Проблема сознание-тело в ее исторической перспективе
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Проблема сознание-тело в ее исторической перспективе
Алексей Воробьев |
Dec 25 2006, 01:08 PM
Отправлено
#1
|
Старожил Группа: Club Members Сообщений: 342 Пол: Male |
Алексей Воробьев
Проблема сознание-тело в ее исторической перспективе Опубликовано в Философском журнале Phenomen.Ru 25.12.2006. Прямая ссылка: http://phenomen.ru/public/journal.php?article=45 Публикация: Алексей Воробьев |
Алексей Воробьев |
Jan 5 2007, 04:55 PM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Club Members Сообщений: 342 Пол: Male |
Здравствуйте, Павел! Спасибо за интересные замечания. Прошу меня извинить за то, с моими публикациями в Журнале дело действительно выглядит так, будто я намерено что-то не договариваю, и вместо конкретных ответов на возникающие перед современным познанием вопросы, вытаскиваю из старого сундука бабушки философии всякую рухлядь и что-то бубню про нее себе же под нос, делая при этом глубокомысленный вид. Все это так, но в то же время и не совсем так. Прежде чем найти ответ, нужно суметь правильно поставить вопрос. Правильно ли мы сейчас ставим, относящиеся к собственному познанию, вопросы? Не думаю…
В попытке ответить на Ваш комментарий я написал далее несколько страниц текста. Но, кажется, к обстоятельному разговору на заданную тему на сегодняшний день я и сам еще не готов. Все не так просто, как кажется со стороны. Надеюсь, что у меня еще будет возможность оправдаться перед форумчанами за такую свою безответ(ственность). С уважением ко всем читателям и собеседникам, Алексей. |
Царёв Павел |
Jan 6 2007, 11:09 AM
Отправлено
#3
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 1 378 Из: Тамбов |
Ну, вот. Загрузил автора работой (и правильно: пусть оттачивает свою мысль профессионал). Теперь есть время поговорить о своём, наболевшем (я – дилетант, мне – можно). Конечно, поговорить по поводу. Вот Алексей Рустаму пишет: «Между телом и сознанием как двумя крайними терминами должен возникнуть реальный средний термин их взаимного опосредования» и даёт термину страшное, почти демоническое имя «информационно-техническая виртуализация сущего». Делает он это, потому как мы, якобы, достигаем «предельной исчерпанности техники человеческого самопознания со стороны его материальной наличности». Поскольку я – человек, довольно консервативный, с одной стороны, с другой – не любящий, когда мне толкуют о необходимости идти «ЕДИНСТВЕННО верным путём», то я выдвигаю альтернативу (ибо первый путь уже обозначен ИМЕНЕМ, значит, существует). Вернёмся к статье Алексея. Он пишет: «Двойственность сущности человеческой природы, заключающаяся в дуализме сознания и тела (или в более архаичной терминологии тела и души) имеет, пожалуй, тот же возраст, что и возраст самого человека». Возраст самого человека, даже если считать с питекантропа, около 2 млн. лет. Почти всё это время он совершенствовал свои представления об «архаическом» ныне термине – душе. Пика эти представления достигли у древних египтян с их заупокойными культами, которые считали, что у одного человека есть много душ: «двойник» ку, «проявление» ба, «привидение» ах, «мощь» рин, «тень» и т.д. Древние греки, учась у мудрого народа, но уже вкусив от «рационального яблока познания», сократили это количество до одной, но с тремя частями (в разных вариантах). Возьмём Аристотелевскую версию: растительная часть души, которая наделяет человека жизнью, заботится о питании и росте тела, животная часть, которая различает ощущения, и разумная, на которой зиждется сила ума и рассудка. Не вдаваясь в подробности, подобно Алексею, остановлюсь не на Декарте, а на том факте, что европейская наука, в результате борьбы за свободу от религии, отдала на откуп последней понятие души и осталась с ощущениями, чувствами и разумом. Т.е. европейская наука (и учёные, в смысле: богу – богово, природе - природа) со времени своего становления была БЕЗДУШНОЙ. Вот так-то, Абдулла. Никакой прогресс, никакая эволюция не обходится без потерь. Во имя прогресса предать забвению свою бессмертную душу – это много или мало?
А может и нет в природе (естестве) никакой души? А со сверхъестественным пускай разбираются теологи. Есть сознание, чувства (эмоции), ощущения, которые как-то связаны между собой, образуют единую психику. Зачем множить сущности? Ну, во-первых, если подсмотреть за работой природы, то окажется, что нередко связь становится собственной сущностью, как то стало с самой нервной системой. Во-вторых, присмотримся внимательней: всё ли нам объясняет простая связь трёх частей психики и их наличие? Любовь, например, можно отнести к чувствам, надежду, с небольшой натяжкой – тоже. А вот как быть с верой? Отнести её к чувствам? Назвать веру страстью – язык не поворачивается. Эмоцией? Вообще смешно. Определить её в область разума? Опять же – нет. Она с превеликим трудом поддаётся разумному увещанию, в ней самой нет рациональности. Ладно – вера. Она, хоть вещь реальная – отрицать не приходится, но она тоже на откупе у богословия. А вот воля, будь то слепая воля Шопенгауэра или целеустремлённость (сознательная) у классиков марксистко-ленинской философии? Ужели она суть чувство? Безусловно, и вера, и воля – чувственны, но не есть ТОЛЬКО чувства, ПО СУЩЕСТВУ. Вот мысли, понятия тоже окрашиваются в эмоциональные цвета, вызывают у нас чувства, но не есть самими чувствами. Мысли в идеале безэмоциональны. Но вера, воля? И то, и другое неотделимы от мышления, и в то же время, не есть мышлением. А возьмём, к примеру, не побоюсь этого слова, экзистенция? Что это за центральное ядро человеческого Я, неуловимое разумом? А интуиция? Может ли быть мышление бессознательным, а если может, то является ли ЗНАКОМЫМ нам мышлением? Да и мышление ли это в полном смысле этого слова, если мы только улавливаем её работу только в эмоционально плане? Куда определить все эти явления в разграниченной нами сфере психического? Может быть, эти явления и есть явлениями чего-то целого – души? Теперь представьте, что ЕСЛИ душа, пусть не бессмертная, существует реально, какой простор для самоанализа! Для философии! Для рефлексий на грани возможного!.. А если эту грань общими усилиями мы сможем отодвинуть? Если нам удастся вытащить хотя бы «на волосок» в сферу сознания интуицию при помощи анализа целостности всех свойств души? Говорят, что наше «серое вещество» загружено на три-четыре процента. Основная масса простаивает. Интуиция же, по результатам её работы – нечто глобально обобщающее в едином процессе «бессознательного мышления». Тогда с её помощью мы сможем минимум, почти на два порядка увеличить естественную мощь нашего разума! Стоит задуматься, или оставим душу покоиться в бозе на алтаре науки? С уважением ко всем. Павел. |
Людмила |
Jan 6 2007, 09:16 PM
Отправлено
#4
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 1 333 Пол: Female |
QUOTE(Царёв Павел @ Jan 6 2007, 03:09 AM) Если нам удастся вытащить хотя бы «на волосок» в сферу сознания интуицию при помощи анализа целостности всех свойств души? Говорят, что наше «серое вещество» загружено на три-четыре процента. Основная масса простаивает. Интуиция же, по результатам её работы – нечто глобально обобщающее в едином процессе «бессознательного мышления». Тогда с её помощью мы сможем минимум, почти на два порядка увеличить естественную мощь нашего разума! Стоит задуматься, или оставим душу покоиться в бозе на алтаре науки? Может быть, разбираться с интуицией нам позволит ее наболее "удобоваримый" вид, такой, например, как СОВЕСТЬ? С совестью как-то больше определенности, ближе к жизни, а стало быть, и к самому пониманию. Но, совесть, ведь, ничего, кроме себя самой не знает, не может совесть знать того, чего не создает сама. Так, и из интуитивной "копилки" можно вытащить только то, что туда положил. Где это "место" интуитивной закладки? Может быть, там, где и "совестной"?! |
Царёв Павел |
Jan 6 2007, 10:01 PM
Отправлено
#5
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 1 378 Из: Тамбов |
Со-знание, со-весть - интересно посмотреть этимологию этих слов. Только я думаю, что совесть - это и есть если не сама душа, то её ядро. Недаром бессовестный чем-то сродни бездушному, по крайней мере, что касаемо человеческого сосуществования. Интуиция - более похожа на предчувствие, настороженность в "чувственном мире", или на интенцию в мире сознания.
|
Текстовая версия | Сейчас: 24th April 2024 - 02:58 AM |