IPB

Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )

[ Каскадный ] · Стандартный · Линейный

> Об антиномиях Канта

Ронвилс
post May 25 2012, 12:43 PM
Отправлено #1


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 422




Об Антиномиях Канта.
Я внимательно прочитал «Критику чистого разума» Э. Канта и высоко ценю этого мыслителя. Но нашел много некорректностей в его ключевых положениях. Мечтаю написать программную работу (или хотя бы статью) по данной теме. Но, увы, сейчас как практическому инженеру приходится просто зарабатывать на жизнь. Времени и сил на философию остается мало. Читать-то можно и в транспорте, и лежа, а вот для того, что бы писать – надо сесть и напряженно трудиться.
Буду, однако, предельно лаконичным и ближе к теме. Вот мои тезисы относительно четырех антиномий (конечные умозаключения на основе своего анализа и своих вполне интегрированных построениях, которые я опускаю):
1. Мир конечен – мир бесконечен.
- человек в принципе не может объять своим умом бесконечность на доказательном уровне как некое универсальное понятие. Зато может разделить это понятие на два: «потенциальная бесконечность» и «актуальная бесконечность». Так вот, я считаю, что потенциальная бесконечность существует и она вполне корректно встраивается в нашу логику и математику. А вот актуальная бесконечность – абстракция, которую ум не может объять или ее вообще не существует. То, что к ней прибегают – это манипуляции фокусника. К примеру великий математик Брауэр (создатель интуитивистской математики) к этому понятию в доказательствах не прибегал.
2. Каждая сложная субстанция состоит из «простых частей» - не существует ничего «простого».
- логика человека не может говорить о чем то с достоверностью некой универсальной «истины». Если мы говорим о некой «простой» составной части чего-то «сложного» – это наша определенная модель. В рамках этой модели данная составная часть – нечто «простое». Заранее мы далеко не всегда сможем сказать, что эту простую часть можно представить в виде суперпозиции других, более «простых» частей. А если заведем речь о бесконечности в этом процессе «углубления в частности», то далее потенциальной бесконечности законным образом уйти не можем. Мало того, нужно еще суметь доказать – имеем ли мы право приписывать неограниченное дробление как ничем не ограниченный потенциальный процесс. Болтать то можно о чем угодно, но это еще не доказательство.
3. В мире существует свобода – в мире не существует свободы, но господствует только причинность.
- строго говоря, доказать наличие ни от чего не зависимого действия или причины («чистая» случайности – один из вариантов этого) – большая проблема. Строгие алгоритмические манипуляции с числовым рядом, которые может показать нам Теория чисел, приводят к поразительным результатам, когда т. н. «квазислучайные» числа (а на самом деле – полностью детерменированные) ведут в расчетах, где должна господствовать «истинная» случайность, к результатам, которые должны были бы работать только с «истинно» случайными числами. Зачем отрицать наличие причинности (или детерминированности)? Это настолько практичная и работающая гипотеза, что если от нее отказаться – мы потеряем почти все. А вот ни от чего независимое действие или причина (даже если полностью согласиться с их необходимостью), если они существуют в том или ином явлении как необходимый элемент, но не превышают в детерминированном процессе какого-то критического процента – не разрушат общей обусловленности, а лишь усложнят и разнообразят результат. Поскольку мир за миллиарды лет еще не разрушился, а все конструктивно меняется, значит этот процесс достаточно сбалансирован. Но назвать его идеально сбалансированным и абсолютно устойчивым я бы не рискнул. Поэтому для нашей же пользы лучше всего узаконить возможность этой самой «не зависимой от опыта причины или действия», но при этом не тыкать пальцем в небо, намекая на некий Абсолют. Не потому, что его нет, а потому, что это указание на «актуальную» бесконечность, что некорректно (почти по Канту).
4. Существует первопричина мира (Бог) – не существует первопричины мира.
- Указание на некого абстрактного Бога (Абсолюта) – это указание на некорректно построенную модель, относительно которой мы почти ничего конкретного и корректного сказать не можем. И, вновь таки, мы здесь напрямую сталкиваемся с актуальной бесконечностью.
С объективной точки зрения никто не запрещает нам строить модели мироздания, в которых присутствуют не только модели, которые можно непосредственно проверять и корректировать опытом (так сказать – с опорой на чувственную сферу), но и любые другие. Да - они недоказуемы, да – они шатки и ненадежны. Но раз они могут рождаться априори – это уже кое о чем должно говорить. Главное другое – если такая «висячая» модель в конце концов помогла «склеить» более солидное ментальное построение (куда, разумеется, должны входить модели, непосредственно поверяемые опытом) и оказывается продуктивной в накоплении последующего опыта, непротиворечащего практике, то сам этот факт уже как бы доказывает ее законность. Но сама модель может так и остаться «висячей», сама структура которой не позволяет ее проверить никаким чувственным опытом. И это – именно модель, а не какая-то раз и навсегда встроенная в сознание априорная Кантовская категория. За примерами далеко и ходить не надо. Возьмите то же «электромагнитное поле». Я уже не говорю про многомерные континуумы современных физических теорий. Да и как вообще возможно застолбить какой-то набор категорий, которые невыводимы из практики, и сказать: вот вам «джентльменский набор» того, что составляет опору для ваших ментальных построений, которые не стоит выводить из практики, а все остальное будьте добры – только с четким подтверждением и опорой на чувственную сферу? Не является ли это философской спекуляцией (хоть и с благородными намерениями)?
Подобные непроверяемые (но конструктивные) модели опасно «поднимать» и обобщать слишком высоко и широко. Указывая на некий Абсолют – мы максимально поднимаем планку абстрактности. А раз так, то уже далее должны действовать как бы в тумане и принимать на доказательство то, что строго говоря должно проверяться. Но заранее сказать – до какого уровня моделирования мы имеем право подниматься, а куда не смеем лезть – это уже из области неправомерных действий. Разве для того, что бы сдержать слишком ретивых мыслителей, которые рвутся все объять, но некритично подходят к рассмотрению фактов и следствий.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Posts in this topic
Ронвилс   Об антиномиях Канта   May 25 2012, 12:43 PM
Евгений Волков   Уважаемый, Ронвилс! Абстракция - это выделенна...   May 25 2012, 02:12 PM
Царёв Павел   Ронвилсу! Все думал, как Вам проиллюстрировать...   May 25 2012, 10:44 PM
Шадрин В.В.   Не читайте Вы Канта. Только запутаетесь. Совету , ...   May 25 2012, 10:54 PM
Евгений Волков   Павлу! Представьте Павел, что вы разобрались в...   May 26 2012, 01:09 AM
Царёв Павел   Евгению Волкову! Вы: А о чем тут говорить, ес...   May 26 2012, 10:53 AM
Странник   Волков Что же это за "Элементарная философия...   May 26 2012, 09:52 AM
Евгений Волков   Уважаемый, Странник! Понятие Абсолют бессмысле...   May 26 2012, 10:47 AM
Шадрин В.В.   А это высказывание -не конечно , не определенно? ...   May 26 2012, 03:23 PM
Евгений Волков   Приношу извинения за не точный, не четкий ответ....   May 26 2012, 07:00 PM
Евгений Волков   Павел, спасибо за конструктивный ответ, всегда бы ...   May 26 2012, 09:45 PM
Ронвилс   Я ни в коей мере не хочу кого-то критиковать. Когд...   May 26 2012, 11:04 PM
Шадрин В.В.   Главная задача-это понять устройство Мироздания, ...   May 26 2012, 11:38 PM
Царёв Павел   Уважаемый Ронвилс! Когда говорят, что-то типа:...   Jun 7 2012, 09:31 PM
Ронвилс   Устройство Мироздания интересовало (и интересует) ...   Jun 7 2012, 08:13 AM
Шадрин В.В.   Метология Канта -это блеф. Ей не возможно пользов...   Jun 7 2012, 08:27 AM


Reply to this topicTopic OptionsStart new topic
 

Текстовая версия Сейчас: 2nd May 2024 - 09:54 AM
Реклама: