IPB

Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )

[ Каскадный ] · Стандартный · Линейный

> Философия в физике. Есть ли она там?, О философии физического релятивизма

Вадим Матвеев
post Dec 8 2006, 06:34 PM
Отправлено #1


Участник
**

Группа: Users
Сообщений: 33
Из: Vilnius/Москва

Пол: Male



1. Физика как один из источников философских течений

Современная физика насквозь пропитана философией, с которой многие философы не желают иметь дела из опасения быть посрамленными физиками. Вместе с тем философия физики не только формирует методологические принципы решения собственно физических проблем, но и во многом определяет общефилософское понимание мира в целом. Философия, которой вроде бы нет места в «позитивных» науках, как это утверждают позитивисты, не только присутствует в физике, но и генерирует философские направления, которые из физики переходят в философию и в другие науки.
Философия физики давно стала законодательницей мод по многим философским направлениям в самом широком спектре общественных знаний. Так, вездесущий релятивизм, скромно войдя в свое время в физику из философии, а затем, самоутвердившись в ней, вернулся в философию и в качестве неоспоримого объективного учения распространился на другие науки.
Чтобы как-то противостоять всесилию релятивизма, последний был разделен на физический и философский. Такое деление, при всей его искусственности, позволило сохранить право на существование антирелятивистских взглядов хотя бы в философии, однако исключить огромного, подчас решающего влияния физического релятивизма на извечные философские споры между релятивистами и антирелятивистами и на рост прорелятивистских настроений в обществе оно, конечно, оказалось не в состоянии. Идеологический, культурный, этический, лингвистический – каких только «релятивизмов» не появилось на белом свете!
Церковники, и те не могут вырваться из объятий релятивизма, отмечая, что «релятивизм стал сейчас подлинной верой подавляющего большинства людей» [1].
Так же преимущественно физиками был заброшен в философию позитивизм, который был признан философами как философское направление, и это притом, что позитивизм претендует на роль могильщика философии как науки.
Запуганные сложностью физики и требованиями физиков не лезть в «чужой монастырь» со своим уставом, многие философы отрешились от философских проблем физики. При этом философы почему-то не вспоминают, что монастырь, где когда-то произрастал релятивизм и куда им теперь закрывают дорогу, принадлежал не физикам, а им, философам, пока физики не приватизировали его и не стали культивировать в нем позитивистскую и релятивистскую рассаду для распространения ее по белу свету.
Даже приверженцы диалектического материализма не руководствуются ленинским тезисом, согласно которому «ни единому из этих профессоров, способных давать самые ценные работы в специальных областях химии, истории, физики, нельзя верить ни в едином слове, раз речь заходит о философии». Они давно верят «профессорам» и выслушивают страшилки про коварных философов-антирелятивистов, которые залезли в «чужой монастырь» и чуть было не погубили физику.
Брошенная философами на произвол физиков-позитивистов философия физики превратилась в пособницу фантазий о многомерных мирах, принципиально не проверяемых астрофизических явлениях и т.д. и т.п. Сама же физика погрязла в методологических проблемах. Эти проблемы побуждают многих скептиков сомневаться в незыблемости физических истин. Скептиков слишком много, чтобы объяснять существование физического нигилизма только их умалишенностью.
Ссылки на умалишенность скептиков и критиков современной физики вряд ли уместны, поскольку критики часто попросту «клин клином вышибают». Свою сумасшедшую критику они используют направляют против теорий, построенных на «сумасшедших» идеях.
Физический нигилизм неизбежен до тех пор, пока здравый смысл при разработке физических теорий остается в изгнании, и пока о теориях можно говорить, как говорил Н. Бор об одной из них, что ее нельзя считать правильной, поскольку она недостаточно сумасшедшая [2].
Неверие в здравый смысл и допустимость сумасшествия в современной физике стали нормой. Одна из форм сумасшествия в физике – это релятивистское сумасшествие.
Причина релятивистского «сумасшествия» состоит в непонимании физиками различия между абстрактным понятием физического объекта и самим объектом, а также в непонимании разницы между понятиями неопределенности и относительности. Кстати, вопрос о конкретном и абстрактном в физике - это пограничный вопрос, который, быть может, потому и не решен до сих пор в физике, что философы самоустранились от него.
Я постараюсь в двух-трех заметках изложить мой подход к решению философских проблем современной физики, а вы, философы, при желании, сможете развить его.
Замечу, что все мои рассуждения построены на базе безусловного признания физического базиса так называемой релятивистской физики и совершенно его не затрагивают.
Речь НЕ идет о возрождении эфира или, скажем, об отказе от относительности одновременности.
Ни к каким революциям в физике я не призываю!

