IPB

Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )

[ Каскадный ] · Стандартный · Линейный

> М.Хайдеггер и феноменология религии

Алексей Воробьев
post Nov 12 2007, 11:22 PM
Отправлено #1


Старожил
***

Группа: Club Members
Сообщений: 342

Пол: Male



Алексей Воробьев
М.Хайдеггер и феноменология религии
Опубликовано в Философском журнале Phenomen.Ru 12.11.2007.
Прямая ссылка: http://phenomen.ru/public/journal.php?article=55

Публикация: Алексей Воробьев
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
 
Reply to this topicStart new topicStart Poll
Ответов
Царёв Павел
post Nov 21 2007, 06:24 PM
Отправлено #2


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 1 378
Из: Тамбов







Алексей Вячеславович! На мой взгляд, Вы решились поднять довольно-таки запутанную тему. Почему - запутанную? На сентенцию корреспондента «I`Express» 20 – 26 oct. 1969? P. 79 -85: «Говорят, что есть две темы, по поводу которых Вы отказываетесь отвечать на вопросы: то, над чем Вы работаете, и проблема Бога», Хайдеггер ответил : «Я предпочитаю, чтобы читали мои сочинения». В беседе с сотрудниками журнала «Шпигель» (1966 г.) (опубликованном после смерти Хайдеггера), Хайдеггер высказался наиболее определённо: «Только Бог еще может нас спасти. Нам остается единственная возможность: в мышлении и поэзии подготовить готовность к явлению Бога или же к отсутствию Бога и гибели; к тому, чтобы перед лицом отсутствующего Бога мы погибли».. Видите – ТОЛЬКО ПОДГОТОВИТЬ…
При данной неоднозначности мне кажется, что Вам в Вашей статье необходимо было:
1) более чётко обозначить остроту САМОЙ проблемы онтологического обоснования существования Бога на момент творчества Хайдеггера. А именно: указать, что, как раз, СТРЕМЛЕНИЕ от схоластиков до философов Нового времени (и далее) РАЦИОНАЛЬНО ОБОСНОВАТЬ существование Бога, по сути, является признанием Бога НЕОЧЕВИДНЫМ. Т.е., чем БОЛЕЕ существование Бога обосновано логически, тем далее Бог от очевидности. Поэтому-то Ницше и провозгласил: «Бог (метафизический) мёртв!» Поэтому-то, я так понимаю, и вызвала такой интерес книга Р.Отто «Святое» (1917), в которой обосновывается существование (и обнаружение) НЕПОСРЕДСТВЕННОГО бытия Бога в каждом человеке. Таковая непосредственная встреча с Божественным суть ОБРАЩЁННОСТЬ человека к чему-то непостижимому, к «неслыханной тайне». При такой обращённости и обнаруживается РЕАЛЬНОЕ ПРИСУТСТВИЕ Бога в человеке, как ПЕРЕЖИВАНИЕ, экзистенциальное СОСТОЯНИЕ;
2) СВЯЗАТЬ кристаллизацию философского подхода М. Хайдеггера в историческом аспекте (коль Вы его избрали, хотя Хайдеггер с его пониманием времени, как наслоения и одновременного существования прошлого и настоящего в бытии человека был бы, наверное, в оппозиции) с его действительным отношением к религии. Тогда бы, на мой взгляд, стал более понятен переход Хайдеггера от экзистенции «подлинного бытия», как переживания человеком понимания собственной временности, конечности своего бытия, к экзистенции скуки и от неё – к состоянию поэтической ВОЗВЫШЕННОСТИ… Без временной последовательности связи философских воззрений Хайдеггера с его религиозным (атеистическим) отношением к Богу даже Ваши характеристики экзистенций становятся размытыми. Например, сравните: ПРОТИВОПОЛОЖЕНИЕ «ПАДЕНИЯ присутствия человека в бытии повседневности…» (неистинное бытие) и ужаса (подлинного бытия), который «НЕ ДАЁТ УПАСТЬ»… в истинное бытие (в самоё себя). Т.е. – куда ни кинь – ОДНО ПАДЕНИЕ… А далее – скука, которая совсем не сочетается с состоянием ужаса…
Впрочем, дело даже не в том, что можно провести довольно чёткие параллели между протестантизмом Хайдеггера и его отождествлением переживания временности с острым чувством личности в «Бытии и времени», между его отходом от религии и настроением скуки, доставляющей человека «в место сосредоточения завораживающего и сковывающего времени пустоты в целостности сущего» («Основные понятия…»), между атеизмом Хайдеггера и «отсутствием Бога», Ничто (от-чего ужаса) и т.д.
Дело в словах Хайдеггера: «…в побывшем, дающем ПРИСУТСТВОВАТЬ уже-более-не-настоящему, благодаря отказу от настоящего, в к-нам-подходящем, дающим ПРИСУТСТВОВАТЬ пока-ешё-не-настоящему, благодаря задержанию настоящего, проявляется тот род просвета простирания, который даёт ВСЁ ПРИСУТСТВИЕ в открытое», т.е. в «стягивании» всего временного в ЕДИНОЕ присутствие ПОЛНОТЫ бытия. Другими словами, было бы при постановке проблемы о собственном онтологическом основании существования Бога показать не временное явление этого основания у Хайдеггера, а ПОЛНУЮ ВНЕВРЕМЕННУЮ РЕКОНСТРУКЦИЮ такового, хотя мне думается, что сам Хайдеггер лишь ПОДГОТАВЛИВАЛ «готовность к явлению Бога или же к ОТСУТСТВИЮ Бога и гибели».

С уважением. Павел.



User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Алексей Воробьев
post Nov 22 2007, 08:59 PM
Отправлено #3


Старожил
***

Группа: Club Members
Сообщений: 342

Пол: Male



QUOTE(Царёв Павел @ Nov 21 2007, 07:24 PM)
Алексей Вячеславович! На мой взгляд, Вы решились поднять довольно-таки запутанную тему.
*




Тема будет казаться запутанной, если ее неправильно понимать. Статья написана в связи с вопросом об отношении философии Хайдеггера к феноменологии религии, то есть к вполне определенному религиоведческому направлению, которое принципиально дистанцируется от интересов, как теологии, так и религиозной философии во всех ее проявлениях. Вы же, эту дистанцию не учитывая, сваливаете на один воз проблемы из совсем разных дисукрсов, в результате критикуя меня за упущение вопросов, которые я в рамках темы статьи вообще не могу оценить как корректные.


User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Posts in this topic


Reply to this topicTopic OptionsStart new topic
 

Текстовая версия Сейчас: 28th March 2024 - 06:32 PM
Реклама: