Phenomen.Ru : Философия online

Главная > философская правда > К 100-летию со дня рождения Милована Джиласа

  логин

  пароль

Забыли пароль?


:: сайта »
:: академические »
:: глобальные »
:: Философская правда »


:: члены »
:: кандидаты »
:: форум кандидатов »
:: зарегистрироваться »


:: все статьи »
:: популярные статьи »
:: обсуждения »


:: философский словарь »
:: :: все статьи КФС »
:: :: все статьи РБ »
:: каталог ресурсов »
:: :: добавить ссылку »


:: все форумы »
:: общий форум »
:: форум кандидатов »
:: обновленные темы »


  e-mail

Подробности



RSS-канал Новости Phenomen.Ru
Rambler's Top100

К 100-летию со дня рождения Милована Джиласа

12 июня 2011 г.  исполнилось бы сто лет Миловану Джиласу, незаурядному политику, идеологу и публицисту с мощным интеллектуальным и литературным даром,  и  редкой противоречивостью судьбы. В зрелые годы он десятилетиями сокрушал то, за что страстно боролся первую половину своей жизни. Из яркого пропагандиста социализма и руководителя антигитлеровского партизанского движения в Югославии он превратился в партизана глобальной антисоциалистической борьбы. Сражаясь с тоталитарными тенденциями системы, созданной Сталиным и Тито, он совершенно напрасно перечеркнул вместе с этими тенденциями и конструктивный смысл социалистической эры, что обрекло его на переход в стан либерализма. А либеральное поветрие - сперва в виде еврокоммунизма, а затем и в форме прямого конвертирования номенклатурной власти в капитал - привело, как родину Джиласа, так и наше Отечество к полному развалу и разгрому. Вряд ли этот талантливый черногорец предвидел столь далеко идущие, трагичные последствия собственного диссидентства, как не предполагали этого  в пылу борьбы и советские его единомышленники, которые в итоге, по искреннему признанию Александра Зиновьева, «метили в коммунизм, а попали в Россию». Ни личное мужество этого человека, ни искренность, ни редкий литературный талант сомнению не подлежат. Увы, социальным диагностом он оказался односторонним, а футурологом недальновидным. Думается, однако, что его мятежный дух, искренняя приверженность к своему народу и стране вынудили бы Джиласа перед лицом подлинной катастрофы его Родины порвать и с нынешним либеральным режимом (появлению которого он вольно или невольно содействовал), чтобы «начать всё сначала», как это он умел делать.

Ниже приведу написанную некогда мной биографическую справку о Джиласе, которая помещена в «Политической энциклопедии», М., 1999, т.1, с. 544-545.

Джилас Милован (1911-95), югославский государственный и политический деятель, мыслитель, публицист, историк и литератор. При­держиваясь первоначально коммунистической ориента­ции, внес крупный вклад в югославскую революцию, впослед­ствии превратился в критика коммунистической системы, одного из самых знаменитых диссидентов в Вост. Европе. названного Ж.-П. Сартром великим бунтарем ХХ столетия. С конца 20-х гг. учился на филос. факультете Белградского университета, одновременно изучая литературу и право, в 1933 получил диплом юриста. Антифашистские настроения и протест против тер­рористического королевского режима в Югославии при­вели его к вступлению в КПЮ, длительное время он нахо­дился в дружбе с лидером партии И. Броз-Тито. В 1933 за подготовку статей в подпольных изданиях был осужден к 3 годам каторжных работ. В 1938 - 54 годах Джилас входил в состав высшего руководства компартии, являясь членом ЦК и его Политбюро, а также секретарем ЦК КПЮ. С 1941 г. вместе с Броз-Ткта возглавляет борьбу югославских партизан против немецко-фэшистских и итальянских оккупантов, в частности организует восстание в Черногории. Во время войны Джилас - член Президиума Антифашистского вече нар. освобождения Югославии, а после победы в 1945 -чл. пр-ва, зам. премьера, министр по делам Чер­ногории. Позднее занимал др. высшие государственные посты, являясь председателем югославского парламента - Союзной нар. скупщины и вице-президентом страны (1953).

Находясь в расцвете политической карьеры, будучи на вершине власти и популярности, Джилас испытывает глубокое разочарование в созданной при его непосредственном участии системе, которая вопреки прежним надеждам не принесла, согласно его выводам, ни социального, ни по­литич. освобождения, но, напротив, породила еще более изощренные формы подавления. В кон. 1953 -нач. 1954 гг. Джилас, порывает с режимом, переходя к публичной его крити­ке, сперва на стр. белградской печати, а затем в серии книг, выходивших за границей. В это время их автор, низвергну­тый со всех высоких должностей «за пропаганду либера­лизма и ревизионизм» (1954), находился в тюрьме строго­го режима (1957-66). И даже после амнистии, последо­вавшей в результате мощного междунаролного давления, Джилас еще 20 лет будет лишен права публиковать свои мысли на родине или выезжать за ее пределы. Реабилитирован в 1989 г. Первой среди зарубежных публикаций, непревзойденной по остроте и цельности критики, явилась кн. «Новый класс» (1957), которая представлялла собой радикальную пе­реоценку социализма «средствами теории, на которой это общество было основано». Последнее было представлено в качестве классово-антагонистической системы, обременен­ной неустранимыми противоречиями. Абсолютная монополизация власти в руках политической бюрократии под сенью однопартийной диктатуры создает иммобильную, ригидную и античеловечную систему, обреченную на крушение. В этой критике заключались зерна как будущих альтернативных идей социализма, популярных в 60-е гг., так и полного отрицания "коммунистического тоталитаризма", к которому пришел в своей дальнейшей эволюции сам автор. Позднее в др. кн. «Несовершенное общество», Джилас оценил методологию своего «Нового класса» как марксистскую критику общества, основанного на марксизме, и потому внутренне противоречивую, недостаточную. Он показал, что конфронтационность, культ революции, заложенные в марксистской парадигме, поощряют неокоммунистический радикализм и влекут собой новый тур насилия, особенно в условиях кризиса коммунизма. Задолго до бурных перемен в странах сов. блока Джилас, опираясь на югославский опыт, предсказывал неизбежную приватизацию «Новым классом» коллективной собственности, крах системы и распад самого этого блока под давлением частных интересов и «национал-коммунизма», Рассматривая последний как продукт разложения коммунизма и учитывая его профашистские тенденции, Джилас страстно боролся против национализма в Вост. Европе. С нач. 60-х гг. обосновывал стратегию ненасильственного сопротивления тоталитаризму.

The New Class. An Analysis of Communist System. N. Y, 1957; Conversations with Stalin. N. Y, 1962; Memoir of Revolutionary. N. Y.; L., Wartime. N. Y, 1977; Druяenje s Titom. L, 1980; Tito: the Story inside. N. Y.; L, 1980; Tito; mon ami, mon ennemi. P., 1981; IJspon i pad Beograd, 1985; Lov na ljude. Sarajevo, 1990; Лицо тоталитаризма. М., 1992.

А.Н.Самарин

 

Публикация: Анатолий Самарин


 Страница обновлена:
 05.02.2012, 17:40:15 MSK

 © Программирование и
     дазайн: Иван Шкуратов