Помощь - Поиск - Участники - Календарь
Форум: С высот философского форума
Философские форумы Phenomen.Ru > Общий форум > Современная мысль
Николай Коноплев
С ВЫСОТ ФИЛОСОФСКОГО ФОРУМА…
О V Российском философском конгрессе: первые впечатления

/Рассмотрены основные направления деятельности V Российского фи-лософского конгресса «Наука. Философия. Общество», состоявшегося 25-28 августа 2009 года в городе Новосибирске. На конгрессе присутствовало до тысячи человек, включая представителей из Ближнего зарубежья, стран Запада. Философский форум проанализировал в целом переживаемое нынеш-ней философией кризисное состояние и наметил перспективы ее развития, состоящие в том, что (философская) методология должна придать знанию «товарный вид». Это нужно для более успешной обработки необычайно возросшего инфомассива, настраивающего цивилизацию на «производствен-но-глобалистское самовыражение». Отсюда важнейшим условием иннова-ционной переориентации философии будет «конструирование новой мето-дологии». Участники конгресса имели широкую возможность обсудить ин-тересующие их проблемы – как контекстом пленарного заседания, так и на трехдневных секционных дискуссиях. Этот секционный «аспект» предвари-тельно отразился в изданных перед началом форума трех объемистых то-мах тезисов./

Отечественная философия в поисках актуальной методологии. V Российский философский конгресс состоялся в городе Новосибирске 25-28 августа 2009 г. Тема конгресса - «Наука. Философия. Общество». Присутст-вовало до тысячи участников из разных – особенно восточных - регионов страны, Малого зарубежья (Белоруссия, Украина, Киргизия, Узбекистан), стран Запада (США, Финляндия, Германия). Организаторы, а это Российское философское общество (РФО), администрация Новосибирской области, ин-ститут философии и права Сибирского отделения РАН, Новосибирский госу-дарственный университет (НГУ), много сделали для успешного проведения всероссийски значимого мероприятия. Действо разворачивалось Академго-родком – в Доме ученых СО РАН (пленарные доклады), привлекательными кабинетами, аудиториями НГУ (там развернулась секционная программа конгресса). Жили мы в курорте-отеле Сосновка – на берегу Обского моря. Погода стояла чудесная, и у пребывающих на секционных заседаниях в клас-сически воздвигнутом университете возникала настоятельная потребность говорить, слушать, дискутировать... Полагаем, это связано с переживаемым философией кризисом: каждому хотелось поделиться соображениями по вы-ходу из почти тупиковой ситуации, которая – соотносясь с НТР и связанной с ней социоглобальной процессуальностью – «достала» нынешнее любомуд-рие. Разбирать «свалившиеся» на наши плечи трудности надлежит при опоре на какую-то актуальную методологию. Ее, очевидно, еще предстоит выстро-ить.