Речь идет только о вычленении из релятивистской физики философской составляющей и о том, чтобы осмыслить общие принципы формирования этой составляющей на уровне разработки понятий.
Когда-то Энгельс писал: "Там, где дело идет о понятиях, диалектическое мышление приводит по меньшей мере к столь же плодотворным результатам, как и математические выкладки" [3].
Вот я и призываю вас попытаться, обратившись к понятиям, сделать то, что пока не удается сделать чисто математическим путем.

2. А есть ли философия в самой физике?

Утверждение о ненаучности и, как следствие, бесполезности философии в области «истинных» (естественных и точных) наук стало притчей во языцех. То, что само это утверждения является стержнем философского направления - позитивизма, а не продуктом естественнонаучных изысканий, которым только и доверяют естествоиспытатели, ускользает от многих приверженцев строгого научного мышления.
Особенно в деле отлучения философии от науки усердствовали и усердствуют физики.
Говоря о физиках здесь и далее, я, разумеется, не имею в виду всех физиков поголовно. Речь идет о физиках, активно проводящих в жизнь идеи позитивизма.
«Эти философы‚ — читаем мы в фейнмановских лекциях‚ — всегда топчутся около нас‚ они мельтешат на обочинах науки‚ то и дело порываясь сообщить нам что-то. Но никогда на самом деле они не понимали всей глубины и тонкости наших проблем» [4].
Ну, что же! Может быть, и не понимали. А почему они должны были понимать их? Они ведь никогда ничего и не «сообщали» о тонкостях проблем. Физики ведь тоже не понимают всей глубины проблем философии, но не считают необходимым воздерживаться от своих замечаний по философским вопросам (хотя бы по вопросу «научности» философии).
Разве ничего не «порывались» физики сообщить философам, которые вели чисто философские дискуссии о месте и сущности релятивизма?
Не просто «порывались», а сообщали. Сообщали и в конце концов заткнули рты антирелятивистам во всех областях науки, да так, что те сегодня и пикнуть не смеют. При этом не забывайте, что до вмешательства физиков в философию борьба между релятивизмом и антирелятивизмом шла на равных.
Усердие физиков по развенчанию философии как науки труднообъяснимо, поскольку ни в какой из естественных наук «ненаука» философия не занимает столь важного места как в физике. Отождествление философии со спекулятивным знанием бросает тень спекулятивности и на саму физику, пропитанную философией.
Философия всегда присутствовала в физике. Казалось бы, физикам это должно быть известно. Ведь уже первое школьное знакомство с физикой начинается со знакомства с ньютоновской философской концепцией абсолютных пространства и времени.
Конечно, можно утверждать, что доказанная впоследствии ошибочность ньютоновской философской концепции лишний раз продемонстрировала недопустимость присутствия подобных концепций в физике и необходимость избавления от них.
Допустим, что это так, но тогда почему же их никто не изгоняет?
То, что их никто не изгоняет, видно хотя бы по тому факту, что изложение физики в наши дни трудно представить себе без демонстрации эйнштейновских концепций несостоятельности идей абсолютного пространства, абсолютного времени, светоносного эфира. Но, как это ни странно, физики, понимая, что «ошибочные» рассуждений Ньютона об абсолютных пространстве и времени носят философский характер, совершенно не замечают того, что «правильные» эйнштейновские рассуждения о пространстве и времени также на все сто процентов проведены на философской платформе, и об этом недвусмысленно писал сам Эйнштейн. Так же на философской платформе проведено «карандашное превращение» разных по своей сути пространства и времен в единое четырехмерное пространство («превращение» продемонстрировано Г. Минковским с помощью острия карандаша на куске бумаги без каких-либо экспериментальных обоснований).
Сегодня о чисто философском характере эйнштейновского отказа от светоносного эфира упоминать не принято. Учителя и преподаватели, вводя школьников и студентов ВУЗов в мир специальной теории относительности, непременно упоминают эксперимент Майкельсона-Морли, но забывают остановиться на философских взглядах Эйнштейна. А ведь именно философские взгляды Эйнштейна, а не чьи-либо экспериментальные данные стали причиной отказа от эфира и привели к построению теории относительности. Отличие между построенной на эфирной концепции теорией Лоренца и безэфирной эйнштейновской теорией состояло только в разном философском наполнении формально (математически) тождественных теорий. Математическим ядром теории Лоренца и теории Эйнштейна в ее изначальном варианте являются одни и те же преобразования Лоренца.
Известный физик, ярый сторонник теории относительности и ее активный пропагандист Лауэ, писал: «...экспериментально было невозможно произвести выбор между этой теорией (теорией Лоренца) и эйнштейновской теорией относительности, и если, тем не менее, теория Лоренца отошла на задний план, - хотя она еще имеет сторонников среди физиков, - то это произошло, без сомнения, в силу оснований философского характера».
Может быть, Лауэ чего-то не понимал? Был ведь эксперимент Майкельсона-Морли, какая же тут философия?
Лауэ прекрасно понимал, что эксперимент Майкельсона-Морли никакого отношения к отказу от эфира не имеет – результат эксперимента был объяснен Лоренцем в рамках эфирной, а не безэфирной картины мира. Многие физики по сей день не понимают отношения Эйнштейна к этому эксперименту и даже упрекают его в том, что он не упомянул эксперимент Майкельсона-Морли в свой работе. Такие упреки выглядят довольно странно, поскольку в любой элементарной книжке приводится объяснение результата эксперимента Лоренцем, не требующее отказа от эфира. Эйнштейну не нужен был эксперимент Майкельсона-Морли, поскольку результат этого эксперимента не противоречил идее «светоносного эфира», которую развенчал Эйнштейн.
В 1952 году в статье «Относительность и проблема пространства» Эйнштейн писал: «Что же касается эксперимента Майкельсона-Морли, то Г.А. Лоренц показал, что полученный результат, по крайней мере, не противоречит теории покоящегося эфира». [5].
Понятно? По крайней мере, не противоречит!
Прочитайте это эйнштейновское утверждение где-нибудь в учебниках по физике. Скорее всего, вы его не найдете. Оно вызывает «ненужные» вопросы у тех, кого за ручку вводят в храм «позитивных» наук. Вместо философского обоснования несостоятельности эфира в учебниках приводят результаты эксперимента, которые свидетельствуют лишь о невозможности «поймать» эфир данным способом, а не об отсутствии эфира.
А как дело обстоит с другими экспериментальными или физико-математическими доказательствами отсутствия эфира?
А никак. Не было никогда таких доказательств. Сам Эйнштейн в письме, написанном за год до смерти, писал, что он отказался от эфира «из общих соображений».
Трудно сомневаться в том что, Эйнштейн и пошедшие за ним физики имели все основания для отказа от эфира (если бы таких оснований вообще не было, то никакого отказа не последовало бы), но этот отказ был не физической, а чисто философской акцией. Просто неуловимый эфир многим надоел, вот и все «позитивные» факты. Эфир стал ненужным, как неуловимый Джо из известного анекдота, и его выбросили (или «по крайней мере» спрятали в кладовую на хранение) за ненадобностью.

3. Чего не понимают физики

Физики не понимают разницы между приближенностью, неопределенностью и относительностью.
«Любое простое высказывание является приближенным, — пишется в фейнмановских лекциях, — в виде примера рассмотрим некоторый предмет…кстати, что такое предмет? «Философы» всегда отвечают: «Ну, например, стул».
Стоит услышать это и сразу становится ясно, что они сами не понимают того, о чем говорят. Что есть стул? Стул имеет определенную массу… Определенную? Насколько определенную? Из него все время вылетают атомы – немного, но все же! На него садится пыль, из него сыплется труха, да и лак со временем сходит. Четко определить стул, сказать какие атомы принадлежат ему, какие – лаку, невозможно. Значит, массу стула можно определить лишь приближенно» [3].
Тут, в лекциях, как говорится, перекладывание с больной головы на здоровую.
Во-первых, о том, что все в мире изменяется, древнегреческие философы догадывались более чем за два тысячелетия до написания процитированных мною строк упрека физиков в адрес философов, а во-вторых, вопрос об определенности массы стула - это, действительно, не физический, а философский вопрос, который в лекциях захихикан.
Чтобы заприметить философскую сущность этого вопроса, нужно понять, что неопределенность массы стула из-за «трухи», пыли, лака, и вылетающих атомов и приближенность определения массы стула – это разные вещи, сваленные в лекциях в одну единую антифилософскую кучу.
Приближенность определения массы – это физический вопрос. Обусловлена она (приближенность) погрешностью измерения, являющейся метрологическим понятием. Результатом определения массы стула, которое осуществляется через ее инструментальное измерение, является полученное (измеренное) значение массы. При измерении массы объекта с заданной точностью всегда предполагается, что сам объект достаточно точно определен, чтобы такие измерения имели смысл.
Предположим, что нам дали задание с точностью до десятой доли миллиграмма определить массу такого объекта как стул, покрытый слоем пыли. Пусть, получив запыленный стул, мы аккуратно, «не дыша него» с заданной точностью определили его массу и получили значение массы, равное 3 кг, 234 г, 113 мг плюс-минус одна десятая миллиграмма.
Что значит плюс-минус одна десятая миллиграмма?
Это значит, в частности, что масса данного объекта не может быть равной, например, 3 кг, 234 г, 111 мг, т.е. на целых два миллиграмма меньше. Если бы это было возможно, то указание погрешности было бы нелепым актом. Значение этой массы приближенное – оно приближается к истинному значению, причем тем ближе, чем меньше погрешность.
Не может этот объект обладать массой 3 кг, 234 г, 111 мг, потому что его истинное значение близко к 3 кг, 234 г, 113 мг. Этого не может быть, даже если мы сотрем пыль и, еще раз произведя определение массы с той же точностью, действительно получим 3 кг, 234 г, 111 мг. Все дело в том, что масса 3 кг, 234 г, 113 и масса 3 кг, 234 г, 111 - это две разные массы разных объектов. Первым объектом является стул со слоем пыли, вторым – стул, не содержащий пыли.
Так чему же равна масса рассмотренного нами стула, на котором слой пыли может быть, а может и не быть, как это говорится в лекциях?
Эта масса неопределенна, причем неопределенность, составляющая около двух миллиграмм, на порядок превышает погрешность измерения. Неопределенность массы обусловлена не физико-метрологическими, а понятийными, если хотите философскими, факторами.
Эта масса не приближенная (ей не к чему приближаться), а именно неопределенная, причем степень неопределенности массы напрямую связана со степенью неопределенностью физического объекта, который мы неточно называем данным стулом. Заметьте, что, если я даже указал пальцем на стул и попросил определить массу указанного мною «вот этого стула», то ситуация остается неопределенной. Что я имел в виду? Нужно ли стереть пыль перед измерениями? Нужно ли согнать муху, которая случайно сидела на стуле в момент, когда я указывал вам на него пальцем? Будет ли получена нужная масса, если перед проведением измерений муха улетит? На что я указывал: на стул без мухи или на стул с ней? А если на сидении стула лежала накидка, то нужно ли ее снять перед измерениями или нужно оставить?
Нужно ли указывать, какие атомы принадлежат стулу, какие нет?
На практике, конечно, нет, потому что измерение массы стула никто не осуществлял с погрешностью до массы одного атома. Но в чисто теоретическом плане ответ на этот вопрос зависит от теоретической погрешности измерения. Не следует забывать о мысленных экспериментах, в которых возможно все, что возможно чисто теоретически.
Если погрешность мысленного измерения равна массе одного атома, то нужно. Если мы считаем, что данный атом принадлежит стулу, то это один объект, если считаем, что не принадлежит, то это другой объект. Масса первого объекта отличается от массы второго объекта на массу атома (грубо говоря).
Значит, физический объект без субъекта не существует и является плодом его желания?
Не совсем так! Когда мы говорим о физических объектах, то должны понимать, что мир един и природа не знает деления на отдельные физические объекты. Это мы делим мир на части. В той части мира, что в лекциях называется предметом-стулом, природа предлагает нам бесчисленное множество объектов, каждый из которых является объективной реальностью. Стул без данного атома – это объективная реальность, стул с данным атомом тоже объективная реальность. Мы не создаем объективной реальности, называя тот или иной объект, мы выбираем один из бесчисленного множества объектов.
Но ведь природа сама выделяет многие объекты, скажете вы. Например, электрон. Природа сама выделила его, локализовав его в ограниченном пространстве, и субъект не может мыслить его в виде множества отличающихся друг от друга объектов
Я не буду сейчас останавливаться на этом вопросе. Но почему мы думаем, что электрон локализован в ограниченном пространстве? А может быть его размеры равны размеру вселенной? Электрон обладает электрическим полем, простирающимся на значительное расстояние от него. Так вот вопрос: электрическое поле электрона – это электрон или нет. Если нет, то почему? Кто это решил? Кто отделил электрическое поле электрона от электрона? Разве не субъект? Природа, напротив, неразрывно связала, то, что мы сегодня понимаем под электроном, и его электрическое поле.

Продолжение следует (если будет интерес).

