В НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЕННОЕ БУДУЩЕЕ – ДРУЗЬЯМ НА РАЗМИНКУ!
Новогодний репортаж о беге с препятствиями на одном
месте
Здравствуйте, уважаемые коллеги во главе с Иваном Шкуратовым, ведущим «трансляцию» бесконечных философских бдений. Ведь так легко после них на душе. Великий поэт воскликнул: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне. // Будто я весенней гулкой ранью // Проскакал на розовом коне» (С.А. Есенин). …Как видим, наше прошлое выстлано розовым цветом (ажурное будущее – оранжевым). И что бы ни говорили о громоздкой тяжести минувших времён, они всегда поглощают нас своей «розовой неискоренимостью». Заверяю вас: мы – двуликие Янусы, и это спасает нас от социальных невзгод. Устремленные вперед, мы кружным путем отходим назад. Еще бессмертный Гесиод (VIII в. до н. э.), оценив, что есть жизнь, учил тому, как оперировать «трудами и днями» - для приобщения к вечно сияющему Золотому веку. Мудрец был прав: Золотой век – это то, что преодолено, но непременно подлежит повторению. Да, «повторяясь» (хотя практически такого быть не может), мы интимизируем самих себя. Согласитесь, в условиях глобального самоотчуждения отыскать себя в себе – радостная неожиданность! С.А. Есенин, оттеняя прошлое розовым цветом, зачаровывает каждого из нас уплывшим детством. Позвольте соотнести его с содержанием бывшей в нас – я обращаюсь к тем, кому, как мне, сейчас за шестьдесят (но не только к ним, а и к тем, кто моложе: пусть они тоже учатся правде), - тогда (т.е. советским периодом) духовности. Ныне отчего-то принято считать, что в России она «приказала долго жить» - одновременно с отчалившими на Запад «философскими пароходами» (1922 г.). После этого «в стране воцарились мрак и жуть»; беспочвенный, богомерзкий атеизм кляпом заткнул «непослушные глотки». И – «от молдаванина до финна на всех наречьях» (Т.Г. Шевченко) действительная жизнь замерла. Однако при таком раскладе событий остается непроясненным морально-политическое единство народа, благодаря которому (т. е. единству) увлеченный коммунизмом он выстоял суровой годиной Великой Отечественной (1941-1945). …Примем как нечто само собой разумеющееся: «армада» третьего рейха оказалась самой мощной за последние десять тысяч лет – с момента становления цивилизации. Армия Александра Македонского, полчища Чингисхана, войска Наполеона – всё это, согласитесь, «мелочевка» в сравнении с «вандалами двадцатого века». Напав на Советский Союз, нацисты действовали «Барбароссой»: остановить их было невозможно. Они учли малейшие нюансы «среды» (капризы погоды, дорожные заторы, недовольство части населения местными властями, наблюдаемую «этническую несостыковку») с целью стремительного «оттачивания» блицкрига. Одно проворонил фюрер – «нравственный достаток» десятков миллионов тружеников Великой Державы, мужество воинов – бескомпромиссных защитников Отечества, таких как рядовой Александр Матросов, маршал Георгий Жуков, Генералиссимус Иосиф Сталин. …Предвоенной порой из среды разноязыкого народонаселения складывалась социалистическая нация - основная производительная сила формирующегося общества. Условием ее – социалистической нации – становления явился общественный труд (но не капитал, определяющий развертывание буржуазности). Как показал «социалистический повседнев», его производственный накат идейно промерялся атеизмом - беспрецедентной формой светской религиозности, – «помноженным» на так называемый феномен культа личности (без которого «затея» с построением социализма в отдельно взятой стране оказалась бы изначально обреченной). Всё это вместе взятое, уверенно заявляем мы, «мгновением ока» - десятью предвоенными годами (1931-1941: «не полными тремя сталинскими пятилетками в четыре года») - затвердило монолитом советский народ. Он предстал как синтез социалистической нации и этновыраженного народонаселения. Такое жизнезначимое «стечение обстоятельств» впервые – и пока единственный раз – определило мировую историю. Итак, с одной стороны фашизм – ведущий отряд мирового капитализма; «социализм - свободный труд свободно собравшихся людей» (В.В. Маяковский) – с другой. И мы хорошо себе представляем: трудовая составляющая общественного производства неизбежно превалирует над капиталом (загоняющим – словно стадо - человечество в тупик) как способом манипуляции и самим этим трудом, и теми, кто его «разгребает». …Сегодня, когда «социалистическая нация», «единый советский народ» отторгнуты определенными силами что называется «на задворки бытоуклада», начался «самогеноцидный распад населения РФ». Известно, что «поглощаемая» индивидом пограничная ситуация (к примеру, испытанный Л.Н. Толстым «арзамасский ужас») открывает ему объемно воспроизводимые перспективы – учит, как овладевать «наваливающейся конкретикой». И теоретическое обеспечение социалистического строительства, осуществлявшееся советскими временами, есть не что иное как такой вот пограничноситуационный прорыв в «аутентичную духовность». Никакой «серебряный век» (во главе с плеядой гениев - Вл.С. Соловьевым, Н.А. Бердяевым, П.А. Флоренским, А.Ф. Лосевым…), при нашем глубоком к нему уважении, не приблизился к тому, чтобы выразить «Целое Вселенной» (Ф.М. Достоевский). «Целое Вселенной» воспроизводимо в случае признания того, что «реальная жизнь выше всякого определяемого ее смысла» (парафраз из Ф.М. Достоевского). Об этом же свидетельствует К. Маркс: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». …Стоит ли печалиться отчалившими «вечностью иных миров философскими кораблями»? Да, конечно, если это не мешает «динамичному прогону» «пропечатанного» нами «дела»: духовно-практическому строительству храма «Целого Вселенной» - применительно к нашей современности. Взглянув на самих себя с означенных высот (т. е. с «местоположения» возводимого храма), сможем убедиться: мир, куда мы временно погружены, «заслуживает» того, чтобы статься цементированным «фактом» присутствия в нем человечества. Советский период такого «погружения» - наиболее судьбоносный в ожидаемых перипетиях системы общественных отношений… Позвольте на этом закончить, мои уважаемые «виртуальные» друзья. Здоровья всем вам, успехов в работе, личной жизни. С наступающим Новым, 2007-м, годом. Пусть ничто не сможет нас расстроить – мы едины стремлением каждого из нас вполне самостоятельно – своими, а не «заемными глазами» - смотреть на мир и, отражаясь в нем, вести его за собой (или хотя бы исподволь к тому стремиться). Это ли не счастье, заменяющее «божьему созданию» краткосрочность «ниспосланной юдоли». Остаюсь ваш Н. Коноплев. Иркутск. 31 декабря 2006 г.
konoplev@home.isu.ru
|