QUOTE(Валерий Скептик @ May 3 2008, 02:18 PM)
Сомневаюсь, что можно ответить на вопрос: Что есть Я? через "Мы". Местоимение "Мы" - указывает на говорящего и определяемое им множество жив. существ. Поэтому, первое, на что мы наталкиваемся - это неоднозначность слова Мы (Я и мои друзья; Я и моя собака, и т.д.). Предполагаю, что Валерий_Скептик подразумевал под Мы - "человечество" или "общество". Но эти слова также неоднозначны… И все же посмотрим, что говорят ученые:
"Человек - высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры". БСЭ
"Homo sapiens - это социаль. общность разумных живых существ, возникающая и развивающаяся посредством трудового взаимодействия с природой, …" Белик.
Рассмотрим, в чем состоит ущербность подобных ответов:
1. такие ответы являются отчужденными обобщениями (абстракциями). В этих ответах нет Меня (конкретного, одинокого существа). Эти определения существовали до меня и останутся после моего ухода.
2. На самом деле большинство научных определений являются ОПИСАНИЯМИ каких либо матер. объектов или процессов. Они дают ответы на вопросы: Как? Какой? Какова? Но не на вопросы Что есть …?
Кроме того, такие слова как "человек", "собака", "стол" служат для обозначения формы (класса, вида) матер. объектов или процессов. Т. о. когда мы говорим "Я есть человек", то на самом деле мы говорим: "Моя форма (класс, вид) - "человек"".
Не правда ли удивительно как создается видимость ответов на вопросы Что есть …?
---------------------------------------------------------
На этом месте было бы очень кстати рассмотреть пример, демонстрирующий ущербность и обманчивость нашего языка. Возьмем такое предложение: <"Я" - есть осмысленный комплекс понятий самого себя - человека…>
1) Рассмотрим последнюю смысловую часть предложения "…комплекс понятий самого себя - человека. Здесь слово "человек" является обобщением. "Человека вообще" не существует. C другой стороны мы догадываемся, что речь идет обо мне, ведь Я и есть конкрет. человек. Получается след. нонсенс, c одной стороны: "Я" - есть комплекс понятий, но c другой стороны: Я - есть человек, обладающий помимо всего прочего комплексом понятий обо мне самом. Т.о. можно было бы привести след. аналогию: "Я"- есть мое отражение в зеркале.
2) Дело в том, что в подобных определениях, слово "Я" употребляется совершенно не в том значении, в котором мы могли бы ожидать. В данном случае оно употреб. как синоним слова "Эго" или "Мой внутренний мир". Я бы сказал, что в подобных случаях слово "Я" употребляется в извращенном виде. Так как в моем понимании, первичное назначение слова "Я" состоит в том, чтобы быть Словом-указкой, служить для указания ТОГО, кто совершает действие (наравне с др. местоимениями: ты, он, тот, себя, и т. д.). Например, Кто говорит? Я говорю. Кто бежит? Она бежит… и т.д.
В результате такой неоднозначности получается, что спрашивая: Что есть Я (как конкретное, активное, действующее начало), мы получаем ответ, что Я есть комплекс понятий (информация), т.е. что я существую в виде потока электромаг. импульсов и тех изменений, которые они вызывают в клетках голов. мозга одного из индивидов.
-----------------------------------------------------------
И все же, Почему же невозможно ответить на вопросы "Что есть …?"
Дело в том, что невозможно понять, что есть реальность и почему она существует. Мы не можем даже ответить на такие элементарные вопросы как: Что есть стол, стена, земля? Не говоря уже о вопросах: Что есть человек или что есть Я?
Любая наука представляет собой описание определ. элементов и процессов реальности, не отвечающее на вопросы: Что есть эти элементы и почему они существуют? Но даже описание фактов, является искаженным ("Печать субъективности лежит на законах физики" Эдингтон), особенно в обыденных, якобы реалистичных представлениях. К примеру, возьмем два таких представления относящихся к нашей теме:
1) "Если бы мои родители не встретились, меня бы не было"
2) "Жизнь одна и еще никто не восстал из мертвых".
Несостоятельность 1ого утверждения состоит в том, что до моего рождения не существовало понятия "мои родители". Моими эти люди стали только после того, как я родился. Др. словами у каждой когда-либо существовавшей парочки был шанс стать моими родителями.
Несостоятельность 2ого утверждения состоит в том, что до моего рождения (или зачатия?) меня не существовало (ведь именно так принято считать!) т.е. я был мертв. Затем в момент моего зачатия (или рождения? или кто его знает когда) появляюсь Я. Заключаем: Я восстал из мертвых!!! Все мы восстали из мертвых!!! И это факт!!!
-------------------------------------------
Реальность нас окружающая, является твердой и жестокой, она не прогибается под нами по нашему желанию, однако это не значит, что она есть само собой разумеющееся явление! Мы не способны понять, что есть она и почему она существует. Мы лишь можем судить о тех ее свойствах, которые она проявляет во взаимодействии с нами. Т. о. Все происходящее и существующее есть загадка, неизвестность…
Тем не менее, даже не получив ответа на вопрос "Что есть Я?", мы смогли узнать много интересных фактов о нашем появлении и существовании.
Нет никаких сомнений в том, что Вы, читатель (и ваша жизнь) - являетесь характерным явлением этой реальности. Др. словами Ваше появление и сущест. - есть явление закономерное. Вы не есть какая-нибудь однократная аномалия, возникающая вдруг ниоткуда. Вы появились и существуете потому что "настал ваш час" (см. 3 вариант), или же потому что Вы являетесь неотъемлемым и "распространенным" явлением этой реальности (см. варианты 1.2-2.2). Последний вариант означает относительность деления на Я и не-Я. В пользу этого могут быть названы след. аргументы: 1) Точно также как и Я, в данный момент дышат, чувствуют, реагируют, одним словом - живут и противопоставляют себя всему остальному - множество живых существ. Они подобны мне. Можно даже сказать, что они "внутренне" тождественны мне. 2) Единый источник нашего возникновения: первые живые организмы на планете, сингулярная точка, Бог.
Для материалистов этот вариант (1.2-2.2) должен быть ЕДИНСТВЕННЫМ АРГУМЕНТОМ в пользу того, чтобы каждый из нас хоть в какой-то степени отождествлял себя с историей челов. рода и всего живого. В противном случае, почему Я должен идентифицировать себя с человечеством, с обществом, с какой то массой или культурой, если Я всего лишь один раз в истории Вселенной на несколько лет вступаю в отношения с этими "букашками"?
Конечно же, варианту (1.2-2.2) можно противопоставить идею абсолютного деления на Я и не-Я (3 вариант), при которой Я всегда существовал и буду существовать в виде отдельной сущности (души). Однако в данном случае я не вижу НИКАКОЙ СВЯЗИ между мной и историей жизни на этой планете.
У обоих рассмотренных нами вариантов есть слабые стороны и они не отвечают на вопрос: что есть Я? Однако, как я уже говорил, я почти убежден в том, что один из них является истинным. По крайней мере, ничего другого мне не мыслилось…
Несостоятельность обыденных, псевдореалистических представлений была мною более чем доказана. В качестве доказательств были приведены: парадокс моего появления, проблемы выбора конкретного носителя и момента его определения, независимость моего появления от встречи родителей, факт восстания из небытия…
Т.о. такие высказывания как, например: "Мое появление - ошибка природы", или же "Моя жизнь - это подарок, полученный от родителей (от Бога)" являются наивным детским лепетом.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Наконец рассмотрим, почему очень низка вероятность получения ответов на вопросы: Что есть реальность и Я? в потустороннем мире.
Потусторон. мир часто представляется (рисуется) похожим на "наш" (только, конечно же намного лучше, без проблем и забот). Но такой мир представляет собой очередную загадочную реальность. Душа, как я уже говорил, - это "внутренняя матрешка" поэтому ответить на вопрос: что есть Я? также невозможно.
Хотя не исключено, что я и Вы, читатель, сможем получить каким-то образом ответы на эти вопросы когда-нибудь в далеком будущем или в потустор. мире, который представляет собой Нечто, что нельзя выразить словами. Однако пока мы живем в этом мире и в этот час, единственное, что нам остается - есть осознание загадочности и необъяснимости всего происходящего и существующего.
Само существование каждой вещи окружающего меня мира - земли, неба, здания, дерева - необъяснимо и пропитано тайной, также как и мое собственное существование - каждый мой вдох, мысль, движение… Что это все? Почему и зачем оно существует и движется? Я не в силах получить ответа ни на один вопрос…К сожалению, большинство людей не видят, не осознают той глубокой таинственности, пронизывающей САМ ФАКТ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕГО-ЛИБО. Ослепленные обществ. предрассудками, словами и абстракциями "всезнающей" науки/религии они не могут хотя бы на минуту выйти за пределы мира своих потребностей и межчелов. отношений. Реальность, их окружающая, как и их собственное существование кажутся им само собой разумеющимися явлениями.
Можно сказать, что всеми живыми движет воля к жизни, ради жизни (еды и крова) мы каждый идем на бой, при этом, абсолютно не задумываясь о том, почему все это происходит. Нам кажется, что мы живем сознат. жизнью, хотя на самом деле мы захвачены бессознательным потоком первичных позывов. Мы вовлечены в некий процесс, называемый "существованием", абсолютно лишенные возможности понять, что есть Я и что есть та реальность предо Мною. Мы можем только лишь описывать то, что видим и ощущаем, не понимая почему и зачем свершается этот процесс. Короче говоря, невозможно понять, ЧТО ВООБЩЕ ПРОИСХОДИТ.
Возможно, кто-то спросит меня: Как же могла возникнуть такая гнусная иллюзия "само собой разумеющегося мира"? Как же науке/философии/религии не ответив не на один вопрос "Что есть …?" и "Почему оно существует/происходит?" удалось создать иллюзию ответов на все вопросы? Думаю, что причин тому немало и на некоторые из них я уже указывал выше. Более глубокое рассмотрение этих вопросов выходит за рамки обсуждаемой темы. Скажу только, что иллюзия "само собой разумеющегося существования в не вызывающей никакого удивления реальности" является центральной иллюзией Вашей, читатель, жизни. Преодолев ее, другие иллюзии, как например иллюзия "всесильного и всезнающего Мы", растворятся сами собой. Сделать это нетрудно, нужно сконцентрироваться на восприятие всего, что Вы видите и ощущаете, всего, что происходит с Вами и вокруг Вас, задаваясь при этом вопросами типа: Как возможно мое существование? Что есть Я, а что есть та стена передо Мною? Почему и зачем Я вовлечен в различные процессы? Что такое существование? и т.д.
Преодоление центральной иллюзии и вытекающее из этого осознание загадочности и необъяснимости всего происходящего и существующего и есть та конечноая ступень рефлексии и познания, дальше которой нечего больше познавать.
vaki-doo@yandex.ru.