Литература

1. Андрей Сосновский. Церковь и релятивизм. http://lialine.narod.ru/txt/church.htm .
2. М.В. Волькенштейн. Наука людей. «Новый мир», №11, 1969.
3. Ф. Энгельс. Диалектика природы.
4. Р. Фейнман, Р. Лейтон, М. Сэндс, Фейнмановские лекции по физике., Изд. «Мир», М., 1965 г., том 2, стр. 24.
5. Альберт Эйнштейн. Собрание научных трудов. Изд. «Наука», М., 1966 г., том 2, стр. 752.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
 
Reply to this topicStart new topicStart Poll
Ответов
Вий
post Dec 11 2006, 12:35 PM
Отправлено #2


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 856




QUOTE(Вадим Матвеев @ Dec 8 2006, 06:34 PM)
Церковники, и те не могут вырваться из объятий релятивизма,

"Церковники" никогда и не предавались в его объятия, если конечно не считать "церковниками" армию объюродевших либералов, наросших в Церкви рябым бурьяном.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Вадим Матвеев
post Dec 11 2006, 01:40 PM
Отправлено #3


Участник
**

Группа: Users
Сообщений: 33
Из: Vilnius/Москва

Пол: Male



QUOTE(Вий @ Dec 11 2006, 12:35 PM)
"Церковники" никогда и не предавались в его объятия, если конечно не считать "церковниками" армию объюродевших либералов, наросших в Церкви рябым бурьяном.
*



Я бы тоже так считал, но, наверное, "церковники" иного мнения. Я ведь ссылку на них дал.
Но, конечно, религии меньше затронуты релятивизмом, чем "мирские сферы".
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Людмила
post Dec 11 2006, 10:13 PM
Отправлено #4


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 1 333

Пол: Female



QUOTE(Вадим Матвеев @ Dec 11 2006, 05:40 AM)
Но, конечно, религии меньше затронуты релятивизмом, чем "мирские сферы".
*



И напрасно. Ведь, Христос, практически, и положил начало терпимости и "благословению врагов", не суясь куда-попало со своим уставом и укрыв такую мразь, промолчать о которой (я даже сейчас не говорю о том, чтобы встать на ее сторону), у церкви не только не хватает духу, но и разума. Отмежевываясь от релятивизма (всевосприятия), церковь сама себе выносит приговор: ей, просто, не по пути с ее основоположником. Ведь, что такое по-сути релятивизм для нее? Это принять грешника в свое лоно. Никто не призывает церковь грешить, грех он и есть грех, но сама возможность не судить грешников расценивается ею, как релятивизм. Призванная "не судить", судит во все тяжкие. Такая церковь не только не превозможет ад, но и обеспечит его работой до самого скончания веков.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Вадим Матвеев
post Dec 12 2006, 12:55 PM
Отправлено #5


Участник
**

Группа: Users
Сообщений: 33
Из: Vilnius/Москва

Пол: Male



QUOTE(Людмила @ Dec 11 2006, 10:13 PM)
...церковь сама себе выносит приговор: ей, просто, не по пути с ее основоположником. Ведь, что такое по-сути релятивизм для нее?
*



Наверное, под релятивизмом, в самых общих чертах, следует понимать зависимость характеристик, фактов, установок, моральных принципов и прочего от произвольного выбора "точки отсчета".
Под "точкой отсчета" в физике, этике, религии и т.д. понимаются совершенно разные вещи. Но абсолютизация такой зависимости и полная опора на релятивизм в любой сфере человеческой деятельности ведет к кризису в ней.
Ну, а в тех областях, где все построено на спекуляциях, к кризису ведет, напротив, отказ от релятивизма.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Царёв Павел
post Dec 23 2006, 10:26 AM
Отправлено #6


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 1 378
Из: Тамбов




Уважаемый Вадим!
1. «Всесилие релятивизма» опасно. Но относительное может быть ограничено только своей противоположностью – абсолютным или… спекуляцией? У Вас есть конкретные предложения, как ограничить теорию относительности?
2. Как Вы относитесь к моему тезису, что натурфилософия является формой естествознания (www.CAREV.NM.RU - хотя бы оглавление (коротко содержание: натурфилософия всегда «произрастала» из естествознания (или напрямую –из теорий обустройства общества); в ранней стадии оказывала благотворное влияние на естествознание, в поздней – сдерживала, тормозила; но это – явление отношений натурфилософии и естествознания (I часть моей работы); если исследовать этот вопрос глубже, то оказывается, что натурфилософия имеет собственный источник развития (естествоиспытатель или философ = натурфилософ) в результате рефлексии собственных особенностей мышления доказывает их правоту (свою логику), т.е. объективизирует новое (своё) мышление на уровне философии, а далее – на уровне естествознания; потом натурфилософ через данные естествознания, отображённые, систематизированные в форме эволюционной теории, переходит к конструированию человека мыслящего (общества); другой натурфилософ обнаруживает ограниченность модели человека (общества) с текущей жизнью (в том числе и наукой и со своим мышлением), а далее строит новую натурфилософскую систему, качество которой зависит, естественно, от начального багажа его знаний и личной, так сказать, экзистенции (не придирайтесь к последнему – это – образ)) ? Не пришло ли время новой формы?
3. В связи со сказанным выше не считаете Вы, что физики (в том числе), отстояв право естествознания на самостоятельность (вспомните мнение Ф. Бэкона о том, что философия – матерь естественных наук), на наличие собственных начал для безграничного развития своей науки, оказались в некоем философском вакууме и вынуждены были строить собственные картины мироустройства, которые Вы и называете «фантазиями», ибо такие построения, иногда именуемые современными философами «натуральной» философией (а не натурфилософией), не имеют? игнорируют или наоборот заново открывают знания, накопленные философией в течение её более чем двухтысячелетнего развития?
4. Не является ли Ваша абсолютизация здравого смысла отрицательной реакцией на абсолютизацию физиками воображения: «сумасшедших идей»? Ведь так или иначе, прослеживается не только преемственность между старыми и новыми идеями в науке, но и несводимость одного к другому?
5. Согласен с тем, что современные физики не знают, о чём говорят и спорят (пример с приближённостью и неопределённостью яркий). Но неужели Вы не именуете революцией возвращение физическим (и другим) терминам их смысла (в максимально смягчённом варианте: энергия, энтропия и др. не есть функциями того или другого, а есть тем-то и тем-то, отображаемым функциями…)?
5. Как Вы относитесь к цитате из Гегеля: «…спекулятивное есть вообще не что иное, как разумное (и именно положительное разумное), поскольку оно мыслится» .? Посмотрите, всё-таки, мой сайт.
6. Два пути (лингвистический (понятийный) и физический) достижения отказа от физической относительности тесно взаимосвязаны – Вы понимаете. Физический нужно интерпретировать, а это невозможно без понятий, выходящих по своему объёму и содержанию за границы предметной области той или иной науки.
7. И, наконец, о главном. По-моему, Вы хотите от форумчан, чтобы они пришли к выводу по поводу физической относительности, который Вы уже сделали (зачем? Вам виднее). По-крайней мере, давая определение релятивизма: «Под релятивизмом, в самых общих чертах, следует понимать зависимость характеристик, фактов, установок, моральных принципов и прочего от произвольного выбора "точки отсчета», Вы, тем самым, на мой взгляд, и отвечаете на свой вопрос: как отказаться от физической относительности (один из путей отказа)? Действительно, если что-либо зависит от выбора точки отсчёта, так, может быть, с точками отсчёта не всё в порядке? Не такие уж они в физике равнозначные, хоть и все инерциальные?

С уважением. Павел.




User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Федя
post Mar 29 2008, 08:21 AM
Отправлено #7


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 4 610

Пол: Male



QUOTE(Царёв Павел @ Dec 23 2006, 10:26 AM)
2. Как Вы относитесь к моему тезису, что натурфилософия является формой естествознания (www.CAREV.NM.RU - хотя бы оглавление (коротко содержание: натурфилософия всегда «произрастала» из естествознания (или напрямую –из теорий обустройства общества); в ранней стадии оказывала благотворное влияние на естествознание, в поздней – сдерживала, тормозила; но это – явление отношений натурфилософии и естествознания (I часть моей работы); если исследовать этот вопрос глубже, то оказывается, что натурфилософия имеет собственный источник развития (естествоиспытатель или философ = натурфилософ) в результате рефлексии собственных особенностей мышления доказывает их правоту (свою логику), т.е. объективизирует новое (своё) мышление на уровне философии, а далее – на уровне естествознания; потом натурфилософ через данные естествознания, отображённые, систематизированные в форме эволюционной теории, переходит к конструированию человека мыслящего (общества); другой  натурфилософ обнаруживает ограниченность модели человека (общества) с текущей жизнью (в том числе и наукой и со своим мышлением), а далее строит новую натурфилософскую систему, качество которой зависит, естественно, от начального багажа его знаний и личной, так сказать, экзистенции (не придирайтесь к последнему – это – образ)) ? Не пришло ли время новой формы?
*



Современная физика изучает взаимодействие явлений природы, система которого предполагает обязательное присутствие, как минимум, двух взаимодействующих элементов. Такая традиция является естественным продолжением прогресса научной философской мысли.

По мере накопления Знания в области естественных наук все более актуальной становится задача пересмотра философской основы осмысления жизни и природы, как единного мировозрения, определяющего дальнейший прогресс познания мира.
Традиционный естественно научный взгляд на природные процессы как взаимодействие как минимум двух взаимодействующих элементов должен смениться признанием очевидного факта, что взаимодействие в природе придставлено системой, состоящей как минимум из трех элементов.

