Phenomen.Ru : Философия online

Главная > философская правда > С IV Российского философского конгресса

  логин

  пароль

Забыли пароль?


:: сайта »
:: академические »
:: глобальные »
:: Философская правда »


:: члены »
:: кандидаты »
:: форум кандидатов »
:: зарегистрироваться »


:: все статьи »
:: популярные статьи »
:: обсуждения »


:: философский словарь »
:: :: все статьи КФС »
:: :: все статьи РБ »
:: каталог ресурсов »
:: :: добавить ссылку »


:: все форумы »
:: общий форум »
:: форум кандидатов »
:: обновленные темы »


  e-mail

Подробности



RSS-канал Новости Phenomen.Ru
Rambler's Top100

С IV Российского философского конгресса

«Старый Мазай разболтался в сарае», - отметил классик (Н.А. Некрасов). Так и я: хочется поговорить. …Предыдущим репортажем отвел я душу попыткой «освоить»  А.А. Зиновьева (р. 1922). Время течет, и сейчас вижу: выдающиеся, подобные Александру Александровичу, интеллектуалы бились головой об стену вместо того, чтоб – как известный иллюзионист Дэвид Копперфильд – проникнуть сквозь нее. Это стоило артисту серьезных усилий – стена-то оказалась Китайской. Однако трудности – не помеха умельцу. Хорошо осознав возможности «феномена виртуала», «неуемный головоломщик» «застолбил» видение мира, совместимое с широкозрительским телешоу. …Статус Китайской стены крепнет, а сам «обманщик» причислен к «благородным» устороителям динамично-равновесного развертывания системы общественных отношений. Наши диссиденты тоже «атаковали» «стену», но, в отличие от «мага» (стало быть Копперфильда), решали задачу «лобовым приступом». А ведь их сознание преисполнялось невыдуманным благородством – искоренить рабство в Сверхдержаве (она же, по Рейгану, империя зла) – СССР. Но надлежит понять: дорога в рай «умыта» кровью. Да и «был ли мальчик» (А.М. Горький)? Приходится гадать – по тому ли месту били и где те, которые обещали торжество так называемой демократии? Слушая уверенного в себе маститого старца, спрашивал я себя, что бы все это значило? И - «скумекал»: «Играя по-крупному горячие головы с обеих сторон не разумели, что бабки подобьет страна своим развалом». Сказанным пытаюсь убедить себя в том, что «видение А.А. Зиновьева» слишком меня задело. …Как отмечено, встреча с ним свершилась 26 мая, а днем ранее (1-й гуманитарный корпус, ауд. 2) с 18-47 до 19-51 я присутствовал на лекции академика РАН Г.В. Осипова (Москва) «Россия и современные геополитические вызовы». Привожу отдельные цитаты из высказываний ученого:

- «Глобализация» – догма. Это не однолинейный процесс. На глобализации настаивают те, кто стремится к господству. Концепция же социально-исторического развития противостоит однолинейности. Всё решают люди.

- 70 % торговли и 30 % мирового производства заняты обслуживанием США, прибыль которых – один триллион долларов в год. 30 % экономики США – в руках правительства.

- США представляют в мире первую зону – зону управления. Подчиненное положение – за второй и третьей зонами. Самая бесперспективная зона – четвертая. Россия, по Бжезинскому, - «лишнее место на карте». Ответ на подобный раздел мира – антиглобализм.

- Международный терроризм – реакция на вызов США.

- Нужна смена социально-политической парадигмы на Земле. Прежняя мораль оказывается утраченной.

- Запасов нефти на 60 лет, газа – на 90-100 лет. 30 % кислорода дает планете Сибирь.

- …перманентная потребительская революция. В этих условиях 4/5 населения – лишние люди.   

- Вместо прибавочной стоимости – интеллектуальный капитал.

- Наука угрожает человеку.

- Следует нарабатывать идеологию антропоцентризма с ее человеческим измерением.

- США поставили на службу гостерроризм: за 50 лет ими осуществлено 30 агрессий.

- Постмодернизм в политике – отказ государств от самостоятельности. США же воплощают модернизм.

- Общественной деятельностью не должны заниматься дилетанты. Важно знать последствия, и это под силу специалистам.

- Надлежит сделать выбор между неолиберальностью и социальным путем. Россия «резервирует» либерализацию, хотя нам соответствует увязанная гуманизмом и направленная против технократизма социальность. Антропоцентризм с его человечным возвышением «Я» несет социальный мир.

- 500 миллиардов долларов ушло за границу.

- 4 триллиона долларов вложили в Запад. Это много. Но, как мы видим, от судьбы России зависят перспективы народов…

Здесь я прерываю изложение доклада Г.В. Осипова, ибо, поддавшись охватившей аудиторию стадности – раздавались крики: «Свасьян, Свасьян! Он уж на трибуне», - вместе с другими побежал слушать гражданина демократической Швейцарии. Ранее я поведал об этом и теперь сожалею, что не довоспринял проницательного академика. Его выступление было бесхитростно-поучительным, глубоким - в отличие от философско-риторического обозрения «конца истории философии» бывшего участника социалистического строительства. Г.В. Осипов прививал слушателям значимость того будущего, которое очертится «антиглобалистским накатом». По сути специалист по современной геополитике указывал перспективу нашему Отечеству – быть пионером в «конструировании» ноосферной формы движения материи: во след В.И. Вернадскому. Значит, интеллектуально-патриотическое движение России решительно заявляет о себе на столь представительном форуме – философском конгрессе под примечательным названием «Философия и будущее цивилизации». Втайне я прошу прощения у Г.В. Осипова за свою бестактность… Думаю, наша стадность – рецидив архетипичной коллективности – это то, что составляет содержание рабского начала в каждом из нас и подлежит (еще А.П. Чехов советовал: «По капле выдавливать из себя раба») элиминированию. Однако преодолевать себя – крайне неловко. Но хотя бы – как-то осознать… Временно освобождаясь от этой тяжелой для меня темы, поделюсь отдельными соображениями. На конгресс из Иркутска мы летели вдвоем – с моим соискателем, директором педколледжа № 1 В.А. Колесниковым. Несколькими днями ранее Виктор Алексеевич в Иркутском государственном университете защитил докторскую диссертацию по философии «Бытийные основания образования в становлении личности»: специальность 09.00.01 – онтология и теория познания. На Российском философском конгрессе он в приподнятом настроении выступил на секции «Философия образования» с анализом образовательной реальности как способа совершенствования личностного начала в человеке ходом осуществленного им жизненного выбора. За оригинальность подхода в развертывании статуса образования докладчику аплодировала аудитория. …Иркутские обществоведы «рефлексируют» на общероссийском уровне: «интеллектуальная периферия» - не для них. Не приемлема она также применительно к профессорам Бурятии: группа их во главе с моими хорошими знакомыми В.В. Мантатовым  (он – член оргкомитета настоящего конгресса) и И.И. Осинским заявила о себе на форуме «теоретическим всплеском». Вячеслав Владимирович – специалист по теории отражения – ныне занят обоснованием глобальной динамо-равновесности в возглавляемом им ИУР ВСТТУ (Улан-Удэ). Главное же, как я считаю, заключается в том, что яркий выразитель духовности своего небольшого (но давшего миру величественный национальный эпос «Гэсэр») народа воспитал философа - дочь Ларису, защитившую в 30 с небольшим докторскую диссертацию. Это ли не достижение «покорителя духовных вершин»! …Складывается школа Мантатова – философское направление, исследующее – на региональном уровне – нарабатываемой научной методологией проблематику «онтогносеологических оснований социальной экологии» (см.: Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса /Москва, 24-28 мая 2005 г./: В 5 т. Т. 3. – М.: Современные тетради, 2005. – С. 490). Невысокого роста Вячеслав Владимирович (род. 1941) чрезвычайно энергичен, воплощая своим поведением – не курит он и совершенный трезвенник - философию «экологической завербованности беспределов глобалистики». Общаясь с В.В. Мантатовым, учусь, как успешнее конкретизировать складывающиеся способы нынешней толерантности. …Иная планида овладела И.И. Осинским. Старше он В.В. Мантатова и заведует кафедрой философии Бурятского госуниверситета; руководит докторским советом. Иван Иосифович – претворенная корректность; готов оказать немедленную помощь нуждающимся... Он не настаивает на собственной правоте, терпеливо ожидая вашего «приговора». И вот такой человек – принципиальный выразитель социалистических идеалов. Он убежден - на более совершенном уровне воспрянет то, что носит «гордое слово» СОВЕТСКИЙ. На конгрессе Иван Иосифович выступил с темой «В.И. Ленин об интеллигенции и современность» (см.: Там же: Т. 5. – С. 348-349), где показал, что «…часть интеллигенции стала опорой режима и олигархического капитала» (с. 349).  «Раскол, произошедший в среде интеллигенции, - утверждает исследователь, - /…/ не является чем-то неизвестным марксистской науке», но получил «свое научное объяснение в марксистско-ленинской теории классов» (там же). Лишь классовый подход – и с этим я абсолютно согласен – обеспечит философии «аутентичное воспроизведение реальной действительности». Эта старая марксистская «догма» намерена по-современному внедряться «живой жизнью»: классовый подход отныне – анализ (с позиции людей труда) расширяющегося противостояния между «золотым миллиардом» и «остальным человечеством»; он «обескровит» «жгучие противоречия» «общенациональным обустройством ноосферы». Иван Иосифович, в моих глазах, - «Дон-Кихот ноосферных испытаний», человек, заглушающий свое одиночество - одиночество «ветерана научных озарений» - «вереницей практико-воспитательных будней». Время хладнокровно отстреливает «нащих» людей, и – кому «одолжить» печаль мою… Но не всё так скорбно. Когда я слушал (27 мая) на заключительном пленарном страстную – со «сталинским акцентом» - речь Д.В. Джохадзе по итогам руководимого им (и его соратниками) коллоквиума «Марксизм: прошлое, настоящее, будущее» (в коллоквиуме приняли участие 217 обществоведов – цифра превосходная!) – радовался необыкновенно. Интерес к марксизму «заметно возрос в постсоветское время» (цит по: «Вестник российского философского общества». – 2005. - № 2. – С. 76). Давид Викторович подверг бескомпромиссной критике пленарные доклады (24 мая) за «ложное мудрствование», отрыв от «злобы дня», приверженность к молчаливой критике «Марксизма-ленинизма, проявившейся, например, в том числе в игнорировании Победы СССР над фашизмом» (там же, с. 89). «Пленарные докладчики, - подчеркнул «ветеран философской службы», - хотели этого или нет, дружно встали на стороне тех, кто тщетно старается украсть нашу Победу у нас» (там же). – Браво, Патриот! Не в бровь, а в глаз тем, кто с так называемых демократических позиций осуждает «тоталитарное прошлое». Население РФ – по данным госкомстата – (опять) уменьшилось на 500 000 и составляет 143 млн. СМИ предупредили: обозримым будущим «осядет» оно 80 млн. Советскими же временами – росло Отечество численностью сынов и дочерей, обеспечивая устойчивую подъемность социалистического производства. …На этом останавливаюсь – дух перевести. А пока - с праздником Великого Октября! До грядущих встреч, друзья. Искренне ваш Николай Коноплев. Иркутск. 2 ноября 2005 г.

Публикация: Николай Коноплев


 Страница обновлена:
 04.11.2005, 15:07:32 MSK

 © Программирование и
     дазайн: Иван Шкуратов