Phenomen.Ru : Философия online

Главная > академические новости > Лохов С. «Бассейну Москва» - 10 лет

  логин

  пароль

Забыли пароль?


:: сайта »
:: академические »
:: глобальные »
:: Философская правда »


:: члены »
:: кандидаты »
:: форум кандидатов »
:: зарегистрироваться »


:: все статьи »
:: популярные статьи »
:: обсуждения »


:: философский словарь »
:: :: все статьи КФС »
:: :: все статьи РБ »
:: каталог ресурсов »
:: :: добавить ссылку »


:: все форумы »
:: общий форум »
:: форум кандидатов »
:: обновленные темы »


  e-mail

Подробности



RSS-канал Новости Phenomen.Ru
Rambler's Top100

Лохов С. «Бассейну Москва» - 10 лет

«Бассейну Москва» - 10 лет.

velikanov.ru

 

5 июля 2004 года исполняется 50 лет художнику Андрею Великанову – куратору первого сетевого проекта «Бассейн Москва»[1]. Это событие является не просто значимым для московской художественной сцены и для современного искусства, оно является исторической вехой, водоразделом в истории развития искусства. «Бассейн Москва» ставит точку в развитии многих форм художественного выражения, например, таких как акцианизм, и открывает новый ракурс для понимания современного искусства. «Бассейн Москва» – это информационное облако, инициированное реальными историческими событиями, связанными с рождением, разрушением и восстановлением Храма Христа Спасителя, которое было представлено в виде произведения искусства, автора у которого нет. Сам А. Великанов выступал в этом проекте в качестве, наблюдателя и интерпретатора.

 

***

Структуру современного мира нельзя выразить или представить. Это огромное информационное облако, оно висит над реальными событиями, в которых принимают участие не люди, а безликие носители сообщений – медиа. Для художника это совершенно новая ситуация, она ставит его в положение первобытного дикаря. Он в принципе не знает, как относиться к этой ситуации, как зафиксировать ее. Единственно на что способен художник в такой ситуации – это первобытный жест. Художник поступает так же, как в подобной ситуации поступает дикарь: он прикладывает свою ладонь на стену пещеры и обводит ее. Именно так рассматривает свои сетевые проекты А. Великанов, когда вместо руки он обводит виртуальным жестом информационную конструкцию – медиа.

Этимологически "медиа" - это просто "посредничество". Но в современной ситуации роль посредника уже безмерно далека от какого-нибудь банального "перекупщика". Он фактически становится самодовлеющим центром между теми, кого он "соединяет", а его миссия воспринимается уже не иначе, как "дающая им надежду на выживание" (Jean-Francois Six, "Mediation Dynamics", 1997) [2]. Медиа не обязательно должен быть человек, это может быть группа людей, организация или какой-нибудь объект. Позиция медиа характерна тем, что ввиду его телеологической или прагматической заинтересованности для него эстетическая составляющая не так актуальна, как для художника.

Задача сетевого искусства не выражение, не изображение, а зондирование, измерение температуры виртуального тела – медиа. Искусство А. Великанова – это эстетическое зондирование с применением технических средств – телевидения, Интернета. Тщательно селектируя информационные потоки, А. Великанов отбирает и коллекционирует сообщения, чтобы потом составить из них виртуальный объект - зонд, запуск которого в медиа, при благоприятном стечении обстоятельств может повлечь информационную волну. Эта волна и есть «предмет» эстетического наслаждения. Но только есть ли у нее автор? А. Великанов себя таковым не считает.

Информационное событие инициируется реально происходящими действиями. Структура такого события очень сложна, как правило, оно состоит из огромного наслоения различной информации, большей частью не востребованной. Характерной особенностью информационной среды является то, что в ней из-за огромного количества невостребованной информации невозможно разобраться, что действительно имеет место быть, а что принадлежит к разряду слухов и сплетен. Благодаря этим наслоениям информация теряет свою главную функцию, она перестает информировать, т.е. передавать смыслы, и одновременно приобретает новые качества, интересные с эстетической точки зрения. Различие между действительным, настоящим и выдуманным размывается, оно перестает быть значимым. Незначимость различения между настоящим и не настоящим – основополагающая специфика сетевого искусства и позиции сетевого художника.

Роль художника заключается в том, чтобы опознать, засвидетельствовать существование информационного события и найти способ заархивировать его эстетическую значимость. Для этого необходимо изобрести средства, инструменты, которые бы разворачивали найденное событие в эстетическом ракурсе. Такими инструментами в руках сетевого художника становятся телевидение, видео, интернет, электронные и виртуальные технологии. А реконструкция и архивирование – это произведение его искусства.

Сетевое искусство – это создание зеркал, которые отражают, или лучше сказать свидетельствуют бесконечным набором отражений-интерпретаций о событиях и реконструируют их с эстетической стороны. Для сетевого художника не может быть ничего святого. Для того, чтобы чувствовать сильнее, чтобы выделять красивое, он все подвергает деконструкции[3]. Он всегда находится в состоянии риска. Это прежде всего риск самому превратиться в медиа. Зазор между медиа и художником удерживается интерпретацией, осуществляющей эстетический сдвиг, задающей эстетический ракурс.

Итак, сетевая эстетика – это один из способов художественного обживания информационного пространства, информационной среды. Это выделение в информационной среде событий, фиксация их и архивирование. Объектом сетевой эстетики является информационное событие. Такое событие не имеет ни автора, ни четко фиксируемых пределов. В результате эстетического обживания, исчисляемое в битах информационное пространство превращается в завораживающее зрелище, апеллирующее уже не к памяти, а к чувствам. При этом зритель неизбежно превращается в со-участника, а информационная функция такого зрелищного события становится коммуникационной.

Рассматривая сетевые проекты А. Великанова можно выделить следующие положения:

1. Мир – это информационная среда, сеть, состоящая из отдельных информационных носителей – медиа, остаточного слоя смысловых конфигураций, и образованных их сочетанием информационных потоков.

2. Художник – это не творец нового, а собиратель старого, забытого, выброшенного. Его работа состоит из собирания, коллекционирования, селекции, синтеза и систематизации дошедшего до сегодняшнего дня из различных эпох, жанров, направлений

3. Прежние формы и направления искусства не отменяются, они являются исходным материалом, составляющими различные конфигурации гиперреальности.

4. Художник это не автор, а наблюдатель или интерпретатор информационного события, возникающего в результате удачного зондирования. Сетевое искусство анонимно.

5. В качестве зондов могут выступать события, медиа, или информационно-технологические конструкты.

6. Предметом сетевой эстетики является информационное событие, возникшее в результате зондирования медиа, которые одновременно являются и средством и источником информации.

 

[1] Великанов А. Ким М. БМ. Москва. Берлин.,1995.

[2] В. Штепа Медиа или NЕТ. http://www.inache.net/virtual/medianet.html

[3] А. Великанов. Переписка философа с художником. http://velikanov.ru/epistle_lv.asp?A=10&B=1&C=0

Публикация: Сергей Лохов


 Страница обновлена:
 04.07.2004, 08:41:03 MSK

 © Программирование и
     дазайн: Иван Шкуратов