12 июня
2011 г. исполнилось бы сто лет Миловану Джиласу, незаурядному политику, идеологу и публицисту с мощным
интеллектуальным и литературным даром,
и редкой противоречивостью судьбы.
В зрелые годы он десятилетиями сокрушал то, за что страстно боролся первую
половину своей жизни.
Из яркого пропагандиста социализма и руководителя
антигитлеровского партизанского движения в Югославии он превратился в партизана глобальной антисоциалистической
борьбы. Сражаясь с тоталитарными тенденциями системы, созданной Сталиным и Тито,
он совершенно напрасно перечеркнул вместе с этими тенденциями и конструктивный
смысл социалистической эры, что обрекло его на переход в стан либерализма. А
либеральное поветрие - сперва в виде еврокоммунизма, а затем и в форме прямого
конвертирования номенклатурной власти в капитал - привело, как родину Джиласа,
так и наше Отечество к полному развалу и разгрому. Вряд ли этот талантливый
черногорец предвидел столь далеко идущие, трагичные последствия собственного диссидентства,
как не предполагали этого в пылу борьбы и
советские его единомышленники, которые в итоге, по искреннему признанию Александра
Зиновьева, «метили в коммунизм, а попали в Россию». Ни личное мужество этого
человека, ни искренность, ни редкий литературный талант сомнению не подлежат.
Увы, социальным диагностом он оказался односторонним, а футурологом
недальновидным. Думается, однако, что его мятежный дух, искренняя
приверженность к своему народу и стране вынудили бы Джиласа перед лицом подлинной
катастрофы его Родины порвать и с нынешним либеральным режимом (появлению
которого он вольно или невольно содействовал), чтобы «начать всё сначала», как это он умел делать.
Ниже
приведу написанную некогда мной биографическую справку о Джиласе, которая
помещена в «Политической энциклопедии», М., 1999, т.1, с. 544-545.
Джилас Милован (1911-95), югославский государственный
и политический деятель, мыслитель, публицист, историк и литератор. Придерживаясь
первоначально коммунистической ориентации, внес крупный вклад в югославскую
революцию, впоследствии превратился в критика коммунистической системы, одного
из самых знаменитых диссидентов в Вост. Европе. названного Ж.-П. Сартром великим
бунтарем ХХ столетия. С конца 20-х гг. учился на филос. факультете Белградского
университета, одновременно изучая литературу и право, в 1933 получил диплом юриста. Антифашистские настроения и протест
против террористического королевского режима в Югославии привели его к
вступлению в КПЮ, длительное время он находился в дружбе с лидером партии И.
Броз-Тито. В 1933 за подготовку статей в
подпольных изданиях был осужден к 3 годам каторжных работ. В 1938 - 54 годах Джилас входил в состав высшего
руководства компартии, являясь членом ЦК и его Политбюро, а также секретарем ЦК
КПЮ. С 1941 г. вместе с Броз-Ткта возглавляет
борьбу югославских партизан против немецко-фэшистских и итальянских оккупантов,
в частности организует восстание в Черногории. Во время войны Джилас - член
Президиума Антифашистского вече нар. освобождения Югославии, а после победы в 1945 -чл. пр-ва, зам. премьера, министр по
делам Черногории. Позднее занимал др. высшие государственные посты, являясь
председателем югославского парламента - Союзной нар. скупщины и
вице-президентом страны (1953).
Находясь в расцвете политической карьеры,
будучи на вершине власти и популярности, Джилас испытывает глубокое
разочарование в созданной при его непосредственном участии системе, которая
вопреки прежним надеждам не принесла, согласно его выводам, ни социального, ни
политич. освобождения, но, напротив, породила еще более изощренные формы подавления.
В кон. 1953 -нач. 1954 гг. Джилас, порывает с режимом, переходя к публичной его
критике, сперва на стр. белградской печати, а затем в серии книг, выходивших
за границей. В это время их автор, низвергнутый со всех высоких должностей «за
пропаганду либерализма и ревизионизм» (1954), находился в тюрьме строгого
режима (1957-66). И даже после амнистии, последовавшей в результате мощного
междунаролного давления, Джилас еще 20 лет будет лишен права публиковать свои
мысли на родине или выезжать за ее пределы. Реабилитирован в 1989 г. Первой среди
зарубежных публикаций, непревзойденной по остроте и цельности критики, явилась
кн. «Новый класс» (1957), которая представлялла собой радикальную переоценку
социализма «средствами теории, на которой это общество было основано». Последнее
было представлено в качестве классово-антагонистической системы, обремененной
неустранимыми противоречиями. Абсолютная монополизация власти в руках политической
бюрократии под сенью однопартийной диктатуры создает иммобильную, ригидную и
античеловечную систему, обреченную на крушение. В этой критике заключались зерна
как будущих альтернативных идей социализма, популярных в 60-е гг., так и
полного отрицания "коммунистического тоталитаризма", к которому пришел в своей
дальнейшей эволюции сам автор. Позднее в др. кн. «Несовершенное общество», Джилас
оценил методологию своего «Нового класса» как марксистскую критику общества,
основанного на марксизме, и потому внутренне противоречивую, недостаточную. Он
показал, что конфронтационность, культ революции, заложенные в марксистской
парадигме, поощряют неокоммунистический радикализм и влекут собой новый тур
насилия, особенно в условиях кризиса коммунизма. Задолго до бурных перемен в
странах сов. блока Джилас, опираясь на югославский опыт, предсказывал
неизбежную приватизацию «Новым классом» коллективной собственности, крах
системы и распад самого этого блока под давлением частных интересов и
«национал-коммунизма», Рассматривая последний как продукт разложения коммунизма
и учитывая его профашистские тенденции, Джилас страстно боролся против
национализма в Вост. Европе. С нач. 60-х гг. обосновывал стратегию
ненасильственного сопротивления тоталитаризму.
The New Class. An Analysis
of Communist System. N. Y, 1957; Conversations
with Stalin. N. Y, 1962; Memoir of
Revolutionary. N. Y.; L., Wartime. N. Y,
1977; Druяenje s Titom. L, 1980; Tito:
the Story inside. N. Y.; L, 1980; Tito;
mon ami, mon ennemi. P., 1981; IJspon i pad Beograd, 1985; Lov
na ljude. Sarajevo,
1990; Лицо тоталитаризма. М., 1992.
А.Н.Самарин |