Социологическое воображение, макро-социо-исторические этапы
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Социологическое воображение, макро-социо-исторические этапы
Dasha-2 |
Apr 22 2010, 09:18 PM
Отправлено
#1
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 1 123 Из: г. Минск, Беларусь Пол: Female |
Социальная реальность (в отличие от общественного и массового сознания) есть взаимодействие индивидов по достижению тех или иных целей. Поскольку человек социален (+разделение труда, которое есть даже в природе), он, так или иначе, «вписан» в общество и его существование зависит от поведения других членов. Как в хорошем спектакле, где каждый исполняет свою роль совместно с другими, ориентируясь на знание всего сценария –(«обыденное знание социальных структур» по Гарфинкелю) – или в зависимости от понимания смыслов социального действия другого (более сложный механизм).
Методология: Элементарной единицей социального поведение человека выступает социальное действие. Оно, по Веберу, должно соответствовать ряду требований: 1) быть осмысленным и мотивированным, и 2) ориентированным в своем протекании на других. Если вы принесли с охоты медведя и съели его - это не социальное действие, но если Вы пригласили соседей похвастаться, угостить, продать, обменять и т.п. – это уже социальное действие. Любое действие (несоциальное или социальное) мотивировано. Есть 4 идеальных типа мотивов социального действия (идеальных – значит в реальности не встречающихся в чистом виде, всегда есть примеси из других, как в золоте есть медь или еще что-то, но это мы называем золотом). Вебер располагает их по степени убывания рациональности: 1) ЦЕЛЕРАЦИОНАЛЬНОЕ и наиболее часто встречается в очищенном виде от других мотивов в экономической деятельности. Цель и средства; 2) ЦЕННОСТНОРАЦИОНАЛЬНОЕ (достижение ценностей продуманными средствами); 3) ТРАДИЦИОННОЕ (это простое механическое следование традиции без рефлексии – это то, против чего выступал Хайдеггер, говоря о das man, т.к. это помимо всего прочего, снимает личную ответственность) и 4) АФФЕКТИВНОЕ (тут довольно интересно: это может быть и на основе базовых потребностей и на основе высших ценностей, но не осознанно, и не представлено даже в речи – Ах, красота… Ценности мои ценности…). Социологическое воображение: Если рассмотреть по Гегелю, то можно, например, увидеть, развертывание мирового духа по следующим историческим стадиям-этапам – также идеальным типам (с примесью других). Если без Гегеля, то может потянет на социо-исторический закон (как то так). В основе такого деления лежит доминирующий в тот или иной период ТИП социального взаимодействия, наиболее распространенный мотив людей, вступающих в интеракции. Причем это развитие с сохранением полезных свойств предыдущих этапов, они НЕ ЗАМЕНЯТ друг друга ВО ВСЕМ АВТОМАТИЧЕСКИ, они наслаиваются друг на друга, дополняя и укрепляя социальность, выводя ее на новый качественный уровень. Вот эти исторические этапы: 1. Традиционный 2. Целерациональный 3. Аффективный 4. Ценностнорациональный Начинается с традиционного (человек социален от природы). Социальные инстинкты заменяются традициями, т.к. это порядок и думать не надо. Для сохранения целостности и эффективности сообщества придумываются сначала табу (нельзя то, нельзя это) и нарушение этих табу грозит «высылкой», «изгнанием из рая» и т.д., появляются нормы человеческого обще-жития. Социальная реальность все более усложняется и увеличивающиеся разнообразные «табу» требует некоего единого стержня (например, все братья и сестры) из которого логически выводятся и обосновываются все остальные «табу» (не убий, не укради, не возжелай жену ближнего своего и т.д.). Со временем, они становятся ценностями и обретают целостность системы в том или ином виде мировоззрения: мифа, религии и т.д. каждого конкретного сообщества. Из поколения в поколения передаются устойчивые, закрепленные формы социального взаимодействия, формируя традицию. С ослаблением веры как контролирующего органа целостности социальной системы, развитием капитализма, науки и права, без влияния религии, начинается целерациональный этап. Торжество экономики и права. При этом он не отменяет традиционные формы взаимодействия. Например, при вступлении в брак (следование традиции) подписывают брачный контракт - и традиция есть и рациональность. Целерациональный мотив как доминирующий тип социальных взаимодействий выводит на арену такие профессии, как экономист, предприниматель, юрист. Глобализация растягивает этот процесс перехода, т.к. возникает необходимость увязывания взаимодействия людей из разных культур. В Европе (ЕС) сейчас это очень хорошо видно. Они увязывают свои правовые и экономические системы друг с другом под единый стандарт. Пожалуй, можно считать, что сейчас мы находимся на начале аффективного этапа. Здесь начинают доминировать ценности (по предложенной логике). Но самое главное, что аффективное не на основе базовых и низших потребностей в человеке, т.к. оно отсекается наработками целерационального этапа и регулируется ПРАВОМ. В Западной Европе, конечно, случаются эксцессы, когда начинают бастовать работники компаний, требуя увеличения зарплаты или справедливости и доводят компанию до банкротства и роспуску этих же работников. Но это исключение, т.к. четко прописан закон. Остается область незаурегулированная правом – это культура, искусство, кино и общественные организации, отвечающие за выработку тех или иных ценностей. Именно эти сферы и социальные институты являются мощной волной, перестраивающей и социальную структуру общества (от «пирамиды» к «ризоме»). В России это не видно, т.к. целерациональный этап Вы (или мы) решили проскочить с октябрьской революцией и сразу попали в аффективный. СССР яркий пример, когда достижение ценностей – всем по квартире, всем по потребностям, поможем третьим и четвертым странам построить коммунизм, когда на кухне и в магазинах пусто и т.п. – идет в ущерб экономической эффективности, нарушает правовые нормы, когда такие поступки становятся нерациональны, необдуманны, не простроены логически «от и до» и, следовательно, утопичны. Отсутствие четкого законодательства, позволяет просачиваться в огромном количестве мошенникам и преступникам, которые паразитируют на базовых потребностях, на АФФЕКТАХ – страх за жизнь (терроризм), за здоровье («чудо»-лекари) и т.д. и т.п. Ну а ценностнорациональный этап это далеко, можно только фантазировать. ИМХО Сообщение отредактировал Dasha-2 - Apr 22 2010, 09:20 PM |
Евгений Волков |
May 16 2010, 09:05 PM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 1 365 |
Для Феди и таких же ……
Волковское государство не существует. Это дебильное утверждение. Но есть Элементарная философия, раскрывающая законы развития государства как системы, раскрывающая механизм общественных отношений. На земном шаре, к сожалению, еще нет других в масштабах государства систем, в основе которых лежало бы не насилие. Да и эту систему насилия одной части населения над другой человечеству предстоит преодолевать еще очень долго в силу собственной неразвитости. Система насилия – государство имеет все признаки системы, элементы которых находятся во взаимоотношениях как субъект – объект или чтобы было более понятно как право – рабочая сила, где естественно право выступает таким элементом системы как субъект. При взаимодействии форм, как пишет Федя, применить для их измерения право нельзя. Так может думать только невежда. В саморазвивающихся системах, одной из который является государство, и этим они отличаются от самоорганизующихся систем, можно проследить изменения в общественных отношениях элементов системы (право и рабочая сила) применяя математику и логику, что не дано еще ни какой другой общественной теории. И уже совокупность изменений общественных отношений во всех трех сферах права и есть изменение (развитие) государства. Что касается особенности социальной коммуникации людей влияющей на развитие государства, то она одна и единственная. Наличие постоянного столкновения воль двух областей системы государства: области труда и области управления, разрешающегося возникновением совершенной (совокупной) воли, направляемой на совокупную рабочую силу. Почему предлагаемый Федей метод, лишенный какой либо систематики, вреден и наруку лишь чиновнику и олигарху? Потому что абстрактную систему государства Федя пытается понять через психологию конкретного человека. Вероятно самого себя, так как психология других ему, как впрочем и любому другому, непостижима. И таким лысым инструментом кто то хочет поразить весь мир? Никогда психика одного не влияла на общественные отношения. Это могут утверждать только идиоты. Но такие утверждения укрепляют всевластие чиновника, и поэтому Феди и им подобные будут у них в чести. Только столкновения воль двух областей является решающим фактором, даже в том случае, если воля одной из областей кажется совершенно подавленной другой областью. Может быть только один метод познания общества, находящегося в системе государство. «Универсальный метод познания развития общественных отношений». Этим методом общество расчленяется на две области: область управления и труда по горизонтали, и на три сферы права по вертикали, принимая все время развития государства за единицу. И уже с такими вводными возможно просчитать в том или ином государстве уровень прав каждой из областей труда и управления, доходя в конечном итоге до уровня прав в каждом регионе, ведомстве, каждом поселении, предприятии. Это справедливо для каждого государства. Таким методом можно выявлять уровень коррупции, теневой капитал, но нашей области управления (чиновнику) эти знания не нужны, так как это могло бы самым серьезным образом ударить по их всевластию. |
Текстовая версия | Сейчас: 29th March 2024 - 01:32 PM |