Помощь - Поиск - Участники - Календарь
Форум: критический дискурс
Философские форумы Phenomen.Ru > Общий форум > Мысли вслух!
логотехнолог
Это моё размышление посвящено критическому дискурсу и различиям между критическим дискурсом и остальными вариантами дискурса. Итак приступим. Сначала прилагаю схему критического дискурса.
1 тезис.
2 антитезис.
3 критика тезиса и антитезиса.
4 сравнение критикоустойчивости тезиса и антитезиса.
5 выбор наиболее критикоустойчивого тезиса.
Это была схема критического дискурса который вне всякого сомнения являеться наиболее оптимальным из известных на сегодняшний день вариантов дискурса.
Теперь переходим к рассмотрению других вариантов дискурса.
1 тезис.
2 критика.
3 скатывание дискурса в демагогию.
Эта схема являеться схемой критиканского дискурса, как прекрасно видно из этой схемы основное отличие критиканского дискурса, от критического дискурса заключаеться в том, что критиканский дискурс сосредоточен на критике тезиса и исключает предоставление альтернативы критикуемому тезису.
Как прекрасно видно из этой схемы критиканский дискурс годиться только для забалтывания, демагогии и различных словоизлияний, но совершенно не годиться для познавательного мышления.
1 тезис.
2 принятие тезиса на веру.
3 догматизация тезиса.
Эта схема являеться схемой догматического дискурса, как прекрасно видно из этой схемы основные отличия догматического дискурса от критического дискурса заключаються в отсутствии антитезиса и в отсутствии критики, то есть догматический дискурс предполагает принятие на веру и догматизацию различных тезисов безо всякого предоставления альтернатив в виде антитезисов и безо всякой критики.
Как прекрасно видно из этой схемы догматический дискурс годиться только для воспитания тупорылых и совершенно не способных мыслить самостоятельно догматиков.
Очень часто один человек сочетает в себе и критический дискурс и критиканский дискурс и догматический дискурс, если у человека идёт смещение в сторону критического дискурса, то этот человек являеться аналитиком и исследователем, если у человека идёт смещение в сторону демагогического дискурса, то этот человек являеться демагогом и болтуном, если у человека идёт смещение в сторону догматического дискурса, то этот человек являеться догматиком и дураком.
Совершенно очевидно, что чем мощнее у человека разум, тем больше человек должен склоняться именно к критическому дискурсу.
System error
Что бы начать дискуссировать хоть с кем либо, нужно услышать позицию, то есть то, к чему можно и нужно стать оппозицией. ЭТО ЗАКОН ПОЛИТКИ.
Если ты придумываешь тему, и при этом не придерживаешься не единой позиции, то ты ожидаешь, пока тебе на твою критику не предоставят свою собственную позицию. В таком случае, ты создаешь тему ради того, что бы стать оппозицией к ней же.
СКАЖИ ПОЖАЛУЙСТА, В ЧЁМ КОНКРЕТНО ТВОЯ ПОЗИЦИЯ? Только прошу без критики, тебе пока ещё некого критиковать, кроме самого себя, за то, что именно ты поднял эту позицию. А я и такие же читатели твоей позиции как я, уже будут выражать оппозицию к твоей позиции. Если же ты не согласен с такой постановкой очерёдности, то просьба больше не писать тем без позиции, то есть без содержания позиции.

Я ИМЕЮ ПРАВО ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ НАЧИНАЮЩЕМУ ТЕМУ, А НАЧИНАЮЩИЙ ТЕМУ НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ МНЕ, ТАК КАК ОН В НАЧАЛЕ ДОЛЖЕН ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПОСТАВЛЕННЫЕ ЕМУ, КАК НАЧИНАЮЩЕМУ ТЕМУ И ОТВЕЧАЮЩЕМУ ЗА СОЗДАННУЮ ИМ ТЕМУ.
логотехнолог
QUOTE
Я ИМЕЮ ПРАВО ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ НАЧИНАЮЩЕМУ ТЕМУ, А НАЧИНАЮЩИЙ ТЕМУ НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ МНЕ, ТАК КАК ОН В НАЧАЛЕ ДОЛЖЕН ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПОСТАВЛЕННЫЕ ЕМУ, КАК НАЧИНАЮЩЕМУ ТЕМУ И ОТВЕЧАЮЩЕМУ ЗА СОЗДАННУЮ ИМ ТЕМУ.


А я со всем этим и не спорю, я начал эту тему с целью изучения мнения общественности о критическом дискурсе.
System error
Даже те кто изучает мнение общественности имеют позицию. Повторяю вопрос «СКАЖИ ПОЖАЛУЙСТА, В ЧЁМ КОНКРЕТНО ТВОЯ ПОЗИЦИЯ?»

Что бы изучить критическую дискуссию, нужно остро участвовать в обсуждении не самой дискуссии, а какой либо темы, например ты за то что есть инопланетные цивилизации, а кто-то против, ты за существование Бога, а кто-то против. Именно в противоположных позициях и находится взаимная критика. Так что без имения позиции, ты даже не сможешь поучаствовать в дискуссии, я уж не говорю о изучении её. Проще всего выйти на улицу, найти того кто совершенно определённо имеет позицию, например священника и расспросить почему он верит в Бога, Или найти панка и расспросить, почему он верит в анархию, или старого деда и расспросить почему он верит в коммунизм. Правда таких людей в мире всё меньше и меньше, сейчас даже священники не верят в Бога, панки не верят в анархию, а коммунисты не верят в коммунизм.
Постарайся не засорять своими не имеющими позициями темами форум, он и без того засоряный людьми не верящими не в один из существующих идеалов. А опустится до уровня критики чужоё позиции это как ты понял может каждый, ЛИШЬ БЫ ИМЕЛ ПОЗИЦИЮ И УМЕЛ ЕЁ ОТСТОЯТЬ.
логотехнолог
QUOTE
Даже те кто изучает мнение общественности имеют позицию. Повторяю вопрос «СКАЖИ ПОЖАЛУЙСТА, В ЧЁМ КОНКРЕТНО ТВОЯ ПОЗИЦИЯ?»

Что бы изучить критическую дискуссию, нужно остро участвовать в обсуждении не самой дискуссии, а какой либо темы, например ты за то что есть инопланетные цивилизации, а кто-то против, ты за существование Бога, а кто-то против. Именно в противоположных позициях и находится взаимная критика. Так что без имения позиции, ты даже не сможешь поучаствовать в дискуссии, я уж не говорю о изучении её. Проще всего выйти на улицу, найти того кто совершенно определённо имеет позицию, например священника и расспросить почему он верит в Бога, Или найти панка и расспросить, почему он верит в анархию, или старого деда и расспросить почему он верит в коммунизм. Правда таких людей в мире всё меньше и меньше, сейчас даже священники не верят в Бога, панки не верят в анархию, а коммунисты не верят в коммунизм.
Постарайся не засорять своими не имеющими позициями темами форум, он и без того засоряный людьми не верящими не в один из существующих идеалов. А опустится до уровня критики чужоё позиции это как ты понял может каждый, ЛИШЬ БЫ ИМЕЛ ПОЗИЦИЮ И УМЕЛ ЕЁ ОТСТОЯТЬ.


А так вот ты о чём? Ну в этом отношении у меня всё ГУТ, я участвую в различных дискуссиях на десятках различных инет- форумов, набери в поисковике слово логонетик и сам убедишься.
System error
Ты позицию имеешь? Стойкую позицию, такую которую ты мог бы назвать основой, а уничтожение этой позиции своей смертью? Потому что разговоры это просто разговоры, когда ты говоришь с идиотом или с интеллектуалом разница не велика, просто одни в одной реальности, а другие в другой. Я же задал конкретный вопрос, НСТЬ У ТЕБЯ ПОЗИЦИЯ? А то что ты там о своих впечатлениях рассказываешь мне не интересно. Позиция это единственное с чем можно вести диалог, дисскусиию и диалектику проводить. В древности эту позицию в каждом человеке заметил Сократ. И именно ведение разговора с человеческой сущностью (позицией) и есть ведение диалога, диалектики или же дискуссии. А всё что ты предлагаешь это лишь обмен комментариев относительно какой либо темы или вокруг какого либо разговора о чём либо.

У ТЕБЯ ЕСТЬ ПОЗИЦИЯ? ЕСЛИ ЕСТЬ ТО ОТВЕТ НЕ ДА, А КОНКРЕТНО ОНА ДОЛЖНА ВЫСВЕТИТСЯ ДЛЯ МЕНЯ, ЧТО БЫ Я ЗНАЛ ЧТО ВЕДУ ДИАЛОГ, А НЕ ТРАЧУ ВРЕМЯ НА ОЧЕРЕДНОГО ПОВИСШЕГО.
логотехнолог
QUOTE
У ТЕБЯ ЕСТЬ ПОЗИЦИЯ? ЕСЛИ ЕСТЬ ТО ОТВЕТ НЕ ДА, А КОНКРЕТНО ОНА ДОЛЖНА ВЫСВЕТИТСЯ ДЛЯ МЕНЯ, ЧТО БЫ Я ЗНАЛ ЧТО ВЕДУ ДИАЛОГ, А НЕ ТРАЧУ ВРЕМЯ НА ОЧЕРЕДНОГО ПОВИСШЕГО.


Позиция есть, а именно? Развитие своего разума и критическое восприятие себя и мира и ради этой позиции я способен на очень многое.
System error
Ясно. В дальнейшем старайся излагать позицию, в теме, что бы обговаривалась суть, а не приближенные к сути образы.
логотехнолог
QUOTE
Ясно. В дальнейшем старайся излагать позицию, в теме, что бы обговаривалась суть, а не приближенные к сути образы.


А, что вы можете сказать по сути озвученной мной позиции?
логотехнолог
Кстати, мою схему критического дискурса можно ещё больше упростить и усовершенствовать, а именно?
1 тезисы.
2 критика тезисов.
3 выбор самых критикоустойчивых тезисов.
Кстати, разум и интеллект можно определить следующим образом, а именно?
1 интеллект есть инструмент структурирования информации.
2 разум есть инструмент проверки информации на критикоустойчивость.
System error
Логотех. Твоя позиция ясна, но на мои свободные уши не надейся, я слушаю только конструктив, а спорю только с теми, кто отстаивает свою позицию. А о твоей позиции я говорить не хочу, так как она позиция рассказчика, а я не хочу быть слушателем.
логотехнолог
QUOTE
Логотех. Твоя позиция ясна, но на мои свободные уши не надейся, я слушаю только конструктив, а спорю только с теми, кто отстаивает свою позицию. А о твоей позиции я говорить не хочу, так как она позиция рассказчика, а я не хочу быть слушателем.


Откровенно говоря я не понимаю твоё негативное отношение ко мне вообще и к критике(критическое мышление) в частности.
логотехнолог
Кстати, мысли в тему.
1 разум есть критическое мышление.
2 мыслитель есть мастер использования разума.
3 следовательно мыслитель есть мастер использования критического мышления.
1 процесс использования критического мышления именуеться критикой.
2 разум есть критическое мышление.
3 следовательно процесс использования разума именуеться критикой.
1 мыслитель являеться мастером использования разума.
2 использование разума есть использование критического мышления ибо разум являеться критическим мышлением.
3 использование критического мышления являеться критикой.
4 следовательно мыслитель являеться критиком.
логотехнолог
Эта моя разработка посвящена критике, казалось- бы все имеют представление о том, что такое критика, но к сожалению далеко не всегда это представление адекватно реальности и именно по этому я решил так сказать разложить по полочкам такой грандиозный феномен познания как критика. Итак приступим.
Критика являеться технологией выявления дефектов и происходит по схеме.
1 выбор объекта для критики.
2 критика (выявление дефектов) у выбранного объекта.
3 изучение выявленных дефектов.
4 поиск способов устранения выявленных дефектов.
Вот так выглядит схема критики.
Ауыых
"1 разум есть критическое мышление.
2 мыслитель есть мастер использования разума. "

логотехнолог, только ли разум - критическое мышление, а мысли - только ли продукт разума?
логотехнолог
QUOTE
логотехнолог, только ли разум - критическое мышление, а мысли - только ли продукт разума?


Чтож приступим.
1 критика, то есть технология выявления дефектов это либо;
а) сам разум.
б) генеральная функция разума.
2 мысли не только продукт разума, мысли это либо;
а) продукт интеллекта, то есть инструмента структурирования информации.
б) продукт разума, то есть критики, то есть технологии выявления дефектов.
С уважением, Денис.
логотехнолог
Эта моя разработка посвящена углублённой критике (технологии выявления и изучения плюсов и минусов) происходящей по следующей схеме.
1 выбор объекта углублённой критики.
2 детализация объекта углублённой критики.
3 вычленение плюсов (сильных мест) и минусов (слабых мест) объекта углублённой критики.
4 изучение выявленных плюсов и минусов.
5 изучение связей между выявленными плюсами и минусами.
6 изучение возможных ситуаций при которых выявленные плюсы могут стать минусами, а выявленные минусы могут стать плюсами.
7 выявление способов стимулирования выявленных плюсов и нейтрализации выявленных минусов.
Вот так выглядит схема углублённой критики.
Нео.
QUOTE
Ну в этом отношении у меня всё ГУТ, я участвую в различных дискуссиях на десятках различных инет- форумов, набери в поисковике слово логонетик и сам убедишься.


Логотехнолог, я уже виделчто ты всюду пиаришь свои логотехнологии. Скажи зачем ты это делаешь? Что они дают, какую конкретную пользу несут?
System error
Нео Ты от логотехнолога не далеко ушёл. Пользы нет не в твоих идеях, не в идеях логотехнолога, не в идеях многих других людей, которые ищут свободные уши, но не имеют полезной информации.
логотехнолог
QUOTE
Скажи зачем ты это делаешь?


Потому, что я считаю, что человеческое мышление нуждаеться в оптимизации.

QUOTE
Что они дают, какую конкретную пользу несут?


Они дают умение управлять своим мышлением, полагаю это само по себе о многом говорит.
логотехнолог
QUOTE
Пользы нет не в твоих идеях, не в идеях логотехнолога, не в идеях многих других людей, которые ищут свободные уши, но не имеют полезной информации.


Виноград зелен, не так- ли глубокоуважаемая лиса?
Kira
Случайно увидела тему... Заинтересовалась...

Мои соображения по сущности критического дискурса... Коротко...

Феноменологическая природа критического дискурса задает дистанцирование от привычной, надежной, логически обоснованной реальности и обеспечивает вступление в мир «своезаконного» творчества, которое, хотя и сопряжено с риском утратить эту надежность, но, одновременно, дает шанс на свободу мысли. Здесь язык служит для установления истинного консенсуса и обладает собственной логикой поиска истины, не зависящей от частных, региональных представлений и пристрастий акторов (например, от интересов той или иной научной школы, научного сообщества и пр.), а знакомая формула: «Свобода есть осознанная необходимость» реализует себя в полной мере, так как критический дискурс аннулирует все мотивы действий его участников, кроме готовности к совместному достижению консенсуса.
Веберовская идея консенсуса, соединенная А. Шюцем с концепцией интерсубъективности Э. Гуссерля, и, далее, получившая специфическое развитие в «теории коммуникативного действия» Ю. Хабермаса, обрела свое завершение в качестве стратегии поиска истины с присущей ей дискурсивной этикой. Свободолюбие феноменологического метода познания, таким образом, было объединено со строгостью процедуры поиска истины, свобода коммуницирующего – с осознанной необходимостью следовать этическим требованиям критического дискурса.
Однако соблазн достичь «идеальной речевой ситуации» сталкивается с проблемой, которая является следствием антиномичности критического дискурса. С одной стороны, для эффективной его реализации необходим консенсус, базирующийся на признании автономии участников, которая требует подтверждения собственной значимости (как в части субъективных представлений, так и в части имеющегося знания). С другой стороны, именно эта автономия становится заложницей истины, ибо консенсус диктует отказ от субъективности (мотивов, интересов, убежденности в априорности своего знания - в конечном итоге, от целостности собственной смысловой сферы). Это противоречие не исчезает и в рамках сложившейся в сообществе ученых-интеллектуалов культуры критического дискурса. Присущая ученым речевая общность: определенная грамматика; принятые, зафиксированные и узаконенные правила построения речи; точная оценка значений; разработанность речи и действий на основе этих правил и пр., не становится гарантией для возникновения «идеальной речевой ситуации». Еще М.Вебер сожалел о том, что «возрастающая интеллектуализация и рационализация не означает роста знаний относительно жизненных условий, в которых приходится существовать» и настаивал на необходимости не только интеллектуальной, но и «человеческой» честности для создания подлинной общности.
Требование «человеческой честности» в рамках «подлинной общности» у М. Вебера и «человеческой меры» в рамках универсальной «системы кодирования» у М. Мамардашвили заставляют пристальнее всмотреться в сущность критического дискурса, понимание которого до сих пор чаще связывается с трактовкой «идеальной речевой ситуации» (Ю. Хабермас). Акцент на присутствии «человечности» в рамках критического дискурса придает ему антропологическое измерение и ставит его реализацию в зависимость от личностных предпосылок взаимодействующих акторов.
В этом контексте становится важным упоминание об истоках критического дискурса, а именно о его укорененности в природе диалога, который содержит в себе различные уровни взаимодействия (проф. Ячин, проф. Орлова): онтологический (как «исходный регистр Истины»); экзистенциальный (как уровень «этически окрашенной истины», требующий Другого); культурно-символический (требующий «поиска культурных средств выражения, общих для данного сообщества»); институциональный (придающий диалогу «законченную форму коммуникативного режима в смысле различения понятий общения и коммуникации»). Эта укорененность задает специфическую проблему при его реализации, так как он предстает уже не только в качестве рациональной стратегии поиска истины, но и в качестве режима актуализации сознательной жизни индивида, с присущим для него стремлением к автономии. Онтологическая, этическая, культурная составляющие критического дискурса выдвигают в центр не его формальную структуру, а коммуницирующего человека, который определяет ее как инструмент реализации творческой свободы и научной культуры.
Объединение «человеческого» начала с логикой формальной структуры критического дискурса не противоречит теории Ю. Хабермаса, который признавал, что «только максима, способная претендовать на всеобщность в перспективе всех, кого оно касается, может считаться нормой, заслуживающей всеобщего одобрения и уважения, тот есть морально обязательной». «Человеческое» есть та исходная максима, которая присуща всем и признается всеми. На ее основе становится возможной интеграция элементов структуры критического дискурса, когда множество дискурсивных практик (как означающих систем того или иного направления в науке) отступают на второй план. Они уступают место универсальной «системе кодирования» (дискурсивной этике), сводящей множество смысловых значений того или иного феномена в единый, гармоничный, смысловой паттерн, признаваемый всеми, кто мыслит в ее рамках. Наряду с безусловными императивами критического дискурса – стремлением коммуницирующих к консенсусу и к поиску истины, – «человеческая мера» закономерно подчеркивает не только его прагматическое значение, но, прежде всего, этическое (моральное).
Антропологический принцип, который требует учитывать, что критический дискурс есть одна из форм человеческого бытия, переводит его онтологические, этические и культурные составляющие в ранг определяющих его реализацию. Если Ю. Хабермас акцентирует внимание на матрице критического дискурса, которая задает норморегулирующие принципы «идеальной речевой ситуации» и отводит человеку роль пассивного «исполнителя», то антропологический принцип сообщает человеку иное назначение – имея онтолого-экзистенциальные, этические и культурно-символические полагания самого себя, он становится автором критического дискурса. Не технология определяет полную и эффективную реализацию той или иной формы общения, а человек. Ведь критическая позиция - это всегда личная позиция, сущность которой заключается в необходимости прислушиваться к себе – по М. Веберу, найти и слушать своего «демона». Здесь становятся важными субъективные предпосылки, которые дают возможность вступить в рамки критического дискурса и реализовать его технологическую суть. Выбор необходимого поведения всегда есть выбор этический, не имеющий ничего общего с формальным конструктом.
В этом контексте становится актуальным рассмотрение существа субъективных предпосылок, обусловливающих успешную реализацию критического дискурса. Если его понимать как «событие мысли», в ходе которого актор согласовывает собственную смысловую сферу со смысловыми сферами Других, то онтолого-экзистенциальные предпосылки этого «события мысли» становятся определяющими его свершение. Например, у М. Хайдеггера, Г. Гадамера и даже у самого Ю. Хабермаса, которые лежат в основе разработанных им норморегулирующих принципов критического дискурса (хотя и не выделяются в качестве «человеческой меры»). Хабермас заключает, что «к моральной точке зрения мы приближаемся уже тогда, когда начинаем проверять наши максимы на совместимость с максимами других людей», то есть уже в ходе взаимодействия. Возможен и другой вывод: онтолого-экзистенциальные предпосылки отражают как онтологическую, так и этическую и культурную заданность критического дискурса, и делают возможным его реализацию только на основе признания их в качестве предшествующей взаимодействию максимы. Наличие морали, на мой взгляд, не связано с тем или иным видом дискурса, но изначально определяет его сущность. Аморальное же делает реализацию норморегулирующих принципов невозможным, так как в иерархии его ценностей не может быть положения о равенстве акторов, уважения к их автономии и пр. Именно нравственные предпосылки переводят критический дискурс в ранг дискурса для равных, которые не претендуют на «выгодное» положение в круге себе подобных
Хабермас справедливо замечает, что «лишь руководствующуюся моральной точкой зрения и потому целиком рациональную волю можно назвать автономной». Заметим лишь, что автономная личность уже нравственна и поэтому способна вступать в пространство коммуникативной рациональности, быть эффективной как в процессе конструирования смысловых универсалий, значимых для других акторов, так и в укреплении собственного субъективного статуса (Я, «Я есмь», самости).
В данном контексте «нравственность» рассматривается как феномен, непосредственно проявляющийся в той или иной актуализированной ситуации - как характеристика автономной личности, способной на свободный поступок в согласии со своей совестью. В отличие от морали, имеющей несколько обезличенный и догматически определенный характер «для всех», нравственность высвечивает конкретного человека в конкретном событии. Решимость вступить во взаимодействие с Другими на основе норморегулирующих принципов, отказ от субъективных притязаний на статус «собственника» истины «в последней инстанции» - одно из таких событий.
Т.о., критический дискурс изначально может рассматриваться только в качестве нравственного дискурса. А вопрос: «как возможна критика» - неизбежно ставит каждого участника научной дискуссии перед выбором того или иного коммуникативного поведения, которое способствует реализации приоритетных максим. Сделанный выбор влечет за собой определенные последствия: либо коммуницирующие обретают свободу в смыслоконструирующем событии мысли, либо остаются закованными в корпоративной кольчуге регионального знания, которое в этом случае может быть лишь «точкой зрения» в общем ряду себе подобных.
Это облегченная версия форума. Чтобы увидеть графику, щелкните здесь.
Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.