IPB

Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )

 
Reply to this topicStart new topicStart Poll

Каскадный · [ Стандартный ] · Линейный

> …ВОЗВЫСИВШИЙ ПЛАНКУ ПРИБАЙКАЛЬСКОЙ ДУХОВНОСТИ, О деятельности первого ректора ИГУ

Николай Коноплев
post Jul 11 2011, 11:52 AM
Отправлено #1


Участник
**

Группа: Club Members
Сообщений: 79

Пол: Male



Коноплёв Н.С., д. филос. н.,
профессор ИГУ

…ВОЗВЫСИВШИЙ ПЛАНКУ ПРИБАЙКАЛЬСКОЙ ДУХОВНОСТИ
О деятельности первого ректора Иркутского государственного университета (ИГУ) М.М. Рубинштейна

/Рассмотрена роль первого ректора ИГУ М.М. Рубинштейна в становлении высшего образования в Восточной Сибири, а также место самого университета в реализации инновационных тенденций, содействовавших в ХХ в. (и это же можно сказать о веке нынешнем) формированию прибайкальского субэтноса (отмечаемый процесс еще далек от завершения) – «социальной базы» для «точечного воспроизведения» ноосферной данности. Заложенные М.М. Рубинштейном образовательные традиции подтверждаются сегодняшней университетской практикой, наследие мыслителя востребовано современной наукой./

Сибирская глубинка порождает интеллектуала-новатора и в чем-то даже пророка

Счастливыми обстоятельствами – далеким уже семнадцатым годом минувшего столетия – свела судьба философа и педагога Моисея Матвеевича Рубинштейна (1880-1953) с (готовившимся тогда к открытию) ИГУ: первым ректором названного учебного заведения предстал сравнительно молодой уроженец прибайкальского ареала. Той порою (1918), как это следует из сказанного, «любимый Иркутск – середина Земли» (М.Д. Сергеев /1926-1997/) – обрел статус образовательного центра Восточной Сибири: здесь – повторяем – распахнул свои двери государственный университет, вуз-первопроходец, о котором задолго до этого мечтали просветители «полунощного края», местная интеллигенция. Шесть лучших лет (1917-1923) своей твор-ческой жизни профессор М.М. Рубинштейн отдал «интеллектуаль-ному пиршеству» вблизи «неземного совершенства» - озера Байкал, содействуя иркутским образовательным переменам в послеоктябрьский (1917) период. Выходец из зажиточной купеческой семьи лютеранского вероисповедания М.М. Рубинштейн родился 15 июня 1880 г. в с.Захарово Верхнеудинского уезда Забайкальской области. Обеспеченные родители стремились дать сыну «надежное» образование: окончив Верхнеудинское (на территории Бурятии) уездное училище, мальчик был отправлен в Иркутскую губернскую гимназию. По ее завершении (1899) молодой человек поступает на математический факультет Казанского университета. Дальше – больше! Выехав с женой (в Казани М.М. Рубинштейн обзавелся семьей) на стажировку в Германию, начинающий ученый два года «обустраивался» естественным факультетом Берлинского университета. Затем – увлечение идеями основателя баденской школы неокантианства Вильгельма Виндельбанда (1848-1915) и переход на философский факультет Фрейбургского университета. Анализируя смысл жизни, природу человеческого существования, М.М. Рубинштейн в 1905 г. защищает диссертацию, и по результатам защиты ему присваивают ученую степень доктора философии magna cum lande с вручением медали. Занимаясь философией, М.М. Рубинштейн положительно зарекомендовал себя в немецких культурных центрах - Берлине, Дрездене, Гей-дельберге, а по возвращении в Россию (1907) обрел известность в Москве. Здесь он читает лекции по педагогике, ее истории, педагогической психологии на Высших женских курсах В.А. Полторацкой…

Теоретико-образовательная программа первого ректора ИГУ

И – случилось чудо! «Обществовед» М.М. Рубинштейн осу-ществил синтез философского раскрытия личностного начала с его психолого-педагогической составляющей рамками исходного этапа индивидуального самоутверждения. Философско-образовательная концепция овладела М.М. Рубинштейном еще дооктябрьским периодом (т. е. до пролетарской революции 1917 г.). Приехав же в Иркутск, «мэтр» предстал вооруженным отточенной программой университетского строительства. Думается, он и согласился-то стать ректором ИГУ ввиду искреннего желания претворить свои философско-образовательные идеи непосредственной поступочностью. …Отметим место Восточной Сибири в духовном освоении евразийского пространства. Занимая, как было уже сказано, серединное положение, Иркутск, выстраивая позицию вызова «азиатскому беспределу», постоянно притягивал к себе евразийскую духовность. Под нею мы понимаем такую ментальность, соответствуя которой рацио и вера взаимно гармонизируются; примиряются кажущиеся конфликтными различные духовные построения. Это свидетельствует о том, что западная духовность состыковывается с «безграничной не-постижимостью Востока». Инновационный престиж ИГУ (место у истоков которого, т. е. престижа, по праву принадлежит М.М. Ру-бинштейну) – в объединении неподвластных разуму «горних сфер» с рациональной выразимостью «цивилизованной Европы». Обаятельный устроитель «регионально-интеллектуального пробега» попал – скажем еще раз – на нужное место в счастливейший для него (т. е. «рекомендуемого» места) момент. Мы пока не оценили грандиозность случившегося, но это время – не за горами. Суть проведенной М.М. Рубинштейном теоретико-образовательной программы (фактически - парадигмы) сводится к тому, что ИГУ выполняет роль мозгового центра Прибайкалья (и не только его, но это - отдельная тема), обладающего значительными (включая гидроэнергетические) природными богатствами; и рассматриваемый регион способен выстроиться природно-осоциаленной – жизнеутверждающей – динаморав-новесной системой (в противовес этому - под влиянием глобально выложенной искусственной среды - человечество – и его надо спа-сать – скатывается в «бездну неравновесия»). Её процветанию спо-собствует байкало-ангарская вода – источник (вдумайтесь в это!) социосовершенствования. Сам же Байкал – «воплощение земного рая». Так вот - перспективы развития человечества «состыковываются» «настроем» «Священного моря».

Инновационный взмах университетских крыльев

…ИГУ, «оперируя» «народонаселенческим массивом», стал притягательным средством формирования русскоязычного прибайкальского субэтноса. В этом мы находим влияние одного из инновационных компонентов, реализованных университетом не без влияния его первого ректора. …Выверенными философией личности (методологическое обеспечение ее составляет вклад М.М. Рубинштейна в науку о человеке) интенциями подвижник-ректор сумел направить мысли и дела студенческо-преподавательского коллектива Иргосуна (так тогда сокращенно именовался Иркутский государственный университет; теперь «Иргосун» уступил место «ИГУ») на затверждение предпосылок точечного – пределами Прибайкалья – «взращивания» ноосферы (такое осуществимо под влиянием регионально складывающегося «субэтнического поля», которое, как мы видим, инициировано «тезаурусом ИГУ»). Следовательно, ИГУ, обретя положение ведущего цивилизационного центра Сибири (которое сегодня он начинает утрачивать, но в наших силах всё вернуть на свои места), способствовал практическому освоению ресурсов в интересах «всесветного благополучия социума». Начавшееся – пусть и «вразрядку» – поглощение народонаселения ноосферой прежде всего определяется тем, насколько – в условиях усиливающейся массовой индивидуализации социума – каждый отдельно взятый индивид окажется преисполненным той очищающей атмосферой, которую создает для него присутствие Байкала.

Байкал под ноосферным углом зрения

Приведем слова одного из первых «ноосферных небожите-лей», сформированного «байкальской волной», иркутянина, выпускника ИГУ (1959) Валентина Григорьевича Распутина. Классик мировой литературы размышляет: «Можно было бы решить, стоя на берегу этого чудо-озера и глядя на его ближние контуры и воду, на его краски и озаренность сверху, от которых даже и не тает, а обмирает в глубоком обмороке душа, - можно было бы решить, что Байкал случайно обронен с какой-то другой планеты, более радостной и богатой, где с тамошними жителями он был в полном согласии» (Распутин В.Г. Собр. соч.: в 3 т. Т. 3: Сибирь, Сибирь… : очерки. Публицистика / В.Г. Распутин. – М.: Мол. гвардия, Вече, 1993. – С. 8). …«Поэт сибирской Ойкумены» созревал в духовным климате, завещанным профессором М.М. Рубинштейном и десятилетиями сохраняемым лучшими носителями «университетской образованности» (самый нестандартный из них - доктор философских наук, профессор Л.А. Петров /1908-1975/, отдавший ИГУ 40 лет беспрецедентного творческого горения, пронес завет М.М. Рубинштейна, хоть оба философа ни разу не встречались, через всю свою жизнь и наделил им – лучезарным заветом – сотни юных душ). Ведь и сам «ненавязчивый наставник» – мы упомянули об этом – созревал вблизи Байкала и, проникаясь его «всепоглощающей голубизной», сумел так теоретически обосновать личность нового человека, что цельность его (т. е. нового человека) определилась в единстве с окружающей средой, обеспеченным постоянным присутствием заманчиво-нерукотворной водной стихии. Образовательная программа неподкупного ценителя жизненной правды, сформировавшись под влиянием Прибайкалья, вылилась в стройное направление по ноосферному преобразованию социума. Провидческое осмысление перспектив региона (которые, впрочем, адекватно – в деталях - так и не оказались представленными «возвышенным выразителем невозможного» из-за их «многомер-ной причудливости») осуществилось (вместе с тем) под влиянием его природной уникальности, заложившей основы «мировоззренческого ландшафта» в душе одержимого поисками настоящего человека. Его совершенство, согласно М.М. Рубинштейну (который, выступая «производным слагаемым» очерчиваемых нами мест, как раз претворил собою «чистую человечность»), «обеспечивается» с юных лет. Дети, показывает глубокий знаток внутреннего мира ребенка (попутно отметим: чета Рубинштейнов воспитала четверых детей: все - мальчики), несут в себе залог благодати, совершенствующейся их общением со старшими, с коллективом сверстников. Трудовой настрой придает молодому человеку уверенность в себе – процессом социалистического строительства (М.М. Рубинштейн всегда положительно оценивал социализм в его «общественноличностном», а не уравнительном раскладе). Человеческое совершенство Моисей Матвеевич – «подчеркнутый сторонник» гуманистического направления в отечественной философии - определял творческой самоотдачей, под воздействием которой формирующаяся личность выстраивает «сердечно обусловливаемые общественные связи».

Вытаскиваем наследие М.М. Рубинштейна из забвения: оно актуально как никогда!

Философско-педагогическое наследие выдающегося теоретика после «долговременного подполья» (вызванного «редукционистским» истолкованием диалектики единичного и общего), вновь обретает научно-теоретический и просто читательский интерес, «подталкиваемый» возрастающей значимостью личности в нашем обществе. Уделяя ей особое внимание, М.М. Рубинштейн прокладывал путь к действенному претворению личностной тематики; и пришла пора применить проведенный новатором анализ личности к обоснованию ее места в «естественном» (т. е. человечески насыщенном) коллективе, а не в его «заменителе» - искусственной среде (к примеру, мегаполис, компьютер, сотовый телефон – это искусственная среда, по-глощающая нас; надо сделать так, чтобы она стала послушной, и мы сумели бы ею оперировать с пользой для себя). Осевшее «планетарным панцирем» глобально застолбленное пространство, подменяя «Богом данную природу с прижитыми ею разумными существами», служит препятствием к становлению подлинной человечности. Личность должна ее воссоздать. И здесь труды М.М. Рубинштейна призваны поддержать движение современного человека к социально упорядоченной, «ноосферно-целеположенной планиде». Отметив 90-летие (2008), Иркутский государственный университет вышел на финишную прямую к своему столетнему юбилею. И коль скоро состоится «круглая дата» - а мы верим в это, - важное сие событие непременно засвидетельствует о торжестве инновационной стратегии не-повторимого Иркутского Государственного Университета, простимулированной его Славным Наставником – Моисеем Матвеевичем Рубинштейном.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М.М. РУБИНШТЕЙНА
1. 15 июня 1880 г. в с. Захарово Верхнеудинского уезда Забайкальской области в обеспеченной купеческой семье лютеранского вероисповедания родился сын - М.М. Рубинштейн.
2. 1899 г. М.М. Рубинштейн окончил Иркутскую губернскую гимназию.
3. 1900 г. М.М. Рубинштейн поступил на естественный фа-культет Казанского университета.
4. 1900-1907 гг. Пребывание М.М. Рубинштейна (вместе с семьей) в Германии. Под влиянием основателя баденской школы неокантианства В. Виндельбанда М.М. Рубинштейн переходит на философский факультет Фрейбургского университета, где в 1905 г. защищает докторскую диссертацию о смысле жизни и природе человеческого существования.
5. Выходит публикация «Логические основы системы Гегеля и конец истории» // Вопр. философии и психологии. – М., 1905. – Т. 5. – С. 695-764.
6. 1907 г. – Возвращение семьи Рубинштейнов в Россию.
7. Выход в свет тр. М.М. Рубинштейна «Идея личности, как основав мировоззрения: критико-филос. очерк». – М.: Тип. С.А. Кинеловского, 1909. – 124 с.
8. 1910 г. М.М. Рубинштейн руководит педагогическим отделением на Московских педагогических курсах Д.И. Тихомирова.
9. 1912 г. М.М. Рубинштейн сдал магистерские экзамены в императорском Московском университете. Исполняет обязанности приват-доцента по кафедре философии в МГУ.
10. 1913 г. М.М. Рубинштейн издает тр. «Очерк педагогиче-ской психологии в связи с общей педагогикой». – М.: Задруга, 1913. – 594 с.
11. 1914 г. М.М. Рубинштейн издает тр. «Об эстетическом воспитании детей». – М.: Тип. лит. т-ва И.Н. Кушнарева и К, 1914. – 101 с.
12. 1916 г. М.М. Рубинштейн издает тр. «Общественное или семейное воспитание?». – М.: Задруга, 1916. – 120 с.
13. 1917 г. М.М. Рубинштейн издает тр. «Социализм и его истинный смысл». – М.: Кн. изд-во А.М. Михайлова, 1917. – 32 с.
14. Весна 1917 г. М.М. Рубинштейн вместе с семьей приезжает в Иркутск для содействия в организации университета.
15. 3 августа 1917 г. М.М. Рубинштейн выступает с темой «Социализм и его истинный смысл» в общественном собрании г. Иркутска.
16. 1917 г. М.М. Рубинштейн публикует статью «Еще об университете в г. Иркутске» (см.: Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. / Сост., предисл., примеч. Н.В. Куликаускене. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994. – С. 510).
17. Конец октября – начало ноября 1917 г. М.М. Рубинштейн с другими активистами «университетской недели» возглавляет в Иркутске специально организованные мероприятия, активизирующие открытие университета.
18. 31 октября 1917 г. М.М. Рубинштейн принимает участие в работе университетской комиссии по открытию университета, от-стаивая приоритет открытия историко-филологического и юридического факультетов.
19. 26 октября (8 ноября по н. ст.) 1917 г. в г. Иркутске получено известие о взятии власти в стране большевиками.
20. 14 июня 1918 г. в зале городской думы состоялось публичное заседание с повесткой об открытии в г. Иркутске университета.
21. 20 июля 1918 г. М.М. Рубинштейн выступил на заседании Сибирской областной думы о необходимости открытия в г. Иркутске университета. Жилищная секция университетской комиссии предложила будущему университету здание института благородных девиц.
22. 24 июля 1918 г. М.М. Рубинштейн делает доклад в городской управе об открытии университета.
23. 12 августа 1918 г. профессорами М.М. Рубинштейном и В.В. Сапожниковым был проведен осмотр зданий, которые могли быть пригодными для университета.
24. 13 августа 1918 г. министр народного просвещения Сибирского Временного правительства В.В. Сапожников подписал Устав Иркутского государственного университета. Профессор М.М. Рубинштейн был назначен и.о. ректора ИГУ.
25. Рубинштейн М.М. «В Иркутском университете» // Сибирь. – 1918. – 31 авг.
26. 30 октября 1918 г. М.М. Рубинштейн избран ректором ИГУ.
27. Рубинштейн М.М. «Демократизация школы и ее смысл» // Дело. – Иркутск, 1919. – 11 авг.
28. 27 октября 1919 г. Торжественно отмечена годовщина открытия ИГУ.
29. 27 января 1920 г. М.М. Рубинштейн отказывается от должности ректора ИГУ, мотивируя это «сильно подорвавшимся здоровьем».
30. Лето 1920 г.: М.М. Рубинштейн дает согласие возглавить бюро Восточно-Сибирского педагогического института народного просвещения.
31. Рубинштейн М.М. «Дитя общественности» // Трехлетие Иркутского государственного университета: 1918-1921 г. – Власть труда, 1921. – 27 окт.
32. Рубинштейн М.М. «Основная задача философии» // Сборник трудов профессоров и преподавателей государственного Иркутского университета. – 1921. – Отд. 1: Науки гуманитарные, вып. 2. – с. 44-55.
33. Рубинштейн М.М. «Проблема учителя» // Вестн. просве-щения. – Чита, 1921. – Март. – С. 1-9.
34. Осень 1921 г.: Объединение – на правах факультета - пединститута с ИГУ. М.М. Рубинштейн оставлен в должности декана этого факультета.
35. 1921 г. Выходит тр. М.М. Рубинштейна «Основы трудовой школы». – Чита: Тип ДВСПС, 1921. – 96 с.
36. Рубинштейн М.М. «Вокруг университета» // Власть труда. – 1922. – 26 янв.
37. Рубинштейн М.М. «Проект о показательных школах при педфаке университета» // Власть труда. – 1922. – 26 янв.
38. Рубинштейн М.М. «Праздник зрелости» // Университет. клич. – 1922. – 27 окт. (О первом выпуске ИГУ.)
39. Рубинштейн М.М. «Проблема «Я», как исходный пункт философии» // Сборник трудов профессоров и преподавателей государственного Иркутского университета. – Иркутск, 1923. – Вып. 5. – С. 3-37.
40. Февраль 1922 г.: избрание М.М. Рубинштейна председателем комиссии содействия ИГУ.
41. 1922 г. Издание тр. М.М. Рубинштейна «История педагогических идей в ее основных чертах». – 2-е изд. – Иркутск: Тип. Дома Трудящихся, 1922. – 304 с.
42. 1923 г. Издание тр. М.М. Рубинштейна «Проблема «Я», как исходный пункт философии». – Иркутск: Тип. Окр. воен.-ред. Совета ВСВО, 1923. – 37 с.
43. Май 1923 г. – Отъезд М.М. Рубинштейна из Иркутска в Москву. Иркутский период в жизни профессора завершен.
44. 1923-1941 гг. – Московский (предвоенный) период жизнедеятельности М.М. Рубинштейна.
45. 1924 г. М.М. Рубинштейн публикует тр. «Жизненные комплексы в трудовой школе. Критическое обоснование комплексного преподавания». – М.: Госиздат, 1924. – 116 с.
46. 1926 г. М.М. Рубинштейн публикует тр. «Половое воспитание с точки зрения интересов культуры». – М.; Л.: Мосиздат, 1926. – 126 с.
47. 1930-е гг. М.М. Рубинштейн работает в МВТУ им. Баумана, МГПИ им. В.И. Ленина.
48. 1941-1943 гг. Эвакуация (во время Великой Отечественной войны) семьи М.М. Рубинштейна в г. Красноярск. М.М. Рубинштейн заведует кафедрой педагогики в педагогическом институте.
49. 1943 г. Возвращение семьи М.М. Рубинштейна в Москву. М.М. Рубинштейн занимает должность профессора кафедры педагогики в МГПИ им. В.И. Ленина.
50. 1946. М.М. Рубинштейн издает тр. «Дошкольная педагогика: учеб. пособие для пед. вузов» / ред. Е.А. Флерина. – М.: Учпедгиз, 1946. – 352 с.
51. 1950 г. М.М. Рубинштейн издает тр. «Воспитание чита-тельских интересов у школьников». – М.: Учпедгиз, 1950. – 215 с.
52. 3 апреля 1953 г.: смерть М.М. Рубинштейна (Москва).
53. 2004 г. Издание тр. М.М. Рубинштейна «Проблема учителя: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений» / ред., авт. предисл., вступ.ст., коммент. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 176 с.
54. 2008 г. Изд. трудов М.М. Рубинштейна «О смысле жизни: труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу: в 2 т.» / ред. А.С. Плотников, К.В. Фараджев. – М.: Территория будущего. – 2008
Т. 1. – 2008. – 574 с.
Т. 2. – 2008. – 375 с.







User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Reply to this topicTopic OptionsStart new topic
 

Текстовая версия Сейчас: 20th April 2024 - 03:19 PM
Реклама: