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать…
|
Текстовая версия | Сейчас: 29th March 2024 - 05:33 PM |