СЕЯТЕЛЬ СИБИРСКОЙ ДУХОВНОСТИ
К столетию со дня рождения профессора ИГУ Л.А. Петрова

/ Показано место видного иркутского обществоведа в становлении патриотиче-ски выверенной региональной духовности с ее положительным ответом – и это актуали-зует идейное наследие Л.А. Петрова - на вызовы времени в условиях переживаемого со-обществом глобального динамо-неравновесного состояния /

«Биографическое предуведомление»
Лев Александрович Петров (1908-1975) оставил заметный след на ниве народного просвещения. Родившись перед Великим Октябрем (1917), он своей неутомимой деятель-ностью воссоединил идущие из нашего прошлого общечеловеческие традиции с яркими достижениями советской эпохи, главным из которых стала (непростая исполнением, но требовательно заявившая о себе) социальная защита рядового труженика, строителя ново-го мира. Выходец из семьи рабочих (г. Архангельск) Л.А. Петров рассматривал сложив-шуюся ситуацию синтезом культуры (т. е. совокупностью тех ценностей, которыми столе-тиями определялась жизнь россиян) и цивилизации, «завербованной» социалистическим строительством. Его ведущей силой предстал рабочий класс. Историко-философское обеспечение генезиса идей этого класса развернул Л.А. Петров. Как историк русской фи-лософии Л.А. Петров теоретически обосновывал «распускающиеся» (преимущественно) с эпохи Петра Великого (1672-1725) цивилизационные интенции, прочно связывавшие Россию с Западной Европой и, однако, долженствующие приобщаться к родному культурно-общинному наследию. Происходит своеобразная пульсация традиций и новаторства – попробуй улови переходы между ними! Не сразу - полагаем – стало это ясно нашему мыслителю. Его первая докторская (1952-1953), которую Л.А. Петров выполнил (но ее защита не состоялась…), посвящалась земляку исследователя - М.В. Ломоносову (1711-1765). Величие гениального помора ученый увидел в его беспрецедентном – «сотворение» Московского университета (1755), неуемность теоретика-первопроходца – просветительстве, благодаря которому сложившаяся в стране ставка на выпускника-специалиста «взвинтила» Россию – Советский Союз! – не повторимыми до сих пор культуро-цивилизационными высотами. …«Соорудив» текст о непонятно из каких «горних отложений» («горних» - от «горний») прибыл на Землю посланник «неотмирной данности», Л.А. Петров меняет тему.

Вклад Л.А. Петрова в философскую науку
…Да, М.В. Ломоносов – «наше всё»; но как это «всё» становилось «нашим» - вот на что обратил пристальное внимание умудренный опытом «сеятель разумного, доброго, вечного» (Н.А. Некрасов /1821-1877/), сдвинув исследовательский акцент на предшест-венников М.В. Ломоносова. Ведь именно они взвалили на себя непосильный труд по пе-реводу древнерусской, достаточно архаичной духовности – с преобладанием в ней веро-исповедной составляющей – в духовность светскую, с приличествующим ей (как на Запа-де!) «доходчиво-прозрачным реноме». Исследовательская программа Л.А. Петрова со-стояла в том, чтобы скрепляемую социальными традициями веру (зачастую свободную от религиозных оттенков) обеспечить «рациональным сплавом» - показать возможности ее применения условиями крупномасштабных государственных свершений под руково-дством «мудрого Преобразителя России». Л.А. Петров анализирует «интеллектуальный тезаурус» «ученой дружины» русского царя, вскрывая «подводные пути» слияния рацио и веры - непременного условия обеспечения «нового мышления» для восемнадцатого столетия («новое мышление» - это так нам близко сегодня!). И – вот: защищена диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук под названием «Развитие прогрессивной общественно-политической, философской и социологической мысли России первой половины XVIII века (Ф. Прокопович, В. Татищев, А. Кантемир, И. Посошков)» (г. Новосибирск, 1973). «Подбитые» усилиями «целеустремленного любомудра» «дружинники» первыми в стране заговорили складывающимся философским языком - языком эпохи перемен (с ее «рыночной вязью»). Обоснование этого казалось бы ясного тезиса – важное достижение советской историософии; место в ней Л.А. Петрова - незаменимо.

«Феномен Льва Александровича» - гордость сибиряков
С 1932 г. он стал иркутянином и не покидал (за вычетом четырех лет Великой Отечественной войны /1941-1945/, которые он провел на Восточном фронте) Родного Университета. Помня завет М.В. Ломоносова о том, что «российское могущество Сиби-рью прирастать будет», Л.А. Петров сыграл выдающуюся роль в становлении духовного климата Прибайкалья. Выскажем мнение: Л.А. Петров на протяжении сорока с лишним лет выступал в качестве такой личности, которая, широко участвуя в общественных делах, цементировала внутренние устои ИГУ, социальные позиции города Иркутска, области, содействовала формированию местного субэтноса... Сиё осуществлялось возглавляемой Л.А. Петровым («многолюдной») кафедрой диалектического и исторического материализма – при беспрецедентном участии самого «маститого старца». Сохранилось много свидетельств влияния Льва Александровича на студенческую аудиторию. Внушал уважение и доверие внешний вид этого высокого, красивого человека с добрым взглядом больших серых глаз. Профессор привлекал своей открытостью, за которой таилась «стыдливо умалчиваемая искренность» - не особенно поощряемая черта «внутреннего настроя личности». Таков был этот человек, не вернувшийся в Москву, откуда он был командирован по партийной разнарядке (как «двадцатипятитысячник» Давыдов из романа М.А. Шолохова /1905-1984/ «Поднятая целина»). Отмечая юбилей Л.А. Петрова, мы воздаём должное той «минувшей героике», которая взращивала достойных Отчизны прекрасных сынов и дочерей.

Коноплев Н.С., зав.
кафедрой философии ИГУ,
д. филос. н., профессор