Phenomen.Ru : Философия online

Главная > философская правда > Р. Гайфуллин. Черви в древе познания или как стать коллегой Сократа

  логин

  пароль

Забыли пароль?


:: сайта »
:: академические »
:: глобальные »
:: Философская правда »


:: члены »
:: кандидаты »
:: форум кандидатов »
:: зарегистрироваться »


:: все статьи »
:: популярные статьи »
:: обсуждения »


:: философский словарь »
:: :: все статьи КФС »
:: :: все статьи РБ »
:: каталог ресурсов »
:: :: добавить ссылку »


:: все форумы »
:: общий форум »
:: форум кандидатов »
:: обновленные темы »


  e-mail

Подробности



RSS-канал Новости Phenomen.Ru
Rambler's Top100

Р. Гайфуллин. Черви в древе познания или как стать коллегой Сократа

Сегодня я получил статью Рустама Гайфуллина из Петербурга, являющуюся своеобразным откликом на ранее опубликованные материалы нашего сайта и на ситуацию с защитами по философии в целом. Статья написана достаточно жестко, но я считаю, что в некоторых вопросах обществу следует культивировать именно нетерпимость, а не мягкоречивые увещевания, фактически попульстительствующие распространению порока.

(И. Шкуратов)


 

Рустам Гайфуллин

ЧЕРВИ В ДРЕВЕ ПОЗНАНИЯ ИЛИ КАК СТАТЬ КОЛЛЕГОЙ СОКРАТА

«Наблюдая многочисленные и разнообразные учреждения для преподавания и обучения и такой громадный наплыв учеников и учителей, можно подумать, что человеческий род сильно хлопочет об истине и разумении. Но здесь обманывает видимость. Одни учат, чтобы зарабатывать деньги и стремятся не за мудростью, а за ее кредитом и тем, что кажется мудростью, другие учатся не для того, чтобы достигнуть знания и разумения, а для того, чтобы быть в состоянии болтать и произвести респект». Эти злые, но меткие слова Шопенгауэра великолепно характеризуют роль высшего образования в жизни современной России. Университеты стали платными клубами по интересам,  где студенты занимаются чем угодно, – игрой в КВН, фитнесом  или политикой, - только не подготовкой к работе по выбранной специальности. В средние века католическая церковь продавала людям индульгенции, которые якобы освобождают их от грехов. Сегодня ВУЗы штампуют и выдают свои дипломы как индульгенции от глупости. Каков поп, таков и приход. Чтобы сеять «разумное, доброе, вечное» в аудиториях, будущий доцент или профессор обязан написать небольшой научный труд, называемый диссертацией. Подробный анализ этих «трудов», мог бы как лакмусовая бумажка, отразить знания, способности, и умения преподавательского состава. Наибольший интерес вызывает уровень исполнения диссертаций по философским наукам, которые должны воспитывать личность студента и развивать его мышление. Одни  лишь заглавия некоторых «кандидатских» позволяют назвать их бессмысленной тратой времени, умственных сил и бумаги. Университетская философия с ее ступенями-степенями  давно превратилась в подобие аферной финансовой пирамиды, где за пустые фальшивые истины приобретают естественное человеческое уважение к уму и знаниям. Как же готовят волшебный коктейль из слов, чей вкус делает простого смертного «кандидатом в мыслители»? Рецепт первый: повторение пройденного. В третьем классе школьники пишут изложения. Они должны запомнить, а затем выразить своими словами услышанный или прочитанный текст. Возможно, у некоторых «философствующих ремесленников» до сих пор хранятся тетрадки с отличными отметками за изложения. Теперь они составляют краткие пересказы трудов классиков философской мысли. Любопытно, с каким выражением лица члены диссертационных советов обсуждали научную новизну таких тем, как «Проблема методического сомнения в философии Рене Декарта» или «Философия истории Иоганна Готфрида Гердера»? Рецепт второй: откровенный или  завуалированный плагиат «Воруют»,- так ответил Карамзин на вопрос о том, что происходит в России. Однако даже он широко бы раскрыл рот, обнаружив не свое имя на обложке «Истории государства Российского».  А сейчас никого не удивит наглое «заимствование» опубликованных научных трудов. Плагиат словно ржавчина медленно разрушает нравственные основы социогуманитарного знания. «Философских дел мастера» очень умело пользуются тем, что в нашей стране пока не сформировалась морально-правовая  культура защиты интеллектуальной собственности. Чтобы украсть смысл из чужого текста, им достаточно переставить слова или заменить их синонимами.  А в список использованной литературы, где упомянута добрая сотня «левых» книг на иностранных языках, предусмотрительно вносят сам «первоисточник». Вор всегда готов незаметно выбросить украденное, если его поймают за руку. Рецепт третий: создание философской псевдопроблемы Опытные переводчики знают, что даже если не понимаешь смысла услышанного, все равно необходимо что-нибудь говорить. В мастерской по производству бумажных истин многие поступают также. Чтобы написать объемный текст диссертации («кирпич» на жаргоне философствующих), они выстраивают многоэтажные конструкции из пустых понятий, - «прогресс», «коммуникация», «отчуждение», - которые могут быть заполнены любым произвольным смыслом. С.Кара-Мурза удачно назвал их словами-амебами. Стопятидесятистраничный рассказ о «структурах смыслообразования в пространстве углубленной коммуникации» ничем не отличается от многочасового спора схоластов о количестве чертей, способных поместиться на кончике иглы. «Все то, что может быть сказано, должно быть сказано ясно. О чем невозможно говорить, о том следует молчать», - эти мудрые правила Витгенштейна необходимо забыть тому, кто не может думать, но хочет что-нибудь написать. Красивые дипломы «мыслителей» получают те, кто научился ловко подменять мысли словами. Философию справедливо называют кровью, которая питает и связывает все клетки единого организма культуры. Что же будет с нашей культурой, если усилиями «кандидатов» ее живая кровь постепенно превращается в ядовитый искусственный суррогат знания?

[Вы можете обсудить статью на Форуме Феномен.Ру]

Публикация: Иван Шкуратов


 Страница обновлена:
 30.05.2006, 10:01:47 MSK

 © Программирование и
     дазайн: Иван Шкуратов