Ветер перемен, Сущностные метаморфозы
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Ветер перемен, Сущностные метаморфозы
Людмила |
![]()
Отправлено
#1
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 1 333 Пол: Female ![]() |
У меня тоже был учитель. Он носил черную шляпу с широкими полями, длинную бороду и черный лапсердак. Как-то, в том непонятном мороке из дождя и снега (которым разразилась необыкновенно задержавшаяся зима в наших краях), оседающих резво бегущими по лобовому стеклу каплями и ритмично смахиваемых дворниками, мелькнуло его тонкое лицо... «Сущность времени заключается в перемене, овладев сущностью вещи, можно овладеть самой вещью...» Мне захотелось поговорить о сущностях, а, может быть, о переменах...
![]() ![]() Сущность понятия о ФАКТЕ заключается в его НАЛИЧИИ или отсутствии, а отнюдь, не в правильности или неправильности. ПРАВИЛЬНОСТЬ или неправильность являются сущностями совершенно иной категории или понятия о МЕРЕ. Если мы заинтересованы в фактических переменах, то должны учитывать их природу – НАЛИЧИЕ ( или БЫТИЕ). Работа с фактом через меру не может дать никакого положительного результата по причине отсутствия связующих (а, стало быть, воздействующих и управляющих) элементов между этими двумя категорями. Использование меры, как инструмента для воздействия на факт, порождает дополнительный ряд фактов, которые впоследствие должны будут проходить и проходят характерную для факта фиксацию (признание), что, само по себе, затрудняет и продлевает во времени «работу» с основным, исходным фактом первоначала. Мы не можем овладеть явлением, прилагая к нему корни иных, отличных от него, понятий. Поэтому, работа с фактом требует от «оператора» четкого представления, с чем он имеет дело. Он имеет дело с ЯВЛЕНИЕМ. Для того, чтобы «связать» явление или заключить его в нужные рамки, человеку необходимо овладеть КОРНЕМ (сущностью) явления, т.е., самим НАЛИЧИЕМ явления. Другими словами, человеку, овладевающему НАЛИЧИЕМ факта, необходимо ПРИЗНАТЬ это наличие. Но, на пути к признанию мы встречаемся с оценкой того, ЧТО мы должны признать. Т.е., препятствием к ПРИЗНАНИЮ факта (а, в нашем случае разговор идет не больше и не меньше, но о власти над реальностью), стоит некий стандарт, который переводит решение задачи по перемене факта в ложную плоскость: подменяя сущность присутствия на сущность оценки. При подобном переводе ключевая фиксация факта упускается и перемена становится невозможной. Сам стандарт не является ложью, но служить ключевым элементом в деле фактических перемен не может: ключ (размыкающая часть) должен абсолютно соответствовать замку (факту). Стандарт не соответствует факту, потому что описывает или содержит в себе ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о бытии, НЕ ЯВЛЯЯСЬ им по сути. Человек является СВЯЗУЮЩИМ звеном между ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ и ФАКТОМ, содержа в себе общее и с тем и с другим: размыкая реальность совпадением с нею по факту и замыкая совпадением - по представлению о ней. Все вышеизложенное справедливо по отношению к факту любого свойства: как физического, так и духовного (психического). Ничего сложного, но как тяжко ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Vitaliy |
![]()
Отправлено
#2
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 250 Из: Odessa, Ukraine Пол: Male ![]() |
Людочка, вот вы оставили вашего покорного и бесхарактерного слугу без внимания, а у него же мозги продолжают шевелиться... мысль вырабатывают. Я к вопросу о той же связи... Предположим, я готовлюсь стать мастером по ремонту телевизоров. Приехал из деревни... И вообще этого слова до сего дня не слышал и не подозревал о существовании подобных объектов. И вот утром в кафе случайно услышал: телевизор сломался. У меня что - появилась сперва некая абстрактная связь со словом "телевизор"? Я заинтересовался, подсел к мужичкам и - слово за слово - узнал у них, что это за прибор и что он может делать. У меня связь окрепла, и уже не просто с десигнатом - именем: "телевизор", а уже какая-никакая коннотация появилась.
А дальше пошел я в училище, где мне стали рассказывать всю теорию - радиоволны, разложение изображения и пр. Я стал понимать больше. Но, предположим, реального физического ТВ еще не видел. У меня образовалась связь только с понятием, и это понятие просто обогащалось... Наконец, увидел реальный ТВ. Осмотрел его... Соотнес с полученными теоретическими знаниями. А дальше на практических занятиях нам преподали, какие бывают неисправности, как их диагностировать и устранять. При этом мое знакомство с предметом, "связь" с ТВ и в общем виде, и на конкретных примерах, все усиливалась. Наконец, курс обучения завершен, и меня выпускают в мир для реальной работы по ремонту телевизоров. И только после этого я в состоянии прийти к заказчику и отремонтировать неисправный аппарат. Что мы видим на этом примере? Во-первых, процесс возникновения "связи" в вашей терминологии. Кстати - если я не имею о чем-то никакого представления - такая связь не возникнет. Правильно? Ваш термин "подобие" становится тут совершенно контринтуитивным. Что чему в этом нашем примере подобно? Следующий вопрос. А могу ли я каким-то образом получить ЗНАНИЕ о чем-то дотоле мне неизвестном? Например, определить, "увидеть" вашу квартиру: на каком она этаже, куда смотрят окна, сколько комнат? Эзотерики полагают, что это возможно в процессе астральных путешествий, ВТО и прочих осознанных сновидений. Этот момент висит в воздухе - рационалии до сих пор я не увидел. А у вас? Вы заметили, что я делаю вам подставу: чтобы вы могли вывести за ручку Бога из машины. Вы готовы это сделать? Либо же я нацеплю очки и нудным голосом заключу это рассуждение, что единственный путь познания человека - это через культурал ноосферы - получить накопленные человечеством знания, умения, опыт, и через свое непосредственное взаимодействие с ФУР - все в полном соответствии с основами марксистско-ленинской философии. Мы, оказывается, говорим прозой, а иногда - стихами... Это и все, что мы можем узнать, приобрести? И последнее. Есть ли еще какой канал приобретения информации, кроме рассмотренных выше? ЧтО могут дать треннинги, психопрактики сверх этого? Кроме, конечно, общепонятных тренировок внимательности, памяти, последовательности освоения?... Сообщение отредактировал Vitaliy - Mar 10 2007, 01:18 PM |
Людмила |
![]()
Отправлено
#3
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 1 333 Пол: Female ![]() |
QUOTE(Vitaliy @ Mar 10 2007, 05:18 AM) Людочка, вот вы оставили вашего покорного и бесхарактерного слугу без внимания, а у него же мозги продолжают шевелиться... мысль вырабатывают. Я к вопросу о той же связи... Предположим, я готовлюсь стать мастером по ремонту телевизоров. Приехал из деревни... И вообще этого слова до сего дня не слышал и не подозревал о существовании подобных объектов. И вот утром в кафе случайно услышал: телевизор сломался. У меня что - появилась сперва некая абстрактная связь со словом "телевизор"? Я заинтересовался, подсел к мужичкам и - слово за слово - узнал у них, что это за прибор и что он может делать. У меня связь окрепла, и уже не просто с десигнатом - именем: "телевизор", а уже какая-никакая коннотация появилась. Здравствуйте, Виталий! Я понимаю Ваши муки и Ваше нетерпение. Когда-то задала Павлу вопрос, что предшествует моменту интеллектуального озарения (бифуркации) нашего сознания, но этот вопрос так по сей день и остался открытым (представляете, не смог мне Павел вот так, мимопоходя, дать ответ на этот «незначительный вопросик» ![]() Теперь – «в деревню» ![]() ![]() ![]() ![]() Людмила. С уважением. |
Vitaliy |
![]()
Отправлено
#4
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 250 Из: Odessa, Ukraine Пол: Male ![]() |
[quote=Людмила,Mar 11 2007, 09:36 AM]... Когда-то задала Павлу вопрос, что предшествует моменту интеллектуального озарения (бифуркации) нашего сознания, но этот вопрос так по сей день и остался открытым (представляете, не смог мне Павел вот так, мимопоходя, дать ответ на этот «незначительный вопросик»
![]() Не могу отказать себе в удовольствии привести цитату из своего любимого автора. У меня даже есть и на языке оригинала: - Поpою кажется, будто внезапное озарение может совеpшенно пеpевеpнуть человеческую судьбу. Hо озарение означает лишь то, что Духу внезапно откpылся медленно подготовлявшийся путь. Я долго изучал гpамматику. Меня учили синтаксису. Во мне пpобудили чувства. И вдpуг в мое сеpдце постучалась поэма. - Une illumination soudaine somble parfois faire bifurquer une destine'e. Mais l'illumination n'est que la vision soudaine, par l'Esprit, d'une route lentement pre'paree'. J'ai aррris lentement la grammaire. On nia exerce' a` la syntaxe. On a e'veille' mes sentiments. Et voila` brusquement qu'un poe`me me fraррe ou coeur. Это вам - гуманитарию - ответ другого очень авторитетного гуманитария. Уважаю Антуана - он умел глядеть на мир и всесторонне и глубоко. Да... а, кстати, не далее как вчера из почты вывалилась одна очень душевная фраза: На самом деле таблица Менделеева впервые приснилась А.С. Пушкину, просто он ни фига не понял. А теперь мои собственные мысли. Я просто не понимаю. Искренне не понимаю - что вы все в этом инсайте застреваете? Что вы там увидели чудесного, удивительного, непонятного? Конечно, деталей мы не знаем - биофизики и нейрофизиологи здесь отстают от инженеров, но концептуально процесс понятен. Ни один неуч не открыл никаких глубоких естественнонаучных истин. Это, кстати, один из ключевых моих вопросов - если меня кто-то в этом плане достоверно опровергнет - это было бы серьезно. Но пока я рассуждаю на основе известной мне информации. Человек становится специалистом. Изучает объект исследования со всех сторон, гипотезы-теории других исследователей, и имеющуюся фактическую информацию, и мучительно ищет - как бы это все объединить в одно гармоничное целое. Вопрос сложный, и у него сразу не получается. Но интересный - поэтому он размышляет на эту тему и днем и во сне и на отдыхе - вертит и так и эдак, перебирает бесчисленное множество комбинаций. И все не выходит. Сильно препятствует эффект колеи, шаблонного мышления, "замыливания" глаз. Вспомним "Фактор шума" Р.Джоунса. Человек раз за разом совершает одну и ту же ошибку, оплошность, нелогичность, не видит решения - и проскакивает в тупик. Но ведь известно - толцыте - и отверзется, и дастся вам! (по шее... ![]() Житейских примеров полно. Так мы в школе решали трудные для нас задачи. Так работает следователь, восстанавливая картину преступления по отдельным уликам и свидетельским показаниям - пока вся эта puzzle не сложится из кусочков. Иногда это просто тупая комбинаторная задача. Но чаще нужно применить эффективные эвристики в поиске наилучшего решения. Эвристических правил психологи намолотили предостаточно, но и многого мы еще не знаем. На меня в свое время большое впечатление произвела ТРИЗ Альтшуллера. Мне даже посчасливилось участвовать в одном из его семинаров. Какой вывод? Задача безусловно сложная. Но сложных задач у нас как собак нерезаных. Все простые уже до нас порешали, нам остались исключительно сложные. Причем у специалистов во всех областях знания. Но чего-то изначально чудесного, необъяснимого здесь не просматривается. А чего вы к Павлу приставали? Кто он, кстати, по профессии? И какой ответ из него выколачивали? Что предшествует инсайту? Плановая, квалифицированная, большая работа, требующая нестандартного и гибкого мышления... собственно, как всегда, везде и во всем. [quote]Многие сейчас интересуются этим моментом и пытаются нарушить заточение собственного разума, включая и «моего покорного слугу», но все дело, видите ли, в том и состоит, что не можем мы никак управиться с этой «отправной» точкой, а без нее - «и ни туды и ни сюды».[/quote] Да ну, Люданька... Вы драматизируете ситуацию. Ваш покорный слуга, по крайней мере, на эту тему ни одной бессонной ночи не потратил. Нету чуда! Работать надо! Хорошо работать! А если своих ресурсов нехватает - да, пойти к грамотным психологам, типа того же Альшуллера, потренироваться у них. Ну как всегда и везде: прежде, чем научиться делать хорошие табуретки, надо поучиться и самому поднабраться опыта... Меня подобные вопросы сейчас не занимают. Мало ли что у меня недоразвито... Вот зрительная память в очень плохом состоянии. Если бы здесь был затык - занялся бы специальными упражнениями по тренировке... Я же ко всему этому не со шкурных позиций - я исследователь. И для меня как для исследователя, достаточны примеры Менделеева, Эдисона, Теслы - они все были трудяги. Ничто им за красивые глазки из рук Бога не доставалось. А меня как раз сейчас интересуют именно эти проблемы - принципиальной возможности получения информации из ЭИП или что-то в этом духе. Если ваши рекомендации будут заключены в том, что, дескать - иди, учись выбранной специальности, развивай воображение и учись не следовать застарелым канонам... я, конечно же, скажу "спасибо", но на моем фейсе не появится обалденная улыбка человека, которому открылась неведомая дотоле истина... [quote] Попробуем подобраться к ней с милой Вашему сердцу стороны – стороны конвенциональной науки. Ведь, наука (заметьте – не эзотерика, мистика, религия и т. п.), сама для себя уже давно определила, что она ничего не создает и не устанавливает, а всего лишь ОТКРЫВАЕТ то, что в том или ином виде УЖЕ существует в природе. Законы наукой познаются, а не создаются, и используются в частно-практических человеческих целях.[/quote] Примерно так. Только я бы не говорил об объективном существовании законов в Природе. Там все гораздо более сложно, чем мы доковыриваемся со своей наукой. Просто мы формируем в своем сознании - и в культурале, конечно, - модельные представления, которые во многих случаях ведут себя, либо позволяют получить расчетные данные - хорошо согласовывающиеся с реальностью. Тогда мы и говорим, что "нашли искомый закон"... Мы придумали приемлемую на сегодня аппроксимацию действительности. Завтра выяснится, что можно придумать более точную... либо, что у меня набор фактической информации был неточный или даже ошибочный - придется исправлять ошибку в "законе"... Вот такая она, научная проза... Так и что из этого следует? [quote]Теперь – «в деревню» ![]() ![]() Людочка! Опять в открытую дверь! Я вам что-то против второй сигнальной системы говорил? Мы же этот момент уже проходили... Без языка невозможна передача информации и формирование культурала. Кто же спорит!!! [quote]Только не говорите мне, что компьютер не имеет никакого отношения к нашей собственной природе, скажу Вам больше – человек абсолютно беззастенчиво «содрал» этот образчик с самого себя,[/quote] Господи ж ты Боже мой! Ну, ваш покорный слуга - и есть один из этих самых сдирателей! Не в части железа, а в части алгоритмов работы с речью и знанием. Могу рассказать вам много захватывающих историй из этой области - но это когда я у вас буду проездом и забегу на рюмку чаю... [quote] единственное, что ему не удалось, так это наделить его свободой выбора. Хотя, безумные попытки это осуществить им интенсивно предпринимаются. И знаете, почему ему это НИКОГДА не удастся? Потому что свободный выбор невозможно регулировать или, говоря нашим языком, невозможно связать. Ну, нет такой команды (слова), которая могла бы ПРИКАЗАТЬ быть свободным![/quote] Людочка! За долгие годы борьбы с оппонентами, доказывающими принципиальную невозможность построения ИИ подобный довод мы слышали много-много-много раз. Задача моделирования человеческого сознания и целенаправленного поведения оказалась действительно много сложней, чем наши скромные успехи в ИИ на сегодня. Почему я и здесь сейчас, а перед этим сунулся в эзотерику. Это говорит лишь о том, что the way to Tipperary is really awfully long, но совсем не то, что до него мы В ПРИНЦИПЕ не можем добраться. Чему учила нас марксистская филосфия? Свобода - осознанная необходимость. Формулировка, конечно, корявая - в угоду краткости и броскости. Но мы же с вами понимаем подтекст! В этом вопросе я тоже не вижу какой-либо глубокой философской проблемы. Каждый человек и каждое техническое устройство действуют в рамках того пространства состояний, которое им физически доступно и которое адекватно отображено в их системе представления знаний. Система, которая будет целенаправленно ориентироваться в доступном пространстве, целенаправленно его трансформировать - разумна и свободна. А вот баран, который хотел пройти по прямой линии, но на пути его встретился угол дома, и который, вместо того, чтобы спокойно обогнуть его и пройти без проблем, требует для себя свободы и с разбега со всей дури лупит башкой о бетонную стену, рискует раньше времени попасть на шашлык... И принципиальной разницы в том, идет ли речь о человеке или роботе - тут нет. [quote]Что это значит для ИИ? Ни много ни мало: он смог бы не только решать, но и ставить задачи.[/quote] В исследования по ИИ этот процесс назван целеполаганием. Теоретически тут все понятно, а вот практически действительно большие проблемы. Частично, вот может я чего-нибудь больше пойму в этом плане... если умные граждане особенно подскажут что толковое... [quote]И, быть свободным для компьютера это значит перепрыгнуть всю свою «начинку» и перестать быть управляемым. Компьютер замкнут на слово и может быть «распечатан» только словом, а почему, потому что его основа - это слово или знак.[/quote] Люда, лапушка, ну не надо так уж бедный комп поливать. Не так все мрачно, уверяю тебя. И языковые аспекты управления прорабатываются, и распознавание образов - зрительных, акустических и прочих. И даже успехи есть на этом пути. Много трудностей, конечно тоже... Но работа идет. А вот перестать быть управляемым это означает свихнуться. Если хочешь обсудить проблемы управления - можем это рассмотреть, но оно увдет нас в сторону от тех вопросов, которые меня интересуют в первую очередь. И там я понимаю больше, поэтому личного интереса - меньше... ![]() [quote]Так что, не стоит удивляться тому, что мы способны к усвоению и познанию (я бы настаивала на слове – вспоминание): все мы давным давно от собственного сотворения «нафаршированы» тем, что с методической настойчивостью и регулярностью достаем из самих себя посредством СЛОВА.[/quote] Стоп, стоп, лапочка... Да вы же минуту назад говорили о важности и ценности именно Слова... А ваш покорный слуга с этим полностью соглашался... И что? [quote] И, по-моему, самым главным в этой интеллектуальной «рыбалке» является постановка вопроса. Человечество, на мой взгляд, не решило множество своих проблем только по одной причине: не задалось соответствующими вопросами.[/quote] Тут я безусловно согласен. Корректная постановка вопроса - свидетельство, что мы штатно движемся по сценарию познания. Вот когда мы теряем путь во тьме или полутьме - тогда наши вопросы становятся бестолковыми... Все верно. [quote]Но, как я раньше уже сказала, сама постановка вопроса является преррогативой свободы выбора. Другими словами: ответ на вопрос в нас заложен, а вот сам вопрос, ответ на который в нас есть, СОЗДАЕТСЯ самим человеком, и эта особенность нашего сознания (поставить вопрос или задачу) является размыкающе ключевой. Где-то уже кто-то сказал, что наличие вопроса предполагает наличие ответа. К чему мы пришли?! К тому же, с чего, по-моему, и начался наш с Вами диалог: с умения «придумать хороший вопрос» ![]() ![]() Людмила. С уважением. [/quote] Людочка! Ну, тут вы в азарте полемики маленько хлебнули через край - насчет того, что ответ уже априори содержится в нас самих. Это если речь идет о нашей ментальной сфере... И то он может быть имплицитен - и его еще надо будет выкапывать - ну чем занимаются гипнотерапевты, когда лезут в подсознательные корни тех или иных расстройств... На самом деле - надо все: и вопросы уметь придумывать и ответы искать... Вот вам простой пример: улыбаюсь я вам - рот до ушей - и радостно сообщаю: - Людочка! Двадцать пять!!! Вы меня ошарашенно: - Чего двадцать пять?... Я говорю - так ведь вот!!! Нашел же я ответ на вопрос!!! - Какой вопрос? Я же у вас... простите... ничего не спрашивала... - Так спросите! - Чего вы ко мне пристали? Я вас трогала? - Я к вам пристал?!!! - Ну да, лезете с какими-то глупыми ответами на незаданный мною вопрос... - Да? Ойййй... действительно... как-то неловко получилось... А я-то сдуру... думал вам ответ выдать... Айййй... извините великодушно... - Ну хорошо... я вот подумала, если картошка у нас на базаре стоит пять долларов, то сколько мне надо заплатить за пять килограмм? - Люда! Вы прелесть! Гениально! Конгениально! Вот этот вопрос я и искал... Долгий и тяжкий путь познания... Что же касается ритма ваших ответов - никаких проблем. Я и так двоечник - позорно затягиваю подготовку доклада, нахально отлыниваю, и вместо этого развлекаюсь вот в приятных беседах с вами. Так что работайте по своему плану. Я не буду простаивать. Сообщение отредактировал Vitaliy - Mar 11 2007, 02:25 PM |
![]() ![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 8th June 2025 - 10:07 PM |