Семинар: Гуссерль "Логические исследования", т. II
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Семинар: Гуссерль "Логические исследования", т. II
Phenomen |
Mar 13 2005, 07:05 PM
Отправлено
#1
|
Администратор Группа: Super Moderators Сообщений: 560 Пол: Male |
Приглашаю принять участие в виртуальном семинаре
Э. Гуссерль "Логические исследования". Том 2: Исследования по феноменологии и теории познания 2 том ЛИ (1901) положил начало феноменологии, одному из основных философских направлений 20 в. Некоторые видные философы (напр., М. Хайдеггер) считали именно ЛИ II важнейшим феноменологическим произведением. Говорят, что Гуссерль, впервые приехав к В. Дильтею, который очень высоко оценил этот труд, вместо визитной карточки предъявил свои "Логические исследования" ЛИ переведены на многие языки мира, имеется множество их интерпретаций, соответствующее значимости затронутых в них проблем и множеству импликаций для самых разных направлений философии и науки. Оригинальное название: Husserl E. Logische Untersuchungen. Состоят из двух томов. Первый ("Пролегомены к чистой логике", 1900) содержал в основном критику различных форм релятивизма, раскрывал предрассудки "психологизма в логике" и подготавливал почву для новой парадигмы исследований познания - срединного (по отношению к оппозиции психологизма и логицизма) пути, получившего название "феноменологии", первый прорыв которого содержался в 6-ти Исследованиях второго тома ("Исследования по феноменологии и теории познания"). Второй том со второго (если не ошибаюсь) немецкого издания был разделен на 2 части, в первую попали первые 5 исследований, во вторую – последнее 6 исследование. Первый том ЛИ был переведен на русский язык еще в 1909 году под редакцией С.Л. Франка и был первым иностранным переводом этого эпохального труда. Судьба наиболее значимой части работы сложилась драматически - в СССР "идеалист" Гуссерль был не нужен, и публикация второго тома на русском языке оказалась отложенной почти на 90 лет (!), впервые первая часть 2 тома был полностью переведена и опубликована проф. В.И.Молчановым только в 2001. Говорят, Н.В. Мотрошилова определяла СССР как страну, в которой нет перевода 2 тома ЛИ... Русский перевод 2 части 2 тома ЛИ не опубликован и по сей день. Основные источники: Husserl Gesammelte Werke (Husserliana) Husserliana, Bd. 18 Logische Untersuchungen. Erster Teil. Prolegomena zur reinen Logik. Text der 1. und der 2. Auflage. Halle: 1900, rev. ed. 1913. Edited by Elmar Holenstein. The Hague, Netherlands: Martinus Nijhoff, 1975. [ISBN: 90-247-1722-1] Husserliana, Bd. 19 Logische Untersuchungen. Zweiter Teil. Untersuchungen zur Phaenomenologie und Theorie der Erkenntnis. In zwei Baenden. Edited by Ursula Panzer. Halle: 1901; rev. ed. 1922. The Hague, Netherlands: Martinus Nijhoff, 1984. [ISBN: 90-247-2517-8] Тюбингенские издания 2 тома: Husserl E. Logische Untersuchungen. ZWEITER BAND: Untersuchungen zur Ph?nomenologie und Theorie der Erkenntnis. I Teil. 6. Aufl. Tuebengen: Max Niemeyer Verlag, 1980 (и последующие перепечатки). Husserl E. Logische Untersuchungen. ZWEITER BAND: Elemente einer phaenomenologischen Aufklaerung der Erkenntnis II. Teil. 6. Aufl. Tuebengen: Max Niemeyer Verlag, 1980 (и последующие перепечатки). На русском языке: I том - Гуссерль Э. Логические исследования, т. 1. СПб, 1909. (Перепечатки в сборниках: Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994 и Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000.) Электронная версия: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/...064/index.shtml II том - Гуссерль Э. Собрание сочинений. Том III (I). Логические исследования. Т II (1). Исследования по феноменологии и теории познания. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. (Введение и I Исследование были прежде напечатаны в журнале "Логос", № 9 и 10, М., 1997). Электронные версии перевода 2 тома не обнаружены. Дополнительные источники: - Журнал "Логос" http://www.ruthenia.ru/logos (исследования и переводы, в т.ч. статья Гуссерля "Феноменология" из Британской энциклопедии, с которой я рекомендовал бы ознакомиться всякому, кто впервые приступает к феноменологическим штудиям - Логос, №1, 1991.). Также для первого знакомства советовал бы почитать статьи В.И. Молчанова «Феноменология», «Брентано» и «Гуссерль» в Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия (или в словаре «Современная западная философия»), по феноменологической терминологии существуют мои статьи в «Словаре философских терминов» (М., 2004, продублированы на LebensWelt), хотя они уже требуют правки. По истории феноменологии есть отличная книга Г.Шпигельберга «Феноменологическое движение». М., 2002). - The Husserl Page ( http://husserlpage.com) - пожалуй, старейший и наиболее полный (по ссылкам, по крайней мере) ресурс, посвященный Гуссерлю. - LebensWelt (http://lebenswelt.narod.ru) - иллюстрированная биография Гуссерля (на русском), произведения в онлайновых библиотеках, др. ссылки и оригинальные исследования. - Произведения В.И.Молчанова, П.П. Гайденко, Н.В.Мотрошиловой (в частности, вы еще можете купить сборник статей В.И. Молчанова "Различение и опыт", см. также его вступит. статью к переводу ЛИ). Содержание второго тома неоднократно излагалось и комментировалось на русском языке, в т.ч. К.С. Бакрадзе, Н.В. Мотрошиловой и В.И. Молчановым. - из трудов известных философов 20 в. и иностранной комментаторской литературы обратил бы внимание прежде всего на произведения М.Хайдеггера (Помните: "Феноменология - это я и Хайдеггер". Гуссерль) - "Пролегомены к истории понятия времени", "Бытие и время", Семинары (Gesamtausgabe, Bd. 15, кое-что из семинаров по Гуссерлю переводилось и печаталось в издании ЕГУ «Исследования по феноменологии и философской герменевтике». Минск, 2001). Неортодоксальные прочтения Гуссерля можно встретить в постструктурализме (Деррида, Лиотар и др.). Конечно, стоило бы почитать и др. труды Гуссерля, но при этом нужно помнить, что его мысль никогда не стояла на месте и с каждой новой книгой ("Идеи к чистой феноменологии", "Картезианские медитации", "Кризис европейских наук" и т.д.) появлялся некий новый вариант феноменологии. Поскольку общий объем второго тома (включая 2 часть) ЛИ превосходит 700 страниц, его нереально прочитать «строчка за строчкой» (хотя, замечу, мы никуда не торопимся). Здесь необходимо выработать иную стратегию чтения – это и есть наша первоочередная задача, по-моему. Лично я, имея в виду уровень подготовки основных участников дискуссии, предложил бы отталкиваться от наиболее значимых проблем, усматриваемых участниками по ходу чтения, и именно их обсуждать. Если необходимо как-то спланировать обсуждение, предложил бы взять за единицу одно исследование (хотя ясно, что разным исследованиям может быть посвящено различное время). |
Алексей Воробьев |
Mar 23 2005, 11:28 AM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Club Members Сообщений: 342 Пол: Male |
Уважаемый Иван Николаевич.
Приводя примером восприятие дерева, Вы пишете: «Но само переживание протекает в ЕУ латентно (напр., вы воспринимаете предмет за окном как дерево - вот, схватили смысл предметного - но КАК это происходит, как, грубо говоря, движется ваш "взгляд" в этом процессе в ЕУ скрыто. Привести САМО переживание (акт) к данности, сделать его "предметом" (или "темой") возможного АНАЛИЗА, можно только обратив интенциональность на него, сделав это переживание объектом второго (рефлексивного), которое в свою очередь будет теперь протекать латентно». Складывается впечатление, что после возникновения второго рефлексивного плана в целях дескрипции тут должно последовать обращение к третьему, от него к четвертому и т.д. Такой порядок в принципе в феноменологии возможен, но мне кажется, что он интересовал Гуссерля меньше всего. Ведь уже на «первом уровне» анализа акта он выходит к проблематике рассмотрения априорных принципов теории познания, усмотрение которых вовсе не нуждается в некой порочной интроспекции. |
Phenomen |
Mar 23 2005, 07:41 PM
Отправлено
#3
|
Администратор Группа: Super Moderators Сообщений: 560 Пол: Male |
QUOTE(Алексей Воробьев @ Mar 23 2005, 11:28 AM) Уважаемый Иван Николаевич. Приводя примером восприятие дерева, Вы пишете: «Но само переживание протекает в ЕУ латентно (напр., вы воспринимаете предмет за окном как дерево - вот, схватили смысл предметного - но КАК это происходит, как, грубо говоря, движется ваш "взгляд" в этом процессе в ЕУ скрыто. Привести САМО переживание (акт) к данности, сделать его "предметом" (или "темой") возможного АНАЛИЗА, можно только обратив интенциональность на него, сделав это переживание объектом второго (рефлексивного), которое в свою очередь будет теперь протекать латентно». Складывается впечатление, что после возникновения второго рефлексивного плана в целях дескрипции тут должно последовать обращение к третьему, от него к четвертому и т.д. Такой порядок в принципе в феноменологии возможен, но мне кажется, что он интересовал Гуссерля меньше всего. Ведь уже на «первом уровне» анализа акта он выходит к проблематике рассмотрения априорных принципов теории познания, усмотрение которых вовсе не нуждается в некой порочной интроспекции. Уважаемый Алексей Вячеславович! Всякий пример - это пример, иллюстрация чего-то. Своим примером (см. выше в этой теме) я иллюстрировал переход от ЕУ к феноменологической установке. Свое понимание различия между феноменологической рефлексией и интроспекцией я указал выше (рефлексия мыслится Гуссерлем прежде всего как рефлексия сущности). В данном случае я просто для полноты картины ("горизонтно") отметил, что сам акт рефлексии протекает латентно. И это отнюдь не мое "изобретение". Гуссерль неоднократно подчеркивал такое положение дел. Вы пишите: "тут должно последовать обращение к третьему, от него к четвертому и т.д. " - и вот с этим "должествованием" я не могу согласиться, если мы говорим о гуссерлевской феноменологии, по той простой причине, что Гуссерль полагает, что сущность переживания в процессе рефлексивной тематизации Не меняется. А феноменологию "чистых переживаний" интересует только эта сущность переживания (его априори), и более ничего. Именно поэтому Гуссерль не видит необходимости в осуществлении бесконечного регресса рефлексий. Вы правы. Лично я не согласен с тем, что у Гуссерля есть средства, позволяющие феноменологически обосновать неизменность сущности первичного переживания в рефлексии (и это стало одним из основных пунктов моей критики гуссерлианства), но это уже ДРУГАЯ ТЕМА. Уважаемые коллеги! Складывается впечатление, что мы (при моем самом непосредственном участии, виноват) уже покинули Введение ЛИ2 и занялись обсуждением феноменологии "вообще". Пока не поздно нужно возвращаться на орбиту "Логических исследований". Есть ли у кого еще идеи, замечания, толкования, вопросы по поводу Введения? Или пора переходить к 1 исследованию? |
Tugodum |
Mar 23 2005, 08:19 PM
Отправлено
#4
|
Старожил Группа: Advanced Users Сообщений: 140 Пол: Male |
|
Phenomen |
Mar 23 2005, 08:36 PM
Отправлено
#5
|
Администратор Группа: Super Moderators Сообщений: 560 Пол: Male |
QUOTE(Tugodum @ Mar 23 2005, 08:19 PM) Вы не оговорились? полагаю, что при обсуждении Введения разговор на тему "феноменологии вообще" не только уместен, но и необходим. за ссылку спасибо. А чем акт рефлексии отличается в этом смысле/контексте от любого др. акта? См. что пишет Гуссерль в Erste Philosophie. Zweiter Teil: Theorie der phaenomenologischen Reduktion / Gesammelte Werke (Husserliana). Bd. VIII. Den Haag, 1959. По словам Гуссерля, воспринимая какую-либо вещь, я «растворяюсь» в этом восприятии, я «потерян» в нем. Но это не «самопотерянность» глубокого сна. «Замечая-рассматривая, я направлен на дом. Но то, что я есмь замечающий-рассматривающий — и в этом состоит самопотерянность, о которой идет речь, — об этом я ничего не знаю, и это означает, что на это я не направлен. Это происходит только в форме (Gestalt) рефлексии, восприятия более высокой ступени… Осуществляющее рефлексию Я пребывает, естественно, в модусе «самозабвенного Я», и его собственный видящий акт пребывает в модусе самозабвенного акта. Если же мы спрашиваем, откуда мы знаем об этой самозабвенности бо-лее высокой ступени, то ответ ясен, и он тот же самый, что и в отношении самозабвенности нижней ступени: посредством рефлексии, правда, теперь посред-ством рефлексии второй ступени, с принадлежащим ей рефлектирующим и, со своей стороны, опять самозабвенным Я…» (Husserliana, 8, S.88 f, выделено мной) Далее Гуссерль поясняет, что термин «самозабвенное Я» не слишком подходит, так как предполагает забывание знаемого; понятие «бессознательного» слишком многозначно; в данном случае лучше вести речь о «латентном Я». |
Tugodum |
Mar 23 2005, 09:42 PM
Отправлено
#6
|
Старожил Группа: Advanced Users Сообщений: 140 Пол: Male |
QUOTE(Phenomen @ Mar 23 2005, 09:06 PM) спасибо, выразительная цитата. как и проблема, возникающая в связи с содержащимся в ней рассуждением. я ведь не для спора. просто интересно было Ваше отношение к вопросу о существовании трансцендентального субьекта. но не будем отвлекаться. лично я готов перейти к обсуждению первого исследования. но нам же надо (было) убедиться в том, что мы одинаково понимаем хотя бы самые ключевые термины. |
Phenomen |
Mar 23 2005, 11:05 PM
Отправлено
#7
|
Администратор Группа: Super Moderators Сообщений: 560 Пол: Male |
QUOTE(Tugodum @ Mar 23 2005, 09:42 PM) Угу Со своей стороны, я нахожу Ваши замечания и вопросы (равно как и сообщения aloff'a и Алексея Воробьева) интересными, полезными и понятными. Во всяком случае, они мне более понятны, чем чтения Гуссерля через... идийскую философию, что практикуют участники orientalia.org (хотя саму по себе индийскую философию, прежде всего философию буддизма, я чрезвычайно уважаю ). |
Текстовая версия | Сейчас: 25th April 2024 - 02:22 AM |