Найдено в
Русской Британнике
Руссо (Rousseau), Жан Жак (28 июня 1712, Женева, Швейцария – 2 июля 1778, Эрменонвиль, Франция), швейцарско-французский философ. В 16 лет Руссо сбежал из Женевы в Савой, где стал сначала стюартом, а позднее – любовником баронессы де Варанс. В 30 лет, улучшив уровень своего образования и социального положения благодаря мадам де Варанс, Руссо переехал в Париж, где присоединился к кружку философов, центром которого был Дени Дидро; Руссо написал статьи по музыке и экономике в Энциклопедии Дидро. В своей первой большой работе, «Рассуждениях о науках и искусствах» (1750), Руссо доказывал, что человек по природе добр, но был испорчен обществом и цивилизацией; вера Руссо в природную добродетельность человека отличает его от католических авторов, которые тоже были враждебно настроены по отношению к идее прогресса. Руссо также сочинял музыку; всеобщее признание получила его комическая опера «Деревенский колдун» (1752). В 1752 философ оказался вовлеченным в важный диспут с Жаном Филиппом Рамо о сравнительных достоинствах французской и итальянской музыки, где защищал достоинства последней. В «Рассуждении о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754) Руссо приводил доводы против Томаса Гоббса, считая, что человеческая жизнь до формирования обществ была здоровой, счастливой и свободной, и что человеческие пороки возникли в результате социальной организации, в особенности же, в результате введения частной собственности. Гражданское общество, утверждал Руссо, возникает только для обеспечения мира и защиты собственности, которую имеет не каждый; таким образом, оно представляет собой жульнический общественный договор, который усиливает неравенство. В своей книге «Общественный договор» (1762), которая начинается с известной строчки «Человек родится свободным, но повсюду он в цепях», Руссо утверждает, что гражданское общество, основанное на подлинном, а не жульническом, общественном договоре, должно дать людям лучший тип свободы в обмен на их естественную независимость, а именно, - политический либерализм, который он понимал как добровольное подчинение закону, созданному «всеобщей волей». Публикация в 1762 трактата о воспитании «Эмиль» вызвала возмущение властей, и Руссо был вынужден бежать в Швейцарию. С 1767 у него стали проявляться признаки психической неустойчивости, а к моменту своей смерти он уже был душевнобольным. «Исповедь» (1781-88) Руссо, написанная по образцу «Исповеди» Св. Августина, является одной из наиболее известных автобиографий.
|