Социологическое воображение, макро-социо-исторические этапы
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Социологическое воображение, макро-социо-исторические этапы
Dasha-2 |
Apr 22 2010, 09:18 PM
Отправлено
#1
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 1 123 Из: г. Минск, Беларусь Пол: Female |
Социальная реальность (в отличие от общественного и массового сознания) есть взаимодействие индивидов по достижению тех или иных целей. Поскольку человек социален (+разделение труда, которое есть даже в природе), он, так или иначе, «вписан» в общество и его существование зависит от поведения других членов. Как в хорошем спектакле, где каждый исполняет свою роль совместно с другими, ориентируясь на знание всего сценария –(«обыденное знание социальных структур» по Гарфинкелю) – или в зависимости от понимания смыслов социального действия другого (более сложный механизм).
Методология: Элементарной единицей социального поведение человека выступает социальное действие. Оно, по Веберу, должно соответствовать ряду требований: 1) быть осмысленным и мотивированным, и 2) ориентированным в своем протекании на других. Если вы принесли с охоты медведя и съели его - это не социальное действие, но если Вы пригласили соседей похвастаться, угостить, продать, обменять и т.п. – это уже социальное действие. Любое действие (несоциальное или социальное) мотивировано. Есть 4 идеальных типа мотивов социального действия (идеальных – значит в реальности не встречающихся в чистом виде, всегда есть примеси из других, как в золоте есть медь или еще что-то, но это мы называем золотом). Вебер располагает их по степени убывания рациональности: 1) ЦЕЛЕРАЦИОНАЛЬНОЕ и наиболее часто встречается в очищенном виде от других мотивов в экономической деятельности. Цель и средства; 2) ЦЕННОСТНОРАЦИОНАЛЬНОЕ (достижение ценностей продуманными средствами); 3) ТРАДИЦИОННОЕ (это простое механическое следование традиции без рефлексии – это то, против чего выступал Хайдеггер, говоря о das man, т.к. это помимо всего прочего, снимает личную ответственность) и 4) АФФЕКТИВНОЕ (тут довольно интересно: это может быть и на основе базовых потребностей и на основе высших ценностей, но не осознанно, и не представлено даже в речи – Ах, красота… Ценности мои ценности…). Социологическое воображение: Если рассмотреть по Гегелю, то можно, например, увидеть, развертывание мирового духа по следующим историческим стадиям-этапам – также идеальным типам (с примесью других). Если без Гегеля, то может потянет на социо-исторический закон (как то так). В основе такого деления лежит доминирующий в тот или иной период ТИП социального взаимодействия, наиболее распространенный мотив людей, вступающих в интеракции. Причем это развитие с сохранением полезных свойств предыдущих этапов, они НЕ ЗАМЕНЯТ друг друга ВО ВСЕМ АВТОМАТИЧЕСКИ, они наслаиваются друг на друга, дополняя и укрепляя социальность, выводя ее на новый качественный уровень. Вот эти исторические этапы: 1. Традиционный 2. Целерациональный 3. Аффективный 4. Ценностнорациональный Начинается с традиционного (человек социален от природы). Социальные инстинкты заменяются традициями, т.к. это порядок и думать не надо. Для сохранения целостности и эффективности сообщества придумываются сначала табу (нельзя то, нельзя это) и нарушение этих табу грозит «высылкой», «изгнанием из рая» и т.д., появляются нормы человеческого обще-жития. Социальная реальность все более усложняется и увеличивающиеся разнообразные «табу» требует некоего единого стержня (например, все братья и сестры) из которого логически выводятся и обосновываются все остальные «табу» (не убий, не укради, не возжелай жену ближнего своего и т.д.). Со временем, они становятся ценностями и обретают целостность системы в том или ином виде мировоззрения: мифа, религии и т.д. каждого конкретного сообщества. Из поколения в поколения передаются устойчивые, закрепленные формы социального взаимодействия, формируя традицию. С ослаблением веры как контролирующего органа целостности социальной системы, развитием капитализма, науки и права, без влияния религии, начинается целерациональный этап. Торжество экономики и права. При этом он не отменяет традиционные формы взаимодействия. Например, при вступлении в брак (следование традиции) подписывают брачный контракт - и традиция есть и рациональность. Целерациональный мотив как доминирующий тип социальных взаимодействий выводит на арену такие профессии, как экономист, предприниматель, юрист. Глобализация растягивает этот процесс перехода, т.к. возникает необходимость увязывания взаимодействия людей из разных культур. В Европе (ЕС) сейчас это очень хорошо видно. Они увязывают свои правовые и экономические системы друг с другом под единый стандарт. Пожалуй, можно считать, что сейчас мы находимся на начале аффективного этапа. Здесь начинают доминировать ценности (по предложенной логике). Но самое главное, что аффективное не на основе базовых и низших потребностей в человеке, т.к. оно отсекается наработками целерационального этапа и регулируется ПРАВОМ. В Западной Европе, конечно, случаются эксцессы, когда начинают бастовать работники компаний, требуя увеличения зарплаты или справедливости и доводят компанию до банкротства и роспуску этих же работников. Но это исключение, т.к. четко прописан закон. Остается область незаурегулированная правом – это культура, искусство, кино и общественные организации, отвечающие за выработку тех или иных ценностей. Именно эти сферы и социальные институты являются мощной волной, перестраивающей и социальную структуру общества (от «пирамиды» к «ризоме»). В России это не видно, т.к. целерациональный этап Вы (или мы) решили проскочить с октябрьской революцией и сразу попали в аффективный. СССР яркий пример, когда достижение ценностей – всем по квартире, всем по потребностям, поможем третьим и четвертым странам построить коммунизм, когда на кухне и в магазинах пусто и т.п. – идет в ущерб экономической эффективности, нарушает правовые нормы, когда такие поступки становятся нерациональны, необдуманны, не простроены логически «от и до» и, следовательно, утопичны. Отсутствие четкого законодательства, позволяет просачиваться в огромном количестве мошенникам и преступникам, которые паразитируют на базовых потребностях, на АФФЕКТАХ – страх за жизнь (терроризм), за здоровье («чудо»-лекари) и т.д. и т.п. Ну а ценностнорациональный этап это далеко, можно только фантазировать. ИМХО Сообщение отредактировал Dasha-2 - Apr 22 2010, 09:20 PM |
dimitri |
Jun 4 2010, 04:36 PM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 1 704 Пол: Male |
Уважаемый, Евгений!
Проблему прав человечество решает все то время пока оно существует. Методом проб и ошибок. И формы, которые приводят к хорошим результатам (лучшим) закрепляются ввиде традиций. Например, в патрирхальном мире наших далеких предков: жена - слушается мужа, дети - родителей. Затем с изменением условий жизни эти требования тоже изменились - смягчились... Но не это самое главное. Если у человека есть исключительные права распоряжаться какими-то вещами по своему усмотрению, это называется собственностью. Собственность - основополагающее право в обществе и без собственности человек не может существовать. И человеческий опыт показал его эффективность. Коммунисты борясь с несправедливостью вызванной часной собственностью пытались создать новые отношения: например директор имел право "руководить" производством. но не имел, например права продавать кому хотел и за сколько хотел произведенную продукцию... Все эти попытки - провалились, ибо не учитывали природы человека, структуру его активности... Мы ориентируемся в мире именно вдоль запретов и разрешений, определяемых собственностью. Я могу это трогать, пользоваться... потому, что это мое. Или наоборот это мое и... Вы не можете это брать, так как это не ваше. И тд... Если у вещи нет распорядителя, или хозяина - она обречена... Кто-то ее приберет. Человечество выработало огромный свод правил, как приобретать, отчуждать и передавать собственность или право распоряжаться. Я, например. не могу претендовать на имущество оставленное вашим дедом... Глупо? вовсе нет - проверено опытом... Представьте. что у вас нет собственности. Вам некуда пойти, нечего есть. нет денег, чтобы купить... Коммунисты придумывали всякие утопии на этот счет... Для думающего человека, это - бред. Право определяет то. кому принадлежит последнее слово в вопросе, касающемся использования какой-то вещи. Если вы проследите всю цепочку, то вы поймете. что в конце в начале, в середине и конце стоит - собственность! |
Евгений Волков |
Jun 4 2010, 05:28 PM
Отправлено
#3
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 1 365 |
QUOTE(dimitri @ Jun 4 2010, 04:36 PM) Уважаемый, Евгений! Проблему прав человечество решает все то время пока оно существует. Методом проб и ошибок. И формы, которые приводят к хорошим результатам (лучшим) закрепляются ввиде традиций. Например, в патрирхальном мире наших далеких предков: жена - слушается мужа, дети - родителей. Затем с изменением условий жизни эти требования тоже изменились - смягчились... Но не это самое главное. Если у человека есть исключительные права распоряжаться какими-то вещами по своему усмотрению, это называется собственностью. Собственность - основополагающее право в обществе и без собственности человек не может существовать. И человеческий опыт показал его эффективность. Коммунисты борясь с несправедливостью вызванной часной собственностью пытались создать новые отношения: например директор имел право "руководить" производством. но не имел, например права продавать кому хотел и за сколько хотел произведенную продукцию... Все эти попытки - провалились, ибо не учитывали природы человека, структуру его активности... Мы ориентируемся в мире именно вдоль запретов и разрешений, определяемых собственностью. Я могу это трогать, пользоваться... потому, что это мое. Или наоборот это мое и... Вы не можете это брать, так как это не ваше. И тд... Если у вещи нет распорядителя, или хозяина - она обречена... Кто-то ее приберет. Человечество выработало огромный свод правил, как приобретать, отчуждать и передавать собственность или право распоряжаться. Я, например. не могу претендовать на имущество оставленное вашим дедом... Глупо? вовсе нет - проверено опытом... Представьте. что у вас нет собственности. Вам некуда пойти, нечего есть. нет денег, чтобы купить... Коммунисты придумывали всякие утопии на этот счет... Для думающего человека, это - бред. Право определяет то. кому принадлежит последнее слово в вопросе, касающемся использования какой-то вещи. Если вы проследите всю цепочку, то вы поймете. что в конце в начале, в середине и конце стоит - собственность! Уважаемый, Дмитрий! Выделение классов в государстве и делает собственность собственностью. в основе любой собственности лежит рабочая сила. кто владеет ей, тот и собственник. по определнию каждый должен владеть собственной рабочей силой. но в системе государство такого нет и не будет, пока оно существует. никому не возможно полностью владеть своей рабочей силой. только частично в соответствии с имеющимся у индивида правами. конечно в СССР директор завода не был собственником, но весь класс чиновников таковым оказался. личность была сведена до минимального своего значения в том числе такое было и с конкретным чиновником. правда прав у него все же было побольше, чем у рабочих. директор завода был по сущности предпринимателем, а по статусу чиновником, относящимся к относительной форме коррупции. эти противоречия и не позволили директорам предприятий стать настоящими предпринимателями. это я испытал на собственной шкуре. все что вы горворите о собственности я подтверждаю своим жизненным опытом и полностью согласен. но вот парадокс. деньги - это выражение права владения. чем больше денег, тем больше прав. я не говорю о незаконно полученных. чем больше их тем индивиду предоставляется брльше возможностей. но такое означает, что предоставляя одним возможности у других они будут ограничены. это аксиома. и вот вы по наследству передали своим детям эти деньги, капитал. но ваши дети оказались по своему интелекту ниже чем какой ни будь соседский парень. у него есть интелект, но нет возможностей. а у другого нет интелекта, а есть возможности. как здесь быть. если оставить ситуацию как есть система, в которой будут ваши дети и соседский парень будет разрушена и неизвестно что будет лучше. СССР мы уже проходили. поэтому необходимо понять статус денег в гсоударстве и найти им правильное выражение собственности - реализованной рабочей силы. как это сделать еще предстоит думать и думать. но главное, что непременно надо сделать и как можно быстрее - усовершенствовать представительную власть, дать возможность каждому иметь в ней своего представителя, выразителя того класса который ближе всего индивиду. |
Текстовая версия | Сейчас: 25th April 2024 - 12:25 PM |