IPB

Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )

 
Reply to this topicStart new topicStart Poll

Каскадный · [ Стандартный ] · Линейный

> Как рождаются мифы, История возникновения мифов

Николай Кофырин
post Oct 25 2010, 06:28 PM
Отправлено #1


Участник
**

Группа: Users
Сообщений: 39




КАК РОЖДАЮТСЯ МИФЫ

Миф о минотавре знает почти каждый. Все мы в детстве читали легенды и мифы Древней Греции. В конце 80-х годов прошлого века вышел энциклопедический двухтомник «Мифы народов мира», который сразу стал библиографической редкостью.
Легенда о минотавре начинается с проступка царя острова Крита Миноса. Он вместо того, чтобы принести жертву богу Посейдону (в жертву предназначался бык), оставил быка себе. Разгневанный Посейдон заколдовал жену Миноса, и она совершила ужасное прелюбодеяние с быком. Из этой связи и родился страшный полубык получеловек названный Минотавром.
Как же возник данный миф?

Понятие «миф» древнегреческого происхождения и может быть переведено как «слово», «рассказ». Это и древние сказания до начала времён, и народная мудрость, и энергия космоса, которая вливается в человеческую культуру.
Но «миф» отличается от обычного слова тем, что заключает в себе истину «обладающую силой божественного логоса», но которую трудно уловить (как говорил античный философ Эмпедокл).

Миф – наиболее древняя форма передачи знания. Его нельзя воспринимать буквально, лишь иносказательно – как зашифрованное знание, скрытое в символах.

Мифология составляет фундамент культуры каждого народа. Мифы существовали у древних греков, у индийцев, китайцев, германцев, иранцев, африканцев, жителей Америки, Австралии и Океании.
Мифы существовали не просто в рассказах, а в песнопениях (гимнах – как древнеиндийские Веды), в реликвиях, в традициях, обрядах. Ритуал – первоначальная форма мифа.

Мифы это самая древняя форма «философского» размышления человека, попытка понять, откуда возник мир, какова роль в нём человека, в чём смысл его жизни. Только миф даёт ответ о смысле жизни человека в аспекте истории и метафизическом плане.

Раньше люди жили как бы в двух мирах: мифическом и реальном, и между ними не было непреодолимого барьера, миры находились рядом и были проницаемы.

Согласно формуле французского учёного Люсьена Леви-Брюля: «древний человек соучаствует в событиях окружающего мира, а не противопоставляет себя ему».

Шведский учёный-мистик Эммануэль Сведенборг считал, что древний мир вселенского первочеловека заключал в себе память о глубочайшей интуиции единения человека и Бога.

В мифах звучит мысль о том, что человек потенциально бессмертен.
Мифотворческая мысль не знает мёртвой материи, она видит весь мир одушевлённым.
В египетских «Текстах пирамид» есть такие строки: « Когда небо ещё не возникло, когда люди ещё не возникли, когда боги ещё не возникли, когда смерть ещё не возникла…»

Известный знаток античной мифологии академик А.Ф. Лосев в своей монографии «Диалектика мифа» признавал, что миф является не выдумкой, а чрезвычайно практичной и насущной необходимой категорией сознания и бытия.

Чего древний человек боялся больше всего? Осквернения себя! Это означало испортить сотворённый богами мир. Поэтому нужно было соблюдать запреты (табу) – выработанные долгим путём проб и ошибок.

Французский исследователь Ролан Барт подчёркивал, что миф это система, которая одновременно обозначает и оповещает, внушает и предписывает, носит побудительный характер. Согласно Барту, «натурализация» концепта является основной функцией мифа.
Миф – это «убеждающее слово»!

Древние люди верили мифам безоговорочно. Мифы указывали, что должно быть.
Доктор исторических наук М.Ф.Альбедиль в книге «В магическом круге мифов» пишет: «К мифам не относились как к вымыслу или фантастической несуразице».
Никто не задавал вопроса об авторстве мифа – кто его сочинил. Считалось, что мифы поведали людям их предки, а тем – боги. А это значит, что в мифах содержатся первородные откровения, и люди должны были только сохранять их в памяти поколений, не пытаясь изменять или придумывать что-то новое.

В мифах накапливались опыт и знания многих поколений. Мифы были чем-то вроде энциклопедии жизни: в них можно было найти ответы на все главные вопросы бытия. Мифы рассказывали о том древнейшем периоде в истории человечества, который существовал до начала всех времён.

Профессор философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Роман Светлов считает, что «архаический миф – это «теофания истины»! Миф не «конструирует», но раскрывает онтологическую структуру Космоса!
Миф – это образ (слепок) первичного Знания. Мифология есть постижение этого пра-Знания.

Бывают разные мифы: 1\ «космогонические» – о происхождении мира; «эсхатологические» – о конце мира, 3\ «календарный миф» – о циклическом характере жизни природы; и другие.

Космогонические мифы (о сотворении мира) есть почти в каждой культуре. Причём они возникли в не сообщающихся (!) друг с другом культурах. Сходство этих мифов настолько поразило исследователей, что данному мифу было даровано имя «Прекрасного Принца с мириадом различных лиц».

В первобытной культуре мифы представляют собой эквивалент науки, своего рода энциклопедию знаний. Искусство, литература, религия, политическая идеология – все они основаны на мифах, содержат в себе миф, поскольку из мифологии и возникли.

Миф в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях.

Как возник миф о минотавре?
Сбежавший из Греции (из Афин) архитектор Дедал построил знаменитый лабиринт, в котором и поселили Минотавра – человека-быка. Афины, которые провинились перед критским царём, во избежание войны, должны были поставлять каждый год 7 юношей и 7 девушек для питания Минотавра. Девушек и юношей из Афин увозил траурный корабль с чёрными парусами.
Однажды греческий герой Тесей, сын правителя Афин Эгея, спросил у отца об этом корабле и, узнав страшную причину чёрных парусов, вознамерился убить Минотавра. Упросив отца отпустить его вместо одного из юношей, предназначенного для скормления, он договорился с ним, что если он победит чудовище, то паруса на судне будут белыми, если же нет – тогда останутся черными.

На Крите, перед тем как попасть на обед к Минотавру, Тесей очаровал дочь Миноса Ариадну. Влюбившаяся девушка перед входом в лабиринт дала Тесею клубок ниток, которые он разматывал, когда продвигался все глубже и глубже в лабиринт. В страшном бою герой победил чудовище, и вернулся по нити Ариадны к выходу. В обратный путь он отправился уже вместе с Ариадной.

Однако Ариадна должна была стать женой одного из богов, и Тесей совсем не входил в их планы. Дионисий, а именно его женой должна была стать Ариадна, потребовал от Тесея, чтобы он оставил её. Но Тесей был упрям и не послушал. Разгневавшись, боги наслали на него проклятие, которое заставило его забыть о данном отцу обещании, и он забыл заменить чёрные паруса на белые.
Отец, увидев галеру с чёрными парусами, бросился в море, которое назвали Эгейским.

Древние мифы дошли до нас в переработанной историками и литераторами форме.
Эсхил создал трагедию «Персы» на сюжет из актуальной истории, превратив саму историю в миф.

Одни считают, что мифы, сказки и легенды это одно и то же. Но это не так.
Миф – одна из форм постижения пра-Знания. Литература может стать постижением пра-Знания, если, подобно мифу, приблизиться к Источнику Откровения. Настоящее творчество не сочинение, а изложение!

Но для современных писателей характерно не преклонение перед мифами, а свободное отношение к ним, часто дополняемое собственным фантазированием. Так миф об Одиссее (царе Итаки) превращается в «Уллис» Джойса.

Именно в мифах учёные и художники черпают вдохновение. Зигмунд Фрейд в своём учении о психоанализе использовал миф о царе Эдипе, назвав открытое им явление «эдипов комплекс».
Композитор Рихард Вагнер в цикле опер «Кольцо нибелунга» успешно использовал древнегерманские мифы.

Когда я побывал на Крите, то посетил Кносский дворец. Этот выдающийся памятник критской архитектуры находится в 5 км от Ираклиона (столицы), среди виноградников на холме Кефала. Я был поражён его размерами. Площадь дворца составляет 25 га. Этот известный из мифологии лабиринт имел 1100 комнат.

Кносский дворец представляет сложное нагромождение сотен различных помещений. Он казался грекам-ахейцам зданием, из которого невозможно было найти выход. Слово "лабиринт" с тех пор стало синонимом помещения со сложной системой расположения комнат и коридоров.

Ритуальным оружием, которое украшало Дворец, была двухсторонняя секира. Она использовалась для жертвоприношений и символизировала умирание и возрождение Луны. Эту секиру называли Лабрис (Лабирис), отчего малограмотные материковые греки и образовали название – Лабиринт.

Кносский дворец создавался в течение нескольких столетий во II тыс. до н.э. Он не имел аналогов в Европе в последующие 1500 лет.
Дворец был местопребыванием правителей Кносса и всего Крита. Парадные помещения дворца состояли из большого и малого "тронных" залов и комнат культового назначения. В предполагаемой женской части дворца были приёмная комната, ванные, сокровищница и различные другие помещения.
Во дворце была проведена широкая канализационная сеть из глиняных труб большого и малого диаметров, обслуживавшая бассейны, ванные и уборные.

Трудно представить как люди смогли построить такой громадный город-дворец, местами насчитывающий пять этажей. И он был снабжён канализацией, водопроводом, всё освещалось и проветривалось, и было защищено от землетрясений. Во дворце разместили и кладовые, и театр для ритуальных представлений, и храмы, и сторожевые посты, и залы для приёма гостей, и мастерские, и покои самого Миноса.

Архитектурный стиль Кносского дворца поистине уникален, несмотря на то что в нём есть элементы и египетского, древнегреческого зодчества. Своеобразными были колонны, получившие в искусствоведении название "иррациональных". Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались.

При раскопках во дворце было найдено свыше 2 тыс. глиняных табличек с различными записями. Стены покоев Миноса были покрыты многочисленными красочными изображениями. Изысканность линии профиля молодой женщины на одной из фресок, изящество её причёски, напомнили археологам модных и кокетливых француженок. И потому её назвали "парижанкой", и имя это осталось за ней до сих пор.

Раскопки и частичная реконструкция дворца проводились в начале ХХ в. под руководством английского археолога сэра Артура Эванса. Эванс полагал, что дворец был разрушен в 1700 г до н.э. взрывом вулкана Фера на острове Санторин и последующим землетрясением и наводнением. Но он ошибался. Кипарисовые балки, проложенные между громадными камнями стен Кносского дворца, погасили дрожь землетрясения; дворец выстоял и просуществовал ещё около 70 лет, после чего был разрушен пожаром.

Некоторые критикуют Эванса за то, что он по-своему восстановил детали дворца, дав волю своему воображению. На месте груды камней и нескольких сохранившихся, но засыпанных землей этажей вновь появились дворики и покои, заново покрашенные колонны, восстановленные портики, отреставрированные фрески, – так называемый «новодел».

Современные методы исследований понемногу разрушают красивую сказку Эванса. Г-н Вундерлих, проводящий исследования на стыке геологии и археологии, полагает, что Кносский дворец был не местом проживания Критских царей, а огромным погребальным комплексом наподобие египетских пирамид.

Но откуда взялся минотавр – этот человекобык?
Я уверен, что в основе мифа лежит реальная история. Сейчас достоверно не известно, как на Крите завелись быки. Можно догадываться, что они пришли на Крит вместе с волной переселенцев ближневосточной цивилизации, которые и строили дворцы на Крите.
Но зачем критянам, жившим вовсе не земледелием, а морской торговлей, поклоняться быкам?
Они изобрели себе Бога моря, окрестили его Посейдоном, и облачили его в образ этого самого быка.

Ритуал поклонения Посейдону в образе быка был обставлен с изяществом, свойственном Криту, и напоминал «танцы с быком». Молодых танцоров набирали на материковой Греции. Но вовсе не для того, чтобы убить быка (как это делается на испанской корриде), а для того, чтобы играть с быком. Безоружные, хорошо подготовленные танцоры прыгали через быка, обманывали его.
Этих молодых танцоров набирали для того, чтобы они принесли культуру Крита на материковую часть Греции. Это доказанный исторический факт!
Но материковые греки, платившие дань Криту, таким вот образом оформили в миф о «чудовище» минотавре своё недовольство выплачиваемой данью.

А может, и вправду так расправлялись с врагами в Кносском дворце, оставляя наедине с быком?

Всю жизнь мы в плену мифов. И даже умирая, верим в бессмертия миф!
Мифы, надежды, сказки, мечты... Как вырваться из плена иллюзий?
Правду искажают, даже не желая того.
Что же побуждает творить миф?

Сознание людей мифологично. Они любят сказки и не выносят правды. И потому опасно лишать людей мифов, которыми они живут с давних пор.
Побывав в Израиле в местах, где родился, жил и проповедовал Иисус из Назарета, я убедился, что жизнь его превратили в миф. И кто-то на этом мифе неплохо наживается.

В детстве я был воспитан на мифах о героях гражданской и великой отечественной войн, и, разумеется, верил, что это чистая правда. Но после перестройки истина вышла наружу. Оказалось, что Зоя Космодемьянская была просто поджигательницей крестьянских домов, где ночевали немцы; подвиг Александра Матросова совершил не Александр Матросов; а Павка Корчагин не строил узкоколейку, потому что такой в природе не существовало.
Миф о вооружённом восстании и взятии Зимнего Дворца был создан позднее в фильме «Октябрь». Шедевр Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» тоже миф. Не было никаких червей в мясе, был хорошо подготовленный мятеж. А расстрел на лестнице такая же выдумка гениального Эйзенштейна, как и памятная коляска с ребёнком.

Сегодня главная лаборатория мифотворчества это кино. В недавней передаче «Тем временем» обсуждался вопрос о том, как искусство кино творит мифы. Александр Архангельский считает, что жизнь с мифами не менее значима, чем жизнь с реалиями.
Доктор философских наук Н.А. Булавка полагает, что никакой пропагандистской государственной машиной нельзя создать миф, который будет властвовать над сознанием масс. Мы сейчас живём в условиях постъидеологии. Этот вакуум нужно заполнить. Но чем? Созданием мифов? Люди хотят верить. Но не получается верить. Сегодня господствует частный человек. Никакой миф на частном индивиде жить не будет. Сегодня у человека нет этической и смысловой навигации. Он не знает, зачем живёт. Мы живём в эпоху рыночного тоталитаризма. Когда идея превращается в идеологию, то становится казёнными догматизмами. А силой она становится, когда прорастает в сознании масс.

Режиссёр Карен Шахназаров считает, что смысл кино в том, чтобы создавать мифы. Почему советское кино было способно на это? Потому что в стране была идеология. Идеология это наличие идеи. Кино без идеологии не может дать мифов. Нет идеологии – нет идеи – ничего не создашь. Чтобы уничтожить один миф, нужно создать другой. В Советском союзе была идеология, была идея, было кино. В современной России мы переживаем реставрацию. Реставрация – это попытка вернуть предреволюционное состояние, ту идеологию, которая в сущности уже исчезла. Реставрация всегда заканчивалась. Появятся смелые идеи, которые будут захватывать массы. Потому что человечество каким было, таким и останется. Будут ещё революции, великие потрясения. Они будут, даже если мы не хотим.

Я СОГЛАСЕН с Кареном Шахназаровым – мы прошли по кругу, и вновь вернулись к развилке. Раньше ругали идеологию, теперь тоскуем по ней. Но раньше хоть идея была. А теперь свели всё к пузу. Променяли духовность на доллары. Да, магазины полны – а души пусты! Нет, раньше мы были чище, наивнее, добрее, верили в идеалы, которые кому-то и казались ложными.

После разрушения коммунистической идеологии потребовалась новая идеология реставрируемого капитализма. Возник заказ власти на создание русской национальной идеи. Но ничего не получилось. Потому что идеи не сочиняются, а существуют объективно, как говорил Платон.

Национальная идея России известна давно – СПАСТИСЬ МОЖНО ТОЛЬКО ВМЕСТЕ!
Но она чужда идеологии реставрированного капитализма, где каждый за себя.
Не приживётся та идея, что не имеет корней в реальной действительности и сердцах людей.

Уже никто не может упрекнуть коммунистическую идею в ложности и бесплодности. Успехи коммунистического Китая доказывают, что идея коммунизма не бесплодна, за ней будущее. Коммунизм победил в отдельно взятой стране. К сожалению, не в России, а в Китае. Пора учить китайский язык...

Древние мифы и сегодняшние – не одно и то же. Древний миф – это сакральное наполненное метафизической глубиной послание, в котором зашифровано знание о мире и его законах (по-современному, это метанарратив).
А сегодняшние «мифы» – это «мыльные пузыри», лживые образы (симулякры), имеющие мало общего с действительностью и её законами; их цель – манипулирование общественным сознанием.
Среди современных «мифов» можно назвать «миф о свободе», «миф о демократии», «миф о прогрессе» и другие.

Исторические мифы заказывают политики. Миф о плохой России до Петра идёт от самого Петра, как оправдание проводимых им реформ.

«История — это собрание мифов! Сплошная мистификация! Она напоминает мне испорченный телефон. Мы знаем только то, что переписано неоднократно другими, и чему можно только верить. Но почему я должен верить? А вдруг они ошибаются? Может быть, всё было иначе. Мы ищем смысл в истории, опираясь на известные нам факты, но появление новых фактов заставляет по-новому взглянуть на закономерность исторического процесса. А ложь историков, демагогия, дезинформация?.. А эти бесконечные переписывания истории в угоду правителям?.. Уже трудно понять, где правда, а где ложь…
Но есть что-то вечное в человеке, что позволяет нам сегодняшним представлять жизнь людей далекого прошлого. Если бы всё дело было в культуре, то мы бы не смогли понять древних мудрецов, не зная особенностей их жизни. Но именно благодаря чувственному сопереживанию мы их понимаем. А всё потому, что человек по сути своей неизменен».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература)

Добро пожаловать в новый мир – прекрасный безумный иллюзорный бесконечный двойственный мифический мир виртуальной реальности!

Мой видеоролик «Кносский дворец минотавра» можно посмотреть здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post138213700/play

P.S. Читайте мои статьи с видеороликами: «Рай – это Крит», «В гостях у вулкана», «Святая Ирина Санторини», «Спиналонга: ад в раю», «Закат на Санторини», «Город святого Николая», «Гераклион на Крите», «Элитная Элунда», «Туристическая мекка – Тира», «Ойя – ласточкино гнездо», «Кносский дворец минотавра», «Санторини – погибшая Атлантида», и другие.

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru

User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Квестор
post Oct 27 2010, 05:01 AM
Отправлено #2


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 1 332

Пол: Male



Николай Кофырин
QUOTE
Космогонические мифы (о сотворении мира) есть почти в каждой культуре. Причём они возникли в не сообщающихся (!) друг с другом культурах. Сходство этих мифов настолько поразило исследователей, что данному мифу было даровано имя «Прекрасного Принца с мириадом различных лиц».
Физиология мифотворчества основывается на волновой связи между живыми организмами. Телепатии. В момент сильного эмоционального возбуждения, страха, восторга, экстаза, оргазма формируются каналы связи между людьми, порой, отделенными друг от друга огромными расстояниями. Возникает синхронизация образа, синхронистичность мыслительного процесса у разных людей. Мифы это, по большей части, результат фобии. Минотавр - страх зоофилии. Страх последствий зоофилии породил и козлоногих сатиров и полулошадей - кентавров, и людей с песьими головами... Можно вспомнить классический рассказ "Медведь", тоже миф, основаный на страхе рождения потомства от животного. Современная генетика утвержлдает невзможность подобного скрещивания. Этого можно уже не бояться, вот в гедонистическом западном обществе зоофилия процветает...

Сегодняшние мифы тоже основаны на фобиях. Миф об "агрессивном исламе", "мировом терроризме", "глобальном потеплении". Ложь, и еще раз - ложь! Миф для простаков, карманы которых очищают ловкие плуты... Не верьте лжецам!
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Царёв Павел
post Oct 27 2010, 04:52 PM
Отправлено #3


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 1 378
Из: Тамбов




Николаю Кофырину. Вы: «Понятие «миф» древнегреческого происхождения и может быть переведено как «слово», «рассказ». Это и древние сказания до начала времён, и народная мудрость, и энергия космоса, которая вливается в человеческую культуру.». Вот понимаете, я соглашусь, что миф – «слово, рассказ», но причём здесь СОДЕРЖАНИЕ «слова, рассказа»? – т.е. ПО – ВАШЕМУ: (кроме «слова и рассказа») – «энергия космоса (СОДЕРЖАНИЕ ОДНОГО из рассказов)? СУТЬ МИФОЛОГИЧЕСКОГО мышления ВООБЩЕ – Т.е. не в содержании, а в ФОРМЕ: НЕРЕФЛЕКТИРОВАННОЕ (без различия) ИДЕНТИЧНОЕ ПЕРЕНЕСЕНИЕ человеческих черт (в основном – ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО характер и ПРЕДСТАВЛЕНИЯ о ДРУГОМ) в ИДЕАЛЬНОМ представлении о нём- как ДОЛЖНО быть) на объекты Природы.
Вы: «Но «миф» отличается от обычного слова тем, что заключает в себе истину «обладающую силой божественного логоса», но которую трудно уловить (как говорил античный философ Эмпедокл)». С какой такой стати?- « заключает в себе истину, «обладающую силой БОЖЕСТВЕННОГО логоса»?-
1) безосновательное заключение – ПОЧЕМУ – «БОЖЕСТВЕННОГО логоса», а может – дьявольского ( потому как «не вписывается в Писание» ?; Почему – в отличие? – древние ПРЕДКИ так сказали? Дык мы – в XXI веке живём. А Вы – в каком?
2) Почему – ИСТИНА? Потому как – МИФОЛОГИЧЕСКОЕ – ДИФФУЗНОЕ мышление? – Можно придать ЛЮБОЙ смысл?
Ну, вот, допустим, предлагаю такой текст СОВРЕМЕННОГО мифологического мышления (мой) и спрашиваю, как его можно ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ в современном мышлении:

«Слепцы. Обратная сторона Луны скалится ВАМ в затылок, а Вы называете этот жуткий оскал неведомым Ничто, способным быть «рогом изобилия Алматеи», джином лампы, услужливо исполняющим Ваши желания…
Песок впечатлений сыплется сквозь пальцы логики, а Вы это называете откровением Бога, возводя НИЧТОЖНОСТЬ песчинки до уровня пирамид с загадочным оскалом Сфинкса… на фоне лунного песка, сыплющегося сквозь пальцы логики..
Замысловатые черты ладони, очаровывая своей сложностью, кажутся Вам прочным основанием мира человека…
Но человек – не ладонь…
Основание мира истончается песком впечатлений в запястье, и корабль бытия отправляется в бесконечное плаванье по линиям судьбы, не различая бесконечности и вечности, части и целого…
Плот тает, содрогаясь в спазмах кошмаров, не останавливаясь на жёлтых от времени фалангах- извивающихся змеях схоластики, и перед Вами предстаёт… Бездна за ПРОСВЕТАМИ истончившихся суставов связей пальцев ладони логики – НИЧТО… Но НИЧТО ПО ТУ сторону Луны, сторону сознания, ВНИМАЮЩЕГО самому себе… А по ТУ СТОРОНУ – ТОТ ЖЕ БЕЗжизненный песок впечатлений, поднимаемых вихрем чувств к истончившейся до тонких ассоциаций постмодернизма логике…
Ничто СОЗВЕЗДИЙ сталкивается с Ничто СОЗНАНИЯ на грани уже почти невидимых фаланг танцующих иллюзий логики, порождая яростный протест: «Я – НЕ НИЧТО!!! Я- НЕЧТО!,,,»
«Вначале было слово…» Нет… Вначале был ВОПЛЬ, поднимающий к Ничто Вселенной ничтожную пыль Земли – нечленораздельный вопль клубка НЕРОЖДЁННЫХ Солнц: «Я – ЕСМЬ!»…
«Я есмь – ЧТО?» - НЕ НИЧТО, а НЕЧТО, бьющее ключом ощущений: «Я ЖАЖДУ» - по ТУ СТОРОНУ сознания, обжигающего брызгами багровой лавы впечатлений. Я – НЕЧТО, освещающее своим бытием НИЧТО без имени и родства, без океанских впадин сущности. Я – НЕЧТО, делящее НИЧТО гравитационных торнадо вечности на зыбь производных и вал интегралов, потому как освещаю его причинно-следственной связью изначального Единства Я-бытия и творения из Ничто… А значит – Я не могу кануть в Вечность, стать Ничто, ибо тогда исчезнет сам свет, делящий ладонь бытия на пальцы логики, истончающуюся ладонь ПЕРВОГО различия НИЧТО ПО ТУ и ПО ЭТУ сторону САМО-сти сознания…
БЕЗУМИЕ…
МИРОТВОРЕНИЕ… У-миротворение… БЛАГОДАТЬ, созданная из НИЧТО без имени и родства, без угодливой изменчивости реки, единственный НЕДОСТАТОК которой в том, что в одни и те же воды её нельзя войти дважды, потому как она – Вечность, а не последовательность… Без памяти, которая как память – ПРОШЛОЕ, без предвидения, которое, как предвидение – БУДУЩЕЕ, чему нет места в Вечности миротворения…
И «рвётся связь времён»… Рвётся причинно-следственная связь линий тающей ладони, на которой зижделось такое хрупкое, прозрачное бытие, делящее НИЧТО ПО ТУ и ПО ЭТУ сторону… Ничто БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ воцарилось в абсолютном Ничто… А Луна всё скалилась, глазея на потуги ничтожества быть бытием… А девочка… девочка танцевала на шаре по имени Земля…».
Прим. :Странник – НАДЕЮСЬ, Вы сейчас не обиделись? Вроде – в строку Ваш МИФОЛОГИЧЕСКИЙ образ СО ВРЕМЁН Парменида…
Вот лично я в этой мифологической форме хотел выразить ИНОСКАЗАТЕЛЬНО, если кратко, следующую мысль: «Пошли Вы все «к чёрту» с Вашим «рогом изобилия» Ничто. Наше существование определяет только логика, «танцующая» (изменяющаяся) в укромном уголке Вселенной под названием Земля, истоки которой…». А Вы что поняли? А что сказал (точнее, ХОТЕЛ сказать) Парменид с его мышлением древнего грека, ОТЛИЧНЫМ от современного мышления? Ведь он не говорил ИНОСКАЗАТЕЛЬНО (как и я). Он говорил, КАК ДУМАЛ, мифологически, потому как ПО-ДРУГОМУ мыслить НЕ МОГ Ну и т. д. Но мы то уже можем мыслить ПО – ДРУГОМУ… А «перевести» - На это и есть СОВРЕМЕННАЯ герменевтика – НАУКА, а НЕ ТО, «что хотишь видеть» в диффузности мифологического (=литературного) мышления. Современный пример: то, к примеру, что хотел сказать Достоевский в «Бесах» в советской школе популярно и ЛОГИЧЕСКИ объясняли ученикам в школе. Но ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ли это хотел сказать САМ Достоевский?- История умалчивает. Вот если бы САМ Достоевский в личном письме кому-нибудь написал, ЧТО он хотел выразить в этом произведении ( может быть, и написал, но В МОЁ время…).
Вы: «Раньше люди жили как бы в двух мирах: мифическом и реальном, и между ними не было непреодолимого барьера, миры находились рядом и были проницаемы.». Да, нет. Это СОВРЕМЕННЫЕ люди живут в «двух мирах», а МИФОЛОГИЧЕСКОЕ мышление в связи со своей диффузностью и первичностью, было ЕДИНСТВЕННО…Как раз, именно ПОЭТОМУ (в аспекте НЕРАЗДЕЛЁННОСТИ И ЕДИНСТВЕННОСТИ мифологического мышления): «Согласно формуле французского учёного Люсьена Леви-Брюля: «древний человек СОУЧАСТВУЕТ в событиях окружающего мира, а НЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТ себя ему».»…. А НЕЧЕГО было противопоставлять, потому как кроме мифологического мышления «в те времена» ДРУГОГО (рационального) НЕ БЫЛО: Богиня-мать «этого» племени приобретала АСПЕКТ богини-матери «того» племени в зависимости от того, какое племя ассимилировало другое… Читайте историю…
Вы: «Шведский учёный-МИСТИК Эммануэль Сведенборг считал, что древний мир вселенского первочеловека заключал в себе память о глубочайшей интуиции единения человека и Бога.». Диффузность, НЕРАЗДЕЛЁННОСТЬ человека и природы в мифологическом мышлении вполне способны объяснить и это ЕДИНЕНИЕ… Рационально это объясняется тем, что человек – ЧАСТЬ Природы и без всякой мистики… Видите различие рационального и МИСТИЧЕСКОГО?... Да… Я согласен с тем, что рациональное «ВЫРОСЛО» из мифологического и, по – своему, ущербно. Но НЕ НАДО СТРОИТЬ на этом факте ОЧЕРЕДНЫЕ МИСТИЧЕСКИЕ системы, ПОТОМУ как мистика по документированной истории РАНО ИЛИ ПОЗДНО получает РАЦИОНАЛЬНОЕ объяснение…
Вы: «Известный знаток античной мифологии академик А.Ф. Лосев в своей монографии «Диалектика мифа» признавал, что миф является не выдумкой, а чрезвычайно практичной и насущной необходимой категорией сознания и бытия.». Как Лосева «исковеркать»!.. Ведь стоит только ДОБАВИТЬ, что он говорил о том мифологическом мышлении, которое БЫЛО (и, возможно – есть в племенах Амазонки, «не вкусивших»…не знающих ИНОГО (рационального) мышления. (См. Тейлора, тоже знатока ПЕРВОБЫТНОЙ мифологии)). Из монографии Лосева, кстати, следует и НЕПРИЗНАНИЕ «такими племенами» и религиозного мышления, «ВЫРОСШЕГО» из фундаментального мифологического.
Вы: «Доктор исторических наук М.Ф.Альбедиль в книге «В магическом круге мифов»…». Хорошее название: «в мифологическом КРУГЕ…». А вот ВЫРВАТЬСЯ из этого КРУГА…- для этого понадобились тысячелетия… И вот Вы «набиваете на клавишах в Инет…»… Мистика, прямо, какая, задукоментированная, правда, вполне рационально!
Вы: «Считалось, что мифы поведали людям их предки, а тем – боги. А это значит, что в мифах содержатся первородные откровения»… Дело не в том, что в мифах нет «ни капельки» соответствия с действительностью. Дело в том, что эта действительность была зафиксирована МИФОЛОГИЧЕСКИМ СОЗНАНИЕМ…. А теперь я обращаюсь к профессиональному переводчику Феде: при переводе с одного РАЦИОНАЛЬНОГО (СОВРЕМЕННОГО) языка на другой легко ли подобрать ПОЛНОСТЬЮ адекватное понятие?.. А теперь представьте древнего человека, у которого слово «дом», положим, РАВНОЗНАЧНО слову «домовина»… Вон, предсказания не столь далёкого по времени Нострадамуса, писавшего на СТАРОфранцузском языке интерпретируют и так и эдак. А мысли людей, живших ЗА ТЫСЯЧИ ЛЕТ назад и говоривших на МЁРТВЫХ языках?..
Вы: «Профессор философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Роман Светлов считает, что «архаический миф – это «теофания истины»! Миф не «конструирует», но раскрывает онтологическую структуру Космоса!..». Этого профессора я не знаю, но могу предположить (утрированно), что, по его мнению, вся «теофания истины» архаического знания таится в первом первобытном крике: «Ы-ы-ы!», потому как ДРУГИХ СЛОВ ЕЩЁ НЕ БЫЛО,.. Давайте попробуем найти «теофанию истины» в этом крике: простор для фантазии…
Вы: «Космогонические мифы (о сотворении мира) есть почти в каждой культуре. Причём они возникли в не сообщающихся (!) друг с другом культурах..».. Ещё более поразительно то, что звёзды, «не зная о друг дружке», рождаются и умирают АНАЛОГИЧНО (ПОДОБНО) в разных концах Галактики… Я «тащусь»…
Вы: «Искусство, литература, религия, политическая идеология – все они основаны на мифах, содержат в себе миф, поскольку из мифологии и возникли…». Основаны – не значит – ТОЖДЕСТВЕННЫ. Разве, положим, научный (?) миф об «атомах любых размеров» Демокрита тождественен научному (?) мифу об атомах с «крючками и загогулинами» мыслителей Возрождения, Дальтона и Ломоносова, да что там! – Лорда Келвина («пудинг с изюмом») конца ХIХ – начала прошлого века? И что МОГ сделать Демокрит со своими представлениями об атоме, и что сделали современные учёные? Разве СОПОСТАВИМО?!!
Вы: «Миф – одна из форм постижения пра-Знания». Да. В смысле:
1) как РАЗВИВАЛОСЬ наше сознание;
2) где оно МОГЛО развиваться ПО-ДРУГОМУ
3) что оно ПОТЕРЯЛО в своём развитии.
Но НЕТ, если говорится о какой-то «СВЕРХмудрости»…
Вы: «Древние мифы дошли до нас в переработанной историками и литераторами форме.
Эсхил создал трагедию «Персы» на сюжет из актуальной истории, превратив саму историю в миф». И Вы же: «Но для современных писателей характерно не преклонение перед мифами, а свободное отношение к ним, часто дополняемое собственным фантазированием. Так миф об Одиссее (царе Итаки) превращается в «Уллис» Джойса»…». Какая трагедия! – В «стиле» Эсхила (т.е. НЕ только в НАШИ времена, но и воВРЕМЕНА «МИФОВ» (ДЛЯ НАС) таковое БЫЛО.
Вы: «Сознание людей мифологично…». Я бы сказал – ИЗНАЧАЛЬНО мифологично… Вспомните, как Вы В ДЕТСТВЕ или Ваш ребёнок расставался с МИФом о деде Морозе… Судьба-а-а…
Сказки и мифы… Различие их по существу Вы знаете. Сказки – УСЛОВНЫ. Мифы РЕАЛИСТИЧНЫ… Сказки – те же мифы, когда ЗНАЕШЬ ИНОЕ мышление. Для ребёнка НЕТ РАЗЛИЧИЙ между сказками и мифами. Оно появляется, когда он подрастёт и приобретёт ВОЗМОЖНОСТЬ мыслить рационально.
Вы: «Древние мифы и сегодняшние – не одно и то же. Древний миф – это сакральное наполненное метафизической глубиной послание, в котором зашифровано знание о мире и его законах (по-современному, это метанарратив). А сегодняшние «мифы» – это «мыльные пузыри», лживые образы (симулякры), имеющие мало общего с действительностью и её законами; их цель – манипулирование общественным сознанием.
Среди современных «мифов» можно назвать «миф о свободе», «миф о демократии», «миф о прогрессе» и другие»… Понимаете РАЗНИЦУ между мифом и ОБМАНОМ «косящем» под миф?... Вот УТИЛИТАРНЫЙ пример. Еду я на РОССИЙСКОМ поезде на «рiдну неньку Украiну». В тамбуре написано: «Место для курения», а меня ПЫТАЮТСЯ jОШТРАФОВАТЬ таможенники (НЕ МЕНТЫ!) за то, что на Украине вышел закон… Вот НЕ ПРЕТЕНДУЯ НА ПОЛНОТУ ответа ставлю ВОПРОС: какая разница между МИФОМ и БЛЕФОМ?.. В Вашем сообщении на это НЕТ ОТВЕТА. Значит, Ваше сообщение – «решето», через которое «сыплется песок», пардон… Ну и далее – в том же смысле – нет ТОТАЛЬНОСТИ правдоподобности…
С уважением (априори) Павел.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Reply to this topicTopic OptionsStart new topic
 

Текстовая версия Сейчас: 5th July 2020 - 12:53 AM
Реклама: