IPB

Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )

Reply to this topicStart new topicStart Poll

Каскадный · [ Стандартный ] · Линейный

> В чём смысл смерти, В конференции танатологов

Николай Кофырин
post Dec 8 2012, 12:59 PM
Отправлено #1


Участник
**

Группа: Users
Сообщений: 39




СМЫСЛ СМЕРТИ

Уже шестой раз я участвую в ежегодной международной конференции «Дни философии в Петербурге». В этом году я принял участие в работе секции конференции, посвящённой проблемам танатологии – науке о смерти.
Танатология одна из наиболее актуальных и быстроразвивающихся сейчас в мире научных дисциплин. Петербургская школа танатологии стала одной из первой в России, изучающей онтологию смерти и умирания. Основал школу доктор философских наук, профессор кафедры философской антропологии Санкт-Петербургского университета Андрей Витальевич Демичев (1957-2000).
Основной вопрос, который меня интересовал – в чём смысл смерти?
И как «Диоген XXI века с видеокамерой» я задавал этот вопрос участникам конференции.

Танатология (учение о смерти) возникла как раздел медицины, изучающей состояние умирания. Термин был предложен И.И.Мечниковым. В конце прошлого века танатология получила мощный импульс развития за счёт исследований клинической смерти, проведённых в США и других странах. Наиболее известна книга Реймонда Моуди «Жизнь после жизни» и Артура Форда «Жизнь после смерти».

Современная наука вслед за религией приходит к выводу: смерть — это не конец, а скорее переход из одного состояния в другое. Научные приборы фиксируют — за телесной смертью что-то есть.
Российские учёные сделали уникальное открытие: после смерти энергетика человека не исчезает ещё в течение нескольких дней, а её характер напрямую связан с причиной смерти.
Академик Наталья Бехтерева уверена: видения людей, переживших клиническую смерть, это не галлюцинации.

Доктор психологии из Университета Аризоны профессор Гарри Шварц утверждает: "Смерти нет. Есть трансформация, переход из одного состояния в другое. Точно также как гусеница не умирает, а превращается в бабочку, так и тело, разлагаясь физически, на самом деле высвобождает энергию, и трансформируется в другое состояние".

«Смерть включена в программу жизни. Если бы не было смерти, не было бы и жизни», – уверен Нобелевский лауреат Роберт Хорвиц, открывший механизм самоубийства клеток.

Постепенно из мистической тайны смерть становится предметом научных исследований. Стали изучаться отношения к смерти и погребению в различных культурах в разные исторические эпохи.
В одних обществах скорбят по умершим и плачут, а в других культурах радуются и веселятся, поскольку закончилась тяжёлое земное существование и человек ушёл в «лучший мир».

Древние египтяне верили в жизнь после смерти, и эту земную жизнь воспринимали как приготовление к жизни вечной. Во время торжественной трапезы наряду с яствами и напитками вносили и мумию покойника, чтобы она служила напоминанием о бренности жизни.
Когда я был в Египте, наш экскурсовод Ола (кстати, обучавшаяся в Петербурге), подарила мне на память папирус с изображением сцены посмертного суда Осириса. И теперь всегда у меня перед глазами картина того, что ждёт мою душу после смерти.

У многих народов смерть воспринималась как божественная кара и как момент расставания бессмертной души с телом, когда душа направляется к душам предков.
Некоторые религии рассматривают смерть как часть воскрешения. «Бхагавад-Гита» учит: «Смерть — это всего лишь переход из одной жизни в другую, переоблачение из старой одежды в новую».
Христианство обещает, что безгрешный человек после смерти будет жить вечно.

Отношение к смерти служит показателем характера цивилизации.
Для нынешнего секуляризованного западного общества смерть это трагедия, поскольку цель жизнь – наслаждение. А для некоторых восточных религий смерть это радость перехода в новую жизнь.
Смерть понимается с точки зрения функционального понимания самой жизни, а не как некая непостижимая трансцендентная тайна.
Смерть не отсутствие жизни, а её завершение.

Ныне смерть оценивается как прекращения жизнедеятельности организма. Выделяют смерть клиническую, биологическую и окончательную. Сейчас медики констатируют смерть по смерти мозга. В процессе разложения и разрушения структуры нервных связей наступает «информационная смерть», означающая невозможность восстановления личности. До этого возможно замораживание организма до состояния анабиоза с целью последующего восстановления.

С научных объективных позиций смерть представляется регулятором и организатором жизни. Все организмы в благоприятной среде размножаются в геометрической прогрессии. Этот мощный «напор жизни» (выражение В.И. Вернадского) очень быстро превратил бы земную биосферу в кишащий сгусток организмов.

Объективно смысл смерти в обновлении жизни. Однако для человека важнее его собственный смысл жизни и смысл его смерти.
Для меня смерть это как лакмусовая бумажка, то есть это проверка всех идеалов, всех ценностей, любви и отношений.
Настоящий философ тем и занимается всю жизнь, что готовится к смерти.

Сократ говорил: философия это наука умирать. Поскольку мы не знаем что такое смерть, бояться её нелогично.
В своей речи на суде, Сократ сказал:
«Одно из двух: смерть есть полное уничтожение и исчезновение сознания или же, согласно преданию, смерть только перемена и переселение души из одного места в другое.
Если смерть есть полное уничтожение сознания и подобна глубокому сну без сновидений, то смерть - несомненное благо, потому что пускай каждый вспомнит проведённую им ночь в таком сне без сновидений и пусть сравнит с этой ночью те другие ночи и дни со всеми их страхами, тревогами и неудовлетворенными желаниями, которые он испытывал и наяву и в сновидениях, и я уверен, что всякий не много найдёт дней и ночей счастливее ночи без сновидений.
Так что если смерть - такой сон, то я, по крайней мере, считаю её благом. Если же смерть есть переход из этого мира в другой и если правда то, что говорят, будто бы там находятся все прежде нас умершие мудрые и святые люди, то разве может быть благо больше того, чтобы жить там с этими существами?
Я желал бы умереть не раз, а сто раз, только бы попасть в это место. Так что и вам, судьи, и всем людям, я думаю, следует не бояться смерти и помнить одно: для доброго человека нет никакого зла ни в жизни, ни в смерти».

«Философствовать – значит учиться умирать»,– говорил Цицерон.
Мишель Монтень повторял: «Философствовать – значит готовиться к смерти».
«Кто научился умирать, тот разучился быть рабом. Готовность умереть избавляет нас от всякого подчинения и принуждения…»

Ещё в школе меня поразило описание смерти Андрея Болконского в романе «Война и мир», а затем рассказ Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича».
Я прочитал достаточно много научной и популярной литературы по проблеме смерти. Это «Диалоги» Платона, древнеегипетская Книга Мёртвых, тибетская Книга Мёртвых, Филипп Арьес «Человек перед лицом смерти», Эммануэль Сведенборг «О небесах, о мире духов и о аде», Августин «О граде Божьем», А.Т.Болотов «О душах умерших людей», Хуземан «Об образе и смысле смерти», Станислав Гроф «Человек перед лицом смерти», Сергей Рязанцев «Философия смерти», Джекоб Ньюзнер «Смерть и жизнь после смерти в мировых религиях», книга православного иеромонаха Серафима Роуза «Душа после смерти», Сборник «Фигуры Танатоса (искусство умирания)» под редакцией А.В.Демичева и М.С.Уварова, «Загадка смерти» А.А.Налчаджян, мытарства души блаженной Феодоры, «Эстетика смерти» Кристиаан Л.Харт Ниббриг, книга Реймонда Моуди «Жизнь после жизни», книга Артура Форда «Жизнь после смерти», книга «О смерти и умирании» Элизабет Кюблер-Росс, Игнатий Брянчанинов «Слово о смерти», «Поэма о смерти» Льва Карсавина, классическая работа французского философа Владимира Янкелевича «Смерть» и другие.

Моя хорошая знакомая – редактор издательства «Наука» Санкт-Петербург – подарила мне две книги издательства: сборник «Мифология смерти» и третье, исправленное издание книги Мартина Хайдеггера «Бытие и время» (перевод В.В.Бибихина).
Мартин Хайдеггер пишет: что «жизнь есть бытие к смерти».
«Смерть это то, что бывает с другими».
«Люди не дают хода мужеству перед ужасом смерти».
«Ужас перед смертью есть ужас «перед» наиболее своей, безотносительной и не-обходимой способностью быть».

Доктор философских наук, профессор Татьяна Васильевна Мордовцева прислала недавно мне две свои книги (за что ей большое спасибо!): «Идея смерти в культурфилософской ретроспективе» и «Идея смерти в культе мёртвых».
В книге «Идея смерти в культурфилософской ретроспективе» Т.В.Мордовцева пишет:
«Философский дискурс зафиксировал «смерть человека» как диагноз культуры. Поэтому решение современных проблем жизни и смерти человека, прежде всего, требует понимания нынешнего статуса человека в мире, определить который должна философия исходя из реалий «смерти» Бога и человека».
«Если научный и философский дискурс устанавливал пределы смерти посредством её отделения от болезни и жизни, то скрытый, символический дискурс искусства и литературы погружал сознание в особое состояние сродства смерти с безумием и сексом».

Фридрих Гегель книгу «Феноменология Духа» строит на размышлениях о смерти. Отталкиваясь именно от идеи смерти, можно понять факт существования в Мире конечного существа, осознающего свою конечность и иногда использующего это знание. Смерть, уготовленная человеку от природы, заставляет стремиться к абсолютной Мудрости. Философ должен «смотреть в лицо Негативному» и только так расти в своей мудрости. В лекциях 1803-1804 гг. Гегель заявляет: «При помощи смерти Субъект утверждает себя в качестве свободного».

Зигмунд Фрейд в работе «Эрос и Танатос» доказал: человек не только стремится к жизни, но в нём присутствует и влечение к смерти, причём эти два противоположных влечения связаны.
В работе «Мы и смерть» Фрейд пишет: «В глубине души мы не верим в собственную смерть». «Если хотите суметь вынести жизнь, готовьтесь к смерти».

«Уничтожение приносит природе пользу, ибо стимулирует созидательную её деятельность, предоставляет ей материал, возникающий вследствие разрушения и служащий для последующего строительства», – трактовал маркиз де Сад естественный закон изменения материи. – «Стало быть, мы имеем дело не с прекращением существования живого существа, а с изменением материи – закон, с которым согласны все современные философы. Смерть – это изменение формы, переход одного существа в другое… Жизнь отмечена неуничтожимостью, и нельзя считать преступлением мнимое уничтожение того или иного создания».

Датский философ Сёрен Кьеркегор говорил, что такая смерть, как тление, не страшна, она вовсе не является концом, а только переходом к другой жизни. Подлинный страх смерти экзистенциален, так как является внутренним поединком человека со своим Я.

Питерский танатолог Андрей Демичев писал: «Внушающая ужас возможность не умереть делает человека «несчастнейшим» по жизни. Подлинное и искреннее отчаяние заражает, заряжает «болезнью к смерти»… Человек, таким образом, как временное существо живёт временем умирания, временем ничтожения, временем неумолимого господства Ничто».

Фридрих Ницше провозгласил «смерть Бога», а вместе с ним и традиционных ценностей современной цивилизации. «Многие умирают слишком поздно, а некоторые — слишком рано. Ещё странно звучит учение: «умри вовремя!» Умри вовремя — так учит Заратустра. Конечно, кто никогда не жил вовремя, как мог бы он умереть вовремя? Ему бы лучше никогда не родиться! — Так советую я лишним людям».

После «смерти Бога», считал Альбер Камю, человека охватывает паника, так как внутри обнаруживается пустота Ничто. Бунтуя против этого Ничто, человек впадает в абсурд, преодолеть который оказывается невозможным ни через убийство, ни через самоубийство. В эссе «Миф о Сизифе» Камю убедительно доказал, какой мукой может быть бессмертие, если оно не наполнено смыслом.

Жан Бодрийяр признаёт, что нынешняя эпоха изгоняет смерть как антиобщественное явление, но при этом сама становится некроориентированной. «Вся наша культура – это одно сплошное усилие отъединить жизнь от смерти, обуздать амбивалентность смерти, заменив её одним лишь воспроизводством жизни как ценности и времени как всеобщего эквивалента».

У французского философа Жака Дерриды в работе «Дар смерти» смерть – это единственная экзистенциальная ситуация, в которой с наибольшей степенью проявляется субъективность. Смерть обостряет чувство самоидентификации и незаменимости. Смерть становится даром обретения себя и своей истиной сути. Вместе с тем, смерть обостряет чувство ответственности за себя и за свой собственный уход из жизни.

Перефразируя Жака Дарриду, который заявил, что «нет ничего, кроме текста», можно сказать: «нет ничего, кроме смерти!» Смерть – единственный неоспоримый факт.

В книге Владимира Янкелевича «Смерть» говорится: «Быть может, смерть — острие мира потустороннего, врезающееся клином в здешний мир?»

Жан Валь в "Метафизическом трактате" пишет: «Без смерти жизнь не заслуживала бы того, чтобы её проживать. Будь проклята жизнь без смерти! Живительная смерть придаёт смысл и окраску смертной жизни».

Сегодня философские трактаты мало кто читает и мало кого они убеждают. Зато художественные произведения, в основе которых лежит личный опыт смерти или предсмертного состояния, гораздо более убедительны и пользуются большим спросом.

Доктор философских наук профессор Валерий Александрович Подорога (зав.сектором аналитической антропологии Института философии РАН) в недавней лекции признал, что границы между гуманитарными областями сегодня размылись настолько, что появилась философия литературы, философия искусства. Философия литературы заключается в том, что она начинает производить события мысли, уже не исходит из набора аргументов, которые можно почерпнуть у Канта, у Гегеля или у Платона, а из событийности самого языка. Философия через текст сталкивается с первоначальным опытом, который она начинает высоко ценить. Сейчас очень трудно отличить философское произведение от литературного произведения в форме эссе или романа. Это позволяет увидеть существование философской мысли в рамках другого события, которое философии начинает служить.

Я это понял ещё в 1992 году, когда вместо диссертации начал писать свой первый роман-исследование «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» о Смерти, о Тайне, о Любви. В нём я описал своё переживание смерти после автокатастрофы и поиск смысла жизни. Рамки диссертации показались мне узкими, и я выбрал междисциплинарную художественно-поэтическую форму изложения своего мистического опыта и философских воззрений. Сегодня, спустя 20 лет, я убедился, что сделал правильный выбор.

Существует мнение, что человеку не дано создавать смыслы, поскольку все цели и все смыслы заданы изначально. Человеку лишь дана привилегия открывать и познавать эти цели и смыслы. В этом и состоит предназначение человека.

Профессор Уваров Михаил Семёнович считает, что «смысл смерти в продолжении жизни. Субъективный смысл в том, чтобы мы задумались о том, как мы живём. Есть разные учения о посмертном воздаянии. Если мы плохо живём – так учат основные религии – после смерти будет не очень хорошо. Если мы живём хорошо и делаем добро другим людям, то смерть просто не страшна».

Профессор Орлова Надежда Хаджимерзановна полагает, что смысл смерти в том, чтобы «я к жизни относилась предельно серьёзно, и никогда не забывала, что каждая минута это драгоценное время моей жизни. И каждый миг делая какой-то сиюминутный выбор, фоном служит знание, что я смертна, что каждый миг я должна осмыслить вот этим знанием. Мне кажется, что проблема современного человека в том и заключается, что он забыл или захотел забыть – работает неэффективный механизм психологической защиты, когда мы живём так, словно у нас много жизней, и поэтому драгоценные минуты тратим на суету, а не тратим на самое главное. Смерть добавляет этого понимания и осмысления».