Взаимодействие, само-по себе, предполагает результат взаимодействия.
В классической науке мы видим взаимодействие, как минимум, двух составляющих выражающееся в результате взаимодействия.

Но взаимодействие происходит в присутствии множества элементов и результат взаимодействия двух из них выражается не только в изменениях, касающихся этих участников события взаимодейсвия, но и присутствующих при событии иных элементов, не определяющих взаимодействие непосредственно, но фиксирующих в своей структуре события предшествующие, составляющие взаимодействие и его последствия.
Таким образом совершенно очевидно встает вопрос о необходимости пересмотра базисного философского тезиса о двухэлементном взаимодействии на трехэлементное взаимодействие, которое бы описывало обязательное включение в систему познания наряду с двумя обязательными участниками события взаимодействия присутствие третьего - свидетеля события.
Таким образом физика или любая другая наука, изучающая физические и гуманитарные проблемы существования людей, любое человеческое Знание, должны опираться на базисное философское понимание трехэлементного взаимодействия в природе.

Если рассмотреть взаимодействие с позиции результата, как обязательного составляющего события взаимодействия, то кроме непосредственного физического результата двух взаимодействующих элементов мы можем определять изменения структуры третьего участника события как фиксации, в этой структурной трансформации, Памяти о причинах, характеристике и последствиях события.

Рассмотрение же события с позиции третьего участника или элемента-Свидетеля события взаимодействия позволяет нам выделить среди равноправных между собой участников события участника- инициатора события и участника -цель события и таким образом из взаимодействия участников события с позиции свидейтеля события определяется понятие Воздействие или влияние на "Цель" "Инициатора" события.

Если принять за очевидность, что взаимодействие обусловлено качествами, то определенный набор качеств элемента - участника взаимодействия может определять дискретный образ этого элемента для свидетеля события, проявляющийся Сигналами этих качеств.

Внося же в "Воздействие" или взаимодействие "Инициатора" и "Цели"
понятие качеств как сигналов Свидетель можкт определить "Источник" сигналов и "Приемник" сигналов. При этом Приемник сигналов способен воспринять лишь определенный диапазон сигналов Источника.

На этом этапе трансформация структуры свидетеля фиксирует Память о событии взаимодействия Источника и Приемника сигналов что составляет суть Информации.

Таким образом Информация представляется результатом взаимодействия участников событий, вызывающим трансформацию структуры свидетеля событий и фиксации, таким образом, Памяти о причинах, процессе и последствии события.

В мире существования людей все многообразие проявлений отражает Input и Output информации о событиях.
Причем человеческое существо выступает как совокупный физический, биологический и психических участник событий.

Если на уровне физического и биологического взаимодействия Человек выступает как Участник события, то на психическом уровне человеческое существо обладает свойством Свидетеля событий (сложной системой свидетелей событий, иерархия которой определена эволюцией человеческого существа), определенным функцией человеческого сознания, способного фиксировать в специализированных механизмах память о событиях в образах сознания, моделировать образы человеческого сознания в деятельности. Коммуникация между людьми моделями образов сознания формирует коллективное сознание человеческих социумов и определяет общественную деятельность людей выражающуюся в трансформации геологии планеты Земля- её Ноосферы.
Ноосфера, в свою очередь составляет физический ресурс коллективной памяти Человечества.


User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Posts in this topic
Вадим Матвеев   Философия в физике. Есть ли она там?   Dec 8 2006, 06:34 PM
Ксари   Уважаемый, Вадим. Похоже, Вы путаете принцип «подв...   Dec 10 2006, 11:31 PM
Вадим Матвеев   Уважаемый Владимир! Извините, но мне сдается...   Dec 11 2006, 01:24 PM
Ксари   Уважаемый, Вадим! Теперь, Вы меня извините, и...   Dec 12 2006, 12:33 AM
Людмила   А, как же самое философское из философского: ...   Dec 12 2006, 01:35 AM
Ксари   Желаете, Людмила, вбить в физику осиновый кол...   Dec 12 2006, 02:27 AM
Людмила   Да, нет, Владимир, пытаюсь "нащупать...   Dec 12 2006, 06:19 PM
Вадим Матвеев   Нет, Владимир! За такую задачу я не берусь. ...   Dec 12 2006, 01:04 PM
Ксари   Как сейчас сказали бы, пиар-технологии первой по...   Dec 13 2006, 03:25 AM
Людмила   Уж, не единое ли поле здесь будут искать?! :...   Dec 13 2006, 05:59 AM
Вадим Матвеев   А их кто-то здесь обещал описать?   Dec 13 2006, 06:13 PM
Ксари   Интересно было узнать, что физики не только шутят....   Dec 14 2006, 02:29 AM
Людмила   Интересно. Продолжайте.   Dec 11 2006, 08:35 AM
Вадим Матвеев   Спасибо, Людмила! Если не помешают, продолжу...   Dec 11 2006, 01:26 PM
Людмила   Интересно. Продолжайте.   Dec 11 2006, 08:37 AM
Вий   "Церковники" никогда и не предавались в...   Dec 11 2006, 12:35 PM
Вадим Матвеев   Я бы тоже так считал, но, наверное, "церков...   Dec 11 2006, 01:40 PM
Людмила   И напрасно. Ведь, Христос, практически, и положи...   Dec 11 2006, 10:13 PM
Вадим Матвеев   Наверное, под релятивизмом, в самых общих чертах...   Dec 12 2006, 12:55 PM
Царёв Павел   Уважаемый Вадим! 1. «Всесилие релятивизма» опа...   Dec 23 2006, 10:26 AM
Вадим Матвеев   Уважаемый Павел! Спасибо за Ваш ответ на мою...   Dec 24 2006, 02:05 AM
Царёв Павел   Привет Литве! Уважаемый Вадим! У меня две ...   Dec 24 2006, 01:40 PM
Вадим Матвеев   Приветствую Вас, Павел! 1. У меня много кни...   Dec 24 2006, 04:56 PM
Федя   Современная физика изучает взаимодействие явлени...   Mar 29 2008, 08:21 AM
Федя   Известная формула Эйнштейна гласит: Е=мс2. Масса-а...   Jun 13 2008, 08:52 AM
Федя   Событие само по себе не имеет инструмента своего о...   Jun 29 2008, 10:11 AM
Федя   В качестве опыта косноязычной трактовки на английс...   Nov 2 2008, 11:42 AM
Алексей Воробьев   Уважаемый Вадим! С интересом прочитал Вашу с...   Dec 12 2006, 06:46 PM
Вадим Матвеев   Уважаемый Алексей! Конечно же, понятие релят...   Dec 13 2006, 02:29 PM
DON   "А как дело обстоит с другими экспериментальн...   Dec 12 2006, 08:51 PM
Вадим Матвеев   Вы еще Лоренца, Майкельсона,… анафеме предайте и...   Dec 13 2006, 06:10 PM
DON   "хотя ничего антинаучного в трехголовых летаю...   Dec 15 2006, 07:23 PM
Вадим Матвеев   А вампиров биология отрицает? Вы же понимаете, ч...   Dec 16 2006, 05:07 PM
Людмила   А, на мой взгляд, этот процесс дифференциации п...   Dec 16 2006, 08:55 PM
Вадим Матвеев   Хотя и не в тему, но … Вот видите, как получаетс...   Dec 20 2006, 07:32 PM
DON   "А вампиров биология отрицает?" Ес...   Dec 17 2006, 05:09 PM
Вадим Матвеев   Разве я отрицаю дифференциацию? Я пишу только,...   Dec 19 2006, 01:24 AM
DON   "Такое отклонение возникает в результате повр...   Dec 25 2006, 08:15 PM
Царёв Павел   А Вам никогда не хотелось проверить, правильны ли ...   Dec 25 2006, 08:55 PM
Вадим Матвеев   А физики полагают, что от создания таких констру...   Dec 27 2006, 01:52 PM
DON   Если кто то создает философские конструкты он явля...   Dec 27 2006, 08:32 PM
Вадим Матвеев   Что-то я Вас совсем не понимаю. Кто забивал нау...   Dec 29 2006, 01:29 AM
DON   С новым годом! А вот нас учили, что ...   Jan 3 2007, 01:58 PM
Вадим Матвеев   С наступившим, Вас! А Вы считаете, что в экс...   Jan 9 2007, 06:21 PM
DON   Понятно, что эксперимент направлен на поиск подтве...   Jan 14 2007, 10:31 PM
Дмитрий Майничев   Вы судите об учёных со стороны) Почитайте этот те...   Jan 15 2007, 09:50 AM
Вадим Матвеев   А почему Вы думаете, что "со стороны"?...   Jan 15 2007, 04:27 PM
Дмитрий Майничев   Как я увидел, автор предыдущего поста не имеет ни ...   Jan 16 2007, 12:12 PM
DON   Фильмы и книги это пример. Наверняка многие из уча...   Jan 17 2007, 12:18 AM


Reply to this topicTopic OptionsStart new topic
 

Текстовая версия Сейчас: 29th March 2024 - 12:58 AM
Реклама: