IPB

Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )

[ Каскадный ] · Стандартный · Линейный

> Семинар: Гуссерль "Логические исследования", т. II

Phenomen
post Mar 13 2005, 07:05 PM
Отправлено #1


Администратор
***

Группа: Super Moderators
Сообщений: 560

Пол: Male



Приглашаю принять участие в виртуальном семинаре

Э. Гуссерль "Логические исследования". Том 2: Исследования по феноменологии и теории познания

2 том ЛИ (1901) положил начало феноменологии, одному из основных философских направлений 20 в. Некоторые видные философы (напр., М. Хайдеггер) считали именно ЛИ II важнейшим феноменологическим произведением. Говорят, что Гуссерль, впервые приехав к В. Дильтею, который очень высоко оценил этот труд, вместо визитной карточки предъявил свои "Логические исследования" smile.gif ЛИ переведены на многие языки мира, имеется множество их интерпретаций, соответствующее значимости затронутых в них проблем и множеству импликаций для самых разных направлений философии и науки.

Оригинальное название: Husserl E. Logische Untersuchungen.

Состоят из двух томов. Первый ("Пролегомены к чистой логике", 1900) содержал в основном критику различных форм релятивизма, раскрывал предрассудки "психологизма в логике" и подготавливал почву для новой парадигмы исследований познания - срединного (по отношению к оппозиции психологизма и логицизма) пути, получившего название "феноменологии", первый прорыв которого содержался в 6-ти Исследованиях второго тома ("Исследования по феноменологии и теории познания").
Второй том со второго (если не ошибаюсь) немецкого издания был разделен на 2 части, в первую попали первые 5 исследований, во вторую – последнее 6 исследование.
Первый том ЛИ был переведен на русский язык еще в 1909 году под редакцией С.Л. Франка и был первым иностранным переводом этого эпохального труда. Судьба наиболее значимой части работы сложилась драматически - в СССР "идеалист" Гуссерль был не нужен, и публикация второго тома на русском языке оказалась отложенной почти на 90 лет (!), впервые первая часть 2 тома был полностью переведена и опубликована проф. В.И.Молчановым только в 2001. Говорят, Н.В. Мотрошилова определяла СССР как страну, в которой нет перевода 2 тома ЛИ... Русский перевод 2 части 2 тома ЛИ не опубликован и по сей день.

Основные источники:

Husserl Gesammelte Werke (Husserliana)
Husserliana, Bd. 18
Logische Untersuchungen. Erster Teil. Prolegomena zur reinen Logik. Text der 1. und der 2. Auflage. Halle: 1900, rev. ed. 1913. Edited by Elmar Holenstein. The Hague, Netherlands: Martinus Nijhoff, 1975. [ISBN: 90-247-1722-1]

Husserliana, Bd. 19
Logische Untersuchungen. Zweiter Teil. Untersuchungen zur Phaenomenologie und Theorie der Erkenntnis. In zwei Baenden. Edited by Ursula Panzer. Halle: 1901; rev. ed. 1922. The Hague, Netherlands: Martinus Nijhoff, 1984. [ISBN: 90-247-2517-8]

Тюбингенские издания 2 тома:
Husserl E. Logische Untersuchungen. ZWEITER BAND: Untersuchungen zur Ph?nomenologie und Theorie der Erkenntnis. I Teil. 6. Aufl. Tuebengen: Max Niemeyer Verlag, 1980 (и последующие перепечатки).
Husserl E. Logische Untersuchungen. ZWEITER BAND:
Elemente einer phaenomenologischen Aufklaerung der Erkenntnis
II. Teil. 6. Aufl. Tuebengen: Max Niemeyer Verlag, 1980 (и последующие перепечатки).

На русском языке:

I том - Гуссерль Э. Логические исследования, т. 1. СПб, 1909. (Перепечатки в сборниках: Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994 и Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000.)
Электронная версия: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/...064/index.shtml

II том - Гуссерль Э. Собрание сочинений. Том III (I). Логические исследования. Т II (1). Исследования по феноменологии и теории познания. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001.
(Введение и I Исследование были прежде напечатаны в журнале "Логос", № 9 и 10, М., 1997).
Электронные версии перевода 2 тома не обнаружены.

Дополнительные источники:

- Журнал "Логос" http://www.ruthenia.ru/logos (исследования и переводы, в т.ч. статья Гуссерля "Феноменология" из Британской энциклопедии, с которой я рекомендовал бы ознакомиться всякому, кто впервые приступает к феноменологическим штудиям - Логос, №1, 1991.). Также для первого знакомства советовал бы почитать статьи В.И. Молчанова «Феноменология», «Брентано» и «Гуссерль» в Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия (или в словаре «Современная западная философия»), по феноменологической терминологии существуют мои статьи в «Словаре философских терминов» (М., 2004, продублированы на LebensWelt), хотя они уже требуют правки. По истории феноменологии есть отличная книга Г.Шпигельберга «Феноменологическое движение». М., 2002).
- The Husserl Page ( http://husserlpage.com) - пожалуй, старейший и наиболее полный (по ссылкам, по крайней мере) ресурс, посвященный Гуссерлю.
- LebensWelt (http://lebenswelt.narod.ru) - иллюстрированная биография Гуссерля (на русском), произведения в онлайновых библиотеках, др. ссылки и оригинальные исследования.
- Произведения В.И.Молчанова, П.П. Гайденко, Н.В.Мотрошиловой (в частности, вы еще можете купить сборник статей В.И. Молчанова "Различение и опыт", см. также его вступит. статью к переводу ЛИ). Содержание второго тома неоднократно излагалось и комментировалось на русском языке, в т.ч. К.С. Бакрадзе, Н.В. Мотрошиловой и В.И. Молчановым.
- из трудов известных философов 20 в. и иностранной комментаторской литературы обратил бы внимание прежде всего на произведения М.Хайдеггера (Помните: "Феноменология - это я и Хайдеггер". Гуссерль) - "Пролегомены к истории понятия времени", "Бытие и время", Семинары (Gesamtausgabe, Bd. 15, кое-что из семинаров по Гуссерлю переводилось и печаталось в издании ЕГУ «Исследования по феноменологии и философской герменевтике». Минск, 2001). Неортодоксальные прочтения Гуссерля можно встретить в постструктурализме (Деррида, Лиотар и др.).

Конечно, стоило бы почитать и др. труды Гуссерля, но при этом нужно помнить, что его мысль никогда не стояла на месте и с каждой новой книгой ("Идеи к чистой феноменологии", "Картезианские медитации", "Кризис европейских наук" и т.д.) появлялся некий новый вариант феноменологии.


Поскольку общий объем второго тома (включая 2 часть) ЛИ превосходит 700 страниц, его нереально прочитать «строчка за строчкой» (хотя, замечу, мы никуда не торопимся). Здесь необходимо выработать иную стратегию чтения – это и есть наша первоочередная задача, по-моему. Лично я, имея в виду уровень подготовки основных участников дискуссии, предложил бы отталкиваться от наиболее значимых проблем, усматриваемых участниками по ходу чтения, и именно их обсуждать. Если необходимо как-то спланировать обсуждение, предложил бы взять за единицу одно исследование (хотя ясно, что разным исследованиям может быть посвящено различное время).
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
 
Reply to this topicStart new topicStart Poll
Ответов
Ретортный человек
post Mar 16 2005, 08:04 PM
Отправлено #2


Участник
**

Группа: Users
Сообщений: 86

Пол: Male



QUOTE(Tugodum)
почему "естественная" (=до-рефлективная) установка является источником "эквивокации"?

Я понял так, что Гуссерль просто говорит о том, что необходимо научиться усмотривать «логические априори» без привязки к словам. Потому что слова подверженны эквивокациям (сменам своего значения), и если указуемые ими «логические априори» привязаны к ним, как бы прилеплены к ним, то эквивоцируют вместе с ними. Если же мы научились созерцать «логические априори» независимо от слов, то эквивокации слов им (нам) не страшны.

Сообщение отредактировал Ретортный человек - Mar 16 2005, 08:14 PM
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Tugodum
post Mar 16 2005, 08:21 PM
Отправлено #3


Старожил
***

Группа: Advanced Users
Сообщений: 140

Пол: Male



да, спасибо за уточнение. т.е. вот "промежуточное звено":
============
Задача прояснения логических идей, таких как понятие и предмет, истина и положение, факт и закон и т.д. неизбежно ведет именно к тем же самым вопросам, к которым, впрочем, следует приступить уже потому, что иначе сущность самого прояснения, к которому устремляются в феноменологическом анализе, осталась бы неясной.
============
связь этой задачи с задачей устранения эквивокаций более или менее понятнa.
но логика переходa даже от этой задачи (созерцания «логических априори») к необходимости рефлективной установки (направленной на акты) мне не яснa.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
shkuratov
post Mar 20 2005, 10:51 AM
Отправлено #4


Участник
**

Группа: Club Members
Сообщений: 89

Пол: Male



QUOTE(Tugodum @ Mar 16 2005, 08:21 PM)
да, спасибо за уточнение. т.е.  вот "промежуточное звено":
============
Задача прояснения логических идей, таких как понятие и предмет, истина и положение, факт и закон и т.д. неизбежно ведет именно к тем же самым вопросам, к которым, впрочем, следует приступить уже потому, что иначе сущность самого прояснения, к которому устремляются в феноменологическом анализе, осталась бы неясной.
============
связь этой задачи с задачей устранения эквивокаций более или менее понятнa.
но логика переходa даже от этой задачи (созерцания «логических априори») к необходимости рефлективной установки (направленной на акты) мне не яснa.
*



Дело, наверное, в том, что эти "априори", как и всякий СМЫСЛ (у Гуссерля смысл и значение - синонимы), конституируются (устанавливаются) в таких актах. Акт - это переживание сознания, у переживания есть реальный (собственно псхический) и идеальный ("смысловой", содержательный) компонент. Они тесно взаимосвязаны. И вот это целое переживание может быть открыто для анализа, по Гуссерлю, имено в рефлексии. В "естественной установке" наши переживания протекают латентно, в них мы имеем в виду то или другое (на что они направлены), но их самих с присущими им (как переживаниям) характеристиками не замечаем. Рефлексивная (или здесь - феноменологическая) установка направлена на то, чтобы снять эти предпосылки познания, позволить нам, так сказать, заглянуть "за кулисы событий".
+ см. различия, проведеные в 1 томе.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Tugodum
post Mar 21 2005, 02:33 AM
Отправлено #5


Старожил
***

Группа: Advanced Users
Сообщений: 140

Пол: Male



QUOTE(shkuratov @ Mar 20 2005, 11:21 AM)
Дело, наверное, в том, что эти "априори", как и всякий СМЫСЛ (у Гуссерля смысл и значение - синонимы), конституируются (устанавливаются) в таких актах. Акт - это переживание сознания, у переживания есть реальный (собственно псхический) и идеальный ("смысловой", содержательный) компонент. Они тесно взаимосвязаны. И вот это целое переживание может быть открыто для анализа, по Гуссерлю, имено в рефлексии. В "естественной установке" наши переживания протекают латентно, в них мы имеем в виду то или другое (на что они направлены), но их самих с присущими им (как переживаниям) характеристиками не замечаем. Рефлексивная (или здесь - феноменологическая) установка направлена на то, чтобы снять эти предпосылки познания, позволить нам, так сказать, заглянуть "за кулисы событий".
+ см. различия, проведеные в 1 томе.
*


понятно всё, кроме первого предложения. т.е. непонятно, как сказанное в нем следует из сказанного далее.
почему "всякий смысл" открывается только "в таких актах" (т.е. в актах рефлексии,--я правильно понял?), и не может открываться в "латентно протекающих" актах-переживаниях естественной установки?
кстати, мне кажется, акты сущностного различения, о кот. Вы подняли вопрос выше, для самого Гуссерля всегда остаются именно "латентно протекающими" (был бы благоларен за контр-примеры; желательно с указанием параграфа). если так, то непонятно, в каком смысле можно считать различение "опытом" сознания.
или под "опытом" Вы имеете в виду всякий акт-переживание?
заодно вопрос по терминологии. из работы с более поздними текстами Гуссерля я вынес впечатление, что для него "реально" именно то, что в ЛИ он называет "предметностью", т.е. "сами вещи" ("res" !), хотя они и не обладают бытием, которое целиком на стороне не-предметных (т.е НЕ реальных) актов-переживаний. это мое понимание неверно? или в ЛИ просто другая терминологическая сетка, нежели та, что будет выработана по переходе к "трансцендентальной" т.зр.?