Профессор Аванесов Сергей Сергеевич считает, что «вопрос о смысле смерти позволяет прояснить то, что мы делаем сейчас, смысл жизни. То, как мы отвечаем на вопрос о смысле смерти, либо обесценивает нашу сегодняшнюю жизнь, либо помогает, наоборот, придать ей определённую ценность. В крайней степени осмысленной наша жизненная повседневная практика становится тогда, когда мы по отношению к смерти занимаем непримиримую позицию – позицию отрицания смерти как того, что в перспективе обессмысливает нашу жизнь».

Профессор Варава Владимир Владимирович убеждён, что «у смерти нет никакого смысла, и это её смысл. Это та фундаментальная провокация, которая заставляет нас быть людьми. Биологический смысл есть объективный – это смена поколений, обновление жизни. С точки зрения социума тоже есть социальный смысл смерти. А вот с точки зрения человеческого, смерти не должно было бы быть, но она есть. Вот в этом весь парадокс».

Профессор Чебанов Сергей Викторович полагает, что «человеческая душа сотворена для того, чтобы совершенствоваться. Некоторые формы совершенствования возможны только в теле. Телесное существование конечно. Поэтому для того, чтобы осуществлять душевные трансформации, необходимо некоторое пребывание в теле и затем с ним расстаться».

Профессор Панибратов Виктор Никифорович (он подарил мне свою книгу «Закон и муза» с автографом «речистому юристу от мычащего философа») считает, что конечность человека в мире она где-то благодатна, ибо человек ответственнее существует, живёт.
– То есть смерть это благодать, а бессмертие это проклятие? – спросил я.
– Да, в каком-то смысле. Потому что у древних греков бессмертие считалось проклятием.

Академик Российской академии образования профессор Корольков Александр Аркадьевич сказал: «бессмертия не существует в жизни. Значение для нас смерти выражено во всей мировой культуре как совершенно необходимый момент в осознании смысла нашего существования. Мы должны понимать, что нас в любой момент подстерегает вот это самое – что многими считается чем-то ужасным. На самом деле смерти для человека нет, как говорили древние, потому что, пока ты жив, ты ещё не умер, а когда ты умер, ты уже не знаешь, что такое смерть. Смерть как вечный наш стимул того, чтобы продуктивно жить. Кто не сознаёт того, что смерть реальна, тот просто живёт бездумно, и в конечном счёте только на пороге смерти начинает сознавать, что такое жизнь. Смерть – это возможность измерить свою жизнь высшими мерками!»

Профессор Грякалов Алексей Алексеевич на мой вопрос, «в чём смысл смерти?» ответил: «этого я не знаю, это надо спросить у неё; у меня – у смертного человека – это узнать невозможно».

Мы каждый день сталкиваемся со смертью: если не лично, то по телевидению, в интернете и других средствах массовой информации.
КАЖДУЮ МИНУТУ в мире умирает от голода 11 детей, от СПИДа умирают 6 человек, от рук убийц погибает 1 человек, при рождении ребенка умирает 1 роженица.
Каждые 40 секунд 1 человек совершает самоубийство, каждые 26 секунд погибает 1 человек в автокатастрофе, каждые 15 секунд 1 человек умирает от алкоголя, каждые 8 секунд 1 человек умирает из-за плохой воды.

Недавно на 1 канале Александр Гордон проводил запись программы «Закрытый показ», где обсуждался новый фильм Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты». Это фильм о смерти и не только. Александр Гордон придерживается позиции, что размышления о смерти это личная патология, зацикленность на проблеме смерти просто личный невроз.

Доктор философских наук, профессор Владимир Владимирович Варава считает, что в общественном сознании существует представление, что тема смерти это личное дело каждого, и никакого общественного значения она не имеет. Массовое сознание работает в режиме вытеснения смерти. Разговор о смерти является неприличным. Люди стремятся забыть о смерти.
При этом смерть абсолютно немыслима. Все наши представления о смерти в силу немыслимости самого объекта являются идолами смерти.

По словам Варавы, религия сегодня подменяет философию во всех направлениях. Все попытки говорить о Божественном вне рамок ортодоксальных представлений вызывают неприятие у богословов.
Философия сегодня опять это служанка. То она была служанкой науки, потом служанкой религии, а сегодня она служанка политтехнологий.

С Владимиром Владимировичем мы познакомились 5 апреля 2009 года в Русской христианской гуманитарной академии, где он выступал с докладом. Он говорил о том, что невозможно представить смерть в первом лице. Смерть – это то, что бывает с другими. Если для христианских мучеников смерть есть, то для философа смерти нет. Все античные философы не боялись смерти: ни Парменид, ни Сократ, ни Платон...
Наука говорит, что есть только смерть, нет ни бессмертия, ни бессмертной души. Религия говорит, что смерть есть, но есть и бессмертие. Религия спасает человека через возможность воскрешения, но человек должен смириться перед смертью.

Если наука не верит в бессмертие, а религия верит в бессмертие, то философия не верит в смерть.
Ужасающий абсурд личного уничтожения никак не соответствует ни научной концепции происхождения человека как животного, ни религиозной идее творения богом ничто.
Зачем Господу творить такое великолепие, чтобы потом раздавить и уничтожить? Это не соответствует даже замыслу божественного творения.

Мы должны признать, что есть Неведомое, есть человек и есть Бог, и что не всё ведомо для Бога, есть некое Неведомое. И смысл творения человека в том, что Бог запускает человека-философа для того, чтобы он совместно с Богом исследовал Неведомое.

Для того, чтобы исследовать Неведомое, нужно по-философски понять, что это Неведомое есть. Тогда по-философски нужно признать, что есть Бытие, которое не зависит от Бога. Есть Бытие Бога и есть Бытие Бытия – чистое Бытие, благодаря которому существует и Бог в том числе. То есть Бог как проявление Бытия. И тогда возникает философский ракурс: Бытие это не Материя и не субстанция, не энергия и ничто иное. Бытие – это Абсолютная Тайна Бытия!»

В приватном разговоре с Владимиром Владимировичем я пояснил, как представляю себя эту парадигму:
Есть НЕЧТО, что можно обозначить большой сферой. И есть БОГ – который суть Бытие (Творение, Сущее, существующее) – меньшая сфера, которая включена в бОльшую сферу НЕЧТО. Всё, что лежит вне сферы Бога (вне Творения) есть НИЧТО. НИЧТО невозможно представить, и потому невозможно познать. НЕЧТО тоже невозможно представить. Можно представить и постичь лишь то, чего ты являешься частью, то есть Творение. Человек есть часть Творения, часть Бога, его активная часть. Человек познаёт себя и тем самым познаёт Бога.

Владимир Владимирович поблагодарил меня за такое образное разъяснение, которое помогло ему лучше представить проблему, и подарил мне свою книгу «Пылинки. Сквозь мглу и красоту ускользающего мира». В ней он пишет:
«Со смертью нужно также смириться, как с сексом, ничего другого не остаётся. Ибо в сущности это одно и то же».
«Чужую смерть воспринимать как свою, свою как чужую. Не есть ли это основание подлинной нравственности?»
«Если хотите нравственность всерьёз, то оставьте всякую жалость».
«Если бы люди перестали умирать, их бы что, убивать тогда стали?»


Интересны и другие мнения участников конференции по поводу вопроса «В чём смысл смерти?»

«Смерть как бы напоминает и даёт нам понятие жизни. Когда мы доходим до каких-то крайностей, то мы либо сходим с ума, когда приближаемся к таким вещам, либо у нас может произойти нечто по типу просветления. Когда мы движемся к подобному вопросу, мы даже выходим за рамки человеческого. Или становимся человеком в подлинном смысле этого слова».

«Нужно понять смысл жизни и тогда в контексте понимания смысла жизни мы можем говорить о смысле смерти. Смысл жизни в перспективе жизни. Жизнь, у которой впереди есть жизнь, имеет смысл. Жизнь, у которой впереди нет жизни, смысла не имеет. И смысл смерти здесь это инициация: переход из одной страты уровня жизни в другой. Мы здесь приготавливаемся, должны приготавливаться к смерти как к жизни».

«Смысл смерти – предельное собирание. Всё рассыпается, всё разваливается. И только перед этим мы наконец собираем себя. Это точка высочайшей сборки, перед которой и возникает та символическая перспектива, без которой жизнь плоская».

«Смысл смерти неотделим от смысла жизни. В жизни обязательно должна присутствовать смерть, иначе жизни как таковой не будет».

«Философский смысл смерти для человека в том, что перспектива смерти делает его жизнь человеческой. Человек может быть человеком, как ни странно, только в перспективе небытия».

– Верно ли, что прикосновение к проблеме смерти наделяет нас новой непостижимой трансцендентной силой жизни? – спросил я.
– Духовный опыт как йоги, так и аскетизма христианства, об этом свидетельствуют. Смерть как сознательное умирание, как духовная практика.

«Смысл смерти в том, что она определяет смысл человеческой жизни. Иначе вся человеческая деятельность не имела бы никакого смысла, если бы у человека не было представления о своей конечности и о том, что он должен сделать что-то вне себя в этом мире».

«Смысл смерти в том, что смерть надо рассматривать как испытание человека, его характера, как он пройдёт через этот период смерти. Смерть как период испытания».

«Смерть является результатом нашей деятельности и той смысловой основой, которую мы пытаемся найти в течение наших лет жизни».

«Смысл смерти как феномен это часть круговорота мироздания. А вот для нас это проверка чего мы стоим, чего мы достигли. Смерть это всего лишь порог в датах. Дальше будет что-то ещё. Но если мы не прошли испытание, то это что-то будет для нас хуже. Если прошли – мы совсем по-другому будем это переживать. То есть, переживания будут и дальше».

«Человеческая смерть – это вызов жизни, это рассказ о том, что человек очень мало живёт и должен много успеть за короткое время, если он не верит в жизнь после смерти. А если он верующий, то он должен укреплять в себе сознание в том, что жизнь продлится после смерти в виде иной ипостаси. Православие в этом плане решило этот вопрос: оно сказало, что мы – верующие – должны бороться здесь и сейчас за жизнь там и тогда».

«Смысл смерти в том, что, думая о смерти, мы думаем о Вечности».

«Смерть сама по себе смысл!»


На конференции были сформулировали и другие интересные вопросы.

Смерть это небытие или инобытие?

Есть ли у человека право на смерть? Если да, то может быть стоит закрепить это юридически?

Эвтаназия это самоубийство или убийство? право на смерть или грех?
Сегодня процедура эвтаназии стоит в Швейцарии 5 тысяч евро, при том что сам смертельный коктейль (пентобарбитал) стоит всего 2 евро.

Нужно ли избавляться от страха смерти? Ведь царевич Гуатама стал Буддой (просветлённым) именно благодаря страху смерти.

Есть ли ценности выше человеческой жизни?
И если жизнь является главной ценностью, то ради сохранения собственной шкуры допустимо ли любое предательство?

Каков смысл смерти для смертниц, взрывающих себя?
Террор – это ритуальное жертвоприношение или акт насилия против неприемлемого?

Зачем тебе знать то, что ты не знаешь, если ты не знаешь, что тебе надо?

Долгая жизнь: проклятие или награда?

Недавно я прочитал, что вечная жизнь в физическом теле возможна. К такому сенсационному выводу пришла группа российских учёных после тридцатилетней работы в области геронтологии (науки о старении). Руководитель научной группы «Школа победителей» Андрей Иванович Рогов говорит: «Нашей научной группе впервые в истории человечества удалось близко подойти к практическому решению этой задачи. И сделать метод доступным для всего человечества. Можно не только уже сейчас сделать человека бессмертным, но и вернуть старикам молодость, так как бессмертие без молодости не имело бы смысла».

Но хотят ли люди быть бессмертными?

В детстве я прочитал научно-фантастический рассказ, который меня поразил. Вначале было изобретено лекарство от смерти, и люди выстроились в очередь за ним. Но потом образовались очереди за лекарством от жизни, поскольку люди потеряли вкус жизни, когда стали бессмертными.

Недавно я позвонил другу и предложил поехать на пикник, а в ответ услышал: «я уже умер».
Жизнь это право или обязанность?

Умереть легче, чем жить. Как-то, ещё будучи инвалидом, сидя в ванне с переломанными ногами, говорю себе, что жизнь… жизнь — это... жизнь — это обязанность... И вдруг понимаю: да, жизнь — это обязанность, обязанность жить, делать то, что можешь, обязанность быть человеком!

Если у жизни есть смысл, то должен быть смысл и у смерти. Если у смерти нет смысла, то может ли быть смысл у жизни?

Смысл это то, что человек пытается найти или приписать явлениям исходя из своего собственного предназначения. Поэтому смысл смерти касается прежде всего смысла жизни самого человека.

По моему мнению, смысл смерти в том, что он помогает лучше понять смысл жизни.

Согласно Библии, человек вначале был создан по образу и подобию Божию, то есть бессмертным. И только в результате грехопадения Адам и Ева были изгнаны из Рая и стали смертными.
Человек создан смертным, потому что он устаёт от жизни и хочет умереть.
Желание умереть столь же естественно, как и желание жить.

В романе Ивана Ефремова «Час Быка» показана цивилизация, в которой срок жизни предоставлялся в зависимости от социального статуса. К этому привыкли, и даже радовались, что им достался короткий век – прожить быстро и умереть молодым!

На свете смерти нет, – писал поэт Арсений Тарковский –
Бессмертны все. Бессмертно всё. Не надо
Бояться смерти ни в семнадцать лет,
Ни в семьдесят. Есть только явь и свет,
Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.
Мы все уже на берегу морском,
И я из тех, кто выбирает сети,
Когда идёт бессмертье косяком.

Есть мнение, что человеческий ум не мирится с мыслью о полной смерти человека за пределами его земной жизни, и потому религиозные верования всех стран создают образы бесплотной души, существующей за гробом человека в форме живого бестелесного существа, а мировоззрение Востока создало идею о переселении душ из одного существа в другие.

Если человек верит, что после смерти его ждёт суд за всё то, что он совершил в этой жизни, то он живёт осмотрительно, понимая, что придётся отвечать. И тогда любой поступок становится нравственным по необходимости. Такой человек смерти не боится, и не копит материальных благ.

Если единственное, что мы уносим в посмертную жизнь это наша душа, то зачем копить материальные ценности – нужно заботиться лишь о чистоте души.
Душа бессмертна, личность лишь меняет формы существования.
Но смерть должна оставаться тайной, чтобы люди не соблазнялись уходом в более лёгкую жизнь.

94% респондентов, отвечая на вопрос «хотели бы они знать день своей смерти», ответили отрицательно.
Большинство людей убегают от страха смерти через повседневные дела, не решая для себя вопроса о смысле своего существования. Они стараются не думать о смерти, а значит — и о жизни. Тот же, кто задумывается о смысле, невольно думает и о смерти.

Следует заботиться о том, чтобы жить не как можно дольше, а как можно правильнее.

Страх смерти – начало всякой мудрости, поскольку он требует от человека жить достойно.

Мне очень понравился новый фильм Эрика Ханекена «Любовь» – об умирании двух стариков.
Фильмов о смерти снято, наверное, не меньше, чем фильмов о любви; часто любовь и смерть соседствуют рядом, ведь это две стороны одной медали с названием Жизнь.
Понравились фильмы «Я остаюсь», «Море внутри», «Моя жизнь без меня», «Достучаться до Небес», «Знакомьтесь, Джо Блэк», «Куда приводят мечты», «Пока не сыграл в ящик».
После просмотра фильма «Достучаться до Небес» и «Пока не сыграл в ящик» захотелось прожить жизнь так, как прожили свои последние дни два умирающих человека: путешествовать по миру, делать добро, исполнять свои самые заветные желания.

Мне посчастливилось пережить нечто подобное смерти (я описал это в романе «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак»). Во всяком случае, в духовном смысле я родился заново, и праздную теперь два дня рождения.
Я уже достаточно видел смерть, и она стала главным героем моих романов. Потому что смерть – это призма, через которую видна истина.
Смерть – это последняя тайна, которая перевернёт наше представление о жизни, и, надеюсь, изменит наше отношение к жизни! Во всяком случае, такое изменение происходит у тех, кто пережил смерть в разных формах или столкнулся с ней лицом к лицу.

Мои переживания в результате автокатастрофы во многом совпали с описаниями людей, переживших клиническую смерть. Я отчётливо прочувствовал: У МЕНЯ НЕТ НИЧЕГО, кроме того, что в душе. ДУША – единственное, что я имею! И то, какой будет моя душа, зависит, каким будем моё существование и ТАМ и здесь!

Древние предупреждали – Memento Mori! – ПОМНИ О СМЕРТИ!
Смерть – главное событие в жизни человека, даже важнее рождения, ибо рождение не зависит от тебя, а смерть – это итог твоего пребывания на земле, твоя ответственность за прожитую жизнь. Смерть является нашим последним экзаменом в жизни!
Мы приходим в этот мир с определённой целью, у каждого своё предназначение. Одни его выполняют, а другие нет, и потому вынуждены вернуться, чтобы исполнить до конца то, ради чего рождаются в этом мире.
Жизнь есть дар, данный нам для самореализации и осуществления предназначенного.
Кто-то считает, что жизнь подобна отпуску, в ней следует отдыхать и развлекаться. А я считаю, что жизнь – это КОМАНДИРОВКА!

Стив Джобс накануне своей смерти говорил: «Смерть – это лучшее изобретение жизни, потому что она причина перемен. Память о том, что я скоро умру – самый важный инструмент, который помогает мне принимать сложные решения в моей жизни. Память о смерти – лучший способ избежать мыслей о том, что у вас есть что терять».

«Именно страх перед смертью, внезапной и неодолимой, заставляет людей грешить. Человек грешит и радуется греху, стараясь забыть о том, что ждёт его в конце жизни.
Люди сознательно делают себя рабами наслаждений, поскольку, выбирая земные удовольствия, они избегают поисков смысла жизни, а значит — перестают бояться смерти. Жить в постоянном страхе люди просто не смогли бы.
Бессмертие — вот истина, которая может сделать людей свободными. Но им не нужна свобода.
Людям необходима смерть! Обещанная вечная жизнь может стать мучительной перспективой, лишающей человека свободы.
Людей укрощает даже не страх смерти, а страх неведомого. Поэтому Смерть, как и Бог, должна оставаться Тайной.

Для многих самым страшным открытием может оказаться именно то, что смерти нет. В действительности, люди не боятся смерти, а жаждут её, поскольку для них она конец всего: мучений, сомнений, тревог, лжи, и даже свободы. Во что превратится человеческая жизнь, если лишить её конца?

Как устроится жизнь, когда в ней не будет смерти, страха и бегства от страха, если люди перестанут ценить прелесть мимолетных мгновений, а существование будет казаться изматывающей дорогой без конца?
Только смерть как конец всего, а не как переход в новую жизнь, открывает неповторимые радости земного существования.

Что толку протестовать против смерти? Нужно просто переступить через неё, и тогда страх неизбежной кончины исчезнет.

На самом деле, человека мучает не страх смерти, а страх бессмертия!
Нет страха смерти, есть лишь желание жить.

Страшна не смерть, а процесс умирания.
Умирать мучительно тому, для кого ужасна своей бессмысленностью прожитая жизнь.
Когда понимаешь, для чего надо было жить, но уже невозможно ничего исправить, тогда и постигаешь весь ужас смерти.
Страх смерти на самом деле это страх перед жизнью. И даже не перед кончиной как таковой, а перед небытием от неудовлетворённости прожитой жизнью.
Умереть не страшно. Страшно не умереть!»
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

Желающие полностью прослушать дискуссию (5,5 часов) могут скачать аудиофайл в формате dvf по ссылке для скачивания: http://exfile.ru/389517
Плагин от Sony здесь: http://www.nch.com.au/scribe/sony.html

P.S. Эта статья лишь одна из ступеней. Читайте другие мои статьи по данной проблеме: «Сколько раз мы живём», «Исповедь до и после смерти», «Рождение после смерти», «Сколько стоит бессмертие», «Почему люди боятся смерти».

А по Вашему мнению, В ЧЁМ СМЫСЛ СМЕРТИ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru

Мой видеоролик с конференции можно посмотреть здесь:
http://www.youtube.com/watch?v=VOfBeKmZ_W8

User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Константин Фёдорович Овчинников
post Dec 13 2012, 06:11 AM
Отправлено #2


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 649

Пол: Male



Нельзя искать смысл смерти в самой смерти. Это ужасное и пугающее занятие. А вот если все смыслы развития Биосферы свести в последовательную цепь её эволюционного развития, тогда смерть является необходимой неизбежностью. Из данных современности можно выделить, что разум человека совершенствуется из поколения в поколение. Тогда возникает вопрос, а почему бы человеку не жить несколько тысяч лет? А где вы видели старика который бы стал менять свои взгляды на новые? Каждый человек в развитии своего разума заходит в тупик и его жизнь теряет смысл и как следствие развитие его разума. Единственный выход из этого тупика заблокировать память прожитой жизни и это возможно только через смерть. И что остаётся? Остаётся душа, разум,фантом как угодно, лишённый материального носителя. Вдаваться в подробности этого очень сложного энергетического построения не будем, а отметим лишь то, что никакой жизни после смерти нет потому что душа без тела неполноценна. Но она существует, а это значит что путь её совершенствования начался гораздо раньше чем зародившееся тело этой жизни. Нам известно, что множество инстинктов человека схожи с животными инстинктами, а это значит что душа человека зародилась в животном мире задолго до рождения тела человека. Путь совершенствования души человека начался ещё в животном мире. Значит реинкарнация единственный путь совершенствования души. Тело человека это возможность дальнейшего совершенствования души. А когда душа сможет существовать без какого либо материального носителя? Когда она изучит мир настолько, что сможет создавать любые его составляющие. Из предложенной мною цепи эволюционного развитая биосферы видно что душа может существовать вечно. А есть ли предел её совершенствования? По всей видимости нет..........
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Victor 2
post Dec 13 2012, 09:49 PM
Отправлено #3


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 724




QUOTE(Константин Фёдорович Овчинников @ Dec 13 2012, 07:11 AM)
никакой жизни после смерти нет потому что душа без тела неполноценна.
А что мешает душе использовать новое тело, точно так же, как она использовала старое?
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Странник
post Dec 14 2012, 06:34 AM
Отправлено #4


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 514

Пол: Male



Виктор 2
QUOTE
А что мешает душе использовать новое тело, точно так же, как она использовало старое?


В некотором смысле, мешает вопрос ограниченного сознания, которое ограниченно понимает "тело"(не принимает в расчёт более тонкие тела(тела других уровней бытия)). В другом смысле - мешает сама зависимость обновляющейся души от старого тела, т.е. души ещё не способной в своём обновлении дойти до своего предела, т.е. умереть, чтобы потом воскреснуть в новом теле(типа "нового неба и новой земли").
Т.о. умирание души - это процесс отделения и освобождения от старого, для обретения нового("нового завета души и тела"). Но наверно могут быть и другие смыслы - в человеке грехов хватает... smile.gif
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Victor 2
post Dec 14 2012, 09:21 AM
Отправлено #5


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 724




QUOTE(Странник @ Dec 14 2012, 07:34 AM)
мешает сама зависимость  души от старого тела, т.е. души ещё не способной в своём обновлении дойти до своего предела, т.е. умереть
Допустим это так, но что мешает душе будучи в старом теле (в среднем 70 лет) научиться доходить до своего предела, то есть научиться умирать еще при жизни тела? Если как вы говорите грехи (ошибки), то что мешает человеку не совершать ошибок, а уже сделанные исправить?

Сообщение отредактировал Victor 2 - Dec 14 2012, 09:25 AM
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Времяоныч
post Dec 14 2012, 04:51 PM
Отправлено #6


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 179
Из: Русь, Белгород




Бытие состоит из двух миров. В одном Бог есть, в другом Бога мало.
Очень тяжело чувствовать отсутствие Бога. Может быть и постоянное его присутствие тоже может быть тяжелым (понял глядя на страдания атеистов), это может восприниматься как грехопадение, но, наверно, просто причина для психотерапии в мире где Бога недостает на каждом шагу. Вот и мотаются тут души (реинкарнируют) пока не возжаждут существования с Богом.

Онтология бивалентного бытия:

На протяжении истории развития человечества философы создали большое количество онтологических систем раскрывающих основы бытия. Но и сегодня в них остается много неясного. И основную проблему представляет человек. Конечно, и раньше подход философов был во многом антропологическим (от человека), но главную его особенность – сознание, философы раскрыли не достаточно.
Во многих философских системах для сознания обычно используется понятие идеального. Идеальное это и сфера идей и что-то мистическое. И в результате понятие идеального оказалось перегруженным разноплановым содержанием. Нужно внести разделение. Душа человеческая существует совсем не так как существует понятие треугольника или гипотенузы.
На мой взгляд, было бы разумно, наряду с материей, ввести анимаматерию (от лат. аnima – душа, materia – вещество), которая, как выяснено различными наблюдениями, обладает свойствами отличными от свойств материи.
Такие явления как телепатия, ясновидение, пророческое предвидение, гипноз говорят о том, что анимаматерия способна преодолевать пространство и время отлично от материи. Так энергия в мире рассеивается пропорционально квадрату расстояния, а для телепатии такого ограничения не наблюдается. А для скорости передачи сигнала ограничений не то что бы нет… он может быть передан даже в прошлое. Истории о клинической смерти, собранные различными наблюдателями, говорят о посмертном существовании души отдельно от тела.
И тут мы окажемся близкими к представлениям различных религий: зороастризма, христианства, буддизма, говорящих о существовании двух миров.
Зороастризм говорит, что существуют два мира, данных нам в ощущениях, - мир телесный, вещественный, и мир бестелесных сущностей. Первый мир преходящ, был сотворен и будет разрушен. Второй – непреходящ, вечен и неуничтожим. Последний является причиной и основой всего бытия.
И Христианство тоже является учением о двух мирах. В этом их главное сходство, влекущее за собой массу других общих черт.
Зороастризм говорит о первичности анимаматерии, она пронизывает видимый мир и обнимает его, преодолевая время, обладая вневременным постижением происходящего в мире.
Конечно, Зороастризм не знал понятия анимаматерии. Как требуется перевод с одного языка на другой, так требуется адаптация древних представлений в современных понятиях.
Такое понимание не ново и для философии. У некоторых философов душевные функции рассматривались на основе существования некоторой особой духовной субстанции. Так у Гераклита душа – тонкий огонь. У Декарта сознательные функции являются результатом проявления особой духовной субстанции.
Необходимо провести различение. Дух в современном понимании, берущим начало в немецкой философии, – это движение. Дух соотносится с материей примерно как энергия с массой (если рассматривать энергию как количество движения). В философии дух понимался как разум и сознание, во многом, благодаря своей подвижности, потому что сложно видеть разумность в чем-то статичном, неподвижном, в вещи.
Как в видимом мире есть материя и дух, так и в сознании есть душа (анимаматерия) и ее дух. Это четко прослеживается в Зороастризме, заявившем, что вещественный мир возник, изменяется и развивается в результате соединения двух духов: Святого Духа (Спента-Манью) и Злого Духа (Анхра-Манью).
И в Христианстве четко чувствуется разделение на два мира.
Еще недавно в основные проблемы философии выдвигали вопрос о том, что первично, материя или сознание. Но при этом априори делался вид, что второго мира не существует, поэтому победа за материей была предрешена. В этом споре видны отголоски Зороастризма, но о нем уже не вспоминали.
Рассмотрение философских проблем на искусственно суженом феноменологическом поле может приводить к простым решениям, которые выгодны для идеологий, но вредны для человечества, которое вводится в заблуждение.
Идеальное можно рассматривать и как субъективную реальность (как того хотят материалисты), но как реальность имеющую корни в двух мирах: материи и анимаматерии.
Конечно, с экспериментальным подтверждением анимаматерии есть сложности. Феномены анимаматерии можно пока наблюдать только отстраненно, как пятна на солнце, но не экспериментировать с ними. Но это проблема науки, а не философии.
Анимаматерия дает нам новую теорию мироздания, которую наука хоть и не подтверждает, но и не опровергает. Но надежда есть.
Некоторые исследователи (например, Вейник) говорят о необходимости частиц в и миллионы раз меньших атомных. Нано, фемто и пико размерности. Это конечно чисто математическое абстрагирование, потому что наблюдать их не имеется никакой возможности.
Но так ли уж все безнадежно для возможности наблюдения? Может быть анимаматерия все-таки наблюдаема там, где она находится в больших скоплениях? Недавно космологи заговорили о таинственной «темной материи» в просторах вселенной. (Тёмная материя в астрономии и космологии — форма материи, которая не испускает электромагнитного излучения и не взаимодействует с ним. Это свойство данной формы вещества делает невозможным её прямое наблюдение. Однако возможно обнаружить присутствие тёмной материи по создаваемым ею гравитационным эффектам. Обнаружение природы тёмной материи поможет решить проблему скрытой массы, которая, в частности, заключается в аномально высокой скорости вращения внешних областей галактик.) И анимаматерия могла бы внести свой вклад в гравитационную картину вселенной. Ведь она может быть не везде столь разряженной как на Земле, которая в этом отношении представляет что-то вроде заповедника. Некоторые плотные структуры анимаматерии (ангелы, архангелы) могут быть наблюдаемыми, но это скорее исключение. Даже густая сеть пневматосферы Земли совершенно незаметна для наблюдения людьми.
Наверно для полноценного развития человеческих душ необходима хотя бы иллюзия независимости и свободы действия, иллюзия самостоятельного нахождения и постижения, необходимых для нормального развития разума, опор и структур.
Представления о самостоятельности и полноценности душевного (анимаматериального) существования человека могут быть полезны для согласования различных взглядов людей на устройство мира. Так недавно в обществе разгорелись нешуточные споры о различных взглядах на происхождение человека. Сторонники эволюционизма и креационизма требуют признания познавательного дуализма в вопросах происхождения человека.
А что если Бог на протяжении миллионов лет эволюции создавал вовсе не человека, а лишь телесное вместилище для его души? Душа создавалась отдельно. И на протяжении миллионов лет тело человека вело чисто животную жизнь, без проблесков разума свойственных душе человека. Это минимизирует огромное количество страдания, которое кажется излишним. Тело закалялось, совершенствовалось, приобретало иммунитет и т.д. Где-то в библии (ссылки найду позднее) вроде бы говорится об акте творения человека как об акте коллективном. Может быть, это имеется в виду эволюционный процесс, когда природа, животные как-то воздействовали на человеческое тело, совершенствуя его, производя отбор. А сама история человечества, когда души людей стали вселяться в человеческие тела, может насчитывать всего сто или двести тысяч лет.
По видимому, целью всей этой сложной операции было создание иллюзии для человека свободы выбора разумных основ для своей жизни и люди прошедшие испытание и обретшие разум покидают этот детский сад и переселяются в более совершенные миры.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Константин Фёдорович Овчинников
post Dec 15 2012, 02:41 AM
Отправлено #7


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 649

Пол: Male



QUOTE(Victor 2 @ Dec 13 2012, 09:49 PM)
А что мешает душе использовать новое тело, точно так же, как она использовала старое?
*


Душа может совершенствоваться только в теле за счёт поступающей информации из окружающего мира и информационного поля человечества. После потери тела душа замыкаясь сама на себя и не воспринимает никакую информацию. Пока не будем говорить об отклонениях от этого процесса, когда душа продолжает воспринимать источники информации и становится начиная от призраков и кончая демонами и т.д. и т.п. создавая параллельный мир. Основное же количество душ получают новое тело. И дело здесь не в теле, а в душе. Душа могла бы использовать и старое тело, но как заблокировать всю отрицательную информацию накопившуюся за всю жизнь. А ведь этой информации 90%. Поэтому говорится в народе, что хорошее быстро забывается а плохое долго помнится. Покаяние в церкви приносит свои результаты, но они кратковременны и не меняют саму суть души. Для души не имеет значение сам жизненный цикл, для души важно какой уровень развития она получила чтобы в следующей жизни воспринимать более сложную информацию и дальше развиваться. Если тело уже получило предел своего развития и совершенства, то душа нет. По сути тело очень совершенная самообновляющаяся систем способная существовать очень долго, но из за несовершенства души люди уничтожают своё тело в течении 70 лет, а некоторые и раньше. А в чём смысл развития души? В том чтобы правильно использовать не только уже созданное, но и создавать новое в мире. Для этого и была создана биосфера земли. Но это разговор об отдельно взятой душе, а в целом души всего человечества могут ли они накопив отрицательную информацию зайти в тупик своего развития? Заходили и не один раз. Сколько цивилизаций было до нашей цивилизации. И выход только один, гибель цивилизации. Наша цивилизация стоит на грани своей гибели. Чтобы получить дальнейшее развитие необходимо стереть память всего разрушительного.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Странник
post Dec 15 2012, 09:18 AM
Отправлено #8


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 514

Пол: Male



Виктор 2
QUOTE
Что мешает душе будучи в старом теле научиться доходить до своего предела...


Я думаю, с одной стороны, это присутствие накопившейся тяжести в теле и душе, делающей её ленивой, тяжести гнетущей, увлекающей назад и тем самым закрепощающей её тяжёлыми чувствами, а с другой - потеря(отсутствие) цели, которой она должна грезить в своём влечении к пределу, т.е как бы не было плохо, но не должна быть разорвана та "серебряная струна", лиана, нить(Ариадны), с помощью которой только и можно преодолеть застилающую темноту.

Т.е. мешает присутствие одного и отсутствие другого...


"Свет во тьме светит, и тьма не обьяла его"...
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Victor 2
post Dec 15 2012, 09:55 AM
Отправлено #9


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 724




QUOTE(Константин Фёдорович Овчинников @ Dec 15 2012, 03:41 AM)
Душа могла бы использовать и старое тело
Как же его используешь, когда тело износилось и по этой причине стало "прахом земным". К сожалению, а скорее к счастью, тело временно и плюс несколько лет или даже десяток лет, это просто мизер по сравнению с тысячами лет, что для души почти вечность.
QUOTE
Покаяние в церкви приносит свои результаты, но они кратковременны и не меняют саму суть души.
Естественно, если душа наделала ошибок (грехов), то только она сама и может их исправить. А церковь может только помочь понять где именно ошибка, рассказать о правилах ее исключающих, примерно так, как это делает хороший учитель в средней школе.
QUOTE
И выход только один, гибель цивилизации.
Цивилизации развиваются и гибнут независимо от состояния душ людей, это закон их существования, точно также, как рождение и смерть тела человека. А если бы не было плохих душ, то откуда бы мы знали про хороших? Сравнивать было бы не с чем. Возможно я ошибаюсь, но научиться сохранять свою душу, что при гибели тела, что при гибели цивилизации, вот главная задача для души, пока она еще в живом теле. Иначе говоря, душа должна научиться умирать и вновь возвращаться к жизни еще при живом теле и тогда в следующем теле ей не придется начинать с "чистого листа". Как говорит религия "только потерявший /умеющий терять/ душу, сохранит душу".

Сообщение отредактировал Victor 2 - Dec 15 2012, 09:58 AM
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Константин Фёдорович Овчинников
post Dec 16 2012, 03:08 AM
Отправлено #10


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 649

Пол: Male



QUOTE(Victor 2 @ Dec 15 2012, 09:55 AM)
Как же его используешь, когда тело износилось и по этой причине стало "прахом земным".
*


В библии говорится Адам прожил 930 лет, а Ева 870 лет. Учёные установили что через каждые 7 лет все клетки организма человека обновляются. Теоретически установлено что тело человека может существовать очень долго в необходимой среде обитания и правильном его использовании. Рай, это не вымысел, а именно та среда обитания, которую человеку необходимо создать на земле. Но уровень развития людей настолько низок, что люди основательно загубили уже созданное,а не то чтобы создавать райские условия. Цивилизация разрушения неминуемо придёт к своей гибели. И в этом, виновны все религиозные направления, которые говорят, что человек временно на этой земле. Все считают себя временщиками на этой земле, и соответственно наплевательски относятся к ней, стараясь спасти свою душу.




User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Victor 2
post Dec 16 2012, 07:03 AM
Отправлено #11


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 724




QUOTE(Константин Фёдорович Овчинников @ Dec 16 2012, 04:08 AM)
В библии говорится Адам прожил 930 лет, а Ева 870 лет. ...Цивилизация разрушения неминуемо приведет к своей гибели. И в этом, виновны все религиозные направления, которые говорят, что человек временно на этой земле.
Про возраст Адама в Библии действительно написано, а про временность человека на земле (именно человека, а не его тела!) от вас слышу впервые. Наоборот, религия говорит "что внизу, то и наверху", то есть царствие божье не где-то за облаками, а здесь же на земле. Если допустим мы превратит землю в пустыню, то и такая же пустыня будет и в царствии божьем. Говоря языком философии, реальность которую мы видим одна единственная и никакой другой реальности просто нет.
Что касается длительности функционирования тела человека, то ведь других людей кроме Адама и Евы тогда на земле не было и можно было позволить роскошь жить 930 лет. А представьте какова была бы сейчас численность людей на земле, если каждый жил по 930 лет, никакая экология такой нагрузки не выдержала бы. В шумерских табличках написано, когда боги увидели с какой скоростью размножаются люди, то намеренно ограничили продолжительность жизни тела человека до 100 лет.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Константин Фёдорович Овчинников
post Dec 17 2012, 07:36 PM
Отправлено #12


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 649

Пол: Male



QUOTE(Victor 2 @ Dec 16 2012, 07:03 AM)
Про возраст Адама в Библии действительно написано, а про временность человека на земле (именно человека, а не его тела!)  от вас слышу впервые. Наоборот, религия говорит "что внизу, то и наверху",
*


А в какой религии говорится, что человек возвращается обратно в земную жизнь чтобы продолжить путь своего совершенства?
QUOTE(Victor 2 @ Dec 16 2012, 07:03 AM)
то есть царствие божье не где-то за облаками, а здесь же на земле. Если допустим мы превратит землю в пустыню, то и такая же пустыня будет и в царствии божьем.  Говоря языком философии, реальность которую мы видим одна единственная и никакой другой реальности просто нет.
*


Полностью согласен с вашими выводами, но к огромному сожалению это не религиозная философия, которая говорит, что человек должен достичь своего совершенства за одну земную жизнь.
QUOTE(Victor 2 @ Dec 16 2012, 07:03 AM)
Что касается длительности функционирования тела человека, то ведь других людей кроме Адама и Евы тогда на земле не было и можно было позволить роскошь жить 930 лет.
*


Поэтому и говорится, что был рай на земле.
QUOTE(Victor 2 @ Dec 16 2012, 07:03 AM)
А представьте какова была бы сейчас численность людей на земле, если  каждый жил по 930 лет,  никакая экология такой нагрузки не выдержала бы. В шумерских табличках написано, когда боги увидели с какой скоростью размножаются люди, то намеренно ограничили продолжительность жизни тела человека до 100 лет.
*


Я уже говорил что продолжительность жизни напрямую зависит от развития разума человека. При нашем отношении к своему телу мы гробим его в среднем за 70 лет.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Victor 2
post Dec 18 2012, 09:46 AM
Отправлено #13


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 724




QUOTE(Константин Фёдорович Овчинников @ Dec 17 2012, 08:36 PM)
А в какой религии говорится, что человек возвращается обратно в земную жизнь чтобы продолжить путь своего совершенства?
На сколько я знаю, ни одна религия не говорит о продолжении совершенства, но любая религия говорит о возвращении души в тело, как об очередной возможности достичь совершенства, начав "с чистого листа". То есть, совершенным человек может и должен стать за одну жизнь в теле, а если не захотел, то только тогда "перезагрузка".
QUOTE
При нашем отношении к своему телу мы гробим его в среднем за 70 лет.
При нашем отношении к другим людям, мы гробим свою душу (личность) в среднем за 70 лет, причем навсегда. Это я к тому, что думать надо не о своем теле, а о своей душе, только она может быть бессмертной (вечной).
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Константин Фёдорович Овчинников
post Dec 18 2012, 08:00 PM
Отправлено #14


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 649

Пол: Male



QUOTE(Victor 2 @ Dec 18 2012, 09:46 AM)
То есть, совершенным человек может и должен стать за одну жизнь в теле,  а если не захотел, то только тогда "перезагрузка".
*


Похоже у нас разные понятия о совершенстве. Я считаю что человек достигнет совершенства только тогда, когда для него не будет никаких тайн в мире.
QUOTE(Victor 2 @ Dec 18 2012, 09:46 AM)
При нашем отношении к другим людям, мы гробим свою душу (личность) в среднем за 70 лет, причем навсегда. Это я к тому, что думать надо не о своем теле, а о своей душе, только она может быть бессмертной (вечной).
*


Совершенствуя своё тело человек совершенствует и душу. И начинать необходимо не с себялюбия, а с бережного отношения к себе. Сохраняя свое тело, человек продлевает свою жизнь, увеличивая срок совершенствования души. Сами посудите, какой человек решает больше жизненных задач, который ест что попало, пьёт что попало и дышит чёрт знает чем, или человек изучающий рациональность питания, ищущий чистые источники воды, стремящийся жить в чистой не промышленной зоне? И как правило, у таких людей и друзья такие же, заботящиеся друг о друге и даже о незнакомых людях.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Victor 2
post Dec 18 2012, 09:37 PM
Отправлено #15


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 724




QUOTE(Константин Фёдорович Овчинников @ Dec 18 2012, 09:00 PM)
Сами посудите, какой человек решает больше жизненных задач, который ест что попало, пьёт что попало и дышит чёрт знает чем, или человек изучающий рациональность питания, ищущий чистые источники воды, стремящийся жить в чистой не промышленной зоне?

Это смотря что считать жизненной задачей или смыслом своей жизни. Если "в здоровом теле - здоровый дух", то тогда вы правы. Как говорится, кто не курит и не пьет, тот здоровенький умрет. smile.gif А можно и наоборот, "при совершенной душе (личности) и тело болеть не будет", хотя тело тоже неизбежно умрет, но зато душа продолжит жить.
QUOTE
Я считаю что человек достигнет совершенства только тогда, когда для него не будет никаких тайн в мире.
И я так считаю. Кстати, и Сократ так считал, сказав свою знаменитую фразу "познай самого себя и познаешь весь мир". Думаю, это и есть основная жизненная задача человека, наряду с множеством второстепенных, типа: воспитай сына, посади дерево, построй дом...
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Константин Фёдорович Овчинников
post Dec 19 2012, 06:34 AM
Отправлено #16


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 649

Пол: Male



QUOTE(Victor 2 @ Dec 18 2012, 09:37 PM)
И я так считаю. Кстати, и Сократ так считал, сказав свою знаменитую фразу "познай самого себя и познаешь весь мир". 
*


А вы можете назвать хотя бы одного человека познавшего себя и весь мир?
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Victor 2
post Dec 19 2012, 08:35 AM
Отправлено #17


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 724




Уже назвал - Сократ, иначе откуда бы он знал, что для познания мира необходимо познавать именно самого себя. Могу и второго назвать - Платон, который дал описание мира, как одного единого. Думаю, таких людей достаточно много в каждом поколении.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
PhW
post Dec 20 2012, 03:05 AM
Отправлено #18


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 227

Пол: Male



Николай, у вас получилась хорошая статья. С некоторым диалектическим романтизмом но достаточно сбалансированно.
Я думаю, что нет такого "смысла" в котором смерть не участвовала-бы прямо или косвенно. Поэтому у нее нет некоего единого, ярко выраженного смысла. Смерть универсальна и безхитростна как второй закон термодинамики. Тем не менее ее "смысл" можно разделитьна 2 больших категории - индивидуалный и эволюционный. Горечь истинны заключается в том, что нас страшит не столько невозвращаемость из мира теней (в жизни мы часто не возвращаемся в былые места), сколько неопределенность с предчувствием «худшего варианта» - конца и персонального небытия. Всё что нужно человеку для экзистенциального счастья – это знак другой жизни с того берега Стикса. Но таких знаков не существует и вы остаетесь на едине со своей верой со своим богом и со своим смыслом своей жизни. И все наши самореализации, инкарнации, покаяния и пр. звучат таким детским лепетом когда вы на краю пропасти.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Константин Фёдорович Овчинников
post Dec 20 2012, 04:31 AM
Отправлено #19


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 649

Пол: Male



QUOTE(Victor 2 @ Dec 19 2012, 08:35 AM)
Уже назвал - Сократ, иначе откуда бы он знал, что для познания мира необходимо познавать именно самого себя.  Могу и второго назвать - Платон, который дал описание мира, как одного единого. Думаю, таких людей достаточно много  в каждом поколении.
*


А что, человечество икоренило все болезни человека? Так о каком познании себя можно говорить?
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Константин Фёдорович Овчинников
post Dec 20 2012, 04:41 AM
Отправлено #20


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 649

Пол: Male



QUOTE(PhW @ Dec 20 2012, 03:05 AM)
И все наши самореализации, инкарнации, покаяния и пр. звучат таким детским лепетом когда вы на краю пропасти.
*


Как правило, человек с твёрдвми взглядами, подходит к этому краю пропости, без лишней паники.....
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Reply to this topicTopic OptionsStart new topic
 

Текстовая версия Сейчас: 28th March 2024 - 11:43 AM
Реклама: