IPB

Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )

 
Reply to this topicStart new topicStart Poll

Каскадный · [ Стандартный ] · Линейный

> МЕСТО ДИАЛОГА В ЛИЧНОСТНО РЕАЛИЗУЕМОМ

Николай Коноплев
post Apr 8 2011, 05:33 PM
Отправлено #1


Участник
**

Группа: Club Members
Сообщений: 79

Пол: Male



Коноплёв Н.С., д. филос. н., проф. Иркутского госуниверситета

МЕСТО ДИАЛОГА В ЛИЧНОСТНО РЕАЛИЗУЕМОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ


/ Рассмотрены инновационные возможности диалога, содействую-щие личностному совершенствованию - фокусом его андрагогической насыщенности; сделана попытка показать, как в условиях глобализующейся искусственной среды осуществляется социоинституциализация образования. /

Опасная зависимость человечества от глобально зависающего «динамо-неравновеса». Застигнутое всплеском НТР современное челове-чество всё более втягивается в динамо-неравновесное – коллаптическое - состояние, угрожающее существованию социума. Это обусловлено тем, что позитивная диалектика, воспроизводясь противоречиями (противоречия - мы знаем - объективно репрезентируемый источник жизненности), под воздействием глобально развертывающейся искусственной среды (мегаполис, компьютеризация производства, «виртуал», Интернет, сотовая связь, а также связанные с ними социоприродные катаклизмы) оборачивается «тупиково завербованной» «негативной диалектикой» (Т. Адорно /1903-1969/). Если рассматривать движение единственным способом существования материи (о малопонятной для современной науки темной материи и темной энергии речи не ведем), оно включает две противоположные по содержанию стороны – устойчивость и изменчивость. Поскольку материальный мир развивается, его ведущее начало – изменчивость, корректирующая позитивную диалектику. На нашей планете так было всегда, пока чрезмерно «прогрессивными» усилиями люди не повернули «дело вспять». За текущее (обусловливаемое «проказами» НТР) время, подавляясь устойчивостью, изменчивость бесшумно «ускользает» (и это обеспечивает всемерное «вползание» негативной диалектики в нашу жизнь) «задворками прогресса». Применительно к обществу негативная диалектика вызывает его стагнацию: она разрушает естественные связи между человеком и (естественной) природой, подавляет семью - специфического носителя социальной формы движения материи (так, в РФ с двухтысячного по две тысячи восьмой год население уменьшилось на 4,7 миллиона жителей). Вместе с тем глобально-деструктурирующая роль негативной диалектики – пусть и важная, но всего лишь одна из сторон планетарно «зафрахтованной» процессуальности. …Повнимательнее взглянув на происходящее, мы видим: усиливается массовая индивидуализация социума. Становясь «заслонкой» между отдельно взятым человеком и вскормившим его коллективом, «отъявленный глобализм», вопреки своему навязчивому стремлению «совратить» социум ложным счастьем (попутно заметим: в данной связи мы употребляем «глобализм» преимущественно в качестве планетарно складывающейся искусственной среды, а не только как «общемировые проблемы»), факти-чески подталкивает каждого из нас к наращиванию той естественной чело-вечности, которую впитываем со дня рождения – как нечто само собой разумеющееся. Однако, повторяем, желанием ее заменить глобализм расшатывает поколениями сложившиеся нормы общежития, обесценивает их многими антигуманными «достижениями прогресса».
Инновационные прерогативы диалога – мощного средства человече-ского совершенствования. Впрочем, последние (т. е. упомянутые «достиже-ния прогресса») по-своему соотносимы с интересами «неунывающего человечества». Взять, к примеру, результаты массовой индивидуализации социума. Человек здесь, как мы это представляем, предоставлен самому себе, и ему – при посредстве разветвленной сети Интернет – не составляет труда объединиться с себе подобными в так называемую референтную группу с ее диалоговым амплуа. «Раскручиваемый» диалог обладает набором инновационных признаков, таких как: (1) разведение «мыслящим духом» «поисков смысла жизни» и «прогресса» (ранее, до НТР, «смысл жизни» «заслонялся» «прогрессом», уподобляясь ему); (2) сочетание в диалоговом общении индивидуализированных компонентов духовности с их коллективистскими аналогами (так, содержание внутреннего мира индивида мы прежде всего выверяем социальными реалиями, а не с установками искусственно воспроизводимой среды; тот же появившийся на свет маленький человечек дорог нам естественно-природной осоциаленностью, а не некоей уподобленностью «клону»); (3) обоснование того, что человеческий разум ценен сопряженностью с поисками коллективом рационального жизненного самоутверждения, а не с зигзагами искусственного интеллекта – «милого подспорья» в овладении задевающими нас призрачно манящими перспективами; (4) умение подвести индивида – молодого человека – к действительному жизненному выбору, реализуя который он (т. е. молодой человек) осуществляет творчески «подпитываемое» становление: претворяется личностью; (5) дозволение коллективистски «загруженной» личности умело «маневрировать» достижениями созданной человеком искусственной среды - впрок стремящемуся к выживанию сообществу. …Загружая сознание индивида актуальной жизненной тематикой, инновации поощряют предметно-практическое освоение изменчивости как ведущей стороны движения. …«Ресурсный тезаурус» современного диалога обладает богатыми возможностями, которые условиями НТР способны на благотворную отдачу. Развертываясь на внутриличностной само-достаточности, диалог (независимо от того, веду ли я его с самим собой или же вербализую с приятелем) стимулирует индивидуально промеряемую образовательную реальность. Её мы связываем с присущим личности творчеством. Творчество, собственно, и предстаёт предметной основой образовательной реальности (которая, будучи «духовно подтянутой», вспыхивает «воздушной идеальностью»).
Образование: его личностно-андрагогическая завершенность. Образование – это всегда самообразование, и в выявляемом контексте оно непременно андрагогично (быть андрагогом / т. е. педагогом по отношению к самому себе / - значит личностно совершенствоваться с момента проведения жизненного выбора вплоть до «предельного возраста»; а это – согласитесь – доступно лишь при «цивилизационном накате»), что опять-таки соответствует «ветру перемен». …Современность «стягивает» воедино прошлое, настоящее и будущее: их синтез мы охватываем с позиций восходящей к античности статической концепции времени (согласно ей прошлое, настоящее и будущее воплощают собою одновременность – переживаемое сознанием индивида совмещение трех временных срезов). Оперируя «концепцией» мы подчеркиваем фиктивность, т. е. «человеческую представленность», временного ряда по отношению к объективирующейся изменчивости (объективность времени стянута «личностной завербованностью»: время – переживаемая субъектом «текучесть», но субъект – частица объективной реальности, и наш «прогон» «временного сгустка» также «выстлан» «прерогативами объекта»). «Взвинчивающаяся» виртуализация неповторимости моего «Я» усиливает «подтекст» статической концепции времени и роль «личностно взвихренного субъекта». Никто не может избежать «бифуркационных интенций»; и мы не свободны от «произвольного волеизъявления», так как между моим «Я» и реальной действительностью пребывает «глобально сконструированная» искусственная среда. Я, покинутый на самого себя, стремлюсь к тому, чтобы плыть руслом природно-естественного коллективизма. Вместе с тем я как моё «Я» - глобально субъектен, и от него (т. е. от моего «Я») зависит среда обитания. Но коль скоро я – андрагог, в моем ведении – целенаправленное использование «всеохватной динамо-неравновесности».
Горизонтально-вертикальная «программа» образования. Горизонтально-вертикальным подходом структурируя образование, мы приобщаем к «горизонтали» связанное с детско-подростковым возрастом диалогически целенаправленное «обучающее воспитание». К «горизонтали» «притянут» «феномен педагога» - будь то семья или школьный учитель. Важно, что ребенок социализуется под диалогическим – и диалог здесь занимает ведущее положение - присмотром «внимательных, серьезных нянек», и это позволяет малышу избегать «примечательных» результатов «незадачливого опыта Маугли». Временные параметры «горизонтали» промерены «прошлым», «настоя-щим» и «будущим» - пределами детства, отрочества, юности (возраст носителя «верхнего предела» - примерно 20 лет «жизненной стези»; юность нами понята как «вернувшийся бумеранг»: оттого она «засвечена будущим» - составным элементом всепоглощающего «неземного озарения»). …«Горизонталь» связана с экстенсивным развертыванием предстоящей личности, когда на ее (т. е. «горизонтали») пересечении с «вертикалью» молодой человек, диалогически взвешивая все «за» и все «против», свершает жизненный выбор – индивидуализированной практикой претворяет «личностный подспуд». «Вертикаль» ответственна за последствия того жизненного выбора, осуществляемого взрослеющим человеком, благодаря чему усиливается его личностный статус; и происходит это под влиянием растущей творческой самодостаточности индивида, со знанием дела относящегося к «внешнему окружению». «Вертикаль» вскрывает обустроенность личности «на всю оставшуюся жизнь». Много это или мало? – Отвечаем: «Всё зависит от того, как совместит личность прошлое, настоящее и будущее». Если такое – диало-гически подстраховываемое - совмещение выдаст «на-гора» четко слажен-ную, непрерывную линию из указанных временных рядов, проживаемая личностью одновременность позволит ей, диалогически поддерживая постоянную связь с «горизонталью», на личностно «воспрявшем» уровне приподнять интересы социума до действенной человечности. Возвеличение их прочерчивает пик андрагогичности, являющий собой творчество, под влиянием которого происходит замещающее глобально-искусственную среду подлинное воссоединение людей. Отмечаемое свойство – свойство андрагога, представшего индивидом как «совокупностью всех общественных отношений» (К. Маркс /1818-1883/). Основоположники научной философии рассматривали «аутентичную человечность» через снятие индивидом классового отчуждения (сегодня «классовость» переливается во «внутренние покои» моего «Я» и нужно быть начеку). …Свобода человека начинается с его «природно-коллективистской приобщенности». Андрагогичность поддерживает в индивиде «личностный темперамент», она помогает ему овладеть «сладостным напряжением», под влиянием которого переломными временами личность не утрачивает присущей ей (нерелигиозной) веры в ранее наработанные идеалы. Андрагог – образованный выразитель единства общественных устоев (обнимающих – полем «диалогических очертаний» - диалектическую соотнесенность культурных традиций и «цивилизационного разбега»), совершенствующего их «личностный приоритет» (это – в данном случае – набор индивидуальных действий, направленных на «стушевывание» «глобальных излишеств»). Представленное образованием «индивидуализированное превосходство» налагает на его «хозяина» торжественную обязанность – быть всегда в форме: образованный человек как духовно одаренный глубоко переживает связь с родной землей, содействует ее процветанию. Образованность - неповторима, она, если можно так выразиться, эзотерична (не в духе, однако, теософии): любит скрываться. Но она зримо проявляется «по делам рук их» - тех, кто отдает себя служению «высокому и прекрасному». ...«Вертикаль» структуры образования выстраивается благодаря андрагогичности – важнейшему условию постоянно-личностного совершенствования. Связь «вертикали» образования с «горизонталью» обеспечена также тем, что «вертикаль» своей андрагогичностью приурочивает охватывающую «горизонталь» «ладно скроенную фигуру непростого обывателя» к задействованию «телесной памятью». Оно – задействование – заключается в том, что «память тела» позволяет индивиду «ухватить» то, от чего отступает «память рассудка» (названная тематика изучается «философией телесности» - с привлечением методо-логии «диалогического понимания» М.М. Бахтина /1895-1975/). Скажем, сильная боль в зрелом возрасте «отсылает» меня к той боли, которую я испытывал в младенчестве… И вот она – «исчезнувшая младость» - «восстала из пепла». …Выше мы свидетельствовали об одновременности прошлого, настоящего и будущего. Память тела ее укрепляет, и в этом мы также с очевидностью запечатлеваем «природно возделываемый компонент образованности». И – понятно: образование всегда связано с этим – общественно «насыщенным» - индивидом, обеспечивая его цельность в ее «био-психо-социальной разрешенности». Андрагог - носитель образования и человек, открывающий «личностные озарения» в нем (т. е. в образовании) как самому себе, так и тем, кто рядом: взращивает творческий коллективизм.
Диалогически обкатываемая связь культуры и цивилизации – шаг в направлении складывающегося института образования. …Мы попытались «разложить по полочкам» новизну «засветившегося» образования, функционально – а следовательно диалогически - обнимающего «общественно присутствующий повседнев». Каждая из них (т. е. «полочек»), накапливая «образовательные прецеденты», преодолевает ими – стремясь искоренить! – «завалы глобализма». Расширяясь, углубляясь, возвышаясь и устремляясь к классово-социальной справедливости, образование - и выше мы стремились подвести к этому внимание читателя - становится общественно сорганизованным институтом: приближает немного растерявшееся человечество к завидным далям ноосферы. Ноосфера же как неспешно структурируемый образ жизни человечества – набором «точечно застолбленных попыток» ее адаптации к современным условиям и при опоре на совершенствующийся бытоуклад (который наконец-то возвратит человеку его «трудовое благополучие» / ныне, как известно, оно мало занимает субъекта деятельности, став «достоянием» техники / ) – взращивается диалогом культуры и цивилизации «под социопатронатом» вызревающего института образования.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Victor 2
post Apr 9 2011, 08:01 AM
Отправлено #2


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 724




Если в текст добавить слов в кавычках, а наукообразное словоблудие оставить как есть, то место диалога в вашем личностно реализуемом образовательном пространстве сомнений ни у кого не вызовет. А пока понятно только одно - весна наступила... Интересно, сколько надо проработать д. филос. н., проф. , что бы разучиться излагать свои мысли на русском языке? smile.gif

Сообщение отредактировал Victor 2 - Apr 9 2011, 08:06 AM
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
dimitri
post Apr 9 2011, 12:03 PM
Отправлено #3


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 1 704

Пол: Male



Статья хороший пример того, как "диалог" может уничтожить сознание личности. Набор штампов. Это происходит потому, что среда, в которой данный философ воспитывался - ниционалистическая и марксистская (вполне совместимые вещи). Взять пример с глобализмом...
Что это такое? Грубо говоря, это все то же приспосабливание человека к среде, которая все более и более усложняется. Если совсем недавно человек жил, мог прожить всю свою жизнь не выезжая из своей деревни. И так жила большая часть населения земли, и ему вполне хватало той информации, которую он получал от своих дедов, то сейчас без постоянной учебы, постоянного поиска выжить невозможно. Это, разумеется, многих тяготит. Хочется стабильности, покоя, хочется расслабиться... Но мир так не устроен...
Что касается информации, то она просто требует глобализации. Если принять, что количество информации произведенной страной пропорционально населению, то совершенно очевидно, что большую часть ее человек может получить только из-заграницы. Таким образом ему придется общаться с иностранцами. Для этого ему нужно владеть правилами общения. А это, начиная с одежды и языка, и пластика (мимика, жесты...). Плюс знание особенностей культуры... А оппоненту нужны знания о тебе, твоей культуре... Вы не можете знать все языки, поэтому постепенно отбирается тот, на котором общение возможно с наибольшим числом других людей... Словом, все настолько просто. И все настолько практично... Зачем городить огород? Глобализация - неизбежность. И это здорово... Нужно только понимать...
Если вы жалеете о лаптях и самоварах, то сосредоточтесь на преимуществах: компьютерах, литературе, музыке, науке... которые делаются коллективно и интернационально... И которые невозможно совмещать с лаптями...
Но главное во всем этом, то, что эта потребность (в глобализации) ощущается лично, на индивидуальном уровне. В таких простых вещах, как покупка мобильного телефона, автомобиля, обоев... сейчас в поиске информации на английском... Социальный механизм, простейший элемент которого - торговля стремится снять границы. Мешающие: перемещаться людям, товарам, информации... И это совершенно реальные силы, в отличие от патриотических кампаний, которые к примеру, могут запретить ввоз иностранной продукции, производство алкоголя из самых благородных соображений. Но реальные силы продолжат действовать и со временем сметут все искусственные препятствия... И тд.

Сообщение отредактировал dimitri - Apr 9 2011, 12:06 PM
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Reply to this topicTopic OptionsStart new topic
 

Текстовая версия Сейчас: 21st October 2019 - 08:26 AM
Реклама: