Глобализм и философия
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Глобализм и философия
Алексей Воробьев |
Aug 8 2005, 03:00 PM
Отправлено
#1
|
Старожил Группа: Club Members Сообщений: 342 Пол: Male |
Слово «глобализация», пожалуй, давно уже ни у кого не вызывает никаких положительных реакций и того оптимизма, который мог бы хоть сколько-нибудь верить в то, что, обозначаемые этим словом процессы действительно направлены на то, чтобы решать общими усилиями современные общепланетарные и общечеловеческие проблемы. Вера в то, что глобализм направлен на предотвращение мировой войны и обеспечение надежного мира для всех народов; преодоление несоответствия в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами; ликвидацию голода, неграмотности; решение демографических и экологических проблем; обеспечение человечества необходимыми ресурсами - продовольствием, промышленным сырьем, источниками энергии; предотвращение отрицательных последствий развития науки и техники, связанных с резко возросшим влиянием человека на среду своего обитания и т.д. - на сегодняшний день выглядит просто смешной.
Даже для самого поверхностного и равнодушного взгляда на теперешнее политическое, экономическое и социальное состояние международной действительности достаточно для того, чтобы отметить для себя принципиальную двусмысленность той двойной бухгалтерии, в несоответствиях которой самой себе и реализуют себя собственно реальные глобализационные процессы. С одной стороны по-прежнему можно услышать о политике по обеспечению международной безопасности, но на самом деле эта политика теперь стала глобальной политикой «жизненных интересов» США и от международного в ней ничего не осталось, все еще звучат тезисы о едином экономическом пространстве, но в этом пространстве, помимо спекулятивно-фиктивного капитала, принадлежащего глобалисткой элите, более нет никакой экономики, не перестали оглашать воздух слова «социальная справедливость», «демократия», «права человека», но сегодня со всей очевидности ясно, что эти слова отныне означают глобальное извращение всех ценностных норм, рабство общества и беззаконие в отношении человечности, стратегии которых умело фабрикуются технологии манипуляции над сознанием. Быть может для западных стран и прежде всего для самих США подобное положение дел выглядит и не столь однозначно, но для России, этой неисповедимой алхимической мастерской злого духа мировой истории такой расклад «двойной бухгалтерии» глобализма более чем однозначен. Беспрецедентное по своим проявлениям ограбление народа, рабское его угнетение и неприкрытый геноцид, низвержение всяких общественных устоев и норм, надругательство над культурой, образованием, нравственностью; разрушение любых национально-духовных ценностей и перспектив – вот только некоторые из данных сухого списка результатов реформ, которые «получило» простое население нашей страны. Но столько отнять у людей, не давая и не предполагая ничего дать им в замен было бы никогда не возможно, если бы на другом стороне поляризации, что определяет логику, происходящих в России процессов, не сумела сгруппироваться, так называемая, глобализационная элита некогда Великой державы. Именно ее представители безнаказанно и нагло с изощренным упорством и циничным лицемерием как раз и проводят тот преступный, не знающий удержу собственной алчности, тщеславию, самодовольству и пренебрежению ко всяким человеческим законам курс, который своим существом как раз и определяет «интеграционное» место России в глобальном международном сообществе. То, что это место заранее определено как территория сырьевого придатка Запада с нищим вымирающим населением и криминальным правлением особых доказательств не требует. Однако сказать несколько слов о том, что же обуславливает подобную для нас «определенность» в эволюции глобалистких тенденции все же будет уместно. Для этого надо перевести взгляд от проблем нашей страны по другую сторону океана и присмотреться к той неприглядной политике, что реализуют в отношении всего остального мира США, давно уже у всех ассоциирующиеся и оплотом и центром мировых глобализационных проблем. Возможность быть таким центром эта страна приобрела за счет того, что по существу именно она располагает правом являться глобальным международным финансовым спекулянтом, обеспечивая собственное благосостояние и приоритеты, позволяющие это право отстаивать, исключительно за счет «виртуальной экономики», сомнительная рентабельность которой держится на более высоком уровне технологического развития США относительно стран второго и третьего сорта. Под прикрытием алиби о помощи экономически слаборазвитым геополитическим регионам США на самом деле принуждают вступать эти регионы в «неэквивалентный обмен» своего дешевого наемного труда и природных ресурсов на «интеллектуальную ренту», определяющую значительную часть цены товаров наукоемких производств, поступающих им по импорту. Такой обмен стимулирует эмиссия глобальной международной валюты, монополию на которую США поддерживают всего лишь, имея у себя хорошо работающий печатный станок, обеспечивая спрос на деньги за счет создания финансовых пирамид и заставляя отстающие страны платить своим разорением и эксплуатацией по долгам за совершенно ничем не обеспеченные купюры. Естественно подобное двойное ограбление неимущих сначала по прямому, а потом по возвратному «неэквивалентному обмену» требует изощренного манипулирования собственным преимуществом как сверхдержавы. Одним из способов подобного манипулирования является искусственная дестабилизации чужих экономических систем и создание в них управляемого хаоса, чудовищные парадоксы и катастрофы которого с санкций отечественной политической элиты Россия за последние годы уже не раз была вынуждена пережить. Но еще более порочным является задействование США в целях собственного процветания своего политического потенциала на международной арене. По мнению многих аналитиков тот фарс тонко разыгранного шоу, демонстративное пренебрежение ко всем нормам международного права и предпринятые затем военно-политические акции, что последовали за трагедией 11 сентября единственным своим сценарием имели именно подоплеку спасения и еще большего усиление, готовой пошатнутся, власти ядовитого виртуального спрута американской экономики, и надо сказать замысел этот (почти без всякого действенного сопротивления) удался на славу. И, наконец, третий и может быть наиболее существенный момент преимущества глобалистов США заключается в тотальной узурпации ими права распоряжаться и манипулировать (если можно так выразиться) общечеловеческой идеологий смыслового дискурса всемирного существования, оправдывающего любое лицемерие, и двусмысленность собственных этой идеологии оснований, позволяющую эффективно легитимировать любые преступления меньшинства против большинства. Эта идеология, оформленная в терминах пропаганды и повсеместного насаждения неолиберальной демократии и тошнотворно-пошлых «американских ценностей» является главной отравой всего исторического духа нашей эпохи. И именно о ней, в желании вырваться из порочного круга самообмана и самофалсификации ценности любой современной социально-политической идентификации философии очень сильно стоит задуматься. |
Илья Элиович |
Sep 23 2005, 11:13 PM
Отправлено
#2
|
Участник Группа: Users Сообщений: 88 Из: ашдод, израиль Пол: Male |
Search the site:
smalla.net Home About Writings Link Feed Tidbits Books Photos Misc Books My Amazon Wishlist Music Movies Culture Sitemap Amazon Wishlist Impressum Info Feed Weblog Welcome This is my weblog. There is also Link Feed. eMail: stefan@smalla.net Disclaimer Everything here is my very personal writing and does not reflect the opinions of current or past employers, nor does it stem from confidential information obtained there. Navigation Home Archives Newsletter RSS Feed Info Feed Home > Archives > The Lexus and the Olive Tree: Understanding Globalization (by Thomas L. Friedman) May 12, 2004 The Lexus and the Olive Tree: Understanding Globalization (by Thomas L. Friedman) This book has long been on my list of things to read, and it was probably a little too long. Friedman's "The Lexus and the Olive Tree" takes the reader onto a whirlwind journey through globalization covering a matrix of political, national security-related, environmental, technological, cultural, and financial-economical issues in all corners of the world. The following quote best summarizes the book's approach: Because I am a "globalist". That is the school of thought to which I belong. That means I am not a realist, who thinks everything in foreign affairs can be explained by the quest for power and geopolitical advantage -- and markets don't matter. I am not an environmentalist, who looks at the fate of the world only through the prism of the environment and what must be done to save it -- and development doesn't matter. I am not a technologist -- one of those Silicon Valley techno-nerds who believe that history began with the invention of the microprocessor and that the Internet will determine the future of international relations -- and geopolitics doesn't matter. I am not an essentialist who believes that people's behavior can be explained by some essential cultural or DNA trait -- and technology doesn't matter. And I am not an economist who believes that you can explain the world with reference only to markets -- and power politics and culture don't matter. I believe that this new system of globalization constitutes a fundamentally new state of affairs, and the only way to see it, understand it and explain it is by arbitraging all six dimensions I have laid out above -- assigning different weights to different perspectives at different times in different situations, but always understanding that it is the interaction of all of them together that is really the defining feature of international relations today. And therefore being a globalist is the only way to systematically connect the dots, see the system of globalization and thereby order the chaos. Throughout the book Friedman draws on his extensive experience as a foreign issues reporter for the New York Times. Every point Friemdan makes is illustrated by a selection of small stories. Structure-wise, the book consists of four parts: Part one "Seeing the System" explains the background of the new system of the world with democracy as the clear political winner, capitalism as the dominating economical system, and global financial markets uniting the world at a faster pace than ever before. Part two "Plugging into the System" covers how all countries have to deal with being connected into the global system. This chapter details the effects of globalization on all the dimensions introduced before. Part three "The Backlash Against the System" explains that many individuals all across the world are having problems dealing with globalization and the uprooting effect it has on their lives. Yet, the pull of globalization especially on the individual level is inevitable because individuals profit the most from it. Part four "America and the System" deals with how the United States should behave in this age of globalization. It also features a chapter where Friedman gives his political views as kind of a program. I guess that how much you will like the book will very much depend on your previous experience and knowledge regarding globalization issues. The less you know, the more you will like the book. The positives about the book for me were its eclectic point of view combining a multitude of perspectives and making sure that each one is represented. It very clearly shows how complicated the world has become, and how optimization as per one dimension can hardly do justice to the challenges. I am probably guilty of overly focussing on economical issues when I think about globalization, so that was a valuable thing to become aware of. Furthermore, the book is very well written drawing upon Friedman's journalistic experience. What I did not like was mostly its immense reliance on analogies and metaphors to make its points. Whereas I generally love good analogies to clarify complicated issues, Friedman went overboard in my opinion. There is the fast world vs. the slow world, there is the golden straitjacket, there is the software vs. hardware of a nation's system, and so on, and so forth. While all these analogies are being brought up, the small stories from all over the world are interspersed as well -- and this oftentimes left me without a point of reference inside the structure of the book. Thus, the reading experience was oftentimes spoiled by me trying to understand where Friedman aims to go. Additionally, I found Friedman's view slightly too left-leaning in its political bias. He only admits his bias in the final chapter, but in such a book, he cannot avoid taking sides in all the preceding chapters. Altogether, this is an interesting book, especially if you want to learn about the complexities of globalization coming from a point where you have not yet spent much time thinking about it. I enjoyed the book overall, but it could have been more analytical, shorter, and more dense for my taste. Book Title: The Lexus and the Olive Tree: Understanding Globalization Book Authors: Thomas L. Friedman Year of Publication: 1999 Buy the book at Amazon.com. My rating: More book reviews here. Posted by Stefan Smalla on May 12, 2004 at 21:02 | Permalink Large parts of the site are powered by Movable Type. © 2000-2004 Stefan Smalla, Contact, Impressum, Sitemap |
Текстовая версия | Сейчас: 18th April 2024 - 02:27 PM |