Семинар: Гуссерль "Логические исследования", т. II
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Семинар: Гуссерль "Логические исследования", т. II
Phenomen |
Mar 13 2005, 07:05 PM
Отправлено
#1
|
Администратор Группа: Super Moderators Сообщений: 560 Пол: Male |
Приглашаю принять участие в виртуальном семинаре
Э. Гуссерль "Логические исследования". Том 2: Исследования по феноменологии и теории познания 2 том ЛИ (1901) положил начало феноменологии, одному из основных философских направлений 20 в. Некоторые видные философы (напр., М. Хайдеггер) считали именно ЛИ II важнейшим феноменологическим произведением. Говорят, что Гуссерль, впервые приехав к В. Дильтею, который очень высоко оценил этот труд, вместо визитной карточки предъявил свои "Логические исследования" ЛИ переведены на многие языки мира, имеется множество их интерпретаций, соответствующее значимости затронутых в них проблем и множеству импликаций для самых разных направлений философии и науки. Оригинальное название: Husserl E. Logische Untersuchungen. Состоят из двух томов. Первый ("Пролегомены к чистой логике", 1900) содержал в основном критику различных форм релятивизма, раскрывал предрассудки "психологизма в логике" и подготавливал почву для новой парадигмы исследований познания - срединного (по отношению к оппозиции психологизма и логицизма) пути, получившего название "феноменологии", первый прорыв которого содержался в 6-ти Исследованиях второго тома ("Исследования по феноменологии и теории познания"). Второй том со второго (если не ошибаюсь) немецкого издания был разделен на 2 части, в первую попали первые 5 исследований, во вторую – последнее 6 исследование. Первый том ЛИ был переведен на русский язык еще в 1909 году под редакцией С.Л. Франка и был первым иностранным переводом этого эпохального труда. Судьба наиболее значимой части работы сложилась драматически - в СССР "идеалист" Гуссерль был не нужен, и публикация второго тома на русском языке оказалась отложенной почти на 90 лет (!), впервые первая часть 2 тома был полностью переведена и опубликована проф. В.И.Молчановым только в 2001. Говорят, Н.В. Мотрошилова определяла СССР как страну, в которой нет перевода 2 тома ЛИ... Русский перевод 2 части 2 тома ЛИ не опубликован и по сей день. Основные источники: Husserl Gesammelte Werke (Husserliana) Husserliana, Bd. 18 Logische Untersuchungen. Erster Teil. Prolegomena zur reinen Logik. Text der 1. und der 2. Auflage. Halle: 1900, rev. ed. 1913. Edited by Elmar Holenstein. The Hague, Netherlands: Martinus Nijhoff, 1975. [ISBN: 90-247-1722-1] Husserliana, Bd. 19 Logische Untersuchungen. Zweiter Teil. Untersuchungen zur Phaenomenologie und Theorie der Erkenntnis. In zwei Baenden. Edited by Ursula Panzer. Halle: 1901; rev. ed. 1922. The Hague, Netherlands: Martinus Nijhoff, 1984. [ISBN: 90-247-2517-8] Тюбингенские издания 2 тома: Husserl E. Logische Untersuchungen. ZWEITER BAND: Untersuchungen zur Ph?nomenologie und Theorie der Erkenntnis. I Teil. 6. Aufl. Tuebengen: Max Niemeyer Verlag, 1980 (и последующие перепечатки). Husserl E. Logische Untersuchungen. ZWEITER BAND: Elemente einer phaenomenologischen Aufklaerung der Erkenntnis II. Teil. 6. Aufl. Tuebengen: Max Niemeyer Verlag, 1980 (и последующие перепечатки). На русском языке: I том - Гуссерль Э. Логические исследования, т. 1. СПб, 1909. (Перепечатки в сборниках: Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994 и Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000.) Электронная версия: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/...064/index.shtml II том - Гуссерль Э. Собрание сочинений. Том III (I). Логические исследования. Т II (1). Исследования по феноменологии и теории познания. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. (Введение и I Исследование были прежде напечатаны в журнале "Логос", № 9 и 10, М., 1997). Электронные версии перевода 2 тома не обнаружены. Дополнительные источники: - Журнал "Логос" http://www.ruthenia.ru/logos (исследования и переводы, в т.ч. статья Гуссерля "Феноменология" из Британской энциклопедии, с которой я рекомендовал бы ознакомиться всякому, кто впервые приступает к феноменологическим штудиям - Логос, №1, 1991.). Также для первого знакомства советовал бы почитать статьи В.И. Молчанова «Феноменология», «Брентано» и «Гуссерль» в Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия (или в словаре «Современная западная философия»), по феноменологической терминологии существуют мои статьи в «Словаре философских терминов» (М., 2004, продублированы на LebensWelt), хотя они уже требуют правки. По истории феноменологии есть отличная книга Г.Шпигельберга «Феноменологическое движение». М., 2002). - The Husserl Page ( http://husserlpage.com) - пожалуй, старейший и наиболее полный (по ссылкам, по крайней мере) ресурс, посвященный Гуссерлю. - LebensWelt (http://lebenswelt.narod.ru) - иллюстрированная биография Гуссерля (на русском), произведения в онлайновых библиотеках, др. ссылки и оригинальные исследования. - Произведения В.И.Молчанова, П.П. Гайденко, Н.В.Мотрошиловой (в частности, вы еще можете купить сборник статей В.И. Молчанова "Различение и опыт", см. также его вступит. статью к переводу ЛИ). Содержание второго тома неоднократно излагалось и комментировалось на русском языке, в т.ч. К.С. Бакрадзе, Н.В. Мотрошиловой и В.И. Молчановым. - из трудов известных философов 20 в. и иностранной комментаторской литературы обратил бы внимание прежде всего на произведения М.Хайдеггера (Помните: "Феноменология - это я и Хайдеггер". Гуссерль) - "Пролегомены к истории понятия времени", "Бытие и время", Семинары (Gesamtausgabe, Bd. 15, кое-что из семинаров по Гуссерлю переводилось и печаталось в издании ЕГУ «Исследования по феноменологии и философской герменевтике». Минск, 2001). Неортодоксальные прочтения Гуссерля можно встретить в постструктурализме (Деррида, Лиотар и др.). Конечно, стоило бы почитать и др. труды Гуссерля, но при этом нужно помнить, что его мысль никогда не стояла на месте и с каждой новой книгой ("Идеи к чистой феноменологии", "Картезианские медитации", "Кризис европейских наук" и т.д.) появлялся некий новый вариант феноменологии. Поскольку общий объем второго тома (включая 2 часть) ЛИ превосходит 700 страниц, его нереально прочитать «строчка за строчкой» (хотя, замечу, мы никуда не торопимся). Здесь необходимо выработать иную стратегию чтения – это и есть наша первоочередная задача, по-моему. Лично я, имея в виду уровень подготовки основных участников дискуссии, предложил бы отталкиваться от наиболее значимых проблем, усматриваемых участниками по ходу чтения, и именно их обсуждать. Если необходимо как-то спланировать обсуждение, предложил бы взять за единицу одно исследование (хотя ясно, что разным исследованиям может быть посвящено различное время). |
Ретортный человек |
Mar 22 2005, 12:19 PM
Отправлено
#2
|
Участник Группа: Users Сообщений: 86 Пол: Male |
Алексей, а не сформулируете коротенько самобытность критики Барри Смитта (а то вникать в новый текст – для этого нужен реурс времени, которого нет)? Т.е. интересна именно самобытность-оригинальность, потому что сама по себе подвешенность тезиса о беспредпосылочности и так лежит на поверхности. Да и критиковалась тем же Хайдеггером, например.
|
Алексей Шухов |
Mar 22 2005, 01:54 PM
Отправлено
#3
|
Старожил Группа: Advanced Users Сообщений: 235 Пол: Male |
QUOTE(Ретортный человек @ Mar 22 2005, 12:19 PM) Алексей, а не сформулируете коротенько самобытность критики Барри Смитта ...Т.е. интересна именно самобытность-оригинальность, Я не настолько энциклопедично образован в философии, чтобы знать, на что была направлена критика Хайдеггера. Смит вводит принцип "заведомой ошибочности" априорных предположений: QUOTE(Б. Смит) И по тем же самым (логическим) причинам нам придется отказаться и от тезиса о том, что синтетические предэмпирические вносимые предложения, относящиеся к ядру науки, могли быть истинны. Так даже в области самой предэмпирики мы не устанавливаем никакого безошибочного знания и не вводим никакой непреложной истины. Здесь мы имеем дело с "предположениями" в строгом смысле слова, предположениями способными, причем и тогда, когда они выделены в некоей изолированной форме, оказаться ложными. Интересно, что проекции подобной фаллибилистской (исходно ошибочной) концепции априорности мы можем найти у Э. Гуссерля, и уже Лейбниц говорил что те "методы предположительно априорны", которые формируются при помощи гипотез: "[предполагаемые] причины вводятся без проверки". Но эти положения, однако, должны предполагать такой вопрос: *** Мы просто подтверждаем, что имеют место синтетические исходно правдоподобные истинные вносимые предложения, и что науке свойственно стремление включить в себя как можно большее их число; мы, однако, не подтверждаем то, что, мы знаем (или, по крайней мере, мы что-то знаем о них), какое именно из уже определенных предложений будет действительно играть роль реально существующей науки. Подобные понятные структурные особенности действительности могут оставаться невыявленными или подвергаться искажению. Определение того, что здесь имеют место априорные структурные особенности производных мира, повторю, это нелегкая форма несомненных свидетельств в отношении соответствующих вносимых предложений. Подобная фаллибилистическая (исходно ошибочная) доктрина априорных законов действительности предоставляет, однако, неплохое решение давней проблемы, с чем сталкивается всякий защитник априоризма. Как, пытался решить подобную проблему Колдуэлл (1984), отвечая на вопрос, способны ли мы выбирать между конкурирующими системами, каждая из которых основывается на априорных основаниях? Для исключающих ошибочность концепций трудно определить смысл даже самой возможности подобного рода конкуренции. Положениям же защищаемой здесь концепции, напротив, подобные конкурирующие системы представляются совершенно естественными, и, учитывая последствия только что упоминавшихся трудностей, мы вынуждены часто пользоваться отдельным пониманием для того, чтобы представлять себе даже понятные черты действительности. Тот, кто вносит определенность в такие системы, тот вносит определенность и во все конкурирующие научные гипотезы, а именно посредством комплексного совмещения эмпирических и априорных представлений. Сообщение отредактировал Алексей Шухов - Mar 22 2005, 02:03 PM |
shkuratov |
Mar 23 2005, 02:19 AM
Отправлено
#4
|
Участник Группа: Club Members Сообщений: 89 Пол: Male |
QUOTE(Алексей Шухов @ Mar 22 2005, 01:54 PM) Я не настолько энциклопедично образован в философии, чтобы знать, на что была направлена критика Хайдеггера. Смит вводит принцип "заведомой ошибочности" априорных предположений: Алексей, спасибо за текст. Перевод отменный (единственая поправка при беглом ознакомлении: у нас принято переводить фамилию Feyerabend как ФейЕрабенд). Кстати, Вам, видимо, приходится так или иначе знакомиться с учениями тех, кого упоминает Ваш автор? Соглашусь с Реторным человеком - очень непросто въезжать в чужой дискурс, а тем более судить о концепции по тем или иным отрывочным заявлениям и упоминаниям. Как мне показалось, Б.Смит работает с позитивной наукой и ее методологией. Гуссерль же пытался фундировать позитивную науку в трансцендентальной феноменологии (т.е. это разные уровни анализа). Если я что не так понял, поправьте. Да, вряд ли можно начать совсем без предпосылок, но предпосылки предпосылкам рознь. Гуссерль, напр., отставивает тезис о том, что существуют самообосновывающиеся постулаты/принципы. Выше я уже говорил (с приведением кучи текстуального материала), что принцип беспредпосылочности, по сути, представляет собой негативную формулировку принципа очевидности. Проблема очевидности интересовала Гуссерля на протяжении всей его творческой жизни. И он считал этот принцип самообосновывающимся. Хотя при более детальном анализе мы можем заметить некоторые "дефекты", коренящиеся в гуссерлевской концепции очевидности, которые ставят под сомнение очевидность гуссерлевского принципа очевидности (напр., предпосылаемое распространение созерцания за пределы чувственности на область категориального, в результате чего мы "обретаем" новый тип опыта: категориальное может не только мыслится, но созерцаться как оно само). А вот что утверждает Гуссерль в своем проекте "чистой логики" (ЛИ1), размышляя об идеальных условиях возможности теории вообще. Возможность теории в субъективном смысле означает априорную возможность познания и разумного оправдания теории. Познание как восприятие и суждение должно иметь возможность обладать очевидностью. Если теория отрицает возможность очевидности, то она «тем самым уничтожает то, что отличает ее самое от произвольного, ничем не оправдываемого утверждения» [ЛИ1 в сб. Философия как строгая наука, c.255]. Ранее здесь уже приводился "принцип всех принципов" из Идей 1, который в свете замечаний Б.Смита может быть по-новому прочитан: «Никакая мыслимая теория не может заставить нас усомниться в принципе всех принципов: любое дающее из самого первоисточника созерцание есть правовой источник познания, и все, что предлагается нам в «интуиции» из самого первоисточника (так сказать, в своей настоящей живой действительности), нужно принимать таким, каким оно себя дает, но и только в тех рамках, в которых оно себя дает» [Идеи 1, с.60, курсив мой]. Сообщение отредактировал Phenomen - Mar 23 2005, 02:37 AM |
Текстовая версия | Сейчас: 29th March 2024 - 11:10 AM |