Машинерия жизни., Техника - средство или цель человека?
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Машинерия жизни., Техника - средство или цель человека?
Странник |
![]()
Отправлено
#1
|
Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 514 Пол: Male ![]() |
"Нет никакого демонизма техники - пишет Хайдеггер, - но есть тайна её сущности".
Начну,пожалуй, с того, что есть как беспредметная, так и предметная тайна её сущности, тайна, охватывающая диапазон от восточной культуры внутренних практик психо-техники, до её внешнего выражения в западной культурной цивилизации. И всё это техно-производство неотделимо от человека, производство как средства техники, помогающие достигать целей, с одной стороны, и техники как самой цели, с другой стороны. В связи с этим, остаётся открытым вопрос о существе техники: ЧТО ТАКОЕ ТЕХНИКА - средство или цель человека? Этот вопрос упирается в вопрос отношений человека как к Богу, так и к окружающему миру, а также к самому человеку как мере всего. Ещё с античных времён человек был призван к цели "познай себя и познаешь мир". Сегодня же подобная целедостижимость, судя по философствующим мыслителям( в отличие от мыслителей античности), выглядит пессимистически. Например, М.Эпштейн заявляет такое: " Раньше человек, ища себя в себе, находил Бога, потом - природу, теперь Машину. Человек видит всё, кроме себя, себя он видит только со спины, как другого. Задача гуманитарных наук - повернуть человека лицом к самому себе - невыполнима". Подобная безликость человека,можно смело предположить, - в его культуру и прежде всего его культуру поведения привнесёт замену("свято место пусто не бывает") в виде животного лика(животно-машинного лика), наделённого волей к власти. Ницше("Антихрист"): "Мы более не выводим человека из "духа", из "божества", мы отодвинули его в ряды животных. Мы считаем его сильнейшим животным,потому, что он хитрее всех...", и далее... "Декарт впервые рискнул высказать мысль, что животное можно понимать как МАШИНА, - вся наша физиология старается доказать это положение". Но, как выясняется, что не только физиология, но и "Философия различия"(Постмодернисты), базирующаяся на философии Ницше. Им везде и всюду видятся одни лишь потоки желающих машин. Ж.Делёз("Капитализм и шизофрения"): "Повсюду производящие и желающие машины, шизофренические машины, целая порождающая жизнь; я и не-я, внешне и внутренне больше ничего не значат". То есть, стирается "различие человек-природа: человеческая сущность природы и природная сущность человека отождествляются в природе как производстве или промышленности". Причём, человек уже не как царь творения, а всего лишь как вечный(или не вечный) служитель МАШИН вселенной. Но если человек только служитель, то со временем он может стать или уже становится лишь средством к достижению целей навязанных ему производством желающих машин, шизофреническим производством. И, в конечном счёте, человек настолько впадёт в зависимость от машин, что станет их рабом, которого они впоследствии(за ненадобностью или непрофпригодностью к обслуживанию дальнейших их целей) заменят на более пригодную машину-робота(КИБОРГА). Т.о., фантастика в виде "ВОССТАНИЯ МАШИН" вполне может оказаться совсем и не фантастикой, а самой настоящей реальностью машинерии жизни,затмевающей собой биологическую жизнь. Т.о., простой вначале вопрос "Что такое техника и каково её положение в мире?" становится всё сложнее по мере того, как практические воздействия техники на природу и человека делают её главным фактором земной жизни. И эта сложность, казалось бы простого вопроса, кроется в тесной взаимосвязи человека и техники. Анализ человеческой жизни неминуемо влечёт рассмотрение её техногенных аспектов, а анализ техники приходит к рассмотрению её воздействия на человека. Техника "утопает" в человеке так же, как и человек в технике, т.е. становится звеном созданной им же машинной организации жизни(машинерии жизни). По этому поводу одни мыслители высказывают оптимистические мысли в отношении техники, другие же, наоборот, пессимистические. Так, Э.Карнап понимал технику как "органическую проекцию", усиливающую возможности органов человека. Х.Ортега-и-Гассет: "Миссия техники - освобождение человека, дарующее ему возможность всецело быть самим собой". Т.е. техника кажется только средством помогающим человеку в достижении его целей. Но, как говорит К.Ясперс, - "То, что в течении тысячелетий составляло мир человека, в настоящее время как будто потерпело крушение... сам человек как будто растворяется в том, что должно быть лишь средством, а не целью". Перед человечеством встаёт вопрос: к чему оно идёт? По поводу будущего техно-исторического периода Ясперс вопрошает: " Может ли случиться, что техника, оторвавшись от смысла человеческой жизни, превратиться в средство неистового безумия людей?".... "Феномен техники, поскольку он не распознан, - не только опасность, но и задача". Пожалуй, необходимо сказать ещё и о "экстропианцах"(Экстропия), страстных приверженцах к трансформирующему потенциалу инженерии, которые надеются создать МАШИНЫ, которые преодолеют границы нашей человечности, последовательно пройдя трансчеловеческую и постчеловеческую стадию. Макс Мор: " Мы должны активно готовить себя к моменту, когда машины совершат квантовый скачок за пределы описанного любой научной фантастикой, ...когда технология позволит нам переделать себя в психологическом, генетическом и нейрологическом аспектах, ...а если не получится, то есть другой план: сгрузить своё сознание, свой разум, своё "Я" в компьютер. Мечта о загрузке сознания в компьютер зародилась уже в первые десятилетия компьютерного века. Новые подходы к сложным информационным системам позволили предположить, что сознание в конечном итоге может быть описано как нейрокомпьютер. Идея отгрузки сознания имплицитно содержится в теории информации. Информационная технология будто бы позволит обойти или перескочить энтропию, пугающую жизнь своим смертельным исходом. Итак, ответить на то, очередной ли это миф или обнадёживающая реальность, сможет, видимо, прояснить только ответ на вопрос: что такое техника?... и в каком смысле она действительно является для человеческого "Я" спасением? Если верно, что КРАСОТА СПАСЁТ МИР, то ТЕХНИКА как МАШИНЕРИЯ ЖИЗНИ в своей конечной инстанции должна быть отождествлена с этой СПАСАЮЩЕЙ КРАСОТОЙ! |
![]() ![]() ![]() |
Странник |
![]()
Отправлено
#2
|
Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 514 Пол: Male ![]() |
Квестор
QUOTE Именно способность машины к самостоятельной автономной, механической деятельности и пугает человека. ...И самое смешное, что больше всего боятся технику те, кто её совсем не знает, философы... Машина потому и пугает человека, что он отстаёт в существенном обобщении этой автономной деятельности, а раз отстаёт, то естественно машина становится тем демоном, который действует на человека пугающе. "Демон машины" есть некая нераскрытая потаённость в ней, при которой человек чувствует что теряет или вот-вот потеряет контроль/управление над машиной. Техника грозит выскользнуть из по власти человека,т.к. инструментальное понимание техники,будучи фактологически верным, не раскрывает её сущности. Оно, по мнению Хайдеггера, является "зловеще правильным", потому что " худшим образом мы отдаёмся во власть техники тогда, когда рассматриваем её как нечто нейтральное; ведь такое представление о технике, ныне особенно распространенное, делает нас совершенно слепыми в отношении сущности техники". Античное "технэ" - это не просто средство, а "вид раскрытия потаённости" или "область выведения из потаённости, осуществления истины"(Хайдеггер). Итак, с одной стороны, философы потому и боятся, что ещё не могут или уже утратили эту способность раскрытия сущности техники, а с другой стороны, видя ту ограниченность понимания человеком техники по сути, понимают в какую опасность вовлекается сам человек поверхностно заигрываясь с техникой. Например, поиграли в "атомную бомбу", применив её на практике(в Японии), а потом ужаснулись,видя воотчию результаты этой игры. В.ИВАНОВ QUOTE Техника - IMHO, не средство и не цель в общем смысле... А вы не задумывались над обратным, т.е. что техника по своей сущности как раз может быть в общем смысле и средством и целью(Т.е. единством средства и цели)?! QUOTE Есть та граница,за которой "техника" становится искусственной "жизнью". Но эта граница остаётся для многих тем "камнем преткновения" о который постоянно претыкаются, не идя(не раскрывая)дальше в понимании иной формы жизни. Например, кремниевой формы жизни. |
Vsevolod_Ivanov |
![]()
Отправлено
#3
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 401 Из: Москва ![]() |
QUOTE(Странник @ Feb 23 2011, 11:23 AM) А вы не задумывались над обратным, т.е. что техника по своей сущности как раз может быть в общем смысле и средством и целью(Т.е. единством средства и цели)?! В общем-то, "неотъемлемая среда обитания" - это где-то близко. QUOTE(Странник @ Feb 23 2011, 11:23 AM) Но эта граница остаётся для многих тем "камнем преткновения" о который постоянно претыкаются, не идя(не раскрывая)дальше в понимании иной формы жизни. Например, кремниевой формы жизни. Я имел в виду другую "форму [искуственной] жизни" - виртуальную. Роботы и прочие "кремниевые" ребята пока из стадии имитации, хотя иногда и впечатляющей имитации, не вышли. До "воспроизводства, смертности, изменчивости" (трёх составляющих, необходимых для причисления к "живому" в отличие от "неживого" в традиционном понимании) им очень и очень далеко. А вот тем "организмам", "средой обитания" которых является информационная среда, созданная человеком - IMHO, ближе. В первую очередь это персонажи компьютерных игр, которые уже далеко не просто "монстры" и "оппоненты". Дело даже не в "продвинутом AI" или "способности к взаимодействию отдельных юнитов в группе", но именно - в смертности, воспроизводстве и мутации. В некоторых играх такие "персонажи" уже весьма близко подошли к имитации жизни, а не только имитации того или иного "разумного" поведения. Но ещё больше поражают воображение (если вдуматься немного) компьютерные вирусы. Когда "держишь в руках" (i.e. смотришь на байткод) "тварь", которая, умещаясь в 60Кб (мизер, кто не знает), умудряется а) заразить машину б) докачать свои части (прямо "распределённое существование" какое-то), для чего поставить не много не мало такой мал-мал FTP-клиентик, а в дальнейшем - и FTP-серверок в) самомодифицироваться (!) при каждой перезагрузке, причём некоторые "твари" - так, что не остаётся ни одного байта от исходного! г) выполнять определённый функционал (воровство и кака - ну вирус он и есть вирус) и д) принимать команды "извне" - от сервера[-ов] хозяина и е) "умирать", в т.ч. - даже (для некоторых вирусов) - самоуничтожаться по команде извне... ж) прятаться ("стелситься") - а это при наличии Каспера или Аваста очень и очень непросто - поневоле призадумаешься. А ботнеты? Если кто не знает, что это такое - поясню: "бот" в данном контексте - это программка, выполняемая на заражённой машине. Таких машин может быть 50, может быть 100, может быть 200 тысяч. Такие боты выполняют какую-либо заданную на "сервере хозяина" задачку (команды откуда они регулярно получают, "проверяя" своего рода "почту"), причём выполняют согласованно - от апдейта собственного ПО (модификации) до DoS-атаки, рассылки спама или распределённых вычислений. Это жуткая "машинерия" пашет, и пашет согласованно. Более того, оно ещё и само размножается и по очень неглупым алгоритмам "заражает" всё большее число машин, не превышая, впрочем, того предела, при котором может "рухнуть" сама "среда обитания" (печально известный Blaster в своё время превысил - чуть не рухнули... я тогда видел "риалтаймовую карту заражения Америки" с зелёными, жёлтыми и красными "огонёчками" понятного значения (подсеть здорова, подсеть перегружена, подсеть "легла"), знакомый хостер дал поглядеть в "закрытое, только для спецов" местечко - страшноватое зрелище, особенно когда понимаешь, чем это может кончится. Обошлось, слтегспидя) Язык не обманывает: биологический вирус считается самым примитивным "организмом", тем, что находится на самой грани между "жизнью" и "нежизнью", между "живым организмом, реагирующим на среду" и "мёртвой" физимо-химической реакцией". "Вирус", "штамм", "заражение", ..., ... - это не просто внешнее сходство, это язык реагирует на родство явлений, IMHO (я сам не люблю всякой каббализации и "мистики" на основе омонимичности или переносного смысла отдельно взятого слова, но тут налицо перенос метафоры целиком, целого комплекса понятий) Конечно, компьютерному вирусу недостаёт многого, чтобы считаться "жизнью": в частности, ни свободы, ни - одного из самых основных признаков "живого" - способности к [самостоятельной] изменчивости, способной привести к эволюции. Однако, думаю, "искуственной жизни" стоит ожидать именно здесь, а не в "пробирках". |
![]() ![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 23rd May 2025 - 01:30 PM |