Phenomen.Ru : Философия online

Главная > Философский словарь > естественное право

  логин

  пароль

Забыли пароль?


:: сайта »
:: академические »
:: глобальные »
:: Философская правда »


:: члены »
:: кандидаты »
:: форум кандидатов »
:: зарегистрироваться »


:: все статьи »
:: популярные статьи »
:: обсуждения »


:: философский словарь »
:: :: все статьи КФС »
:: :: все статьи РБ »
:: каталог ресурсов »
:: :: добавить ссылку »


:: все форумы »
:: общий форум »
:: форум кандидатов »
:: обновленные темы »


  e-mail

Подробности



RSS-канал Новости Phenomen.Ru
Rambler's Top100

В данном разделе представлены словари и энциклопедии по философии и смежным отраслям знания, отражающие лучшие традиции энциклопедического дела в России и за рубежом. Вы также можете включиться в это дело, став одним из авторов Открытой философской энциклопедии. [Помощь]

Краткий философский словарь (алфавитный список) >>
Русская Британника (алфавитный список) >>
Открытая философская энциклопедия (алфавитный список) >>

Поиск:

 

 В заголовках, расширенный
 В заголовках, строгий
 Полнотекстовый поиск

 Краткий философский словарь
 Русская Британника
 Открытая философская энциклопедия

Найдено в Русской Британнике


естественное право
В юриспруденции и политической философии, система права или справедливости, общая для всего человечества и вытекающая не из социальных норм или установленных законов, а из природы. Это понятие можно встретить уже у Аристотеля, который считал, что быть «справедливым по природе» не всегда означает то же самое, что быть «справедливым по закону». В той или иной форме существование естественного права утверждалось стоиками (стоицизм), Цицероном, римскими юристами, Св. Павлом, Св. Августином, Грацианом, Св. Фомой Аквинским, Иоанном Дунсом Скоттом, Уильямом Оккамом и Франсиско Суаресом. В Новое время Гуго Гроций настаивал на значимости естественного права даже при допущении, что Бог не существует, а Томас Гоббс определял естественный закон как «предписание всеобщего правила, обнаруженного разумом, которое запрещает человеку делать то, что пагубно для его жизни». Гоббс попытался выстроить систему права путем ее рациональной дедукции из гипотетического «естественного состояния» и общественного договора согласия между правителями и подчиненными. Джон Локк отказался от гоббсовского описания естественного состояния как раннего общества, в котором свободные и равные люди соблюдают естественный закон. Жан-Жак Руссо выдвинул постулат о добродетельных дикарях, которые руководствовались двумя «до-разумными» принципами: самосохранения и сострадания. Авторы Декларации независимости США очень кратко ссылаются на «Законы природы» перед упоминанием равенства и других «неотъемлемых» прав как «самоочевидных». Французская Декларация прав человека и гражданина утверждает, что свобода, частная собственность, безопасность и сопротивление угнетению являются «неотъемлемыми естественными правами». Интерес к понятию естественного права значительно уменьшился в 19 столетии, отчасти вследствие скептических аргументов Иеремии Бентама и других сторонников утилитаризма; возобновление интереса к этому понятию в середине 20 в. было вызвано преступлениями, совершенными нацистским режимом во время Второй мировой войны. Однако скепсис по отношению к естественному закону и естественным правам оказался столь прочным, что позднейшие исследователи говорили, как правило, о человеческих правах, а не о естественных правах.


 Страница обновлена:
 18.04.2024, 04:03:46 MSK

 © Программирование и
     дазайн: Иван Шкуратов