Phenomen.Ru : Философия online

Главная > Философский словарь > Кант (Kant), Иммануил

  логин

  пароль

Забыли пароль?


:: сайта »
:: академические »
:: глобальные »
:: Философская правда »


:: члены »
:: кандидаты »
:: форум кандидатов »
:: зарегистрироваться »


:: все статьи »
:: популярные статьи »
:: обсуждения »


:: философский словарь »
:: :: все статьи КФС »
:: :: все статьи РБ »
:: каталог ресурсов »
:: :: добавить ссылку »


:: все форумы »
:: общий форум »
:: форум кандидатов »
:: обновленные темы »


  e-mail

Подробности



RSS-канал Новости Phenomen.Ru
Rambler's Top100

В данном разделе представлены словари и энциклопедии по философии и смежным отраслям знания, отражающие лучшие традиции энциклопедического дела в России и за рубежом. Вы также можете включиться в это дело, став одним из авторов Открытой философской энциклопедии. [Помощь]

Краткий философский словарь (алфавитный список) >>
Русская Британника (алфавитный список) >>
Открытая философская энциклопедия (алфавитный список) >>

Поиск:

 

 В заголовках, расширенный
 В заголовках, строгий
 Полнотекстовый поиск

 Краткий философский словарь
 Русская Британника
 Открытая философская энциклопедия

Найдено в Русской Британнике


Кант (Kant), Иммануил
(22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия – 12 февраля 1804, Кёнигсберг), немецкий философ, один из крупнейших мыслителей Просвещения. Сын шорника; получил образование в Кёнигсбергском университете, в котором позднее преподавал сначала в качестве приват-доцента (1755-70), а затем в качестве профессора логики и метафизики (1770-97). Его жизнь была небогата внешними событиями. В «Критике чистого разума» (1781) Кант рассмотрел природу познания в математике и физике и продемонстрировал невозможность подобного познания в метафизике, как это традиционно предполагалось. Кант доказывал, что суждения математики и физики, в отличие от метафизических суждений, являются «априорными и синтетическими», в том смысле, что они относятся к объектам возможного опыта (синтетическое познание), но в то же время познаваемы до или независимо от опыта (a priori), что делает их также необходимо истинными, а не просто случайно истинными (необходимость). Математика является синтетической и априорной наукой, поскольку она имеет дело с пространством и временем - формами человеческой чувственности, обуславливающими все, что может быть схвачено посредством чувств. Точно так же и физика является априорной и синтетической наукой, поскольку для упорядочивания опыта она использует понятия («категории»), чья функция состоит в приписывании всеобщих форм, которые может принимать чувственный опыт. Метафизика в традиционном смысле, понимаемая как познание бытия Бога, свободы воли и бессмертия души, невозможна, поскольку эти вопросы выходят за рамки любого возможного чувственного опыта. Несмотря на то, что указанные вопросы не могут быть объектом познания, они определяются как основные постулаты моральной жизни. Этика Канта, которую он детально изложил в «Критике практического разума» (1788) и ранее в «Основах метафизики нравственности» (1785), построена на принципе, названном «категорическим императивом», одна из формулировок которого гласит: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Последняя большая работа Канта, «Критика способности суждения» (1790), касается сущности эстетического суждения и проблемы существования телеологии, или целесообразности, в природе. Кантовская мысль представляет собой поворотный пункт в истории философии. По его собственным словам, он совершил коперниканский переворот: подобно тому, как основатель современной астрономии Николай Коперник объяснил видимое движение светил, частично приписав его движению самого наблюдателя, Кант объяснил существование априорного синтетического познания, продемонстрировав, что в познании не разум сообразуется с вещами, а вещи сообразуются с разумом.


 Страница обновлена:
 26.04.2024, 22:09:58 MSK

 © Программирование и
     дазайн: Иван Шкуратов