Проблема сознание-тело в ее исторической перспективе
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Проблема сознание-тело в ее исторической перспективе
Алексей Воробьев |
Dec 25 2006, 01:08 PM
Отправлено
#1
|
Старожил Группа: Club Members Сообщений: 342 Пол: Male |
Алексей Воробьев
Проблема сознание-тело в ее исторической перспективе Опубликовано в Философском журнале Phenomen.Ru 25.12.2006. Прямая ссылка: http://phenomen.ru/public/journal.php?article=45 Публикация: Алексей Воробьев |
Алексей Воробьев |
Jan 4 2007, 10:51 PM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Club Members Сообщений: 342 Пол: Male |
QUOTE Попытаюсь опровергнуть ключевой идеалистический тезис Вашей статьи о неразрешимости проблемы «сознание-тело» методами современной науки. Не могу согласиться с Вашим опровержением. Во-первых, оно само по себе мне не очень понятно, во-вторых, опровергаемый Вами тезис я вообще в статье не формулировал. Утверждение о том, что современная наука очень близка к анимистическому мироощущению, представляется мне достаточно странным. Анимизм, равно как и фетишизм, поклонение душам умерших предков, тотемизм и пр. являются религиоведческими теориями эволюционного редукционизма (сведение религии к нерелигиозным фактам на почве сознательного или стихийного материализма), от которых само же религиоведение отказалось еще в первой половине прошлого века. Кстати, введение в научный оборот понятия «мана» было связано с гипотезой о существовании преанимистических верований, направленной как раз против анимистической теории Тайлора. «Я намерен утверждать, что понимание сверхъестественного, которое можно обнаружить у коренных жителей тихоокеанского региона… исключает анимистическую интерпретацию в тайлоровском смысле». Р.Маретт. О том, что же такое мана спорили долго и упорно (с Вашей трактовкой этого понятия я, впрочем, встречаюсь впервые), но интересно отметить, что споры эти в конечном итоге привели к отказу от антропологических религиоведческих теорий и способствовали возвращению в религиоведение теологических установок. Возможно, это не важно. Мне просто не ясно: в каком таком смысле современная наука близка к анимизму? Про «эмерджентистский синергетический материализм» читал что-то когда-то, но признаюсь: знакомство с этим словосочетанием меня ни на какие восторги не вдохновило. Мое сознание и «системные свойства нейродинамических паттернов» (о которых мое сознание ничего не знает) – суть на столько «две большие разницы», что принимать одну из них за другую лично я не имею никакого желания. |
Текстовая версия | Сейчас: 28th March 2024 - 01:44 PM |