Введение к феноменологии первоначала.
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Введение к феноменологии первоначала.
Алексей Воробьев |
May 1 2005, 09:36 AM
Отправлено
#1
|
Старожил Группа: Club Members Сообщений: 342 Пол: Male |
Алексей Воробьев
Введение к феноменологии первоначала. Опубликовано в Философском журнале Phenomen.Ru 01.05.2005. Прямая ссылка: http://phenomen.ru/public/journal.php?article=4 Публикация: Алексей Воробьев |
Алексей Воробьев |
May 2 2005, 08:28 AM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Club Members Сообщений: 342 Пол: Male |
Уважаемый, Федя! Мне, отчасти, понятна Ваша позиция в отношении критериев обоснования знания, но лично я ( после некоторой мировоззренческой «ломки»), увы, не испытываю по поводу «объективного существования мира» никакого оптимизма. На всякий случай приведу в связи с этим отрывок, который не поместился в мою публикацию по феноменологии. С Концепцией Виртуального Мира Сознания обязательно ознакомлюсь, спасибо за отзыв. «Феноменология существенно меняет саму причинно-следственную логику видения мира. Чтобы разобраться в данном изменении, приведем по этому поводу один историко-философский пример: Однажды Рене Декарт делал визит одной просвещенной и влиятельной даме, которую застал за чтением «Книги бытия». Учение Моисея ничего не может нам дать для понимания мира, выразился он тогда, весьма опрометчиво, нажив из-за этого высказывания себе позже ряд неприятностей. Но мог ли ученый Нового времени тогда сказать по-другому. Проблема космического центризма стояла тогда достаточно остро. Декарту как выдающемуся ученому своей эпохи было хорошо известно, что на самом деле, Земля это всего лишь одна из планет Солнечной системы, вращающаяся вокруг своего светила. Естественно при признании этого факта Декарт никак не мог более доверять изложенному Моисеем рассказу о законах вселенной. И тут вообще важно, что именно открытие естествознанием « реального» устройства мироздания нанесло по религии (началось это именно с проблемы геоцентризма) один из самых сильных ударов. Библейская картина мира пришла этим самым в решительное противоречие с картиной мира научного. Но вот феноменология Гуссерля в своем применении по большому счету обращает коперниковский переворот против него самого. Редуцируя коперниковский тезис, Гуссерль пишет «Движение осуществляется на Земле или по Земле, от нее, к ней. Сама Земля в ее изначально представленном виде не движется и не покоится; только по отношению к ней покой и движение впервые обретают смысл». (Цитируется по «Начало геометрии» стр.103.) Здесь стоит отметить, что феноменология вообще способна обращать вспять действенность так называемых физических законов. И если мы ,например, проблему интерсубъективности увяжем с темой человеческой социальности, то феноменологически нужно говорить не так, что социальные законы устанавливаются людьми ,а физические действуют неизменно, но наоборот, социальный закон существует от века, а физический устанавливается, будучи производным, самим человеком. Пусть этот намек даст нам повод по истине усомниться в правоте Декарта пред Моисеем. В принципе здесь оказывается затронута тема архифеноменов, открытие которых, подобно тому как Гуссерль открывает первоначальность данности в бытии Архиземли, позволило бы восстановить смысл именно религиозно-архаичной картины Творения. Тогда, пожалуй, и стало бы ясно, что естественно-научное истолкование мира кажется соответствующим обстоятельствам устройства Вселенной лишь в силу определенного нарушения в полагании смысла и значения человеческого знания. О том, что такое полагание не способно реализовать для человека исполнение его подлинных устремлений, сегодня уже можно говорить философски достаточно аргументировано, заново признавая при этом древний смысл религиозного откровения о судьбе бытия.» . |
Текстовая версия | Сейчас: 19th April 2024 - 05:39 PM |