Памятные даты истории философии
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Памятные даты истории философии
Phenomen |
Apr 22 2009, 01:00 PM
Отправлено
#1
|
Администратор Группа: Super Moderators Сообщений: 560 Пол: Male |
8 апреля 2009 исполнилось 150 лет со дня рождения основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля (1859-1938). Это по всем канонам юбилей. Жаль, что в нашей стране он прошел как-то незаметно...
22 апреля исполняется 285 лет со дня рождения основателя немецкой классической философии Иммануила Канта (1724-1804). P.S. Тема создана для того, чтобы форумчане могли напоминать нам всем о знаменательных датах из истории философии - юбилеях философов, работ, событий. Хороший повод вспомнить славные вехи истории философии. Каждый может написать здесь небольшую заметку о юбиляре или др. памятной дате истории философии. Просьба без флуда и оффтопиков (будут удаляться). |
Давид56 |
May 31 2009, 03:03 PM
Отправлено
#2
|
Участник Группа: Users Сообщений: 87 Из: ГЕРМАНИЯ Пол: Male |
Милль Джон Стюарт (20.05.1806, Лондон - 03.05.1873, Авиньён). Милль проявил себя многогранным мыслителем 19 ст., который благодаря своим работам в области теоретической, практической и политической философии (в частности, политического либерализма), повлиял на развитие представлений о гражданском обществе на европейском пространстве, развивающегося индустриального капитализма. Основными работами Милля в области теоретической философии является "Система логики" (1843), в практической философии "Утилитаризм", (1861) и в политической философии "О свободе" (1859).
В "Системе логике" Милль определяет новое содержание в формальной логике и понимает её, как "логику исследования". Милль утверждает, что формальная логика в некоторых научных исследованиях, в частности, в эспериментальной психологии, должна рассматриваться, как эмпирическая научная категория. К разновидности формальной логики Милль относит научную концепцию, в которой особое внимание он уделяет семантическому содержанию научных представлений и понятий: денотация (диапозон, обьём, размер) и коннотация (содержание). Денотативные понятия в формальной логике, к примеру, личное имя, содержат денотативность, но не обладают коннотацией. А это означает, что формально они имеют отношение к обьекту, но не содержат полного информативного содержания. Личное имя "Ваня " может формально относиться к определённой персоне, но нам этого недостаточно, чтобы получить информацию о данной персоне. Предикат является, по мнению Милля, коннотативным понятием. Но Милль в своём исследовании развивает идею денотатации коннотативного понятия, ярким примером которого является слово " красный " и т. д. Так возникает концепция не только о новом понимании значимости и ценности высказывания, но и о вербальной и действительной (конкретной) форме передачи информации... Милль принципиально отрицает априорность в теории познания Канта, декартовский радикальный скепсис и делает акцент на так называемые дедуктивные и индуктивные "ключи" в теории познания, где дедуктивное относится к "поверхностному" (повседневному, условно-очевидному), а индуктивный - к собственно научному знанию... "Утилитаризм" - центральная работа Милля в области практической философии, где утверждается принцип полезности, как основа утилитаризма, основной целью которого является "счастье". Так называемый принцип полезности становится моральным критерием оценки законности и беззакония в человеческой деятельности. Масштаб моральных оценок и суждений условно определяется благодаря четырём принципам : 1- принцип последовательности; 2 - принцип целесообразной выгоды; 3 - гедонический принцип в контексте человеческого счастья; 4 - универсальный принцип морали, которая не является средством подавления субьекта. Так называемая, позитивная мораль обязательно обладает критерием выбора, который не сталкивает и не противопоставляет субьективное и коллективное «счастье». Иными словами, это провозглашение равноправия в морали. Фактически Милль является основателем школы индуктивной этики. В работе "О свободе" Милль в центр внимания помещает такое понятие, как "политический либерализм". Это по сути новый взгляд на взаимоотношения между индивидуумом и обществом. Общественное развитие рассматривается , как процесс развития демократии, где власть социализируется и выступает гарантом свободного развития не только большинства, но и меньшинства. Репрессивное давление легитимно только в тех случаях, когда защищает свободу личности и общества.... P.S. Даты рождения и смерти Джона Милля взяты из философского словаря - Handwörterbuch Philosophie © Vandenhoeck & Ruprecht, 2005 Vandenhoeck & Ruprecht, Göttingen 2005 |
Текстовая версия | Сейчас: 25th April 2024 - 04:22 AM |