IPB

Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )

 
Reply to this topicStart new topicStart Poll

Каскадный · [ Стандартный ] · Линейный

> Бесовство симулякров(софистов), по поводу "Низвержения платонизма"

Странник
post Mar 13 2011, 04:54 PM
Отправлено #1


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 514

Пол: Male



Какая философия не пыталась низвергнуть платонизм? (М.Фуко)


Бесовство симулякров - предтеча ли это нового мира, мира Симулякрии(Благословенной земли) или это всего лишь результат потери силы симулякров(софистов), результат, выраженный в людском коммуникативном знако-лице-действе, попирающем собой духовно-нравственные ценностные критерии/ориентиры жизни?
В "Бесах" Достоевского, в некотором смысле, как раз и описывается подобное бесовство, с одной стороны, как чаяние(мечта) всечеловеческого обновления, идеи вечной красоты, а с другой - как неумелое вольнодумство осуществления этой Идеи.
Итак, чаяния обновления Идеи оборачиваются её низвержением "ложными претендентами", не способными создавать "призрачные подобия"(Платон в "Софисте" назвал "два вида изобразительного искусства: искусство творить образы и искусство создавать призрачные подобия"(=призраки).

ПРИЗРАК БРОДИТ ПО ЕВРОПЕ...

Трагедия Шекспира "Гамлет" как раз начинается бродячим призраком(Отцом), поведавшим своему сыну об дьявольском обмане, в итоге захватившем власть. Последующие события трагедии развёртываются театрализованным разоблачением Гамлетом обмана.
Подобный обман чем-то напоминает ситуацию философии ХХ века, представляющуюся по сути "низвержением платонизма" и вверяющую власть "ложному претенденту"(софисту/симулякру).

Двадцатый век...Ещё бездомней
Ещё страшнее жизни мгла
(Ещё чернее и огромней
Тень люциферова крыла). А. Блок

Обман, с одной стороны, как результат ложной РЕКОНСТРУКЦИИ МЛФ, следствием которого стала власть насильственно-тоталитарной системы, а с другой, - как результат ложной ДЕКОНСТРУКЦИИ философии постмодернизма, стала власть порывающая связь с логосом(отказ от логоцентризма) и утверждающая хаотическую игру лже-призраков(симулякров), производящих лишь некий зрелищный эффект(Шоу-спектакль).

Гипер-мир начался парадоксом наук:
Истин лого-стезя затерялася вдруг.
Где субьект, где обьект? - не понять "мудрецам" (софистам)
Вроде есть человек, но в нём нету лица.

Ж.Делёз: "Современный мир это мир симулякров".
..."Софист сам воплощает бытие симулякра".

Платон же положил различие между философом(любителем мудрости) и софистом(любителем мнений). А также у него есть различие и самого софиста(софистики). Говоря,что "Сократ не в счёт", Платон подобных Сократу делает исключением, называя их, как обличителей пустого суемудрия, не иначе как благородною софистикою. Своим методом деления родов на противоположные виды, Платон уловляет истинные призраки и разоблачает ложные.
Не поняв подобного искусства различения у Платона, сам Ницше и вторящие ему постмодернисты выдвинули задачу "ниспровержения платонизма", т.е. освобождения симулякров от привязанности к модели(Идеи) и их включения в чисто дифференциальную игру, избавляющую от уловления истинных и разоблачения ложных претендентов на власть.
А это значит,что из платоновского понимания о становлении, сам Ницше и постмодернисты исключили "настоящее".
Так, Делёз(Логика смысла) говорит: "Чистое становление, беспредельность - вот материя симулякра, поскольку он избегает воздействие ИДЕИ", ... "Парадокс чистого становления с его способностью ускользать от настоящего - это парадокс бесконечного тождества обеих смыслов сразу - будущего и прошлого".
Итак, следствием неспособности уловить "истинного претендента"(настоящее), Делёз сделал следующий вывод: "...после всех погонь за симулякром(софистом), заглянувшему в бездну Платону, хотя бы и на мгновенье, открылось, что симулякр(софист) - не просто ложная копия, но что он ставит под вопрос само понятие о копии и модели(Идеи). Окончательное определение софиста подводит нас к черте, за которой мы уже не можем отличить его от самого Сократа...".
Не можем, тогда как Платон говорит именно об подобном отличии(смотрите выше). Но Делёз, видимо не понимая этого, вопрошает: " Не сам ли Платон указал путь низвержения платонизма?"
По мнению Делёза, именно в "низвержении платонизма" видел Ницше задачу собственной философии и вообще философии будущего.
Итак, философия будущего им видится совсем не в уловлении истинных и разоблачении ложных призраков-подобий, а в презентации мира лже-подобий, симулякров, призраков, идолов, кумиров..., замещающих и оттесняющих собой настоящее.

Из Библии известно, что Бог-ревнитель, предостерегая свой народ от искушения сотворения ложных "богов", заповедал: "Не делай себе кумира и никакого изображения..."
Но сама трудность для народа избежать подобного искушения, как мне видится, имеет двойственный характер. Это прежде всего, с одной стороны, трудность сохранения ценностных приоритетов Единоначалия бога творца, а с другой - трудность не сбиться с того пути в "благословенную землю" и не сделать из самого Бога кумира(Божий идеал превратить в идола).
Вполне возможно,что следствием именно этой последней трудности и стало ницшеанское обличение Христианства("Антихрист").
Ницше: "Ложь идеала была до сих пор проклятием, тяготевшим над реальностью. ...Кумиры - это попросту всё то,что до сих пор называли истиной. ..."Сумерки кумиров" - старым истинам приходит конец".

Но если говоришь о проклятии христианству,то разве проклятое не должно быть повешено на дереве(быть распято)? У Ничше ничего подобного в смысле дерева нет. Как мне видится, он просто не дошёл до понимания этого своим "Антихристом", хотя и провозглашал "Сверхчеловека" и "Любовь к дальнему".
Видимо поэтому то и будущее философии видится лишь в низвержении истины, но никак не в её продолжении в новом(распятом) облике.
Аналогично, под "старыми истинами" Ницше понимает и Истины Великих мудрецов древней Греции.
Ницше: " Я открыл, что Сократ и Платон явились как симптомы упадка Греции, как орудия её разложения, я раскусил этих псевдогреков, этих антигреков".
Тут, как мне видится, Ницше всё же не раскусил того, что как симптомы "упадка Греции", так и симптомы "грехопадения Христианства" могут оказаться, в определённом смысле, той необходимостью,тем путём подвижничества истины, который и открывает её инобытие, бытие истины в становлении.
По Ницше же, философам ненавистна сама идея становления. Видимо поэтому он из всех греков с великим почтением ставил особняком имя Гераклита, провозгласившего постоянную изменчивость мира( "Всё течёт"). Это вполне соответствовало и заключениям Ницше, что "в конце концов суждения о жизни, о ценности жизни, все "за" или "против" неё никогда не бывают истинными - они ценны лишь в качестве симптомов,.... ценность жизни не может измерить никто".
Итак, этой, по Ницше, изумительной тонкостью, он отгородил жизнь и её ценности от её сущих измерений, которые в виде подобающей идеи констатируют продолжение того дуализма Платона(Идеи и Материи), но уже в ином истинном обличье(по видовому определению).
Т.е. "Неопределённая двоица" должна стать диалектически определённой,что и достигается в учении "Диалектического материализма".
Неопределённость, неумение трансформировать истину линейной реальности в нелинейную реальность(Гиперреальность) и создаёт ситуацию провала всех середин(истинных претендентов) как в реконструкции, так и в деконструкции смыслах.

Где истина, где ложь? - нет постоянства в них,
на глаз не разберёшь хамелеонства их.

Видимо совсем не случайно, а по делу высказался однажды В.Маяковский:
"Провалились все середины, нету больше никаких середин".
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Странник
post May 15 2011, 11:17 AM
Отправлено #2


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 514

Пол: Male



Провал абсолютных середин(золотых середин) в бесовство чувств,чувственных восприятий реальности привёл к констатации иной абсолютизации реалий современной культуры, - абсолютизации отсутствия абсолюта.
Типичный жест современной культуры: абсолютизировать отсутствие абсолюта. Подобная абсолютизация подобна ослеплению,при котором мнимые знания как тени всё дальше уводят от света в какое-то спящее(бессознательное)забытие,где властвует жизнь как нечто обезглавленное.
Не уподобляется ли реальность некому "Всаднику без головы"?

Слепые окна брошеных домов
буравят исчезающее лето...
Дорога от заката до рассвета,
и мчится конь, и всадник безголов.
И мерный стук подкованных копыт -
предтеча нарастающей тревоги.
Он весть несёт,что горе на пороге,
и горе тем,кто этой ночью спит
и видит сон, в котором та же ночь,
и тот же всадник без привычной свиты,
набатом в темноте гремят копыта...
И смерть близка, и некому помочь...

Так Постмодерн как "Всадник безголовый"
средь ночи скачет по бескрайности своей,
не познав главы венец лиловый
средь игры языческих теней.

Нигде теперь центра нет,
всюду хаос игры.

Нам говорят, что жизнь - игра!
А счастьем будет - в ней удача.
Борьбою жизнь была вчера...
В итоге ж вышла неудача,
да груз неверия впридачу.
Но, что за этой болтовнёй
удачливых в игре "умов"
не прояснится ум Христов
(ум вечных жизненных основ)
для нас,увы, не говорят.

Если голова отождествляется с властью(управлением),то безголовость - с безвластием,стихией хаоса,хаотической игры всего живого, ищущего стабильности,но не могущего найти блуждая в лабиринте телесности, телесной чувствительности. Лабиринт отождествляется с животом,который всё более раздуваясь порождает внутри себя непредсказуемые бифуркационные ситуации будущего развёртывания событий жизни. Но, поскольку подобный опыт развёртывания событий является трансгрессивным, то никакого возможного выхода(выхода из лабиринта) не происходит,кроме как осуществления выхода в невозможное,недостоверное,теряемое для схватывания мыслью.
Пример подобной ситуации можно представить как невозможность перехода мужской реальности в женскую(в женщину,где и должно всё естественным образом разрешиться(разродиться)). Но вместо этого разбухает почему-то мужской живот как невозможное. Фуко сравнивает подобную трансгрессию с профанацией сексуальности - "она даёт новое, даёт волю безобьектной профанации - пустой и замкнувшейся на самое себя".
Фуко: " Т.о. из глубины сексуальности,её движения,которому никто и никогда не может положить предел, .... - вырисовывается причудливый опыт: опыт трансгрессии. Трансгрессия - это жест,который обращён на предел(линия горизонта) непреодолимого".

Итак, вырисовывается опыт, который Батай хотел обратить тем поворотом,который волен был бы всё поставить под сомнение(под вопрос), не допуская самой возможности покоя(ответа).
Интересно,что Батай обращается к "мифу об Ацефале"(Ацефал - безголовый,безглавец). Живот Ацефала - это лабиринт,где он сам заблудился, и где сам Батай блуждает вместе с ним и в котором узнаёт себя, оказываясь им, т.е. монстром. В Ацефале происходит перераспределение частей тела,которые двигаясь,меняясь местами, не могут ни в коем случае встать на свои нормальные места из-за разрушенности оси,которая проходит в теле человека через голову, сердце и гениталии.
Но одно дело безголовость как невозможность найти голову, а другое - "усекновение головы" и хождение с отрубленной головой в руках.
Есть описания,например, Меркурия несущего в город свою отрубленную голову: "К граду принёс перед всеми и проглаголил главою своею отсечёною, поведавши победу и заступление госпожи Богородицы". Так, Богородица, посылая Меркурия на подвиг,заранее обещает ему,что он придёт в город с головой в руках и что тело его будет положено в ЕЁ церкви.
" И так блаженный,взяв главу свою в руку свою, а в другую руку коня своего, и пришёл во град свой безглавен. Люди же видевши такое, удивлялися божию строению. И дошедши врат Мологинских, тут же вышла по воду некая девица и, видя святого без главы идущего, и начав святого нелепо бранить. Он же в тех вратах возлёг и передал честную душу свою Господеви, конь же той невидим был от него".
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Царёв Павел
post May 16 2011, 06:46 PM
Отправлено #3


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 1 378
Из: Тамбов




[Страннику
Иссяк родник…В пустыне путник пал…
И в знойном мареве несчастный увидал
Страннейшее из всех зеркал.
Не знал…
Не знал мертвец, что пробил его час.
Не истина, а миражи теснятся вокруг нас.
И грань небытия – мираж…
Он преступил лишь то, чего на свете нет.
Он к Стиксу не принёс во рту монет.
Не знал…
Не знал тогда, чего я ждал,
Смотрясь в страннейшее из всех зеркал…
И призрак рядом жалобно стонал…
Он звал…
Кого? Зачем?... Харонова ладья
Плывет к небытию от бытия…
И тает за кормой земля-
Души надежный страж…(из раннего).
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Странник
post May 17 2011, 05:02 PM
Отправлено #4


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 514

Пол: Male



Кто-то падает выбившись из сил. Иные паденье используют как переход. Я неслучайно затронул в этой теме паралели грехопадения в Христианстве и падение(низвержение) Платона.
"Страннейшее из всех зеркал" у меня является дверью(переходом) в зазеркалье.

Пройдя сквозь зеркальности тайную дверь
душой обратился я в данность иную,
в которой кажусь не от мира теперь,-
меня как бы нет,но я существую
когда своим сердцем себя критикую.
Ещё когда вижу я жизнь не такую,
какую хотелось увидеть бы мне.
Её представляю я образ вживую,
но как бы застывший в своей кривизне,
которая мне не понятна вполне. (Прекрасное(далёко) трудно). Платон.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Reply to this topicTopic OptionsStart new topic
 

Текстовая версия Сейчас: 11th December 2019 - 02:22 PM
Реклама: