Системное исследование разума
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Системное исследование разума
DON |
![]()
Отправлено
#1
|
Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 623 Пол: Male ![]() |
Хотел рассмотреть проблему исследования разума. Даже на данном форуме предлагается множество разнообразных представлений о том, что есть разум, его составные и прочее. В философской традиции проблемам исследования разума также придается большое значение.
Как известно разум условно можно считать некой логически структурированной системой или просто системой. Хотел отметить, что проблема системности и внесистемности ранее была рассмотрена, но условно примем, что разум это некая система. Под разумом будем понимать всю совокупность психических процессов в мозге и вокруг него человека (душа, сознание и прочее). Как понятно эта система в своих базовых особенностях является именно системой. Изучать систему наиболее логично системно. И изучать в разуме нужно как раз базовые его особенности, то есть особенности связанные с его системностью. Для систем характерно наличие многочисленных уровней организации, при этом каждый "элемент" системы является частью более крупной системы и в свою очередь является системой из более мелких частей. При этом можно отметить, что "более мелкое" может относится не к количественному пониманию размерности элемента, а к его качественному пониманию. То есть один и тот же элемент может (в силу наличия у него разных свойств) существовать в разных системах. Исходя из этого следует признать, что любые элементы разума из которых по мнению исследователей разума, он якобы состоит, на самом деле являются одним и тем же. Вернее любые элементы, которые можно выделить в разуме находятся в причинно-зависимой связи друг с другом. С одних позиций один элемент является системой включающей другие элементы, с других позиций наооборот. Любые попытки установить некую иерархичность элементов разума обречены, потому что любые элементы могут комбиноваться в самых разных отношениях. В этой связи логичным вытекает представление о "развитии" разума при развитие любого его элемента. Ведь если этот элемент системно связан со всем остальным разумом, то развивая что то одно в разуме, сам разум развивается. Интересно выглядит сопоставление развития (как усложнения структуры) и совершенствование системы разума. Эти два процесса как понятно есть один и тот же процесс. Интересно, что в различных практиках развития разума как раз и обращается пристальное внимание на развитие любого (на первый взгляд крайне малозначимого элемента) разума. Ведь если вы развиваете любой элемент, вы синхронно развиваете и все остальное. И значимость элемента разума в данной связи никакого значения не имеет. Любое развитие даже мельчайшего элемента дает аналогичное (в количественном плане), а скорее всего и ускоренное, развитие всего разума в целом. То есть эти практики развития разума (популярны в восточной традиции) вплотную подошли к системному восприятию разума. Как мне представляется системные исследования разума (системы) будут иметь наиболее впечатляющие результаты в данном направлении исследований. |
![]() ![]() ![]() |
DON |
![]()
Отправлено
#2
|
Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 623 Пол: Male ![]() |
Я ведь указал, что под термином "разум" в данном тексте я понимал всю совокупность нефизиологических процессов в мозге и вокруг него. То есть и сознание и душа и любые наименования таких процессов, все рассматривалось под одним термином - разум.
Конечно заманчиво понять место разума в мироздании, но по-моему это слишком сложный и размытый вопрос. И на него можно отвечать еще не одну тысячу лет. А вот если обратиться к базовой характеристике "разума" (см. 1 абзац), то есть к его системности, то можно получить важные результаты. Как понятно при системном подходе совершенно не важно чей это разум (человека, кита, инопланетянина, шимпанзе, компьютера), так как рассматривается базовая характеристика "разума" как некой системы. А если мы принимаем его как систему, то любые вычленения в нем неких последовательных уровней, неких двух качеств, неких двух функций и прочая, условны. Так как в системной реальности все эти выделенные элементы структурно взаимосвязанны и взаимозависимы. А восточная (вернее донаучная) практика (в силу своей изолированности от логического понимания реальности), да и некоторые нелогические западные практики, интуитивно находится на системном уровне восприятия и "познания" разума. Так что вы полностью правы указывая: "современная наука все более детализирует природу психических явлений". Ну так а восточная (то есть донаучная) практика лишена логичного-научного подхода и рассматривает "разум"(психические явления) с почти системных позиций. Они развивают "часть" разума, понимая что часть системы на самом деле и есть система, и при этом развивается весь разум. Так что мне представляется, что системный подход к исследованию разума поможет решить многие сложные задачи. Но конечно это мое субъективное мнение. |
![]() ![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 9th June 2025 - 10:08 AM |