Phenomen.Ru : Философия online

Главная > академические новости > Впечатления от Философского конгресса.

  логин

  пароль

Забыли пароль?


:: сайта »
:: академические »
:: глобальные »
:: Философская правда »


:: члены »
:: кандидаты »
:: форум кандидатов »
:: зарегистрироваться »


:: все статьи »
:: популярные статьи »
:: обсуждения »


:: философский словарь »
:: :: все статьи КФС »
:: :: все статьи РБ »
:: каталог ресурсов »
:: :: добавить ссылку »


:: все форумы »
:: общий форум »
:: форум кандидатов »
:: обновленные темы »


  e-mail

Подробности



RSS-канал Новости Phenomen.Ru
Rambler's Top100

Впечатления от Философского конгресса.

Мне представляется полезным поделиться своими впечатлениями и дать сжатую информацию по круглому столу (КС),  в котором я участвовал. Его название - «Альтернативные стили мышления в обществе риска». Руководители: д.ф.н. К.С.Пигров (Петербург) и д.ф.н. В.Б.Устьянцев (Саратов). В работе КС участвовало более 30 человек,  в основном из Петербурга и Саратова, но были представлены и другие регионы.

Тематика некоторых докладов не соответствовала заявленному названию КС. На них я останавливаться не буду, хотя среди них были интересные и красивые эссе, такие как «Аналитика синтетического времени» А.К.Секатского (Петербург).

Доклады модерировались таким образом, что бы соседние соприкасались тематически. В тоже время, какой-то заранее определенной системы в КС не было. Не было никакого «забойного» доклада. Не была уточнена терминология.

В своем комментарии я буду придерживаться тезисов, а не реального порядка докладов, т.к. их порядок определялся по месту.

Прежде, чем перейти к цитированию докладов, приведу высказывания двух известных специалистов в области риска:

«Новое в глобальном обществе риска состоит в том, что своими цивилизационными решениями мы создаем глобальные проблемы и угрозы, которые коренным образом противоречат институционализированному языку контроля, обещанию контроля в случае катастрофы мирового значения (как это было с Чернобылем или с атаками террористов на Нью-Йорк и Вашингтон).» Ульрих Бек «Общество риска. На пути к другому модернизму».

«Теперь риск - это не шанс проиграть, а возможность выиграть, не проявление сил рока и божественного предначертания, а изощренные, использующие теорию вероятности методы прогнозирования будущего, не беспомощное ожидание, а сознательный выбор.»  П.Л.Бернстайн «Притив богов: Укрощение риска».

Как легко убедиться, они в корне противоречат друг другу.

В технике риск определяется как вероятностная или стоимостная мера неблагоприятных последствий реализации опасностей определенного класса для объекта, населения и/или окружающей среды.

Под индивидуальным риском понимается - вероятностная мера неблагоприятных последствий реализации опасностей определенного класса для конкретного индивидуума, рискующего добровольно либо принудительно.

В гуманитарных энциклопедиях понятие риск не расшифровывается.

В журнале «Университетское управление: практика и анализ» (http://umj.usu.ru/unimgmt/) риск расшифровывается, как вероятность наступления негативного последствия или мера ожидаемого неблагополучия. А его оценка, как степень соответствия эталону; приближенное значение величины или параметра, найденное по экспериментальным данным. Оценка социального риска – процесс, используемый для определения степени риска анализируемой опасности для человека и (или) окружающей его среды. Оценка риска включает анализ частоты, анализ последствий и их сочетание.

На нашем КС понятие риска было сформулировано Н.А.Акимовой (Саратов):

«Риск, по нашему представлению, - это действие, совершаемое человеком в условиях возможной определенности (в том смысле, что определенность понимается в категориях положительного или отрицательного).

Ниже: «Таким образом, риск - это возможная определенность, выступающая как последствие всей социальной деятельности человечества и являющаяся детерминирующим элементом в существовании ценностного человека».

Д.А. Аникин (Саратов) подразделяет риски на два типа - организационные и ментальные, понимая под этим следующее:

- организационные риски, связанны с функционированием общества. Они носят позитивный характер, т.к. позволяют обществу иметь альтернативные пути развития;

- ментальные риски, связанны с отдельным человеком.

С.А.Данилов (Саратов) свой доклад посвятил ценностям и институтам власти в транзитивном социуме. По его представлению -  «Транзитивные состояния социума характеризуются насыщением организационными формами пространства власти с возникновением альтернативных государству центров власти.»

Н.Б.Иванов (Петербург) в докладе «Трансцендентальный Армагеддон», утверждает, что в пространстве постструктурализма «...разум здесь утрачивает даже призрак нормативности и абсолютности, а действительность - идеальности и законо- или целе-сообразности. Никакой альтернативы. Никакого риска.» По его мнению сохраняется одна проблема - «...испытывать дух на предмет его присутствия по ту сторону вещей-в-себе - значит созерцать конец естественного света разума.»

К.С.Пигров  (Петербург) предполагает, что «Бытие как авось-бытие, проблематизировано уже в античном греческом романе...». В нынешнем мире риска «История радикально разомкнута, и мы должны достойно вынести бремя своего авось-бытия, культивируя как стратегию упорядочивания, так и альтернативную ей стратегию риска.»

Интересным был доклад М.С.Тимофеевой (Петербург) «Общества экзистенциального риска: стратегии ускользания и захвата». Приведу несколько цитат:

«Любое общество.... как уникальный социальный организм обладает собственной системой рисков, в значительной степени конструируется ими и испытывает потребность в них.»

«Все дело не в факте, а в модусе риска. При наличии смыслового ядра, любой риск... может быть удержан обществом вне соприкосновения с базисными структурами субъективности его членов...»

«Общество с разрушенным ядром может продолжать существовать только поддерживаемое некой иноприродной структурой - правовыми актами и государственными границами, но для индивидов, образовавших новые локальные культуры, эта общественная социальность первого уровня отодвигается на уровень природной среды...».

С.В.Тихонова (Саратов) считает, что, в связи с появлением феномена «сетевой личности», «Социальное пространство становится ареной экспансии частного и размывания публичного». «Фундаментальный риск заключается в разрыве глобального коммуникативного пространства на пространство массовых коммуникаций и пространство сетевых коммуникаций, способном стать основанием новой планетарной стратификации».

В.Б.Устьянцев (Саратов) отметил, что: «... важнейшее эвристическое значение концепта цивилизационного риска заключается в возможности обозначить с определенной философской позиции исходные формы и направления социального движения конкретного социума к системному качеству информационной цивилизации».

А «Философия, оказываясь в поле цивилизационных рисков, доложна дать свой ответ на вызовы общества риска».

В заключение отмечу, что эта тематика требует междисциплинарного подхода. В выступлениях речь шла об экзистенциальном восприятии риска, отмечалась невозможность его качественного и количественного измерения. В тоже время в точных науках аппарат теории риска разработан достаточно подробно. А сам У.Бек говорит об обществе риска с рисками во вполне конкретных областях – экологии, технике и т.д.

Публикация: Дмитрий Ивашинцов


 Страница обновлена:
 31.05.2005, 01:36:48 MSK

 © Программирование и
     дазайн: Иван Шкуратов