Phenomen.Ru : Философия online

Главная > Философский словарь > Юм (Hume), Дэвид

  логин

  пароль

Забыли пароль?


:: сайта »
:: академические »
:: глобальные »
:: Философская правда »


:: члены »
:: кандидаты »
:: форум кандидатов »
:: зарегистрироваться »


:: все статьи »
:: популярные статьи »
:: обсуждения »


:: философский словарь »
:: :: все статьи КФС »
:: :: все статьи РБ »
:: каталог ресурсов »
:: :: добавить ссылку »


:: все форумы »
:: общий форум »
:: форум кандидатов »
:: обновленные темы »


  e-mail

Подробности



RSS-канал Новости Phenomen.Ru
Rambler's Top100

В данном разделе представлены словари и энциклопедии по философии и смежным отраслям знания, отражающие лучшие традиции энциклопедического дела в России и за рубежом. Вы также можете включиться в это дело, став одним из авторов Открытой философской энциклопедии. [Помощь]

Краткий философский словарь (алфавитный список) >>
Русская Британника (алфавитный список) >>
Открытая философская энциклопедия (алфавитный список) >>

Поиск:

 

 В заголовках, расширенный
 В заголовках, строгий
 Полнотекстовый поиск

 Краткий философский словарь
 Русская Британника
 Открытая философская энциклопедия

Найдено в Русской Британнике


Юм (Hume), Дэвид
(7 мая 1711, Эдинбург, Шотландия – 25 августа 1776, Эдинбург), шотландский философ, историк и экономист. Рассматривал философию в качестве индуктивной экспериментальной науки о человеческой природе. Его первая значительная работа, «Трактат о человеческой природе» (1739-40), объясняла происхождение идей, включая идеи пространства, времени и причинности, из чувственного опыта; представляла разработанное учение об аффективных, или эмоциональных, аспектах души и ставила разум в зависимость от них («Разум – раб аффектов и должен им быть»); описывала моральное благо на основе «чувств» одобрения и неодобрения, имеющихся у индивида при рассмотрении человеческого поведения в свете его приятных или неприятных последствий для себя или для других. «Трактат» не получил широкого признания, и Юм позднее счел его незрелым произведением. Он переработал первую книгу «Трактата» в «Исследование о человеческом познании» (1748); переработанный вариант третьей книги был опубликован под названием «Исследование о принципах морали» (1751). По настоянию друзей Юм отказался от публикации при жизни своих «Диалогов о естественной религии» (1779), содержавших опровержение аргумента о разумной причине и критику понятия чуда. На основании своего исследования источников идей философ сделал вывод, что мы не имеем знания о «самости» как об устойчивом предмете опыта; у нас также нет знания о какой бы то ни было «необходимой связи» между причинно связанными событиями. Иммануил Кант, чья критическая философия стала прямой реакцией на идеи Юма, говорил, что Юм пробудил его от «догматического сна». В Британии этическая теория Юма побудила Иеремию Бентама к созданию утилитаризма. Юм, наряду с Джоном Локком и Джорджем Беркли, считается одним из крупнейших представителей эмпиризма.


 Страница обновлена:
 26.04.2024, 15:20:16 MSK

 © Программирование и
     дазайн: Иван Шкуратов