Сообщение отредактировал Tugodum - Mar 21 2005, 02:35 AM
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
shkuratov
post Mar 21 2005, 09:24 AM
Отправлено #6


Участник
**

Группа: Club Members
Сообщений: 89

Пол: Male



QUOTE(Tugodum @ Mar 21 2005, 02:33 AM)
понятно всё, кроме первого предложения. т.е. непонятно, как сказанное в нем следует из сказанного далее.
*



А мне другое непонятно: почему первое должно непременно следовать из последующего? Ведь объяснения (а это пример такого объяснения) могут быть не только причинно-следственными?

Если вернуться к первоначальному Вашему вопросу :
QUOTE(Tugodum)
============
Задача прояснения логических идей, таких как понятие и предмет, истина и положение, факт и закон и т.д. неизбежно ведет именно к тем же самым вопросам, к которым, впрочем, следует приступить уже потому, что иначе сущность самого прояснения, к которому устремляются в феноменологическом анализе, осталась бы неясной.
============
связь этой задачи с задачей устранения эквивокаций более или менее понятна.
но логика перехода даже от этой задачи (созерцания «логических априори») к необходимости рефлективной установки (направленной на акты) мне не ясна.

то ответ, по-моему, можно было бы дать проще: прежде, чем что-то прояснять, нужно знать, что такое "прояснение", как оно происходит. Логично? Далее. Прояснение (как "процесс") есть некий вид переживания. Важнейшей характеристикой переживаний сознания (как мы увидим) Гуссерль считает интенциональность, предметную направленность. Интенциональность понимается как смыслообразующая ("конституирующая смысл"), т.е. в направленности сознания на предмет формируется смысл предмета, который (смысл) нами переживается и нам дан. Но само переживание протекает в ЕУ латентно (напр., вы воспринимаете предмет за окном как дерево - вот, схватили смысл предметного - но КАК это происходит, как, грубо говоря, движется ваш "взгляд" в этом процессе в ЕУ скрыто. Привести САМО переживание (акт) к данности, сделать его "предметом" (или "темой") возможного АНАЛИЗА, можно только обратив интенциональность на него, сделав это переживание объектом второго (рефлексивного), которое в свою очередь будет теперь протекать латентно.

...Здесь мои герменевтические способности заканчиваются. Честно говоря, мне кажется, у Гуссерля все настолько подробно, шаг за шагом, непосредственно в процессе осмысления, описано, что как-то пересказывать не-того. Единственное замечание: все не может быть изложено сразу. Понимание целого вырастет из понимания частей, а истинное понимание частей (учения) придет после постижения целого. Ничего тут не поделаешь, видимо.

И еще несколько слов из серии: Как я понимаю феноменологию.
Да, всякое психическое переживание - это ОПЫТ.
Не могу сказать, что предметность и реальность одно, скорее, напротив. У Гуссерля встречается несколько терминов для обозначения "реального" (с ними еще нужно разбираться, посм., напр., статьи Молчанова), но в общем виде реально то, что происходит в какой-то момент времени (напр., сам акт переживания), а не то, что в этом акте полагается как смысл. Напр., я сужу: 2х2=4. Процесс суждения реален, содержание - идеально, и именно оно может быть, по моему, названо предметностью.

Насчет рефлексии и различия мне пришла в голову интересная мыслишка, способная пролить свет на многое. Но об этом чуть позже, а сейчас нужно бежать.

User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Tugodum
post Mar 21 2005, 05:22 PM
Отправлено #7


Старожил
***

Группа: Advanced Users
Сообщений: 140

Пол: Male



QUOTE(shkuratov @ Mar 21 2005, 09:54 AM)
Интенциональность понимается как смыслообразующая ("конституирующая смысл"), т.е. в направленности сознания на предмет формируется смысл предмета, который (смысл) нами переживается и нам дан. Но само переживание протекает в ЕУ латентно (напр., вы воспринимаете предмет за окном как дерево - вот, схватили смысл предметного - но КАК это происходит, как, грубо говоря, движется ваш "взгляд" в этом процессе в ЕУ скрыто. Привести САМО переживание (акт) к данности, сделать его "предметом" (или "темой") возможного АНАЛИЗА, можно только обратив интенциональность на него, сделав это переживание объектом второго (рефлексивного), которое в свою очередь будет теперь протекать латентно.
*


это известно и, в принципе, понятно (хотя очень хорошо, что Вы это здесь проговариваете, т.к. это способствует созданию поля дискурса).
непонятно, как (почему, за счет чего), тематизировав (не опредметив, конечно) акт, в кот., полагается (в качестве смысла) логическая идея, напр., "предмета вообще", мы можем прояснить до унивокальности этот смысл.
QUOTE
реально то, что происходит в какой-то момент времени (напр., сам акт переживания), а не то, что в этом акте полагается как смысл. Напр., я сужу: 2х2=4. Процесс суждения реален, содержание - идеально, и именно оно может быть, по моему, названо предметностью.

понял, что Вы имели в виду, но не могу признать такой способ выражения (т.е. перевода) удачным. Гуссерль (говорю об "Идеях I") строго раличает "reell" и "real". акты характеризуются как "reell", но при этом--"irreal". смыслы (после редукции) тоже "irreal", но при том они идеальны, в не "reell". если Вы "reell" переводите как "реальный", то как Вы переведете "real"?

Сообщение отредактировал Tugodum - Mar 21 2005, 05:24 PM
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
shkuratov
post Mar 22 2005, 10:51 AM
Отправлено #8


Участник
**

Группа: Club Members
Сообщений: 89

Пол: Male



QUOTE(Tugodum @ Mar 21 2005, 05:22 PM)
это известно и, в принципе, понятно (хотя очень хорошо, что Вы это здесь проговариваете, т.к. это способствует созданию поля дискурса).
непонятно, как (почему, за счет чего), тематизировав (не опредметив, конечно) акт, в кот., полагается (в качестве смысла) логическая идея, напр., "предмета вообще", мы можем прояснить до унивокальности этот смысл.

понял, что Вы имели  в виду, но не могу признать такой способ выражения (т.е. перевода) удачным. Гуссерль (говорю об "Идеях I") строго раличает "reell" и "real". акты характеризуются как "reell", но при этом--"irreal".  смыслы (после редукции) тоже  "irreal", но при том они идеальны, в не "reell". если Вы "reell" переводите как "реальный", то как Вы переведете "real"?
*



1. По-моему, эти вопросы предполагают анализ ноэтико-ноэматических структур (Идеи I), которые - хотя и иначе ("качество", "материя" и т.д.), чем в Идеях I - разбираются в последних исследованиях ЛИ2. Но мы ведь стоим только на пороге ЛИ2 biggrin.gif . Если говорить о нек. предварительных догадках (которые должны далее подтвердиться или опровергнуться), то, быть может, вопрос связан с различием предмета и его сущности? Кстати, как возможна непредметная тематизация (исходя из интенциональности - предметности - любого сознательного полагания)? (извините за оффтопик)

2. Возможно, Вы правы, но опять-таки, на данном этапе я не встречал различия real и reell, потому и ответил в смысле различия реального и идеального вообще (ЛИ1, Ср. Идеи I, параграф 88). Кстати, если не затруднит, укажите, пожалуйста, те места Идей I (параграфы), на которые Вы ссылаетесь, - обязательно посмотрю. Различие reell и real непростое, было бы хорошо, если бы Вы попытались эксплицировать свое понимание (кстати, В.И. Молчанов, напр., в Лекциях по феноменологии внутреннего сознания времени переводит reell как "реальный", параграф 12 и др.). Поздний Брентано, по-моему, под "реальным" вообще понимал все то, что может быть представлено, в т.ч. и "недействительное" (напр., Пегас).
Что касается Вашего первоначального вопроса, то еще раз проверив источники, пришел к выводу, что термин "предметность" употребляется как по отношению к "трансцендентным" сознанию объектам, так и по отношению к данностям сознания. Т.е. я не усматриваю различия в указанном ранее отношении.

------------

Уважаемый alloff, пожалуйста, не забывайте указывать, к кому обращен тот или иной вопрос. А вообще, мне было бы крайне интересно слышать не только Ваши вопросы, но и собственные прочтения наиболее интересных, на Ваш взгляд, мест ЛИ2 (эту же просьбу я адресую и к др. участникам дискуссии). Мы ведь пытаемся выйти на совместное чтение . rolleyes.gif

Насчет "близости к объекту", здесь IMHO мы оказываемся ближе к той Leistung, которая его конституирует. А ведь - думаю, неизбежная гуссерлевская предпосылка - объект может быть ДАН НАМ только как так или иначе конституированный сознанием, т.е. как некий "смысл".
Вообще, (помните по семинару у В.И.?) большая проблема в том, что есть "сама вещь" в феноменологическом (точнее, гуссерлевском) смысле, может ли она быть в этом смысле чем то большим, нежели феномен? Если да, то какого рода доступ к ней таковой мы имеем? - Тут я бы не хотел включаться в дискуссию - потонем ohmy.gif - поскольку придется обсуждать "все и сразу".
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Posts in this topic
Phenomen   Семинар: Гуссерль "Логические исследования", т. II   Mar 13 2005, 07:05 PM
alloff   Привет участникам семинара! В сфере моих инте...   Mar 13 2005, 10:50 PM
Phenomen   Согласен с alloff в выборе приоритетов (5-6 иссл.)...   Mar 14 2005, 03:20 PM
Tugodum   *Согласен с alloff в выборе приоритетов (5-6 иссл....   Mar 14 2005, 06:24 PM
Phenomen   Конечно. Очевидно, что мы не должны впасть в зав...   Mar 14 2005, 09:49 PM
Tugodum   *Насчет конкретных разделов - не согласен по повод...   Mar 15 2005, 01:43 AM
Gradinarov   Спасибо, что создали такой ресурс! С удовольст...   Mar 14 2005, 03:29 PM
Gradinarov   Забыл адрес трех томов немецкого издания дать, поч...   Mar 14 2005, 03:41 PM
Gradinarov   Любителей много. Любителя можно распознать по кант...   Mar 14 2005, 09:58 PM
hvil   Для меня историко-философские штудии текстов Гуссе...   Mar 15 2005, 12:53 AM
Алексей Воробьев   Здравствуйте, участники семинара! Мне каз...   Mar 15 2005, 12:04 PM
Phenomen   Конечно, мы должны начать с начала (с самой первой...   Mar 15 2005, 03:28 PM
shkuratov   Как оказалось, многие еще не читали Лог. Иссл. Воз...   Mar 16 2005, 01:46 AM
Tugodum   *Еще одно мое убеждение заключается в том, что фен...   Mar 16 2005, 06:23 PM
Tugodum   *хайдеггеровский анализ куда более феноменологичен...   Mar 16 2005, 06:27 PM
Phenomen   По поводу феноменологичности БиН мое мнение, ска...   Mar 21 2005, 01:02 AM
Валерий Няньченко   Прежде всего, хотелось бы начать ЛИ с того, что не...   Mar 16 2005, 03:34 AM
Ретортный человек   Начал читать «Ведение». Вот это предложение привле...   Mar 16 2005, 05:18 PM
Tugodum   сразу вопрос по тексту Введения. от меня ускользае...   Mar 16 2005, 07:07 PM
Ретортный человек   почему "естественная" (=до-рефлективная)...   Mar 16 2005, 08:04 PM
Tugodum   да, спасибо за уточнение. т.е. вот "промежут...   Mar 16 2005, 08:21 PM
shkuratov   Дело, наверное, в том, что эти "априори...   Mar 20 2005, 10:51 AM
Tugodum   понятно всё, кроме первого предложения. т.е. непо...   Mar 21 2005, 02:33 AM
shkuratov   А мне другое непонятно: почему первое должно неп...   Mar 21 2005, 09:24 AM
alloff   Спасибо за подтверждение по вопросу редукция/рефле...   Mar 21 2005, 01:01 PM
Tugodum   это известно и, в принципе, понятно (хотя очень х...   Mar 21 2005, 05:22 PM
shkuratov   1. По-моему, эти вопросы предполагают анализ ноэ...   Mar 22 2005, 10:51 AM
Tugodum   почему я и не сторонник начинать чтение с Введени...   Mar 22 2005, 02:08 PM
shkuratov   Ваша мысль вполне понятна и обоснована. Но, с др...   Mar 23 2005, 12:34 AM
Tugodum   хоть со сто тридцатой, если она прямо вводит в су...   Mar 23 2005, 03:10 AM
Phenomen   - Но мы то с Вами вообще начали изучение ЛИ 2 с ...   Mar 23 2005, 09:04 AM
Tugodum   я имел в виду ЛИ1. Вы сослались на пар. 88, а по ...   Mar 23 2005, 03:44 PM
Phenomen   Давно замечена определнная дефективность общения...   Mar 23 2005, 06:20 PM
Tugodum   понял, виноват. тогда какой параграф ЛИ1 Вы имели...   Mar 23 2005, 06:31 PM
Phenomen   Да, нам всем стоит внимательнее читать сообщения...   Mar 23 2005, 07:57 PM
alloff   Извините за отклонение от темы, постараюсь адапт...   Mar 22 2005, 08:38 PM
shkuratov   Интересное замечание. Пожалуй, у Гуссерля созн...   Mar 23 2005, 12:46 AM
Ретортный человек   но логика переходa даже от этой задачи (созерцания...   Mar 16 2005, 10:57 PM
Tugodum   что Гуссерль (в период ЛИ особенно) стоял на канто...   Mar 16 2005, 11:26 PM
Ретортный человек   Данный тезис мне представляется весьма нетривиаль...   Mar 17 2005, 12:24 AM
Phenomen   Итак, дискуссия у нас уже началась... И все же я х...   Mar 17 2005, 01:24 AM
Tugodum   *Уверен, что попытка обсуждать здесь все детали, у...   Mar 18 2005, 03:02 AM
Ретортный человек   Ещё к вопросу о Канте и Гуссерле. Насколько я в ку...   Mar 17 2005, 02:32 PM
Gradinarov   Начиная обсуждение Гуссерля, тем более, такого неп...   Mar 17 2005, 08:17 PM
Tugodum   *Вот и весь феноменологический проект в двух предл...   Mar 17 2005, 08:43 PM
Gradinarov   Введение, § 1. Ни о какой редукции пока не идет р...   Mar 17 2005, 09:03 PM
Tugodum   *Ни о какой редукции пока не идет речь. ----------...   Mar 17 2005, 09:33 PM
Gradinarov   Да, я тоже хотел обратить на это внимание. Речь ид...   Mar 17 2005, 09:42 PM
Валерий Няньченко   Долго я думал, как можно сказать по точнее и понял...   Mar 18 2005, 01:22 AM
Gradinarov   Я хочу еще раз обратить внимание на тот знаменател...   Mar 18 2005, 10:46 AM
Tugodum   разве понятие ноэтико-ноэматической корреляции не...   Mar 18 2005, 04:06 PM
alloff   Получается, в свете Ваших замечаний о феноменал...   Mar 20 2005, 11:48 PM
Gradinarov   Корреляция остается, но не и соположенность Sachph...   Mar 18 2005, 06:24 PM
Алексей Воробьев   Как и всякий значительный мыслитель, Гуссерль, нес...   Mar 18 2005, 10:13 PM
Алексей Воробьев   Возможно, сухие, выхолощенные в своем пафосе и рев...   Mar 19 2005, 10:16 AM
shkuratov   Насчет плана у меня есть конкретное предложение (в...   Mar 19 2005, 06:56 PM
Tugodum   интересная постановка. но хотелось бы уточнить. ...   Mar 19 2005, 11:41 PM
shkuratov   Насчет специфики - не знаю, потому и спрашиваю. ...   Mar 19 2005, 11:59 PM
Ретортный человек   ведь пора уже и к работе приступать Это и оценка п...   Mar 19 2005, 08:46 PM
shkuratov   Это и оценка предшествующему обсуждению? А что эт...   Mar 20 2005, 02:02 AM
Gradinarov   По-моему, в феноменологии этот процесс всегда на...   Mar 19 2005, 10:25 PM
shkuratov   Что Гуссерль называет "феноменологической реа...   Mar 20 2005, 12:41 AM
Gradinarov   Я все-таки не понял, где именно и кем используется...   Mar 20 2005, 01:03 AM
shkuratov   Г-н Градинаров, тяжело общаться с тем, кто отвеч...   Mar 20 2005, 02:12 AM
Gradinarov   P.S. Я бы с удовольствием обсудил особенности пере...   Mar 20 2005, 02:14 AM
Gradinarov   Пока я вижу только русский перевод, причем в нем с...   Mar 20 2005, 02:16 AM
shkuratov   Нет, я не понимаю, чтО Вы говорите, но понимаю з...   Mar 20 2005, 12:18 PM
Ретортный человек   3. О гуссерлевской концепции истины лучше поговори...   Mar 20 2005, 11:20 AM
Phenomen   В том сообщении я имел в виду, что Гуссерль основ...   Mar 20 2005, 04:35 PM
Gradinarov   Не "козел", а "осел" :-). И уд...   Mar 20 2005, 12:34 PM
Phenomen   Г-н Градинаров, просьба заниматься полемикой на ...   Mar 20 2005, 03:46 PM
Алексей Шухов   Здравствуйте, Иван Николаевич! Мой уровень ...   Mar 22 2005, 10:23 AM
shkuratov   Спасибо, Алексей, обязательно посмотрим, насколь...   Mar 22 2005, 11:07 AM
Алексей Шухов   В данном случае речь идет не о критике, но при...   Mar 22 2005, 11:34 AM
Tugodum   не дадите ли ссылку (электорнную или на оригинал)...   Mar 23 2005, 02:26 AM
Алексей Шухов   "Пределы феноменологии", к сож, не з...   Mar 23 2005, 11:17 AM
Tugodum   спасибо! жаль, там критика почти исключительн...   Mar 23 2005, 05:05 PM
Ретортный человек   Алексей, а не сформулируете коротенько самобытност...   Mar 22 2005, 12:19 PM
Алексей Шухов   Я не настолько энциклопедично образован в фило...   Mar 22 2005, 01:54 PM
shkuratov   Алексей, спасибо за текст. Перевод отменный (еди...   Mar 23 2005, 02:19 AM
Алексей Шухов   Здравствуйте, Иван Николаевич! Барри Смит б...   Mar 23 2005, 11:10 AM
Алексей Воробьев   В начале седьмого параграфа Введения (вызвавшего т...   Mar 23 2005, 10:06 AM
Алексей Воробьев   Уважаемый Иван Николаевич. Приводя примером воспри...   Mar 23 2005, 11:28 AM
Tugodum   такой "порядок" (при котором рефлексия ...   Mar 23 2005, 03:49 PM
Phenomen   Уважаемый Алексей Вячеславович! Всякий приме...   Mar 23 2005, 07:41 PM
Tugodum   Вы не оговорились? полагаю, что при обсуждении Вв...   Mar 23 2005, 08:19 PM
Phenomen   А чем акт рефлексии отличается в этом смысле/кон...   Mar 23 2005, 08:36 PM
Tugodum   спасибо, выразительная цитата. как и проблема, во...   Mar 23 2005, 09:42 PM
Phenomen   Угу :) Со своей стороны, я нахожу Ваши замечания...   Mar 23 2005, 11:05 PM
Ретортный человек   Хотя при более детальном анализе мы можем заметить...   Mar 23 2005, 12:31 PM
Ретортный человек   Я тут подумал о психологизме. Вроде бы психологизм...   Mar 24 2005, 12:25 AM
Ретортный человек   Подумал о цели и сути феноменологии. Когда мы сове...   Mar 24 2005, 02:08 AM
alloff   Уважаемый Ретортный человек, позвольте обратить ...   Mar 24 2005, 08:44 PM
Алексей Воробьев   Здравствуйте, Ретортный человек. Проблема солипсиз...   Mar 24 2005, 10:35 AM
Ретортный человек   Насчёт многосложности статуса согласен, тут Гуссе...   Mar 24 2005, 11:18 AM
Алексей Воробьев   Концепция «жизненного мира» мне представляется ист...   Mar 24 2005, 01:41 PM
Алексей Воробьев   Сознание идеально и оправданным образом, исходя из...   Mar 24 2005, 03:12 PM
Ретортный человек   Здесь у меня вызвали сомнения два момента: 1. У ...   Mar 24 2005, 04:22 PM
Ретортный человек   К вопросу: меняет ли рефлексия над актом этот акт....   Mar 24 2005, 07:55 PM


Reply to this topicTopic OptionsStart new topic
 

Текстовая версия Сейчас: 28th March 2024 - 01:24 PM
Реклама: