Семинар: Гуссерль "Логические исследования", т. II
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Семинар: Гуссерль "Логические исследования", т. II
Phenomen |
Mar 13 2005, 07:05 PM
Отправлено
#1
|
Администратор Группа: Super Moderators Сообщений: 560 Пол: Male |
Приглашаю принять участие в виртуальном семинаре
Э. Гуссерль "Логические исследования". Том 2: Исследования по феноменологии и теории познания 2 том ЛИ (1901) положил начало феноменологии, одному из основных философских направлений 20 в. Некоторые видные философы (напр., М. Хайдеггер) считали именно ЛИ II важнейшим феноменологическим произведением. Говорят, что Гуссерль, впервые приехав к В. Дильтею, который очень высоко оценил этот труд, вместо визитной карточки предъявил свои "Логические исследования" ЛИ переведены на многие языки мира, имеется множество их интерпретаций, соответствующее значимости затронутых в них проблем и множеству импликаций для самых разных направлений философии и науки. Оригинальное название: Husserl E. Logische Untersuchungen. Состоят из двух томов. Первый ("Пролегомены к чистой логике", 1900) содержал в основном критику различных форм релятивизма, раскрывал предрассудки "психологизма в логике" и подготавливал почву для новой парадигмы исследований познания - срединного (по отношению к оппозиции психологизма и логицизма) пути, получившего название "феноменологии", первый прорыв которого содержался в 6-ти Исследованиях второго тома ("Исследования по феноменологии и теории познания"). Второй том со второго (если не ошибаюсь) немецкого издания был разделен на 2 части, в первую попали первые 5 исследований, во вторую – последнее 6 исследование. Первый том ЛИ был переведен на русский язык еще в 1909 году под редакцией С.Л. Франка и был первым иностранным переводом этого эпохального труда. Судьба наиболее значимой части работы сложилась драматически - в СССР "идеалист" Гуссерль был не нужен, и публикация второго тома на русском языке оказалась отложенной почти на 90 лет (!), впервые первая часть 2 тома был полностью переведена и опубликована проф. В.И.Молчановым только в 2001. Говорят, Н.В. Мотрошилова определяла СССР как страну, в которой нет перевода 2 тома ЛИ... Русский перевод 2 части 2 тома ЛИ не опубликован и по сей день. Основные источники: Husserl Gesammelte Werke (Husserliana) Husserliana, Bd. 18 Logische Untersuchungen. Erster Teil. Prolegomena zur reinen Logik. Text der 1. und der 2. Auflage. Halle: 1900, rev. ed. 1913. Edited by Elmar Holenstein. The Hague, Netherlands: Martinus Nijhoff, 1975. [ISBN: 90-247-1722-1] Husserliana, Bd. 19 Logische Untersuchungen. Zweiter Teil. Untersuchungen zur Phaenomenologie und Theorie der Erkenntnis. In zwei Baenden. Edited by Ursula Panzer. Halle: 1901; rev. ed. 1922. The Hague, Netherlands: Martinus Nijhoff, 1984. [ISBN: 90-247-2517-8] Тюбингенские издания 2 тома: Husserl E. Logische Untersuchungen. ZWEITER BAND: Untersuchungen zur Ph?nomenologie und Theorie der Erkenntnis. I Teil. 6. Aufl. Tuebengen: Max Niemeyer Verlag, 1980 (и последующие перепечатки). Husserl E. Logische Untersuchungen. ZWEITER BAND: Elemente einer phaenomenologischen Aufklaerung der Erkenntnis II. Teil. 6. Aufl. Tuebengen: Max Niemeyer Verlag, 1980 (и последующие перепечатки). На русском языке: I том - Гуссерль Э. Логические исследования, т. 1. СПб, 1909. (Перепечатки в сборниках: Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994 и Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000.) Электронная версия: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/...064/index.shtml II том - Гуссерль Э. Собрание сочинений. Том III (I). Логические исследования. Т II (1). Исследования по феноменологии и теории познания. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. (Введение и I Исследование были прежде напечатаны в журнале "Логос", № 9 и 10, М., 1997). Электронные версии перевода 2 тома не обнаружены. Дополнительные источники: - Журнал "Логос" http://www.ruthenia.ru/logos (исследования и переводы, в т.ч. статья Гуссерля "Феноменология" из Британской энциклопедии, с которой я рекомендовал бы ознакомиться всякому, кто впервые приступает к феноменологическим штудиям - Логос, №1, 1991.). Также для первого знакомства советовал бы почитать статьи В.И. Молчанова «Феноменология», «Брентано» и «Гуссерль» в Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия (или в словаре «Современная западная философия»), по феноменологической терминологии существуют мои статьи в «Словаре философских терминов» (М., 2004, продублированы на LebensWelt), хотя они уже требуют правки. По истории феноменологии есть отличная книга Г.Шпигельберга «Феноменологическое движение». М., 2002). - The Husserl Page ( http://husserlpage.com) - пожалуй, старейший и наиболее полный (по ссылкам, по крайней мере) ресурс, посвященный Гуссерлю. - LebensWelt (http://lebenswelt.narod.ru) - иллюстрированная биография Гуссерля (на русском), произведения в онлайновых библиотеках, др. ссылки и оригинальные исследования. - Произведения В.И.Молчанова, П.П. Гайденко, Н.В.Мотрошиловой (в частности, вы еще можете купить сборник статей В.И. Молчанова "Различение и опыт", см. также его вступит. статью к переводу ЛИ). Содержание второго тома неоднократно излагалось и комментировалось на русском языке, в т.ч. К.С. Бакрадзе, Н.В. Мотрошиловой и В.И. Молчановым. - из трудов известных философов 20 в. и иностранной комментаторской литературы обратил бы внимание прежде всего на произведения М.Хайдеггера (Помните: "Феноменология - это я и Хайдеггер". Гуссерль) - "Пролегомены к истории понятия времени", "Бытие и время", Семинары (Gesamtausgabe, Bd. 15, кое-что из семинаров по Гуссерлю переводилось и печаталось в издании ЕГУ «Исследования по феноменологии и философской герменевтике». Минск, 2001). Неортодоксальные прочтения Гуссерля можно встретить в постструктурализме (Деррида, Лиотар и др.). Конечно, стоило бы почитать и др. труды Гуссерля, но при этом нужно помнить, что его мысль никогда не стояла на месте и с каждой новой книгой ("Идеи к чистой феноменологии", "Картезианские медитации", "Кризис европейских наук" и т.д.) появлялся некий новый вариант феноменологии. Поскольку общий объем второго тома (включая 2 часть) ЛИ превосходит 700 страниц, его нереально прочитать «строчка за строчкой» (хотя, замечу, мы никуда не торопимся). Здесь необходимо выработать иную стратегию чтения – это и есть наша первоочередная задача, по-моему. Лично я, имея в виду уровень подготовки основных участников дискуссии, предложил бы отталкиваться от наиболее значимых проблем, усматриваемых участниками по ходу чтения, и именно их обсуждать. Если необходимо как-то спланировать обсуждение, предложил бы взять за единицу одно исследование (хотя ясно, что разным исследованиям может быть посвящено различное время). |
Ретортный человек |
Mar 16 2005, 08:04 PM
Отправлено
#2
|
Участник Группа: Users Сообщений: 86 Пол: Male |
QUOTE(Tugodum) почему "естественная" (=до-рефлективная) установка является источником "эквивокации"? Я понял так, что Гуссерль просто говорит о том, что необходимо научиться усмотривать «логические априори» без привязки к словам. Потому что слова подверженны эквивокациям (сменам своего значения), и если указуемые ими «логические априори» привязаны к ним, как бы прилеплены к ним, то эквивоцируют вместе с ними. Если же мы научились созерцать «логические априори» независимо от слов, то эквивокации слов им (нам) не страшны. Сообщение отредактировал Ретортный человек - Mar 16 2005, 08:14 PM |
Tugodum |
Mar 16 2005, 08:21 PM
Отправлено
#3
|
Старожил Группа: Advanced Users Сообщений: 140 Пол: Male |
да, спасибо за уточнение. т.е. вот "промежуточное звено":
============ Задача прояснения логических идей, таких как понятие и предмет, истина и положение, факт и закон и т.д. неизбежно ведет именно к тем же самым вопросам, к которым, впрочем, следует приступить уже потому, что иначе сущность самого прояснения, к которому устремляются в феноменологическом анализе, осталась бы неясной. ============ связь этой задачи с задачей устранения эквивокаций более или менее понятнa. но логика переходa даже от этой задачи (созерцания «логических априори») к необходимости рефлективной установки (направленной на акты) мне не яснa. |
shkuratov |
Mar 20 2005, 10:51 AM
Отправлено
#4
|
Участник Группа: Club Members Сообщений: 89 Пол: Male |
QUOTE(Tugodum @ Mar 16 2005, 08:21 PM) да, спасибо за уточнение. т.е. вот "промежуточное звено": ============ Задача прояснения логических идей, таких как понятие и предмет, истина и положение, факт и закон и т.д. неизбежно ведет именно к тем же самым вопросам, к которым, впрочем, следует приступить уже потому, что иначе сущность самого прояснения, к которому устремляются в феноменологическом анализе, осталась бы неясной. ============ связь этой задачи с задачей устранения эквивокаций более или менее понятнa. но логика переходa даже от этой задачи (созерцания «логических априори») к необходимости рефлективной установки (направленной на акты) мне не яснa. Дело, наверное, в том, что эти "априори", как и всякий СМЫСЛ (у Гуссерля смысл и значение - синонимы), конституируются (устанавливаются) в таких актах. Акт - это переживание сознания, у переживания есть реальный (собственно псхический) и идеальный ("смысловой", содержательный) компонент. Они тесно взаимосвязаны. И вот это целое переживание может быть открыто для анализа, по Гуссерлю, имено в рефлексии. В "естественной установке" наши переживания протекают латентно, в них мы имеем в виду то или другое (на что они направлены), но их самих с присущими им (как переживаниям) характеристиками не замечаем. Рефлексивная (или здесь - феноменологическая) установка направлена на то, чтобы снять эти предпосылки познания, позволить нам, так сказать, заглянуть "за кулисы событий". + см. различия, проведеные в 1 томе. |
Tugodum |
Mar 21 2005, 02:33 AM
Отправлено
#5
|
Старожил Группа: Advanced Users Сообщений: 140 Пол: Male |
QUOTE(shkuratov @ Mar 20 2005, 11:21 AM) Дело, наверное, в том, что эти "априори", как и всякий СМЫСЛ (у Гуссерля смысл и значение - синонимы), конституируются (устанавливаются) в таких актах. Акт - это переживание сознания, у переживания есть реальный (собственно псхический) и идеальный ("смысловой", содержательный) компонент. Они тесно взаимосвязаны. И вот это целое переживание может быть открыто для анализа, по Гуссерлю, имено в рефлексии. В "естественной установке" наши переживания протекают латентно, в них мы имеем в виду то или другое (на что они направлены), но их самих с присущими им (как переживаниям) характеристиками не замечаем. Рефлексивная (или здесь - феноменологическая) установка направлена на то, чтобы снять эти предпосылки познания, позволить нам, так сказать, заглянуть "за кулисы событий". + см. различия, проведеные в 1 томе. понятно всё, кроме первого предложения. т.е. непонятно, как сказанное в нем следует из сказанного далее. почему "всякий смысл" открывается только "в таких актах" (т.е. в актах рефлексии,--я правильно понял?), и не может открываться в "латентно протекающих" актах-переживаниях естественной установки? кстати, мне кажется, акты сущностного различения, о кот. Вы подняли вопрос выше, для самого Гуссерля всегда остаются именно "латентно протекающими" (был бы благоларен за контр-примеры; желательно с указанием параграфа). если так, то непонятно, в каком смысле можно считать различение "опытом" сознания. или под "опытом" Вы имеете в виду всякий акт-переживание? заодно вопрос по терминологии. из работы с более поздними текстами Гуссерля я вынес впечатление, что для него "реально" именно то, что в ЛИ он называет "предметностью", т.е. "сами вещи" ("res" !), хотя они и не обладают бытием, которое целиком на стороне не-предметных (т.е НЕ реальных) актов-переживаний. это мое понимание неверно? или в ЛИ просто другая терминологическая сетка, нежели та, что будет выработана по переходе к "трансцендентальной" т.зр.? Сообщение отредактировал Tugodum - Mar 21 2005, 02:35 AM |
shkuratov |
Mar 21 2005, 09:24 AM
Отправлено
#6
|
Участник Группа: Club Members Сообщений: 89 Пол: Male |
QUOTE(Tugodum @ Mar 21 2005, 02:33 AM) понятно всё, кроме первого предложения. т.е. непонятно, как сказанное в нем следует из сказанного далее. А мне другое непонятно: почему первое должно непременно следовать из последующего? Ведь объяснения (а это пример такого объяснения) могут быть не только причинно-следственными? Если вернуться к первоначальному Вашему вопросу : QUOTE(Tugodum) ============ Задача прояснения логических идей, таких как понятие и предмет, истина и положение, факт и закон и т.д. неизбежно ведет именно к тем же самым вопросам, к которым, впрочем, следует приступить уже потому, что иначе сущность самого прояснения, к которому устремляются в феноменологическом анализе, осталась бы неясной. ============ связь этой задачи с задачей устранения эквивокаций более или менее понятна. но логика перехода даже от этой задачи (созерцания «логических априори») к необходимости рефлективной установки (направленной на акты) мне не ясна. то ответ, по-моему, можно было бы дать проще: прежде, чем что-то прояснять, нужно знать, что такое "прояснение", как оно происходит. Логично? Далее. Прояснение (как "процесс") есть некий вид переживания. Важнейшей характеристикой переживаний сознания (как мы увидим) Гуссерль считает интенциональность, предметную направленность. Интенциональность понимается как смыслообразующая ("конституирующая смысл"), т.е. в направленности сознания на предмет формируется смысл предмета, который (смысл) нами переживается и нам дан. Но само переживание протекает в ЕУ латентно (напр., вы воспринимаете предмет за окном как дерево - вот, схватили смысл предметного - но КАК это происходит, как, грубо говоря, движется ваш "взгляд" в этом процессе в ЕУ скрыто. Привести САМО переживание (акт) к данности, сделать его "предметом" (или "темой") возможного АНАЛИЗА, можно только обратив интенциональность на него, сделав это переживание объектом второго (рефлексивного), которое в свою очередь будет теперь протекать латентно. ...Здесь мои герменевтические способности заканчиваются. Честно говоря, мне кажется, у Гуссерля все настолько подробно, шаг за шагом, непосредственно в процессе осмысления, описано, что как-то пересказывать не-того. Единственное замечание: все не может быть изложено сразу. Понимание целого вырастет из понимания частей, а истинное понимание частей (учения) придет после постижения целого. Ничего тут не поделаешь, видимо. И еще несколько слов из серии: Как я понимаю феноменологию. Да, всякое психическое переживание - это ОПЫТ. Не могу сказать, что предметность и реальность одно, скорее, напротив. У Гуссерля встречается несколько терминов для обозначения "реального" (с ними еще нужно разбираться, посм., напр., статьи Молчанова), но в общем виде реально то, что происходит в какой-то момент времени (напр., сам акт переживания), а не то, что в этом акте полагается как смысл. Напр., я сужу: 2х2=4. Процесс суждения реален, содержание - идеально, и именно оно может быть, по моему, названо предметностью. Насчет рефлексии и различия мне пришла в голову интересная мыслишка, способная пролить свет на многое. Но об этом чуть позже, а сейчас нужно бежать. |
Tugodum |
Mar 21 2005, 05:22 PM
Отправлено
#7
|
Старожил Группа: Advanced Users Сообщений: 140 Пол: Male |
QUOTE(shkuratov @ Mar 21 2005, 09:54 AM) Интенциональность понимается как смыслообразующая ("конституирующая смысл"), т.е. в направленности сознания на предмет формируется смысл предмета, который (смысл) нами переживается и нам дан. Но само переживание протекает в ЕУ латентно (напр., вы воспринимаете предмет за окном как дерево - вот, схватили смысл предметного - но КАК это происходит, как, грубо говоря, движется ваш "взгляд" в этом процессе в ЕУ скрыто. Привести САМО переживание (акт) к данности, сделать его "предметом" (или "темой") возможного АНАЛИЗА, можно только обратив интенциональность на него, сделав это переживание объектом второго (рефлексивного), которое в свою очередь будет теперь протекать латентно. это известно и, в принципе, понятно (хотя очень хорошо, что Вы это здесь проговариваете, т.к. это способствует созданию поля дискурса). непонятно, как (почему, за счет чего), тематизировав (не опредметив, конечно) акт, в кот., полагается (в качестве смысла) логическая идея, напр., "предмета вообще", мы можем прояснить до унивокальности этот смысл. QUOTE реально то, что происходит в какой-то момент времени (напр., сам акт переживания), а не то, что в этом акте полагается как смысл. Напр., я сужу: 2х2=4. Процесс суждения реален, содержание - идеально, и именно оно может быть, по моему, названо предметностью. понял, что Вы имели в виду, но не могу признать такой способ выражения (т.е. перевода) удачным. Гуссерль (говорю об "Идеях I") строго раличает "reell" и "real". акты характеризуются как "reell", но при этом--"irreal". смыслы (после редукции) тоже "irreal", но при том они идеальны, в не "reell". если Вы "reell" переводите как "реальный", то как Вы переведете "real"? Сообщение отредактировал Tugodum - Mar 21 2005, 05:24 PM |
shkuratov |
Mar 22 2005, 10:51 AM
Отправлено
#8
|
Участник Группа: Club Members Сообщений: 89 Пол: Male |
QUOTE(Tugodum @ Mar 21 2005, 05:22 PM) это известно и, в принципе, понятно (хотя очень хорошо, что Вы это здесь проговариваете, т.к. это способствует созданию поля дискурса). непонятно, как (почему, за счет чего), тематизировав (не опредметив, конечно) акт, в кот., полагается (в качестве смысла) логическая идея, напр., "предмета вообще", мы можем прояснить до унивокальности этот смысл. понял, что Вы имели в виду, но не могу признать такой способ выражения (т.е. перевода) удачным. Гуссерль (говорю об "Идеях I") строго раличает "reell" и "real". акты характеризуются как "reell", но при этом--"irreal". смыслы (после редукции) тоже "irreal", но при том они идеальны, в не "reell". если Вы "reell" переводите как "реальный", то как Вы переведете "real"? 1. По-моему, эти вопросы предполагают анализ ноэтико-ноэматических структур (Идеи I), которые - хотя и иначе ("качество", "материя" и т.д.), чем в Идеях I - разбираются в последних исследованиях ЛИ2. Но мы ведь стоим только на пороге ЛИ2 . Если говорить о нек. предварительных догадках (которые должны далее подтвердиться или опровергнуться), то, быть может, вопрос связан с различием предмета и его сущности? Кстати, как возможна непредметная тематизация (исходя из интенциональности - предметности - любого сознательного полагания)? (извините за оффтопик) 2. Возможно, Вы правы, но опять-таки, на данном этапе я не встречал различия real и reell, потому и ответил в смысле различия реального и идеального вообще (ЛИ1, Ср. Идеи I, параграф 88). Кстати, если не затруднит, укажите, пожалуйста, те места Идей I (параграфы), на которые Вы ссылаетесь, - обязательно посмотрю. Различие reell и real непростое, было бы хорошо, если бы Вы попытались эксплицировать свое понимание (кстати, В.И. Молчанов, напр., в Лекциях по феноменологии внутреннего сознания времени переводит reell как "реальный", параграф 12 и др.). Поздний Брентано, по-моему, под "реальным" вообще понимал все то, что может быть представлено, в т.ч. и "недействительное" (напр., Пегас). Что касается Вашего первоначального вопроса, то еще раз проверив источники, пришел к выводу, что термин "предметность" употребляется как по отношению к "трансцендентным" сознанию объектам, так и по отношению к данностям сознания. Т.е. я не усматриваю различия в указанном ранее отношении. ------------ Уважаемый alloff, пожалуйста, не забывайте указывать, к кому обращен тот или иной вопрос. А вообще, мне было бы крайне интересно слышать не только Ваши вопросы, но и собственные прочтения наиболее интересных, на Ваш взгляд, мест ЛИ2 (эту же просьбу я адресую и к др. участникам дискуссии). Мы ведь пытаемся выйти на совместное чтение . Насчет "близости к объекту", здесь IMHO мы оказываемся ближе к той Leistung, которая его конституирует. А ведь - думаю, неизбежная гуссерлевская предпосылка - объект может быть ДАН НАМ только как так или иначе конституированный сознанием, т.е. как некий "смысл". Вообще, (помните по семинару у В.И.?) большая проблема в том, что есть "сама вещь" в феноменологическом (точнее, гуссерлевском) смысле, может ли она быть в этом смысле чем то большим, нежели феномен? Если да, то какого рода доступ к ней таковой мы имеем? - Тут я бы не хотел включаться в дискуссию - потонем - поскольку придется обсуждать "все и сразу". |
Tugodum |
Mar 22 2005, 02:08 PM
Отправлено
#9
|
Старожил Группа: Advanced Users Сообщений: 140 Пол: Male |
QUOTE(shkuratov @ Mar 22 2005, 11:21 AM) 1. По-моему, эти вопросы предполагают анализ ноэтико-ноэматических структур (Идеи I), которые - хотя и иначе ("качество", "материя" и т.д.), чем в Идеях I - разбираются в последних исследованиях ЛИ2. Но мы ведь стоим только на пороге ЛИ2 . почему я и не сторонник начинать чтение с Введения (кот. пишется, как правило, последним). но коль скоро мы начали с него, и ставим целью его понять, "забегания вперед" не избежать. ------------ *быть может, вопрос связан с различием предмета и его сущности ---------- мне с ходу не понятно, как это различение м.б. применено к предметам вроде "предмета вообще". т.е. к роду идей, устранение эквивокации в которых принадлежит к основным задачам логического (в отличие от чисто-феноменологического) проекта. я здесь использую то различение, кот. Вы сделали выше, сказав, что первый по ходу ЛИ как бы перетекает в, или замещается вторым (цит. по памяти, надеюсь, не переврал Вашу мысль). вопрос мой, по сути, о сущностной взаимосвязи этих двух проектов (если она есть). -------------- *как возможна непредметная тематизация (исходя из интенциональности - предметности - любого сознательного полагания)? --------------- не "непредметная", а не-опредмечивающая тот акт, который является "предметом"/ темой рефлексии. по сути, это вопрос о том, как возможна чистая феноменология. ------------------ *ответил в смысле различия реального и идеального вообще (ЛИ1, Ср. Идеи I, параграф 88) ---------------- здесь http://filosof.historic.ru/books/item/f00/...064/index.shtml только до пар 72. не знаете, висит ли где-то остальное? --------------- *укажите, пожалуйста, те места Идей I (параграфы), на которые Вы ссылаетесь ----------- навскидку: пар. 103--различение "reell" и "wirklich" (синоним "real", как я помню, но доказать с ходу не могу); 55 (самый конец)--"Realitaet" как то, чего лишено трансцендентальное сознание; Введение--пcихология как наука о "Realitaeten" vs. "irreal" как тематическая область чистой феноменологии ("остаток"). ------------------ *еще раз проверив источники, пришел к выводу, что термин "предметность" употребляется как по отношению к "трансцендентным" сознанию объектам, так и по отношению к данностям сознания. -------------- у меня тоже такое впечатление (по ЛИ). но я не понял, в связи с чем, Вы сейчас обратили на это внимание. Сообщение отредактировал Tugodum - Mar 22 2005, 02:12 PM |
shkuratov |
Mar 23 2005, 12:34 AM
Отправлено
#10
|
Участник Группа: Club Members Сообщений: 89 Пол: Male |
QUOTE(Tugodum @ Mar 22 2005, 02:08 PM) почему я и не сторонник начинать чтение с Введения (кот. пишется, как правило, последним). но коль скоро мы начали с него, и ставим целью его понять, "забегания вперед" не избежать. Ваша мысль вполне понятна и обоснована. Но, с другой стороны, как начинать чтение с тридцатой страницы? В общем, мы находимся в герменевтическом круге, и нам ничего не остается, как двигаться "зигзагом" (copyright Гуссерль) . QUOTE(Tugodum @ Mar 22 2005, 02:08 PM) ------------ *быть может, вопрос связан с различием предмета и его сущности ---------- мне с ходу не понятно, как это различение м.б. применено к предметам вроде "предмета вообще". т.е. к роду идей, устранение эквивокации в которых принадлежит к основным задачам логического (в отличие от чисто-феноменологического) проекта. я здесь использую то различение, кот. Вы сделали выше, сказав, что первый по ходу ЛИ как бы перетекает в, или замещается вторым (цит. по памяти, надеюсь, не переврал Вашу мысль). вопрос мой, по сути, о сущностной взаимосвязи этих двух проектов (если она есть). Моя мысль была выражена в форме вопроса. И он отнюдь не риторический. Все, что я могу здесь сказать, это догадки, версии, контексты. Вот один из них. Гуссерль говорил, напр., что психологисты смешивают суждение как акт ("психический процесс" вынесения суждения) с суждением как неким содержанием ("положением дел"). Это эквивокация (двусмысленность) "суждения". То же можно отнести и к др. психо-логическим понятиям. Таким образом, сокрывается специфика как акта, так и содержания, его сущность. QUOTE(Tugodum @ Mar 22 2005, 02:08 PM) здесь http://filosof.historic.ru/books/item/f00/...064/index.shtml только до пар 72. не знаете, висит ли где-то остальное? Кажется, Идеи I полностью были в библиотеке Елены Косиловой - http://elenakosilova.narod.ru Может, Вы знаете где взять немецкий оригинал в эл. виде? QUOTE(Tugodum @ Mar 22 2005, 02:08 PM) --------------- *укажите, пожалуйста, те места Идей I (параграфы), на которые Вы ссылаетесь ----------- навскидку: пар. 103--различение "reell" и "wirklich" (синоним "real", как я помню, но доказать с ходу не могу); 55 (самый конец)--"Realitaet" как то, чего лишено трансцендентальное сознание; Введение--пcихология как наука о "Realitaeten" vs. "irreal" как тематическая область чистой феноменологии ("остаток"). В пар. 103 Идей речь идет о бытийных характеристиках. Одной из таких характеристик может быть "действительное" существование. Термин "действительное", по-моему, здесь неслучайно взят в кавычки, он тем самым выносится за рамки терминологической области трансцендентальной феноменологии, т.е. это не характеристика структурных моментов "самого" переживания (состоящего из реальных или идеальных компонентов), а характер полагания переживаемого предмета (предметности), я же имел в виду именно анализ переживания (который может быть, согласно Гуссерлю, либо "реальным", направленным на ноэтический аспект, либо "интенциональным", направленным на ноэматический аспект). В 55 и Введении то же самое. Но я просил ссылки по другому поводу. В Вашем сообщении меня заинтересовала вот эта фраза: ------- акты характеризуются как "reell", но при этом--"irreal". смыслы (после редукции) тоже "irreal", но при том они идеальны, в не "reell". ------- и захотелось узнать, где именно Гуссерль пишет об актах как "irreal". А смыслы, по-моему ВСЕГДА "irreal" (= идеальны). Кстати, я сослался на время как условие различия реального и идеального неслучайно. Сейчас точно не могу указать где, но что-то подобное я читал у самого Гуссерля. Хотя, строго говоря, Гуссерль мог привязать ко временности и идеальные компоненты переживания, наделив их таким характером, как "всевременность" или "вневременность", но это понятно "само собой" . QUOTE(Tugodum @ Mar 22 2005, 02:08 PM) *еще раз проверив источники, пришел к выводу, что термин "предметность" употребляется как по отношению к "трансцендентным" сознанию объектам, так и по отношению к данностям сознания. -------------- у меня тоже такое впечатление (по ЛИ). но я не понял, в связи с чем, Вы сейчас обратили на это внимание. Помнится, с вопроса о "предметности" все и начиналось. В прежнем ответе я опрометчиво ограничил это понятие только данностями сознания, а просмотрев тексты еще раз, обнаружил, что этот термин используется и применительно к трансцендентным вещам. Сообщение отредактировал shkuratov - Mar 23 2005, 12:55 AM |
Tugodum |
Mar 23 2005, 03:10 AM
Отправлено
#11
|
Старожил Группа: Advanced Users Сообщений: 140 Пол: Male |
QUOTE(shkuratov @ Mar 23 2005, 01:04 AM) хоть со сто тридцатой, если она прямо вводит в суть дела. напр.. чтение _Идей I_ я бы рекомендовал начинать с главы 3. совсем не обязательно повторять "зигзаги" авторской мысли (если это не сознательно выстроеенный герменевитический круг, как в SZ, а движение "наощупь"). ----------------- *Гуссерль говорил, напр., что психологисты смешивают суждение как акт ("психический процесс" вынесения суждения) с суждением как неким содержанием ("положением дел"). Это эквивокация (двусмысленность) "суждения". ------------------- ага! очень дельное соображение. спасибо. ----------------- *и захотелось узнать, где именно Гуссерль пишет об актах как "irreal". -------------- 1. что акты не могут характеризоваться как "real" следует из того, как Гуссерлем использует лексемы того же корня; а "irreal", собственно, и значит: не-"real". 2. прямо об этом, мне кажется, говорит следующее место из Введения: QUOTE Во-вторых же, феномены трансцендентальной феноменологии получат свою характеристику в качестве ирреальных. Иные редукции — специфически трансцендентальные — „очищают" психологические феномены от того, что придает им реальность, а тем самым включенность в реальный „мир". Наша феноменология станет сущностным учением не о реальных, но сущностным учением о трансцендентально редуцированных феноменах.... Переход к чистой сущности, с одной стороны, доставляет сущностное познание реального, с другой же, что касается остающейся в остатке сферы, — сущностное познание ирреального. Далее окажется, что все трансцендентально очищаемые „переживания" суть ирреальности — полагаемые за пределами какой-либо включенности в „действительный мир". Именно такие ирреальности и исследует феноменология, но только не как единичные и отдельные, а в их „сущности". ---------------- *А смыслы, по-моему ВСЕГДА "irreal" (= идеальны). --------------- я понимаю так, что "идеальны"="irREELL" (только не просите меня найти Гуссерля это слово ) на сайте Косилой ЛИ нет вообще. "немецкий оригинал в эл. виде"--не попадался. хотя я и не пробовал искать. знаю, что ФД Гегеля в Сети есть. |
Phenomen |
Mar 23 2005, 09:04 AM
Отправлено
#12
|
Администратор Группа: Super Moderators Сообщений: 560 Пол: Male |
QUOTE(Tugodum @ Mar 23 2005, 03:10 AM) хоть со сто тридцатой, если она прямо вводит в суть дела. напр.. чтение _Идей I_ я бы рекомендовал начинать с главы 3. совсем не обязательно повторять "зигзаги" авторской мысли (если это не сознательно выстроеенный герменевитический круг, как в SZ, а движение "наощупь"). - Но мы то с Вами вообще начали изучение ЛИ 2 с Идей к чистой феноменологии, что вообще странно, особенно если учесть, что в ЛИ2 и Идеях представлены различные варианты феноменологии. . Вам кажется, что Идеи нужно начинать изучать с 3 главы, кому-то кажется, что с Предисловия к английскому изданию, а кому-то - с Йога-сутры... Так далеко можно зайти. . В нашем случае сложилось некое общее понимание, что наиболее интересными в ЛИ2 (для нас) являются 5 и 6 исследования. Главное без особых потерь к ним дойти. QUOTE(Гуссерль @ Идеи I, Введение) Во-вторых же, феномены трансцендентальной феноменологии получат свою характеристику в качестве ирреальных. Иные редукции — специфически трансцендентальные — „очищают" психологические феномены от того, что придает им реальность, а тем самым включенность в реальный „мир". Наша феноменология станет сущностным учением не о реальных, но сущностным учением о трансцендентально редуцированных феноменах.... Переход к чистой сущности, с одной стороны, доставляет сущностное познание реального, с другой же, что касается остающейся в остатке сферы, — сущностное познание ирреального. Далее окажется, что все трансцендентально очищаемые „переживания" суть ирреальности — полагаемые за пределами какой-либо включенности в „действительный мир". Именно такие ирреальности и исследует феноменология, но только не как единичные и отдельные, а в их „сущности". Спасибо, что обратили внимание на этот момент. Но это все же "трансцендентальная феноменология" Идей I. Я бы очень не хотел, что бы так запросто путали тот вариант феноменологии, который изложен в ЛИ2, и тот, что осуществлен в Идеях I. Действительно, после трансцендентальной редукции от переживания (= феномена здесь) остается только чистая сущность. QUOTE(Tugodum @ Mar 23 2005, 03:10 AM) на сайте Косилой ЛИ нет вообще. "немецкий оригинал в эл. виде"--не попадался. хотя я и не пробовал искать. знаю, что ФД Гегеля в Сети есть. Я думал, что Вы имеете в виду ИДЕИ. Полной эл. версии ЛИ2 я не встречал (и это написано в 1 посте темы). |
Tugodum |
Mar 23 2005, 03:44 PM
Отправлено
#13
|
Старожил Группа: Advanced Users Сообщений: 140 Пол: Male |
QUOTE(Phenomen @ Mar 23 2005, 09:34 AM) Я думал, что Вы имеете в виду ИДЕИ. Полной эл. версии ЛИ2 я не встречал (и это написано в 1 посте темы). я имел в виду ЛИ1. Вы сослались на пар. 88, а по той сслыке, что Вы дали в 1-м посте, выложено только до пар. 72. Сообщение отредактировал Tugodum - Mar 23 2005, 03:44 PM |
Phenomen |
Mar 23 2005, 06:20 PM
Отправлено
#14
|
Администратор Группа: Super Moderators Сообщений: 560 Пол: Male |
QUOTE(Tugodum @ Mar 23 2005, 03:44 PM) я имел в виду ЛИ1. Вы сослались на пар. 88, а по той сслыке, что Вы дали в 1-м посте, выложено только до пар. 72. Давно замечена определнная дефективность общения на форуме, правда, я пока так и не разобрался, в чем тут причина... Может, кто поможет (в новой теме). Я имел в виду 88 параграф Идей и писал: QUOTE ...ответил в смысле различия реального и идеального вообще (ЛИ1, Ср. Идеи I, параграф 88) .Т.е. в самой ссылке прямо упоминалось, откуда она. ЛИ1 (ссылка в первом сообщении) включает ВСЕГО 72 параграфа. |
Tugodum |
Mar 23 2005, 06:31 PM
Отправлено
#15
|
Старожил Группа: Advanced Users Сообщений: 140 Пол: Male |
|
Текстовая версия | Сейчас: 29th March 2024 - 04:39 PM |