Первый день работы конгресса: отдельные пленарные доклады – достижения и просчеты. Открывая пленарное заседание, Президент РФО академик В.С. Степин (р. 1934) развивал положение о знании как товаре. Оборачиваясь – и это достижимо при резко возрастающем инфомассиве – то-варом, знание обретает возможность либо слиться с капиталом (и тогда оно усиливает уже состоявшуюся динамо-неравновесность социума), либо отдать приоритеты развертыванию «аутентичной человечности» с превалированием в ней ценностных ориентиров (это происходит благодаря обобществлению производства, снимающему - в назревающем синтезе культуры и цивилиза-ции – различные уровни самоотчуждения с упором на природно-личностные аспекты как индивидуально, так и коллективно репрезентируемого совер-шенствования системы общественных отношений). Говоря о современной методологии, можно представить условием ее реализации постнеклассиче-скую научную картину мира, где тон задаёт не прежний «объективистский сциентизм» (как это было в классической и неклассической научных карти-нах мира), но гуманитарно-гуманитаризированный настрой с «человеческим фактором во главе». И если это так (а что это так, об этом свидетельствует усиление гуманитарной составляющей в познавательном раскладе современ-ности), то внедряемые в основание поиска новой методологии субъектно-субъектные отношения подводят к выбору статической концепции времени - непременного условия осознания «предстоящей реальности». Принятие вы-двигаемого условия для осознания одновременности прошлого, настоящего и будущего позволяет разглядеть в методе восхождения от абстрактного к кон-кретному действенную методологию нашего времени, направленную на рас-крытие онтологического статуса позитивной диалектики (разводящего её с так называемой диалектикой негативной), затверждение «прозрачной прояс-ненности будущего». Здесь мы выражаем несогласие с одним из современ-ных авторов (см.: Асатрян М.В. Ключ к экономическим и социально-политическим ошибкам марксизма // Вопросы философии, 2009. - № 7. – С. 25-34), «фешенебельно» - якобы со знанием дела - рассуждающим о «несоб-ранности» К. Маркса (1818-1883) по отношению к методу восхождения от абстрактного к конкретному. Ученый скептик – полагаем - не учитывает то-го, согласно чему метод «Капитала» - через критику социоотчуждения в буржуазном обществе - активно направлен на обоснование подлинной чело-вечности в производственной сфере. А иначе стоило ли К. Марксу – велико-му мыслителю и революционеру - отдавать свою жизнь «постороннему дол-гу»? Не таков этот человек – Основоположник! Отечественная мысль двига-ясь в указанном К. Марксом направлении, достигла заметных успехов в диа-лектическом «прогоне» «ноосферных вершин сущего». А коли так, знания в данном случае явно приобретают «производственно настроенный, товарно-внекапитализированный накат»; и мы, целеположенно оперируя методом восхождения от абстрактного к конкретному, преодолеваем (по крайней мере стремимся это осуществить) выше упомянутый «динамо-неравновес». Вы-званные вступительным словом рассуждения свидетельствовали о высокой интеллектуальной планке, заданной В.С. Степиным внимающей ему аудито-рии. Последовавший затем доклад академика В.Л. Макарова (директор ЦЭ-МИ РАН, Москва) «Экономика знаний» конкретизировал тему их «товарно-сти». «Кластерное» (или, как я для себя уяснил, социогрупповое) «перелицо-вывание» знаний – по мнению ученого – способствует внедрению их в каче-стве новшеств. Замена знаний на новшества – это и есть предметное (т. е. ин-новационно задействованное) претворение экономики знаний. Надо пола-гать: обнаруживающаяся товарность знаний позволяет им быть свободными от «заангажированности капиталом». Есть над чем подумать, прослушав не без юмора произнесенный доклад привлекательного новатора, веселого собе-седника. А юмор… Юмор – к счастью - лучший способ схватывания нового. На пленарном заседании выступил академик А.А. Гусейнов (/р. 1939/ дирек-тор ИФ РАН, Москва) с докладом «Философия: между наукой и религией». Изложение велось руслом тезиса Б. Рассела (/1872-1970/ высказанного им в «Истории западной философии»): философия занимает «ничейную землю» между наукой, религией и обыденным сознанием. Однако позиция «сына Альбиона» вряд ли может быть отнесена к числу конструктивных ввиду ее размытости, ибо философия не нуждается в «ничейной земле», но «всеми своими фибрами» стремится обрести «землю обетованную». Будучи основа-телем аналитической философии и одновременно крупнейшим представите-лем математической логики, Б. Рассел недооценивал собственно философию (возможно, из-за не очевидной верифицируемости этого сложнейшего ду-ховного ареала), сводя ее к «логико-лингвистическому попурри». Странным показалось и то, что на пленарном заседании с пропагандой «аналитизма» предстали профессора В.В. Целищев (/р. 1942/ директор ИФПР СО РАН, Но-восибирск. Доклад В.В. Целищева назывался «Философия и научный метод») и В.А. Суровцев (Томский госуниверситет. Название доклада В.А. Суровцева – «Аналитическая философия: всеобщее и нюанс»). При этом томский теоре-тик заметил, что у нас в стране сторонников аналитической философии – не более 10%. Так стоило ли ломать копья? Или на Российском философском форуме больше не о чем сказать? Думаю, сыграла роль – пусть звучит тавто-логично - неуместная местно-организаторская самодеятельность Локального Оргкомитета. Собственно, на отмеченный недостаток незамедлительно среа-гировал академик В.А. Лекторский (/р. 1932/ зав. отд. ИФ РАН, Москва) с импровизированным докладом «Философия общества знаний и судьба чело-века». – Аналитическая философия, - подчеркнул Владислав Александрович, - это частная попытка решения извечных философских проблем. – Сказано верно и доходчиво. Далее академик с довольно неожиданной стороны поста-вил проблему человека – в том плане, что где же кончается человек? Но – попытаемся продолжить вопрос маститого редактора «Вопросов философии» – что же значит «окончание человека» и когда оно наступит? К примеру, тео-софы настаивают: люди как выразители пятой расы, переживая окончание эры «кали-юга», сходят на нет – уступают место какой-то новой расе. Однако теософское толкование «конца человечества» имеет мало общего с его науч-ным пониманием. Философия же, еще раз подчеркнул мыслитель, только с научных позиций в силах исследовать подспудные течения, «высвечиваю-щие» «окончание человека» (если конечно таковое «из-за угла» ударит по социуму). На наш взгляд, «резонно» говорить о том, что человек «закончит-ся» (это слово – закавычиваем: не верим мы, что такое когда-то случится), если только обернется «головой профессора Доуэля» (А.Р. Беляев /1884-1942/): для этого «нонсенса» «достижения НТР» диктуют «конечному чело-веку» вполне «надлежащие условия». Другими словами, «окончание челове-ка» - это его биосоциальное вырождение (которому, словно в насмешку, со-ответствует интеллектуальный подъем) условиями глобально воспроизво-димой искусственной среды – «своеобразной» «петли на шее человечества». Задыхаясь в своем самоотчуждении, отдельный индивид, может быть, и пре-творит собственным «опытом» «окончание» человека (человечество же не поддастся на нелепую уловку). Поставленная «вдумчивым стратегом» про-блема подлежит диалектическому (а не с позиций «аналитизма») преломле-нию. Фактически В.А. Лекторский обратил внимание аудитории на значи-мость научной диалектики в раскрытии реальной действительности. Из дру-гих пленарных докладов «звучным», на наш взгляд, получился тот, что про-изнес профессор В.С. Диев (декан философского факультета НГУ) – «Управ-ление. Философия. Общество». Пафос его выступления был направлен на обоснование установки, согласно которой управление, являясь научно выве-ренным действием, руководствуется, вместе с тем, фактом принятия реше-ния. Это обстоятельство (как «факт») придает управлению практическую на-сыщенность, вследствие чего перенесенное в сферу общественных отноше-ний рассматриваемое явление приобретает жизненное предназначение – ста-новится средством обеспечения потребностных запросов социума. Как мож-но было понять энергичного оратора, управление открывает широкие пер-спективы в создании системно заложенного обустройства общества на осно-ве хозяйственного использования природных богатств. И то сказать - РФ как единый хозяйственный организм еще не сложилась, и это ей грозит (ввиду слабой заселенности страны) распадом. …Несмотря на отдельные, как мы отметили, «невыверенности» первый день конгресса прошел довольно друж-но и завершился фуршетом. (Попутно прошу извинения за то, что не все пле-нарные доклады осветил: сил не хватило.)
Парение мысли на трехдневных секционных заседаниях: пробъем-ся к истине! Пленарные доклады задали темп «развернувшейся секционно-сти». Меня приписали к секции «Онтология и метафизика», которой пооче-редно руководили декан философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносо-ва, член-корреспондент РАН В.В. Миронов (/р. 1953/ Москва), профессора А.Я. Райбекас (/р. 1933/ г.Красноярск), Е.В. Афонасин (г.Новосибирск). На-ши заседания, в которых участвовало до тридцати человек, сказались теоре-тически насыщенными. Некоторые из них – стоят перед глазами. Так, ориги-нальную концепцию на характер соотношения онтологии и метафизики предложил казанский философ Н.М. Солодухо (р. 1952) сообщением «Отно-шение онтологии и метафизики как проблема». «В онтологии, - утверждает он, - открываются атрибуты и структура мира бытия, а в метафизике вскры-ваются его глубинные основания». Предложенное понимание метафизики (соприкасающейся с «онтологией») вскрывает, по нашему мнению, ее гене-зис, где – коль скоро мы очерчиваем его рамками человеческой духовности – превалирует вера (но не религия, ибо религия – лишь исторически обуслов-ленный «подтекст» веры) над рацио. Оперируя «чистым Ничто» в его пред-цивилизационной (а стало быть связанной с мифом) аранжировке, «метафи-зика» подталкивает нас к переосмысливанию встающих перед философией «жизненных фигур». Последние воспроизводятся «прочувствованным» син-тезом разума и веры - венцом претворения цельносорганизовываемой духов-ности. Философия утрачивает прежние – рациональные – «привычки» и ус-тупает место – чему? Вопрос оставим открытым. Ясно одно: философия не сдаст позиций, если они окажутся ниже ее собственных высот. И – однако – философия должна перестраиваться с учетом «вероисповедного реноме». Как я уже сказал, одним из руководителей нашей секции был А.Я. Райбекас – серьезный материалист-диалектик. Мы знакомы с ним свыше 20 лет. До не-давнего времени Альберт Янович состоял членом докторского совета по фи-лософии в Иркутском госуниверситете. В своем выступлении «От метафизи-ки к метафилософии», развернутым А.Я. Райбекасом как цепь комментариев к «подведомственным» ему сообщениям участников рассматриваемой сек-ции, провел он незаметную и вместе с тем значимую линию на выявление роли диалектики в мыслительном процессе живущего философией индивида, каковым может оказаться каждый из нас. Главным, как мне показалось – и это подтвердилось нашим трехдневным общением, - в философской позиции А.Я. Райбекаса является то, что сама по себе приверженность к диалектике выводит – заявим «во весь голос» (В.В. Маяковский /1893-1930/)! – «мысля-щий Дух» на позиции материализма. Даже Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) – объ-ективный идеалист - наработанными принципами диалектики вынужден был приблизиться к материализму и, однако, отпал от него под влиянием – таким оказался «тамошний духовный климат» - нависших над ним «отвлеченных пролегоменов к философии». А.Я. Райбекас интересен тем, что он, умело оперируя методом восхождения от абстрактного к конкретному, демонстри-рует бесперспективность мимикрирующей под научность «скользкой отвле-ченности». Выступил и я (в этом временном промежутке секцией руководил профессор Е.В. Афонасин) с тезисами «Ленинское преодоление Декартова удвоения мира разворотом опережающего отражения». Краткое сообщение очертило становление неклассической научной картины мира, «отголоски» которой отдаются «Материализмом и эмпириокритицизмом» (/1909/; отстра-ненное от нас ленинскими временами словосочетание «неклассическая науч-ная картина мира» той порою еще «не ходило по рукам»). Опираясь на раз-рабатываемую им теорию отражения, В.И. Ленин (1870-1924) вскрывает тео-ретико-практическую несостоятельность картезианского дуализма, сопря-женного стремлением узреть мир глазами же этого мира. Следствием «карте-зианства» служит «научная антропоморфизация» реальной действительно-сти, когда наука начинает претендовать на то, что ставит ее – реальную дей-ствительность - на уровень «божественной первосущности». И вот уже «пар-ни всей Земли» – за «глобальное преображение планеты». Согласитесь: это никуда не годится, и где-то нужно «попридержать коней на переправе». Я также обратил внимание на то, что пленарное заседание обошло отечествен-ную философию – будто бы ее и не было. А ведь в этом году – столетний юбилей задавшей тон современной научной методологии вышеупомянутой книги В.И. Ленина (о ней, кстати, давным-давно с почтением отозвался К.Р. Поппер /1902-1994/), по материалам которой были проведены Всероссийская (г.Ульяновск) и международная (Киев) конференции. И – поверьте - было что сказать на них о гениальном ленинском труде. …Присутствующие задали мне 5-6 вопросов, связанных с истолкованием отражения, включая его «опе-режающий вариант». Всё четче осознаём: философский материализм, обнов-ляясь, расчищает себе дорогу на онтолого-метафизическом уровне – приоб-ретает исполненный достоинства вес. А ведь еще недавно… Не могу не упо-мянуть о вопросе, заданном мне Е.В. Афонасиным. Зачитав последние пред-ложения из моей публикации (я не привожу их здесь ввиду значительного объема), Евгений Васильевич неожиданно спросил, какое влияние оказал на меня М. Хайдеггер (1889-1976)? – Надо думать, никакого, - с удивлением от-ветил я. Мы рассмеялись. Бывает же такое… Из иркутян на секции выступи-ла д. филос. н. профессор А.А. Кузьмичева с темой «Атрибутивизм и суб-станциализм как альтернативные онтологические модели». Алла Александ-ровна стремилась показать, как с помощью комплиментарно соотносимых категорий обосновывается материальное единство мира. Ее выступление по-лучило неоднозначную оценку, и это говорит о проблематичной сложности выраженного докладчиком обоснования… Я осветил лишь небольшую часть работы секции «Онтология и метафизика». Были на ней представлены и дру-гие животрепещущие направления. …По ходу изложения хочу поведать об одном иркутянине (нас, иркутян, на конгрессе было 10 человек), участнике конгресса Ю.Л. Дюбенке. Ю.Л. Дюбенок собрал – с разрешения оргкомитета – секцию «Свободная философия», где завязался довольно заинтересованный разговор о том, чем отличается так называемая свободная философия от – очевидно – философии «официозной» - «подневольной». Себя Юрий Леони-дович причисляет к цеху свободных философов, которым, образно говоря, всё нипочём. Однако коллеги – а их присутствовало человек шестнадцать – вынуждены были поправить «идеолога свободы» простым указанием на то, что «свободы нет, но есть покой и воля» (А.С. Пушкин /1799-1837/). «Покой и воля», отметил, в частности, я, приближают нас к свободе как к идеалу личностной самоидентификации. Свобода здесь заменена стремлением оп-редметить идеал. И когда он подтверждает свою «земную явь», свобода рас-творяется межличностным общением. Это общение, в свою очередь, наращи-вает потенциал свободы. Но всегда оказывается, что свободу трудно уложить в прокрустово ложе, выразителем которого стремится предстать так назы-ваемый свободный философ. Привязанность «свободного философа» к сво-боде наверняка ставит его в невыгодное положение – делает мало приспо-собленным к ней. И – резюмируем: «свободный философ» - это человек «дурнобесконечностной растяжки». …Посетил я секции, в которых рассмат-ривались: философия образования, философия и литература, эстетика и фи-лософия искусства.
Торжество вечерних лекций. Запомнились вечерние лекции при-глашенных иностранных гостей – логика И. Ниинилуото (26 августа), куль-туролога Э. Свидерски (27 августа). Полноватый и светловолосый финн И. Ниинилуото выступил с докладом «Научный реализм и современная фило-софия науки». Специалист в своей области И. Ниинилуото высоко оценен Россией, Западом... Я слушал всемирно известного ученого вместе с уже упомянутой А.А. Кузьмичевой – специалистом в области математической ло-гики. Алла Александровна убедительно разъяснила, что «научный реализм» по-нашему есть материализм. За рубежом «материализм» остается не вос-принятым, но это не «меняет погоду». «Современная философия науки» И. Ниинилуото – логически насыщенная теория обеспечения науки предмет-ным, а стало быть действенным – земным - содержанием. И уж как некое от-кровение воспринял я выступление профессора Э. Свидерски (г.Фрайбург, Германия) – «Аналитическая традиция в философии культуры». Докладчик – высокий, выразительно сухощавый, пожилой – нет: моложавый! - человек носился с микрофоном перед аудиторией, примешивая к своему российскому речению «английскую добавку». Поскольку доклад Эдварда «скакал летучей скороговоркой», было затруднительно улавливать смысл. Тем не менее я «зацепил» услышанное реалистическим контекстом. И - кажется - не ошибся. Подойдя, как и другие слушатели, после лекции к «заманчивому иностран-цу», уловил момент для вопроса: - Уважаемый профессор, как Вы соотносите культуру и цивилизацию? – Я понимаю их взаимосвязь так, - последовал не-замедлительный ответ, - что современный выразитель цивилизации прожива-ет ее в границах сформировавших человечество культурных традиций. – От-вет показался мне точным, убедительным; и я продолжил «допрос»: - Ваша оценка русской культуры… - Весьма высокая. Прежде всего это касается ве-ликой русской литературы девятнадцатого века. Но я – меломан. – Вы цените того же Прокофьева (1891-1953)? – Да, но особенно меня волнует Рахмани-нов: я слушаю его каждый день. – Мы, внимавшие прибывшему в Новоси-бирск «немецкому собрату», прямо-таки обомлели. Первым «встрепенулся» я: - Профессор, позвольте пожать Вам руку. - Сухопарый в черном, облегаю-щем одеянии «заморский посредник в сибирских философских баталиях» от-ветил крепким рукопожатием и вывел мелом на доске: <Edward Swider-ski@unifr.ch>. – Пишите по электронной почте, - дружески посоветовал он полукругом обступившим его «конгрессистам». И – вот: смотрите! Германия – страна с «богатейшими литературными интенциями» - «содержит» (пусть и немногих) немцев, в глазах которых русская литература – нечто большее, чем просто литература. В Германии же, представленной сверходаренными музы-кантами Иоганном Себастьяном Бахом (1685-1750) и Людвигом ван Бетхове-ном (1770-1827), существуют «эстетически воспрявшие интеллектуалы», и для них русский Рахманинов (1873-1943) – «это всё». …Ради такого неожи-данного откровения следовало незамедлительно прибыть на Пятый Россий-ский философский конгресс. А что – я с восторгом прикоснулся к «высокому и прекрасному», воплощением чего в данном случае стала не более чем пя-тиминутная беседа с удивительным человеком, и - полегчало на «всю остав-шуюся жизнь». Да, хочется жить, но и «покрыться событийно обставляемым небытием» - тоже «удовольствие не из последних». И в этом пункте рассуж-дений – поддерживаю Натана Солодухо.
Отчетно-выборное собрание РФО: «наш человек» в его Президиу-ме. На одном из послеобеденных бдений (26 августа) состоялось общее от-четно-выборное собрание РФО. Президентом его вновь стал академик В.С. Стёпин, первым вице-президентом – д. филос. н., профессор А.Н. Чумаков (р. 1950), главным ученым секретарем – А.Д. Королев (р. 1957). Отрадно, что в новый состав Президиума РФО избран председатель Иркутского областного отделения РФО, д. филос. н. молодой и энергичный Виктор Алексеевич Ко-лесников. Созданное год назад под его руководством местное отделение РФО уже включает 60 активистов. Местом проведения очередного - шестого – Российского философского конгресса намечен Нижний Новгород.
Общая оценка внушительного форума: философия сближается с практикой. Подытоживая краткие и неизбежно в таких случаях «урезанные» впечатления, с отрадой взираем на приобщение к российской философской действительности «сибирской Ойкумены». Под ее напором, как когда-то про-видчески возвестил М.В. Ломоносов (1711-1765), воистину прирастает рос-сийское, включая его духовный взлет, могущество. Пятый Российский фило-софский конгресс продемонстрировал важную сторону философии – ее «по-исковую предприимчивость», свидетельствующую о нарастающей соприча-стности обобщенного подхода с инновационными технологиями (склады-вающимися под влиянием «научно-практического повседнева»). Становится очевидным, что (философская) методология выверяет абстрактное не «обоб-щенной отвлеченностью», но обобщенно воспроизводимой поисковой ситуа-цией. Благодаря такой «интеллектуальной пробежке» конкретное выступает как инновационно начиненная и динамично развертывающаяся структура. Оно (т. е. конкретное) соответствует тому содержанию реальной действи-тельности, которое складывается границами указанной структуры (перечер-кивая возможность вторжения «отвлеченной псевдоданности» в рассматри-ваемые очертания будущего). Повсюду наблюдаем возрастающую роль субъ-екта в инновационных преобразованиях, связанных со становлением ноосфе-ры. …Отвлеченность как «паранаучный всплеск субъектности» зело опасна, и метод восхождения от абстрактного к конкретному должен «обрести али-би», чтобы преградить ей путь. …Состоявшийся философский форум кон-кретизирует уяснение проблемы взаимосвязи рационального и вероисповед-ного (не содержащего религиозного настроя, ибо религия, как выше мы от-метили, - лишь превращенная форма одного из уровней индивидуально вос-производимой веры; сама же по себе вера складывается под влиянием кон-тактов между внутренними ощущениями и трансцендентной – в данном слу-чае находящейся по «ту сторону» от внешнеощущаемой, т. е. макрозапечат-ленной, данности - реальностью) срезов человеческой духовности. Философ-ский конгресс, где работала студенческая секция, благотворно способствовал приобщению к философии многих молодых людей. Поскольку молодежь в условиях компьютеризированного производства все решительнее заявляет о себе как об основной производительной силе общества, «досрочное» вовле-чение какой-то ее части в осмысление сложившеейся планетарной неустой-чивости подтолкнет человечество к выходу из глобального тупика. Три тома материалов (Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского фи-лософского конгресса. Тома 1 (531 с.), 2 (544 с.), 3 (496 с.). – Новосибирск: Параллель, 2009), изданных оргкомитетом конгресса, - увлекательное посо-бие в углубленном освоении современной философии. И все же выскажем отдельные замечания. Конгресс носил название «Наука. Философия. Обще-ство», и обществу в сей «немудреной расфасовке» принадлежит важное ме-сто. В определенном смысле философия и наука с «духовно-производственных позиций» только тем и заняты, что обслуживают общест-во и обобществленную личность. Однако на пленарном заседании отсутство-вал анализ складывающихся в РФ общественных отношений (о важности че-го говорят многие и Президент страны Д.А. Медведев тоже). Проведение его могло бы усилить выработку участниками конгресса той картины социаль-ной реальности, в которой так нуждается наш современник (в самом деле, Россия – это третий мир или «беспредельно-криминальное, придаточно-сырьевое» государство? Вымираем ли мы в самогеноциде или у нас есть воз-можность «очертя голову выкарабкаться»? и вообще – что нам делать в усло-виях мирового кризиса, «копнувшего» нас – опять-таки по словам Президен-та Д.А. Медведева – глубже, чем первоначально предполагалось? Согласи-тесь, рассмотрение перечисленных вопросов – это ли не тема для «пленар-ки»!). Философия, не разъясняя жизненных перспектив, медленно погружа-ется в пучину «отвлеченных иллюзий» – стало быть псевдоценностей с их «плюрализацией жизненной подоплеки». Конечно, мнений – множество, но оперирование ими выводит человечество к признанию, пусть и относитель-ной, тем не менее многогранно запечатленной, цельной истины. На этом еще настаивала Библия, и вряд ли что-то можно здесь оспорить. Но, задав своим пленарным заседанием демо-либеральный тон… Будем верить, что на секци-онном (а оно все-таки оказалось «самым интимным» /т. е. наиболее сильно-действующим/ и продолжительным по влиянию философским средством – сравнительно с «пленарностью») «самообеспечении», как об этом можно су-дить по уже «разоблаченной» «Онтологии и метафизике», коллективное об-суждение «философских сюрпризов» обрело «чаемый – демо-патриотический – разлив». Dixi!

Коноплёв Н.С., д. филос. н., профессор, зав кафедрой философии и религиоведения Иркутского госуниверситета, зам. предс. Иркутского обл. отд. РФО (г. Иркутск)
Федя
Прежде всего хочется выразить благодарность за представленную информацию о форуме. К несчастью, не имею возможности почитать оригинальные материалы его. Если у вас есть электронные версии сообщите ссылки, пожайлуста.

Опираясь на вашу информацию обнаруживаю две темы, возбуждающие мой интерес.
QUOTE(Николай Коноплев @ Sep 19 2009, 11:24 AM)
Собственно, на отмеченный недостаток незамедлительно среа-гировал академик В.А. Лекторский (/р. 1932/ зав. отд. ИФ РАН, Москва) с импровизированным докладом «Философия общества знаний и судьба чело-века». – Аналитическая философия, - подчеркнул Владислав Александрович, - это частная попытка решения извечных философских проблем. – Сказано верно и доходчиво. Далее академик с довольно неожиданной стороны поста-вил проблему человека – в том плане, что где же кончается человек? Но – попытаемся продолжить вопрос маститого редактора «Вопросов философии» – что же значит «окончание человека» и когда оно наступит? К примеру, тео-софы настаивают: люди как выразители пятой расы, переживая окончание эры «кали-юга», сходят на нет – уступают место какой-то новой расе. Однако теософское толкование «конца человечества» имеет мало общего с его науч-ным пониманием. Философия же, еще раз подчеркнул мыслитель, только с научных позиций в силах исследовать подспудные течения, «высвечиваю-щие» «окончание человека» (если конечно таковое «из-за угла» ударит по социуму). На наш взгляд, «резонно» говорить о том, что человек «закончит-ся» (это слово – закавычиваем: не верим мы, что такое когда-то случится), если только обернется «головой профессора Доуэля» (А.Р. Беляев /1884-1942/): для этого «нонсенса» «достижения НТР» диктуют «конечному чело-веку» вполне «надлежащие условия». Другими словами, «окончание челове-ка» - это его биосоциальное вырождение (которому, словно в насмешку, со-ответствует интеллектуальный подъем)  условиями глобально воспроизво-димой искусственной среды – «своеобразной» «петли на шее человечества». Задыхаясь в своем самоотчуждении, отдельный индивид, может быть, и пре-творит собственным «опытом» «окончание» человека (человечество же не поддастся на нелепую уловку). Поставленная «вдумчивым стратегом» про-блема подлежит диалектическому (а не с позиций «аналитизма») преломле-нию. Фактически В.А. Лекторский обратил внимание аудитории на значи-мость научной диалектики в раскрытии реальной действительности.
*


Во первых, конечно же философия не занимает Информационное простраство между Наукой и Религией, а составляет основу и того и другого своей "Любовью к Мудрости". Именно Любовь к Мудрости, как человеческое качество, лежит в основе формулирования понятий, из которых складывается Человеческое Знание, которое уже на основании особенностей методологии (научный алгоритм формирования науки или религиозная догма в основе религиозных верований) дает различные направления векторам познания. Это месторасположение Философии в иерархии человеческого знания не исключает особенности специализации философской методолологии,
как на пространстве Религиозного, так и на простанстве Научного Знания.

Во вторых, вызывает сомнение логика отрицательной оценки (как я понял из вашего сообщения), данной Лекторским Аналитической философии, как Частной попытки Решения извечных философских проблем. Да, любое утверждение мыслителя есть такая попытка и не только на поприще философии, но и в любом рассуждении, касаемом абстрактных понятий частного и общего. Такая констатация лишь высвечивает определенную точку Зрения на проблему, а уж судьба этой точки Зрения полностью зависит от Реверберации Идеи на Конвенциональной Площадке Социальной Коммуникации (на форуме, например или в интернете, или на конференции, или через издание книг и преподавании образовательного предмета и т.п.)

В третьих, вызывает чувсто незаконченной мысли утверждение о том, что "окончание человека"-это его био-социальное вырождение (которому, словно в насмешку, соответствует интеллектуальный подъем)...... , а человечество не поддасться на нелепую уловку.
То что конец человека в тех понятиях в которых мы понимаем существование этого природного феномена очевиден на основании Знания о смене видов животных в эволюции животного мира планеты Земля. Как ушли Динозавры, Питекантропы и Неандетальцы, так неизбежно уйдем и мы, современные люди Homo Sapiens. Здесь нечего особенно обсуждать, а тем более осуждать, это процессобъективен и его исход Очевиден. Но очевидно и другое, продолжение Эволюции природы и в том числе в векторе человеческого существа и бытия. Как один предок дал направление для развития видов приматов, среди которых гуманоиды лишь одна из форм эволюции, так с полным основанием надо предполагать формирование множества форм эволюции, исходным этапом которых будет являться современный человек. В этой связи "голова профессора Доуэля" по всей вероятности может быть одним из реальных воплощений продолжа.щейся эволюции природы. Философия этого направления представлена в концепции "Brain in the Vat". Признавая неизбежность эволюционных трансформаций и усложнений надо отдавать себе отчет в том, Что подвергается Эволюции, какое качество природы трансформируясь определяет Эволюцию форм существования природы? Я выделяю Информационное качество природы, присущее любому природному феномену в системе взаимодействия явлений природы между собой в условиях определенных Обстоятельств Существования, а субъектом Эволюции в прадигме такого понимания выступает явление природы- Свидетель События, способный изменять свою внутреннюю структуру, не нарушая внешних отношений. Если вы серьезно присмотритесь к сказанному, то обнаружите в качестве Явления Свидетеля Событий и представителей биосферы, планеты Земля с человека, в его нише животного мира, и коллективный Человеческий Разум, коллективное человеческое Знание и его дальнейшая эволюция, в том числе и в форме "Голова Профессора Доуэля".

QUOTE(Николай Коноплев @ Sep 19 2009, 11:24 AM)
Подойдя, как и другие слушатели, после лекции к «заманчивому иностран-цу», уловил момент для вопроса: - Уважаемый профессор, как Вы соотносите культуру и цивилизацию? – Я понимаю их взаимосвязь так, - последовал не-замедлительный ответ, - что современный выразитель цивилизации прожива-ет ее в границах сформировавших человечество культурных традиций. – От-вет показался мне точным, убедительным;
*


Да ответ точен и предполагает существование Пространства с границами обусловленными культурной традицией. Такое пространство объективно существует и представленно Информационной Системой составляющейся из Моделей Культуральных образов человеческого сознания, которые в процессе внутривидовой Коммуникации приобрели характеристсику определенной степени Конвенциональности на принципе эмоционального сродства. Культурные традиции участвующие в фоомировании Культурального уровня эмоционального реагирования человеческого индивидуума определяют его поведения в рамках человеческой цивилизации, определяющей Мораль Общества, как систему общественной премлемости индивидуального поведения.
dimitri
QUOTE(Федя @ Sep 19 2009, 08:45 PM)
Да ответ точен и предполагает существование Пространства с границами обусловленными культурной традицией. Такое пространство объективно существует и представленно Информационной Системой составляющейся из Моделей Культуральных образов человеческого сознания, которые в процессе внутривидовой Коммуникации приобрели характеристсику определенной степени Конвенциональности на принципе эмоционального сродства. Культурные традиции участвующие в фоомировании Культурального уровня эмоционального реагирования человеческого индивидуума определяют его поведения в рамках человеческой цивилизации, определяющей Мораль Общества, как систему  общественной премлемости индивидуального поведения.
*



Попробую прммерно то же, но другими словами.
Культура - совокупность форм обмена, конвенциональных для данного общества, принятых в нем. Любой контакт двух людей - это обмен чем-то: вещами или услугами. Если вам нужно что-то от человека, надо обратиться к нему, сообщить о вашем предложени и договориться об обмене, сотрудничестве (чем обмениваться на каких условиях...). Если это незначитеьная просьба, то можно просто попросить об услуге. Но даже в таком случае вы подразумеваете, что готовы оказать подобную же услугу в ответ. Начинается все с обращения, приветствия... оно должно быть вежливым, что подчеркивает, что вы уважаете человека, как возможного партнера, его свободу соглашаться или нет и цените его услугу.... Затем переговоры. В зависимости от просьбы они могут быть разными. Одни предложения можно высказать быстро и безболезненно (спросить, как пройти к...) другие требуют длительных переговоров (ухаживание...), в зависимости от услуги. При этом сами формы возможных обменов и способов ведения переговоров - паттерны и составляют культуру данного общества. Они позволяют вам знать, чем и как можно обмениваться с прохожим, незнакомой женщиной, с родителями, друзьями, женой... То есть формы сотрудничества и являются тем, что мы называем культурой. В разных культурах они разные.
Такая штука, как например одежда - тоже участвует в таких обменах. Это сигнал того, что это за человек. Как к нему обращаться и какие формы обмена он может, готов предложить. Например, рабочий, бизнесмен, проститутка, художник... Вы скорее всего сразу узнаете их на улице. Как это происходит, что человек, который считает, что одевается по собственному вкусу, а на самом деле выражает все это, нам тоже знакомо. Мы чувствуем стыд если одеты не по обстоятельствам, над нами смеются....
Что касается эмоций, то тут я с Федей совершенно несогласен. Эмоция сопровождает нашу подсознательную, автоматическую оценку события. Мы видмм рабочего, одетого как олигарх. Это у нас вызывает возмущение. Но это результат бессознательной оценки: этот человек не хочет признавать правила, он опасен, он вносит помеху, затрудняет обмены, жизнь... Таким образом эмоция - только дублирует этот процесс оценки... Затем мы "объясняем" наше чувство на рациональном уровне, правда, не всегда корректно...
Этот механизм похож на механизм эстетической оценки. Мы видим, мы в восторге, мы влюбляемся... а затем объясняем почему...
Федя
QUOTE(dimitri @ Sep 20 2009, 06:45 AM)
Попробую прммерно то же, но другими словами.
Культура - совокупность форм обмена, конвенциональных для данного общества, принятых в нем. Любой контакт двух людей - это обмен чем-то: вещами или услугами.
*


Что представляют собой Вещи и Услуги?
QUOTE(dimitri @ Sep 20 2009, 06:45 AM)
Что касается эмоций, то тут я с Федей совершенно несогласен. Эмоция сопровождает нашу подсознательную, автоматическую оценку события.
*



Эмоционалное реагирование представлено в нейроанатомии и нейрофизиологии функцией определенных отделов головного мозга человека: Амигдалярного комплекса подкорковых ядер, Гиппокамповой и Цингуллярной извилин, как ресурса долговременной памяти, а также коры головного мозга, как представительства анализаторов органов чувств и управляющих механизмов. По степени вовлечения этих отделов эмоциональное реагирование подразделяется на уровень Основных, Культуральных и Когнитивных эмоций. Эмоциональное реагирование соспровождает нас всегда когда мы находимся в контакте с другими людьми и на любимом вами Рынке, в первую очередь. Формулирование наших Желаний в Спросе есть ничто иное как моделирование эмоционального Образа в деятельности.
dimitri
Всякий раз, когда мне нужен кто-то или что-то, чем я не могу обеспечить себя сам, я прибегаю к помощи других людей. В магазине я обмениваюсь деньгами на продукты, на работе мои услуги меняю на деньги, с друзьями обмениваюсь сплетнями, жалобами, помощью... в семье через распределение домашних обязанностей обмениваюсь услугами и вещами (вношу деньги...). И т.д. В каждом случае подобных обменов я забочусь о том, чтобы обмены были адекватными. Для этого я сравниваю то, чем мы обмениваемся с существующими в обществе паттернами... Отсюда я узнаю, например, какова "справедливая" цена сахара. Или какие обязанности лежат на муже в семье и жене... Если я считаю, что какой-то член моей семьи не выполняет в полном объеме свои "обязанности", я могу устроить скандал... в ходе которого мы выясним, насколько честно мы выполняем каждый свои обязанности... Если и в этом случае он откажется, я могу отказаться жить с ним... То же в дружбе. если ваш друг не удовлетворяет вашим потребностям (вам не интересно с ним или он не помогает вам, в то время как вы ему никогда не отказываете...), то вы считаете, что обмены неадекватны и перестаете дружить с ним или встречаться...
Главное во всем этом то, что мы внимательно следим за тем, чтобы подобного рода обмены были адекватными, то есть мы экономим наши ресурсы (время, деньги, силы...) стараемся вкладывать их таким образом, чтобы получать максимальную отдачу. В этом смысле мы хомо-экономикусы.

Если желания считать эмоциями, а мы связаны с миром желаниями, то можно сказать и так...
dimitri
Еще несколько пояснений.
Проблема осуществления подобного рода обменов и является гланой нашей проблемой в обществе и все общественные институты имеют своей целью помогать в их (обменов) реализации. Например у нас есть потребность в защите от соседнего племени. Мы готовы выделять часть наших ресурсов для содержания группы людей - воинов, обязанность которых нас защищать. Или институт брака, семьи. Он оформляет отношения и является подтверждением согласия членов семьи выполнять свои обязанности. Образцом является существующая в обществе традиция семейных отношений. Вот для чего нам нужны институты и традиции - для реализации обменов. Все эти институты и традиции и называются культурой общества, все эти формы, паттерны в соответствии с которыми мы живем и обмениваемся услугами...
Федя
QUOTE(dimitri @ Sep 21 2009, 06:53 AM)
Если желания считать эмоциями, а мы связаны с миром желаниями, то можно сказать и так...
*


"Я хочу" есть проявление Мотивации поведения с того уровня с которого Мотивация способна быть выражена Вербальным символом Эмоционального Образа-Словом.
Слово относится к Культуральному уровню эмоционального реагирования поскольку формируется во Младенчестве, Детстве и Юношестве в процессе комуникации внутри определенного социума. Являясь биологически детерминированной информационной технологией внутривидовой коммуникации между людьми, Слово определяет Когнитиную функцию Мышления и Коммуникацию с Когнитивного Уровня Эмоционального Реагирования,с которого формируются понятия, теории, концепции, и все многообразие человеческих социальных психических проявлений.Во взаимоотношениях входящей, текущей, когнитивной информации с образами информации, накопленными в памяти рождаются Образы мышления индивидуального сознания, которые в коммуникации между людьми становятся Коллективными, приобретая характеристику Конвенциональности.

Но при всем при этом "Я хочу" есть лишь вершина айсберга, основная суть которого скрыта в человеческом подсознании и биологии человеческого существа. "Я хочу" отражает индивидуальный спектр врожденных основных эмоций человека, известный с античных времен, как тип Темперамента. Тип Темперамента отражает индивидуальную особенность человека в регуляции баранса внутренних сред человеческого организма, его Гомеостаза.

Сдвиг баланса Гомеостаза инициирует Мотивацию поведения, которая аранжируется эмоциональным реагированием, основой как внитривидовой, так и межвидовой коммуникации в животном мире, характерной для животных с половым размножением. Эмоционалное реагирование возможно с уровней этого реагирования, причем чем более выражен дисбаланс Гомеостаза тем более примитвный уровень определяет реагирование человека и наоборот чет менее выражен жисбаланс Гомеостаза тем более высокий уровень иерерхии эмоционального реагирования опрделяет поведение человека. Боле высокий уровень характеризуется большей своодой выора поведения для устранения дисбаланса Гомеостаза внутренних сред человеческого организма.
Федя
QUOTE(dimitri @ Sep 21 2009, 07:24 AM)
Проблема осуществления подобного рода обменов и является гланой нашей проблемой в обществе и все общественные институты имеют своей целью помогать в их (обменов) реализации.
*


Это-таки Ваша точка зрения. Я с ней несогласен по причине того, что для меня важна проблема Знания природы явления в большей степени чем осуществление некоей активности. Активность для разумного человеческого существа Вторична к Знанию, поскольку знание определяет параметры целесообразности активности. Зная характеристики электрического тока мы не трогаем оголенные провода несущие электрический ток. В этом заключена мудрость человеческого поведения- в знания своих возможностей и осмысленности своего поведения.
Зная природу принятия человеческих решения мы имеем возможность не касаться оголенных проводов тех форм внутривидовой коммуникации, которые несут деструкцию самому нашему существованию.
К таким проводам относится Религиозная нетерпимость, Расизм, Ксенофобия, Фашисткая и Коммунистическая идеологии. Желающие же получают опыт по полной программе в естественном историческом опыте сосуществования людей.
Рынок лишь частный случай коммуникации на конвенциональной социально площадке, на которой обмениваются Модели эмоционалных образов человеческого сознания сформированные человеческой активностью, отражающей физические, биологические и психологические принципы человеческого существования и посему проблемы рынка несомненно Важны, но не настолько, чтобы к решению этих проблем сводить все многообразие адаптационных вызовов стоящих перед человеческим существом.
dimitri
Я не говорю, что мы живем, чтобы есть или ездить на Феррари... Это задача каждого человека решать ради чего он живет. Проблема в том, что мы не можем жить без друг друга или изолированно. Если вы можете обойтись без людей, то пожалуйста... Но, по вашим словам. вы не можете обойтись без знаний. А это тоже подразумевает кооперацию или помощь других людей. Кроме того, я уверен, что вы питаетесь, одеваетесь, живете в доме, пользуетесь электричеством, компьютером, пьете воду... Все это сделано людьми. И те люди, которые сделали вещи, которыми вы пользуетесь тоже хотят получить что-то взамен... Они ставят условия, вы свои и вы решаете обменяться вам (покупать или нет...) или нет. Этого вы никак не избежите. И это является определяющим для построения традиций и институтов общества, которые не что иное, как механизмы обеспечивающие всякого рода обмены: институт семьи - обеспечивает обмен труда в семье... Даже религиозные ритуалы низачто не закрепились бы в обществе, если бы не выполняли какую-то функцию в жизни человека. И ему приходится платить за услугу - за принадлежность конфессии... То есть фактически он и здесь покупает услугу или кто-то делает это за вас, а вы платите ему. В любом случае вы платите за все, что получаете...
Еще раз повторяю, я говорю об обществе, что думает каждый из членов о смысле жизни или о вселенной - его личное дело. Но как только ему понадобится другой человек, ему понадобятся правила регулирующие их отношения и, в частности, взаимную помощь. Эти правила обеспечивают поиск людей которые могут дать нам то, что нужно нам и которые желали бы получить то, что есть у нас. При этом правила помогают нам достигать адекватности обменов! Ведь если я хочу бутылку пива, а человек предлагающий ее мне - квартиру в центре, обмен скорее всего не состоится! Институты и традиции служат исключительно этому! Одним из институтов является язык. Вы же не изобретаете собственный язык!
Федя
QUOTE(dimitri @ Sep 21 2009, 02:10 PM)
Но, по вашим словам. вы не можете обойтись без знаний. А это тоже подразумевает кооперацию или помощь других людей. Кроме того, я уверен, что вы питаетесь, одеваетесь, живете в доме, пользуетесь электричеством, компьютером, пьете воду... Все это сделано людьми. И те люди, которые сделали вещи, которыми вы пользуетесь тоже хотят получить что-то взамен... Они ставят условия, вы свои и вы решаете обменяться вам (покупать или нет...) или нет. Этого вы никак не избежите.
*


Не избегу. Но мотивом к моему поведению будут процессы связанные с степенью зрелости моего сознания, моей гормоналной системы, моего мышечно-опорного аппарата и влиянию совокупности всей этой требухи в конкретный момент сущесвования на возникновение Желания и Мотивации к исполнение их. Вот частью уже вот этого всего является Обмен, который представляется вам всеобъемлещим, хотя является лищь одной из важных площадок внутривидовой коммуникации человеческого существа.
Никто не может ставить под сомнение важность функционирование Рынка и обмена товарами на нем для существовавания человека и человеческой цивилизации, но опастность абсолютизации рыночных отношения очевидна в марксовом тупике и стоит ли с непреодалимым упорстовом колотится головой о стену?
dimitri
Проблема непонимания в большей степени проблема тех, кто не понимает. Но не только. Ведь когда не понимаещь как работает общество можешь запросто прийти к коммунизму и социал-национализму или к тому, что происходит сейчас в Венесуэлле, Иране... Если строить государство на интуиции - то понадобятся годы и, возможно, огромные жертвы. Лучше думать... А этому надо учиться. Философия и философы сделали много для прогресса в нашем сознании, но они сделали не меньше и для его разрушения. Это особенно касается немецкой классической философии и частично марксизма. Пройдя школу немецкой философии стать марскистом как говорится - раз плюнуть. Маркузе, Мерло-Понти, Сартр, Адорно, франкфутская школа, почти вся современная французская философия... неглупые вроде люди пришли к абсурду в вопросах социального построения общества. то есть в тех вопросах, в которых их идеи наиболее или даже единственно проверяемы. Их рассуждения - гегельянская муть, а выводы - просто кошмар. Надо просто выйти на улицу и сравнить погоду с их прогнозами... Но это, видимо, не так просто. Если ты привык во всем видеть классовую борьбу или тезис и антитезис, тебе уже ничего не поможет.
То, о чем я говорю весьма очевидные вещи. Но это связная система идей и наблюдений. Здесь нельзя сказать к примеру: развития в обществе быть не может, если в нем нет классовых противоречий и классовой борьбы, а потом добавить: в коомунизме классов не будет, а развитие будет... Словом здесь нужно думать гораздо больше, чем привыкло большинство философов... Поэтому я и не думаю, что у нее найдется много почитателей. Тем не менее я не сомневаюсь, что со временем эти идеи приобретут решающее значение, ибо это факты нашей жизни. И через них лежит путь к дальнейшему прогрессу общества, человечества, который не остановить.
Федя,
я уже сказал, что совершенно не важно, что я или вы думаем о смысле жизни. Совершенно! Вы даже можете жить, как отшельник - один в лесу... Но как только мы захотим прибегнуть к помощи окружающих (купить что-нибудь, заработать, передвинуть шкаф...), мы автоматически вступаем в систему обмена благ. А это институты и традиции, которые помогают нам совершать эти обмены и регулировать их адекватность. Пример: Если сосед попросит (на правах соседа, так как прохожий вас вряд ли попросит, ибо институт, традиция соседства у нас подразумевает такую возможность!) у вас помочь ему перенести шкаф, то вы будете считать, что можете попросить его о подобной же услуге. Но не работать. например неделю на вашем участке, так как просьба уже не будет адекватной и не вписывается в рамки традиции соседства. Хотя в каком-то африканском племени это возможно (попросить соседа поработать на него неделю). То же самое, если вы захотите купить булку. Вы включаетесь в ритуал, обряд покупки, в тот, какой принят в вашем обществе... И так всегда, когда вы прибегаете к помощи других людей. И общественные институты нам нужны именно для этого, чтобы помочь в такого рода обмене. Если вы живете один, то никакие институты или традиции вам не нунжы. Вы можете изобрести ваш собственный язык, собственный режим... Это все равно, как если бы вы знали сотню языков и ваш любымый был бы китайский или еще какой... Но выйдя покупать булку вы будете вынуждены говорить с продавцом на его языке!
Все социальные правила - исключительно для этого. Чтобы облегчать нам обмены! Они нам гарантируют обмены в семейной жизни. Каковы функции членов семьи! Это существующая традиция семьи... Семья - это тоже малое предприятие. И тд.
Федя
У меня нет ни малейшего желания опровергать очевидную важность такой формы социальной коммуникации, которой представляется обмен товарами и услугами на Рынке, ноу меня есть все основания выступать против абсолютизации рынка как единственнозначимого процесса для существования людей и человеческих социумов, поскольку обмен идеями и дискуссии лежать в плоскости отличноЙ от обмена на рынке труда.
Задумывались ли вы над тем что объединяет религию, материализм, фашизм, коммунизм и Ваше увлечение Рынком- маркетизм , допустим, между собой? Мне представляется что все эти теории и идеологии и мировозрение объединяет абсолютизация, вырванной из контекста бытия характеристики или социального института. Мне представляется такая абсолютизация ошибочной, вредной и опастной при воплощении в социальную практику. Единственная категория достойная быть абсолютизованной по моему глубокому убеждению может быть лишь Способность человека к Абсолютизации как одного из проявлений функциональной полноценности человеческого сознания. Лишь человек с его способностью размышлять и абсолютизировать, в том числе, имеет право на то, чтобы быть абсолютизированным как Центр Вселенной, объективного и реального мира.
dimitri
Материализм - это не политическое течение. А коммунизм и фашизм объединяют помимо глупости еще и желание жить в коллективе с одним мировоззрением, одной идеологией... В отличие от них либерализм строит общество свободных людей, либерализм - это не идеология. Либеральное общество - это общество людей имеющих право жить как они хотят, верить в богов или материю, науку... как им хочется. единственное, что утверждает либерализм - это то, что все эти люди могут жить в мире, не мешая друг другу. В отличие от любых других учений, которые нетерпимы к инакомыслию. Еще раз повторю, либералом может быть христианин, мусульманин, атеист, агностик... Это форма устройства общества.
А как иначе можно жить людям? Только всем христианам или всем атеистам?
То, что большинство сравнивает либералмзм с фашизмом или коммунизмом - это не просто заблуждение, это - состояние сознания общества, неряшливость в мышлении, которой во многом способствовала немецкая философия.
Что касается обмена идеями, это право каждого человека, но едят и Ньютоны и Марксы...
Царёв Павел
Dimitri: «Проблема в том, что мы не можем жить без друг друга или изолированно. Если вы можете обойтись без людей, то пожалуйста….»
«Я бегу в солдатской колонне-
Мерный топот множества ног.
Сердце бьётся всё исступленней:
Вне колонны бежать Я Б НЕ СМОГ…
Равнодушный стук по бетонке
Каблуков солдатских сапог,
А дыханье – всё напряжённей –
Вне колонны бежать я б НЕ СМОГ…
Пусть по жизни, тревогами полной,
Я иду ОДНОЙ ИЗ дорог…
Память будет твердить мне УПОРНО-
БЕЗ КОЛОННЫ ИДТИ Б Я НЕ СМОГ…».
(П.П.Ц. Из раннего (1982 г.).

Dimitri: «А коммунизм и фашизм объединяют помимо глупости еще и желание жить в коллективе с одним мировоззрением, одной идеологией... В отличие от них либерализм СТРОИТ ОБЩЕСТВО СВОБОДНЫХ людей, либерализм - это не идеология. Либеральное общество - это общество людей имеющих право жить как они хотят, верить в богов или материю, науку... как им хочется. единственное, что утверждает либерализм - это то, что все эти люди могут жить в мире, НЕ МЕШАЯ друг другу».

«Свобода- есть ОТРИЦАТЕЛЬНОСТЬ,которая углубляется В СЕБЯ, чтобы достигнуть НАИВЫСШЕЙ ИНТЕНСИВНОСТИ…»
Гегель.

«Физически – нам выписан ЛИМИТ-
НЕЗЫБЛЕМЫ законы мирозданья.
Духовно – каждый индивид –
НЕПОВТОРИМОЕ созданье.
И в силу МНОЖЕСТВА причин
Кроит и шьёт он мир под свою мерку.
Комфорт, семья, здоровье, чин –
Смотреть на муравейник СВЕРХУ Б!
Опасности стихии бытия-
Лишь ЧАС НАЗАД – НЕВИННАЯ свобода:
Он- ИСКЛЮЧЕНЬЕ, мы – друзья,
Там, где калитка – выросли ВОРОТА…
Свободе ЧУЖД ЛЮБОЙ лимит –
Незыблемы законы мирозданья.
Выходит – КАЖДЫЙ индивид –
Поистине – УБОГОЕ созданье…»
(П.П.Ц. Из раннего. 1983 г.)

Федя
QUOTE(dimitri @ Sep 22 2009, 05:32 PM)
Что касается обмена идеями, это право каждого человека, но едят и Ньютоны и Марксы...
*


Они еще дышат, отправляют физиологические потребности, расмножаются, спят и ходят.
dimitri
«Свобода- есть ОТРИЦАТЕЛЬНОСТЬ,которая углубляется В СЕБЯ, чтобы достигнуть НАИВЫСШЕЙ ИНТЕНСИВНОСТИ…»
Гегель.
Спасибо за пример.
Я именно это и имел ввиду, когда говорил о неряшливости мышления. Если научиться "понимать" такое (!), то можно "понять" все что угодно. Например, что наивысшей свободы человек достигает в конц. лагере или даже в газовой камере или "каждому свое", как понял Ленин, Хайдеггер...

Что касается вас, Федя, то вам трудно будет разобраться в том как работает общество. Единственное знание, которое может в этом помочь - экономика. Ее нельзя свести ни к физике, ни к химии и ни к какой другой науке. А то, что говорите вы - это чистейшей воды коммунизм, но не марксовский, а гораздо более наивный.
Федя
QUOTE(dimitri @ Sep 22 2009, 10:40 PM)
Что касается вас, Федя, то вам трудно будет разобраться в том как работает общество. Единственное знание, которое может в этом помочь - экономика. Ее нельзя свести ни к физике, ни к химии и ни к какой другой науке. А то, что говорите вы - это чистейшей воды коммунизм, но не марксовский, а гораздо более наивный.
*


В отличии от Ляпанья, приемлемого для Базара (не путать с Рынком), Философия , как мне представляется, требует Доказательств, что совершенно отсуствует в вашм последнем посте.
dimitri
Нельзя приравнивать "справление нужды" или дыхание, для которых вам не нужна ничья помощь с потреблением продуктов, прозиведенных другими! Может быть есть для человека так же естественно, как и дышать, но за первое нужно платить.
Кроме того получение информации тоже вещь не бесплатная. Люди, которые ее производят и поставляют тоже нуждаются в компенсации (большинство делает это именно ради компенсации, иначе они занимались бы совершенно другими вещами, за которые никто не платит). Такая информация, например - музыка. И композитор и исполнитель должны получать за это что-то, так как это их труд. Есть информация, за которую никто не платит по причине отсутствия интереса, нужды, автора или возможности организации платы, такую информацию можно получить бесплатно... Но даже за такую информацию, как "Гарри Поттер", или посмотреть матч с участием Зидана приходится платить довольно большие деньги (и совершенно справедливо). Решать сколько платить может только потребитель этой информации. Хотя и здесь возможны благотворительность и бескорыстность, как и в любом рынке (при условии, что это личное желание автора). Кстати windows - чистейшей воды информация, их не откроешь и не поменяешь на стеклопакеты. Эта информация обходится создателям в миллиарды долларов и если бы не отлаженная система рынка (оплаты труда), мы бы переписывались по почте... Поиск бесплатных "справедливых" путей потребления и есть коммунизм. Непонимание необходимости платить за все, что ты потребляешь и что сделано не тобой или даже непонимание необходимости системы измерения труда и спроса (рынка) неизбежно приводит к коммунизму, к поискам справделивости, которая у каждого человека своя! И судя по-всему понять это оказывается сложнее чем диалектику или теорию относительности...
Царёв Павел
Dimitri! Вы: «…Гегель.Спасибо за пример». Да не за что. То, что свобода стремится к наивысшей интенсивности – реальный факт жизни. И неважно – сказал ли это Гегель или кто-то другой… И неважно: касается ли это тоталитарных режимов или «liberty» в «чистом», так сказать, виде – человеческого хаоса…
Павел…
dimitri
А по-моему, свобода - это положительность, которая стремится наружу и убывает обратно пропорционально расстоянию...
Царёв Павел
dimitri. Вы: "А по-моему, свобода - это положительность...". Каждый вправе считать, как хочет, но по-смыслу - свобода - это ОТРИЦАНИЕ ЛЮБЫХ ГРАНИЦ (что же Вы и подтверждаете: ",которая стремится наружу" - "наружу" чего? или "наружу" откуда?) и, как отрицание - "отрицательность", а не "положительность"... А отрицание ЛЮБЫХ границ - в АБСОЛЮТЕ - это АНАРХИЯ, хаос, что, кстати, и подтверждается Марксом, на основании СТАТИСТИКИ указавшим, что НИЧЕМ не РЕГУЛИРУЕМЫЙ рынок РЕГУЛЯРНО (по памяти- через четыре года) потрясается КРИЗИСОМ, который можно сравнить, по-крайней мере, с "холодной" войной... Вы- за войны?- Миллионы разорённых, миллионы нищих... Вы- милитарист? Приверженец социального дарвинизма (внутривидовая, САМАЯ БЕСПОЩАДНАЯ конкуренция) ?.. Непохоже... Прогресс ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ? - И чем Вы лучше Сталина?..

Павел.
Евгений Волков
свобода - это отсутствие прав.
Царёв Павел

Свобода - это АБСОЛЮТНОЕ право, типа: "Государство - это я" (Людовик, по-моему {ХУI)/
dimitri
Маркс, а до него Гегель во многом способствовали разрушению сознания человека. Они приучили людей (не всех, к счастью) к безответственным и бессмыссленным рассуждениям типа свобода - осознанная необходимость, от каждого по способностям, каждому по труду... и тому подобной чуши... При этом в СССР еще и внушали, что это недостижимые вершины для простых смертных. На самом деле это чистейшей воды словоблудие. Не одно сознание было уничтожено подобным "диалектическим" террором.
Теперь можно сказать, что свобода - отсутствие прав, и тут же, что свобода - абсолютное право. И ничего страшного, если Гегелю и Марксу можно, то почему бы нет?
На самом деле, в связи с обществом можно говорить лишь о единственной свободе - свободе выбора партнера и свободе договариваться с ним об условиях сотрудничества! И все. Эту свободу нужно реализовывать, к ней нужно стремится. Это свобода рынка. Она всегда была и будет, вопрос только в степени и эту степень мы должны повышать! Чем больше такой свободы в обществе, тем оно богаче, тем больше возможностей для творчества и самореализации...
Коммунисты все безнадежно запутали. Свобода рынка - исключает какую-то либо форму насилия, деспотии, Сталинов, Гитлеров... Ведь если ты не можешь убить, арестовать, разорить, отнять (а имеенно это основа рынка), то что может диктатор? Либерализм противоположность коммунизму и фашизму. А коммунизм и фашизм - тоталитаные системы по определению. Либеральное государство не может быть агрессивным! Да что там либеральное, это проблема даже демократий. Как защищаться от Сталинов и Гитлеров...
СССР давно нет, а советскому сознанию видимо еще долго жить...
Евгений Волков
Уважаемые, Дмитрий и Павел!
Вы, Дмитрий пишите: «На самом деле, в связи с обществом можно говорить лишь о единственной свободе - свободе выбора партнера и свободе договариваться с ним об условиях сотрудничества! И все. Эту свободу нужно реализовывать, к ней нужно стремится. Это свобода рынка. Она всегда была и будет, вопрос только в степени и эту степень мы должны повышать! Чем больше такой свободы в обществе, тем оно богаче, тем больше возможностей для творчества и самореализации...
Коммунисты все безнадежно запутали. Свобода рынка - исключает какую-то либо форму насилия, деспотии, Сталинов, Гитлеров... Ведь если ты не можешь убить, арестовать, разорить, отнять (а имеенно это основа рынка), то что может диктатор? Либерализм противоположность коммунизму и фашизму. А коммунизм и фашизм - тоталитаные системы по определению. Либеральное государство не может быть агрессивным! Да что там либеральное, это проблема даже демократий. Как защищаться от Сталинов и Гитлеров...»
Вам вторит Павел: «свобода – это абсолютное право».

Казалось бы, в рынке тоже абсолютное право каждого вступать в отношения с кем хочешь. Никто ваше право не ограничивает. Но это только одна видимость. Уже само предложение низкой цены, реклама и ваше право уже не совсем ваше, а частично стало правом того, кто окажется предприимчивей, хитрее вас. Всучат товар и не заметите, что он значительно хуже качеством. По этому, нет и быть не может в рынке свободы, как не может быть абсолютного права. Даже права диктаторов, королей ограничиваются правом обслуги этого диктатора, внешними государственными пространственными границами.
В рынке прямое насилие заменяется косвенным, через отъем денег под самыми, казалось бы, благовидными предлогами. Всучивая вам не нужный товар, вы теряете свои деньги, а значит, теряете часть своего права владения, теряете возможность трансформировать это право в право распоряжения и право пользования.
Свобода может наступить только с отсутствием прав, так как это отсутствие определяет отсутствие каких либо обязанностей. По этому, в системе государство, то есть в системе права свобода – это недосягаемая мечта, иллюзия, возникающая по мере увеличения ваших прав на собственную рабочую силу. Хотя конечно большой уровень прав дает иллюзию некой свободы. Но отними права и нет иллюзии, а значит свободы.
Кстати, "Государство - это Я", cказал Людовик ХIV
dimitri
Во первых, свобода подразумевает ответственность - вашу личную. Вы можете и ошибиться и обмануться... Это риск, в том числе возможно и для жизни. Вы должны думать сами. и это одна из причин почему люди не любят свободу. Как у Сартра: тошнотворное чуство свободы. Они предпочитают жить в полной безопасности под крылом заботливого хозяина, который возьмет на себя всю ответственность за ошибки и последствия . Но как сказал кажется Джеферсон, тот, кто меняет свободу на безопасность (security) не получит ни того ни другого. (Что мы уже знаем из истории) Все закончится тем, что тебя поведут на бойню...
Что касается государства, то вот, что любил говорить Милтон Фридман (великий борец за свободу, как сказали бы марксисты, правда, за свободу рынка). Скажу своими словами:
Я знаю четыре способа тратить деньги: когда вы тратите свои деньги на себя, когда тратите свои деньги на других, когда траните чужие деньги на себя и когда тратите чужие деньги на других...
В первом случае вы заботитесь о деньгах и товаре, который покупаете, во втором, вы заботитесь о деньгах, но не заботитесь о товаре, в третьем вы не заботитесь о деньгах, но заботитесь о товаре и в четвертом вы не заботитесь ни о деньгах ни о товаре. Вот этот четвертый случай и есть то, чем занимается государство...
Евгений Волков
Уважаемый, Дмитрий!
На ваш пост хорошо ответил Виктор в Фединой теме "Абсурд.....": "Прошу меня извинить, но я не понимаю этих многих "свобод". Свобода либо есть, либо ее нет. И она одна единственная, без всяких добавок. Относительная (ограниченная) свобода, это уже не свобода, а необходимость. При этом совершенно не важно, кем или чем ограничена свобода, даже если это ограничение накладывает человек (разум человека) сам на себя. В бытие и быте разум не может быть свободным принципиально".
Лишь повторюсь. Любое ограничение уже не свобода.
dimitri
Уважаемый, Евгений!
Не удивительно. Жизнь в тоталитарном государстве с коммунистической идеологией, культом Гегеля, Маркса, Ленина, а затем из совершенно выживших из ума генеральных секретарей, запрещавшей свободу слова, вероисповедания, деятельности, перемещения... и при этом внушавшей населению, что оно живет в самой свободной стране не может принести другого результата... А ведь верили и сейчас верят, что это и есть свобода. То есть гарантированная похлебка и есть свобода! Даже если это ГУЛАГ.
Если человека научили "понимать" фразу: свобода - это осознанная необходимость - то ему можно внушить все что угодно.
Если разум не накладывает ограничений, то значит его попросту нет! Мышление - это наложение ограничений. Ум - это выбор из конечного числа ограниченных возможностей. Каждое ваше действие - это выбор из ограниченного числа вариантов действий, предлагаемых вам вашим сознанием.
Человек метафизически свободен. Это значит, что вы можете в любое мгновенье выбрать любую из открывающихся вам возможностей: можете поставить кофе, выпрыгнуть с балкона, пойти поспать... В этом смысле и раб и господин одинаково свободны. Вас ограничивают только внутренние запреты. Главные из которых - желание и страх. Но это другая история...
Что касается быта или бытовых свобод, то их условно делят на политические, гражданские и экономические (условно!). Для большинства населения бывшего СССР нет разницы между свободой человека в СССР, Древнем Египте, сегодняшней Европе... И это огромная беда для самого населения. Они продолжают думать, что свобода - это гарантированная похлебка...
Свобода в обществе как не странно - это и верховенство закона, равенство перед законом! Только таким образом человек может знать, какие его действия не ограничивают свободы других людей!
Приведу анекдот:
В Англии судят хулигана избившего прохожего. Он оправдывается: я живу в свободной стране и могу махать кулаками в любую сторону! На это судья отвечает: свобода движения вашего кулака ограничена носами прохожих...
Евгений Волков
QUOTE(dimitri @ Sep 28 2009, 05:20 AM)
Уважаемый, Евгений!
Не  удивительно. Жизнь в тоталитарном государстве с коммунистической идеологией, культом Гегеля, Маркса, Ленина, а затем из совершенно выживших из ума генеральных секретарей, запрещавшей свободу слова, вероисповедания, деятельности, перемещения...  и при этом внушавшей населению, что оно живет в самой свободной стране не может принести другого результата... А ведь верили и сейчас верят, что это и есть свобода. То есть гарантированная похлебка и есть свобода! Даже если это ГУЛАГ.
Если человека научили "понимать" фразу: свобода - это осознанная необходимость - то ему можно внушить все что угодно.
Если разум не накладывает ограничений, то значит его попросту нет! Мышление - это наложение ограничений. Ум - это выбор из конечного числа ограниченных возможностей. Каждое ваше действие - это выбор из ограниченного числа вариантов действий, предлагаемых вам вашим сознанием.
Человек метафизически свободен. Это значит, что вы можете в любое мгновенье выбрать любую из открывающихся вам возможностей: можете поставить кофе, выпрыгнуть с балкона, пойти поспать... В этом смысле и раб и господин одинаково свободны. Вас ограничивают только внутренние запреты. Главные из которых - желание и страх. Но это другая история...
Что касается быта или бытовых свобод, то их условно делят на политические, гражданские и экономические (условно!). Для большинства населения бывшего СССР нет разницы между свободой человека в СССР, Древнем Египте, сегодняшней Европе... И это огромная беда для самого населения. Они продолжают думать, что свобода - это гарантированная похлебка...
Свобода в обществе как не странно - это и верховенство закона, равенство перед законом! Только таким образом человек может знать, какие его действия не ограничивают свободы других людей!
Приведу анекдот:
В Англии судят хулигана избившего прохожего. Он оправдывается: я живу в свободной стране и могу махать кулаками в любую сторону! На это судья отвечает: свобода движения вашего кулака ограничена носами прохожих...
*



Уважаемый, Дмитрий!
Подписываюсь под каждым словом за исключением раскрытия понятия свобода. То что вы понимаете под свободой не свобода, а всего лишь высокий уровень прав каждого гражданина. В наших условиях к этому мы еще долго не прийдем.Только право может быть ограничено в том числе и "носами прохожих". Свобода безгранична. В системе права это понятие в практическом смысле ни что не определяет. поэтому дайте лучше оперировать понятием развитие уровня права. Уже многие политики к этому приходят. Пора понимать это и философам.
что касается прав господина и раба, то в части права владения, в частности права на собственную жизнь, их права могут быть равны в момент добровольного ухода из жизни и т.п. В остальных случаях неравенство очевидно.
dimitri
Согласен, это не общее определение свободы, но я предупреждал, что речь идет о социальных свободах.
Раб и господин - лишь схема и делать универсальные обобщения, разумеется, не следует... но она хорошо демонстрирует общий принцип: свобода связана с риском. Другой примиер - семья. Жизнь детей или неработающихчленов семьи связана с минимальным риском. Тот, кто берет на себя решение проблем жизнеобеспечения семьи - рискует больше всех. Именно ему приходится брать на себя наибольшую ответственность, что связано с теми же нервными затратами. Мало кто согласится отобрать эту функцию у "хозяина"... Он и в самом деле является хозяином, так как он распоряжается главным образом имуществом, ему принадлежит последнее слово в том, как вести хозяйство...
То же и в жизни. Рабочий на заводе (на Западе) работает меньше всех. Восемь часов и он свободен. Ай-ти (информационные технологии) специалист в среднем работает до 11 часов ежедневно, включая субботу и воскресенье. У менеджера тоже ненормированный рабочий день. И риски за решения - соответственно растут. Соответственно разная свобода принимать решения. Что касается вознаграждения, то оно совершенно очевидно пропорционнально рискам работы. Общество "ценит" больше людей могущих брать на себя ответственность, чем просто хороших специалистов. (в общем, разумеется, хотя могут быть исключения...) В сегодняшнем мире (во всем...) люди предпочитают государственную работу бизнесу. Хотя успешный бизнес связан с несравненно большим вознаграждением. (президент Клинтон получал около 200000 долларов в год. Актер Форд сыгравший президента получил 20 млн. за роль...) Люди предпочитают гарантированный заработок чиновника (исключая тех, кто заранее собирается брать взятки). И т.д.
Nadinn
Возможно вы со мной не согласитесь, но мне кажеться если хочеться пофилософствовать то есть более насущные темы, это моя мысль, можете судить!
Жизнь это бесконечный путь который мы начинаем , будучи еще в утробе и каждый наш вдох это борьба за выживание, каждое наше движение - сигнал нашему телу что я еще жив. Мы начинаем свой путь и никто не знает когда же он закончиться, кто-то молиться о том чтоб проснуться завтра, а кто-то сам укорачивает себе жизнь, а другие его осуждают или жалеют, но у каждого как ему кажется есть на это причины.
А если честно, то что нас держит в этом мире, что заставляет нас так безудержно бороться - страх перед смертью, или перед неизведанным, а может перед судом божьим о котором нам с раннего детства торочит церковь? У каждого свой ответ, но в итоге результат один — мы все эгоисты по своей природе, мы боимся за себя и ищем себе оправдания.
Наблюдая со стороны как мы разрушаем все что сами же строили, дома, понятия морали, религию, семьи, понимаешь что у человека не осталось ничего святого, религию используют чтоб управлять людьми на первобытном страхе смерти и быть наказанными - а вить она создавалась совсем не для этого, изначально в ней заложены не плохи истины для создания утопии, но нет нашему человечеству этого показалось мало и мы начали манипулировать этими истинами насаждать свое понятие их, во благо кому-то одному.
Мы рушим дома с мирными жителями, школы с детьми называя это террором во благо аллаха или кого-то там еще, но истинные враги - политики остаются не тронутыми.
Понятие морали давним- давно исчезло эму просто никто не следует, если раньше мальчикам объясняли что значит уважать женщину, а женщине - что значит быть женственной, то сейчас дети предоставлены сами себе, и как жить учатся сами, есть конечно и другие кадры например опекают свое дитя так сильно и до такого возраста, что вырвавшись на свободу с под родительской опеки не знают что с этой свободой делать, так и появляются - маньяки, убийцы и насильники или 70% случаев так и остаются на всю жизнь маленькими детьми, которые сами о себе позаботиться не в состоянии.
Понятие семьи давно стерто за чертой бесконечных разводов, измен, издевательств, не состоянии мужчины обеспечить семью и нежеланием женщины как то повлиять на ситуацию, поддержать, утешить, помочь, понять. В таких ситуациях больше всего страдают дети, потому что пока родители заняты собой, им не до переживаний ребенка, а дети в таких семьях уж как правило мало того что оказываются между двух огней, так еще играют роль громотводителя, а хуже всего это когда еще в добавок ко всему один из родителей пытается манипулировать дитем, чтоб достать другого, например начинает вбивать в еще не совсем сформированное сознание, что человек которого ты всю свою сознательную жизнь знал и любил это такой монстр которому все равно что с тобой лишь бы ты отстал от него, а лучше вообще исчез, а потом с удивленными глазками спрашивают что произошло с дитем, был же таким замечательным ребенком откуда столько агрессии и ненависти, и кто сказал что если мама/папа ушел(а) это эго вина?
И только в редких случаях на нашем пути встречаются настоящие добродетели, те которым не все равно что с их детьми, те которые разобьются в дребезги лишь бы дитя не плакало и не в чем не нуждалось. И есть еще на свете таки жены которые создадут тот очаг и тепло которое так нужно каждому, и есть еще мужчины способные любить только одну женщину вечно, да, и есть дети которые души не чают и восхищаются своими родителями. Это все есть и это не сказка и не сюжет с хепи ендом к голливудскому фильму, это у вас дома у ваших друзей и соседей, просто мы забыли что значит ценить простые истины, что значит радоваться по мелочами, что значит устраивать праздники без повода, просто нам легче помнить обиды, и оправдывать свои поступки промашками других, но так нельзя вить вы также виноваты в происходящем как и другие, даже в войне нет одного виноватого, не говоря о победителях ипострадавших.
Да, жизнь чертовски тяжелая штука и прожить ее надо еще суметь, вить как говорят — жить значит бороться, но в этом и есть весь кайф, если ты действительно во что-то веришь, так стремись к этому, вить рай можно устроить и на земле, у себя дома, все в наших руках. Да тяжело, да работаешь как проклятый, да порой и жить не хочется но вспомни, что дома тебя кто-то ждет и любит что ты для кого-то целый мир, загляни в глаза ребенку и ты поймешь что жить стоит, а если ты одинок не беда и для тебя в мире есть кто-то готовый стать твоим райским уголком просто надо оглянуться может он совсем рядом, не стоит искать идеалов их не существует, но приблизиться к идеальному можно вить каждый перечеркнутый минус это плюс.
И еще одно — мелочей в жизни не бывает все важно, и что жена говорит вам по вечерам на кухне, и как муж храпит под боком, вить пройдет время кого-то из вас не станет и вам ужасно сильно будет не хватать именно этих мелочей!
Запомни жизнь надо прожить так чтоб потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, а что потом да что угодно!!!!!!!!!!!
Это облегченная версия форума. Чтобы увидеть графику, щелкните здесь.
Invision Power Board © 2001-2022 Invision Power Services, Inc.