Phenomen.Ru : Философия online

Главная > Философский словарь > Руссо (Rousseau), Жан Жак

  логин

  пароль

Забыли пароль?


:: сайта »
:: академические »
:: глобальные »
:: Философская правда »


:: члены »
:: кандидаты »
:: форум кандидатов »
:: зарегистрироваться »


:: все статьи »
:: популярные статьи »
:: обсуждения »


:: философский словарь »
:: :: все статьи КФС »
:: :: все статьи РБ »
:: каталог ресурсов »
:: :: добавить ссылку »


:: все форумы »
:: общий форум »
:: форум кандидатов »
:: обновленные темы »


  e-mail

Подробности



RSS-канал Новости Phenomen.Ru
Rambler's Top100

В данном разделе представлены словари и энциклопедии по философии и смежным отраслям знания, отражающие лучшие традиции энциклопедического дела в России и за рубежом. Вы также можете включиться в это дело, став одним из авторов Открытой философской энциклопедии. [Помощь]

Краткий философский словарь (алфавитный список) >>
Русская Британника (алфавитный список) >>
Открытая философская энциклопедия (алфавитный список) >>

Поиск:

 

 В заголовках, расширенный
 В заголовках, строгий
 Полнотекстовый поиск

 Краткий философский словарь
 Русская Британника
 Открытая философская энциклопедия

Найдено в Русской Британнике


Руссо (Rousseau), Жан Жак
(28 июня 1712, Женева, Швейцария – 2 июля 1778, Эрменонвиль, Франция), швейцарско-французский философ. В 16 лет Руссо сбежал из Женевы в Савой, где стал сначала стюартом, а позднее – любовником баронессы де Варанс. В 30 лет, улучшив уровень своего образования и социального положения благодаря мадам де Варанс, Руссо переехал в Париж, где присоединился к кружку философов, центром которого был Дени Дидро; Руссо написал статьи по музыке и экономике в Энциклопедии Дидро. В своей первой большой работе, «Рассуждениях о науках и искусствах» (1750), Руссо доказывал, что человек по природе добр, но был испорчен обществом и цивилизацией; вера Руссо в природную добродетельность человека отличает его от католических авторов, которые тоже были враждебно настроены по отношению к идее прогресса. Руссо также сочинял музыку; всеобщее признание получила его комическая опера «Деревенский колдун» (1752). В 1752 философ оказался вовлеченным в важный диспут с Жаном Филиппом Рамо о сравнительных достоинствах французской и итальянской музыки, где защищал достоинства последней. В «Рассуждении о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754) Руссо приводил доводы против Томаса Гоббса, считая, что человеческая жизнь до формирования обществ была здоровой, счастливой и свободной, и что человеческие пороки возникли в результате социальной организации, в особенности же, в результате введения частной собственности. Гражданское общество, утверждал Руссо, возникает только для обеспечения мира и защиты собственности, которую имеет не каждый; таким образом, оно представляет собой жульнический общественный договор, который усиливает неравенство. В своей книге «Общественный договор» (1762), которая начинается с известной строчки «Человек родится свободным, но повсюду он в цепях», Руссо утверждает, что гражданское общество, основанное на подлинном, а не жульническом, общественном договоре, должно дать людям лучший тип свободы в обмен на их естественную независимость, а именно, - политический либерализм, который он понимал как добровольное подчинение закону, созданному «всеобщей волей». Публикация в 1762 трактата о воспитании «Эмиль» вызвала возмущение властей, и Руссо был вынужден бежать в Швейцарию. С 1767 у него стали проявляться признаки психической неустойчивости, а к моменту своей смерти он уже был душевнобольным. «Исповедь» (1781-88) Руссо, написанная по образцу «Исповеди» Св. Августина, является одной из наиболее известных автобиографий.


 Страница обновлена:
 18.11.2017, 17:07:52 MSK

 © Программирование и
     дазайн: Иван Шкуратов