IPB

Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )

 
Reply to this topicStart new topicStart Poll

Каскадный · [ Стандартный ] · Линейный

> Философия образования сегодня, В.А. Колесников как один из ее лидеров

Николай Коноплев
post Jun 29 2013, 07:55 PM
Отправлено #1


Участник
**

Группа: Club Members
Сообщений: 79

Пол: Male



Оболганному Babr.ru Колесникову В. – поклон!

Философия образования сегодня: В.А. Колесников как один из ее
лидеров

Философско-методологический очерк

Н.С. Коноплёв, д. филос. н., профессор ИГУ, Заслуженный работник Высшей школы РФ

Статья посвящена 55-летию известного деятеля отечественного образования, заслуженного учителя РФ, доктора философских наук В.А. Колесникова. Особое внимание уделено анализу ученым философско-образовательных реалий, связанных с практическими шагами по формированию личности молодого специалиста-педагога - патриота своей Родины.

Ключевые слова: Колесников Виктор Алексеевич, философия образования, Иркутский региональный колледж педагогического образования (ИРКПО), педагогика, инновации, выбор студентом колледжа жизненного пути, патриотизм.

Штрихи к портрету педагога-новатора. Впечатление от него – стройная легкость: будто парит над действительностью (увлекая ее за собой) директор Иркутского регионального колледжа педагогического образования (ИРКПО), заслуженный учитель РФ – он же доктор философских наук: Виктор Алексеевич Колесников (р. 20. I. 1958). Так и есть. Он неотделим от тех, кто рядом (будь то преподаватель или студенты), и зажигает их «творческим накатом». Складывающееся взаимное доверие плавно оборачивается корректными – свободными от панибратства – отношениями. Люди колледжа – сотворцы толково поставленного руководителем дела как предпосылки выполнения ими производственных амбиций. Задачи, решаемые колледжем, - обширны. Недавно – с 2011 г. - став региональным (раньше это был Иркутский государственный педагогический колледж № 1, основанный еще довоенными годами), он вобрал несколько специальных учебных заведений г. Иркутска. На конкурсной основе В.А. Колесников предстал директором... Главное здание учебного комплекса - по ул. 5 Железнодорожной - «помечено» буквой «П»: оно с южной стороны «вздымается» трехэтажным «ярусом» как символом свершающегося на глазах педагогического совершенства его «обитателей». В.А. Колесников руководит названным учебным заведением свыше 25 лет (с 1987 г.). Когда-то, «пройдя» 8 классов средней школы (г. Зима Иркутской области), приехал сюда худенький темноволосый мальчик, чтобы - с отличием «отрекомендовавшись» (1977) - на время расстаться с «сими пенатами». Но потом – вернуться (после блестящего завершения истфака МГПИ им. В.И. Ленина /1983/). Родители Виктора Алексеевича: Тамара Артемьевна (р. 1937) и Алексей Семенович (1827-1998) Колесниковы работали в зиминском аэропорту. Отец воевал с фашистами на Великой войне. И - патриотизм старшего поколения передался детям. В Колесникове-младшем это воспроизвелось любовью к местному краю – родному Прибайкалью, фанатичной привязанностью к вверенному учебному заведению, «яростным стремлением» довести его «педагогический тезаурус» до уровня обучающе-воспитательного артистизма. Сегодня ИРКПО включен в десятку лучших средних педагогических учебных заведений РФ. Есть чем гордиться… Но неутомим директор: постоянно духовно растет ради «социоличностного благополучия» (философия образования именует сиё состояние «андрагогизацией личности» - стало быть, говоря обыденным языком, вечным ее творческим развертыванием). Взгляните на послевузовский «учебно-послужной список» В.А. Колесникова. 1984 г.: окончил двухгодичные исследовательские курсы в Центральном институте усовершенствования учителей (Москва); 2002 г.: завершил двухгодичную учебу в Московской академии госслужбы – с одновременным годичным обучением по предмету «Философия и методология науки» (МГУ); 2012 г.: прошел двухгодичное обучение в Академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ. В 2000 г. В.А. Колесникову вручена медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» Второй степени. Не зря награжден размышляющий педагог. Велико у него стремление философско-методологически обустроить образовательный полет. Не отрываясь от производства – главным образом благодаря бессонным ночам – приступает Виктор Алексеевич к кандидатской: «Место образования в становлении современного человека. Методологический аспект» (специальность 09.00.01 – онтология и теория познания. Диссертация защищена в 1998 г., /г. Иркутск/). Как видим, слегка припозднился с кандидатской сорокалетний В.А. Колесников. Осознавая это, тут же принимается за докторскую – «Образование как способ личностной самореализации человека в современном обществе» (специальность 09.00.11 – социальная философия. Диссертация защищена в 2005 г., /г. Иркутск/; утверждена в 2006 г.). «Начинающий» доктор заявляет о себе решительным поступком: создает Иркутское областное отделение Российского философского общества, став его председателем (2008). …Впрочем, мы забежали вперед. Задержимся на условиях жизненного выбора начинающего работника народного образования. Тот, кто делает выбор (преимущественно задаваемый юношеским возрастом), затверждается личностью: непременно выявляет действенно продуцируемый творческий потенциал. Вряд ли, конечно, молодой В.А. Колесников думал о каком-то выборе, но он его обретал отличной учебой в Иркутском педучилище № 1. По окончании этого средне-учебного заведения В.А. Колесников был направлен в уже упомянутый Московский государственный педагогический институт. Учился там легко (особенно по гуманитарной части): получил диплом с отличием и мог – как активный общественник – «схорониться» столицей. Тем не менее вернулся в Иркутск, а потом - в среднюю школу, которая дала ему путевку... Какое-то время там поработав, приобрел педагогический навык, после чего вновь оказался в ставшем ему родным педучилище (затем, как мы видим, переросшим в колледж): включился в его «творческий прилив».
Желание совершенствовать педагогическую деятельность: обращение к великолепным отечественным наставникам. Прежний директор училища, уходя на пенсию, рекомендовал В.А. Колесникова на свое место. В то время вызревала у Виктора Алексеевича мысль о радикальном переустройстве учебы. Было это в восьмидесятые годы минувшего века. Страна медленно поворачивалась к «мировым стандартам». Предстояло, образно говоря, скорректировать педагогическое измерение: школе нужен был специалист, умеющий увлечь студентов – опять употребим метафору – заоблачным повседневом. Скажем, совершить массовый лыжный переход через Байкал и обратно. Или взять призовые места на молодежных соревнованиях по художественной самодеятельности. А еще – по приглашению американской стороны отбыть в США на двухгодичные балетные курсы (2012). Наконец получить премию губернатора Иркутской области за победу в областном конкурсе на лучшую инновационную концепцию и программу развития учебного заведения (2012) …Специалист должен стать достаточно образованным и - постоянно совершенствоваться. При этом профессиональное мастерство – знаменатель действенной человечности, «коллективной сосредоточенности» будущего наставника подрастающего поколения. Рассматриваемое направление не во всем оказывалось востребованным для отечественной педагогики. Стянутая «спускаемыми указаниями сверху» скукоживалась она, имея - между тем - совершенные обучающе-воспитательные разверстки, запечатленные блистательными именами К.Д. Ушинского (1824-1870), А.С. Макаренко (1888-1039), В.А. Сухомлинского (1918-1970). Если К.Д. Ушинский выявил характер соотнесенности природы школьника с «педагогической реальностью» - А.С. Макаренко, идя вослед автору антропологии подросткового возраста, социализировал «школьное амплуа», практикой подтвердив возрастающую активность молодого человека, коль скоро он на деле испытывает «чувство локтя». …Традиционная педагогика «впечатлялась» обоснованием ведущей роли учителя (наставника) по отношению к ученику. Полагалось, что сами по себе – без поддержки старших - дети не способны встроиться рядами своих отцов. А.С. Макаренко же понимает, что внешнее – с помощью наставников - воздействие не может заменить подростковому коллективу его ненасытной жажды к сотворчеству. Взрываясь «критической массой» молодые люди «подлежат» «поисковому развороту». Направление «заразительного» В.А. Сухомлинского подтвердило правильность исканий его гениального предшественника. И – однако - следует учитывать: великие педагоги руководствовались «тогдашней конъюнктурой», ныне для многих предстающей утраченным прошлым. …Сменился общественный уклад. Россия «окутана» криминальным капиталом, сминающим гуманистическое наследие классиков «чистоганом эгоизма». Отсюда «воспитательно-образовательное поле» того же А.С. Макаренко обретает иную применимость: оно «намерено» служить непроходимой преградой (своего рода платоновской «хорой», т. е. тем, что, будучи вязкой болотной массой, мешает торжеству усиливающейся бесчеловечности) от оболванивания детских душ. Помимо внутрироссийских пертурбаций мы переживаем – на базе НТР - глобальные сдвиги, грозящие человечеству всеохватной катастрофой. Они «причудливо» прикрываются научно-техническим прогрессом, опасно зависающим над обществом пеленою искусственной среды. Происходящее под натиском НТР разъединение социума оттесняет назад добытые человечеством привилегии. «Заразительным» оно – разъединение – становится для молодых людей, деструктурированных обезоруживающим маревом вселенского негатива, а значит оторванных от старших.
Корректируем философски преломляемым образованием предметную выразимость обучающе-воспитательного процесса. …Предметом предшествующей педагогики было раскрытие детства через его связь с поколением родителей. Родители всегда «числились» воспитателями детей, и это - веками утвердившаяся жизненная традиция. Сегодня, показывает В.А. Колесников, положение кардинально меняется. С диалектико-материалистических позиций теоретик философии образования вскрывает спецификацию современного производства. Обычно основной производительной силой общества был рабочий класс (речь ведем как о капиталистической формации с ее буржуазным социообеспечением, так и о социализме с его подчинением капитала труду). И так продолжалось до недавнего времени – до НТР. Можно сказать, что с нее начинается новый – важнейший – период «обмирщения» человечества. Он связан с тем, сумеет ли человечество сохраниться «динамонеравновесом», который «раскатался» научно-техническим прогрессом. Главное здесь, очевидно, будет то, что «опекающие» наше существование традиции далеко отстали от оповещенных временем технических достижений. Человечество «отслоилось» от своих корней и, увлеченное «разновидовым прогрессом», забыло о прошлом. Оно не способно собраться с силами, чтобы заговорить в полный голос о сокровенном... Людям нужно срочно помочь – но как? В.А. Колесникова захватила эта тематика. Педагог по «вузовскому статусу» и по непосредственно выполняемой работе, он - обучающим воспитанием (которое «спущено» ему ИРКПО) - «расшифровывает идущие из будущего маловнятные иероглифы о жизненно образовательном предназначении» сменяющих нас поколений. Обладая «богатой эмпирией», В.А. Колесников воспринимает образование как «противоядие» против «рецидивов» НТР. Благодатным «материалом» для этого служит подростковая аудитория. Представляющие ее молодые люди преисполнены познавательным порывом. Они жадно всматриваются в жизнь, совершая ошибки и - одновременно – достигая заметных успехов. Успехи связаны со здравым смыслом, всегда присущим человеку, а также с тем, что колледж ведет большую работу по личностной тематике: незаметно прививает молодежи стремление «преломиться» жизненным выбором – «окунуться образовательной зависимостью». Образование – согласно В.А. Колесникову - это умение индивида самому (без подсказок) подключиться в личностное (стало быть творческое) «распознавание сущего». Если же студент «запасается сторонними рекомендациями», он просто «плывет по течению». Осложняющим обстоятельством в рисуемой ситуации служит массовая индивидуализация социума. Индивид здесь предоставлен «масскультовски отлаженной дороге» с ее нивелировкой человека - приданием ему «всемского» (Ф.М. Достоевский /1821-1881/) облика. Нужно «штучно» – обучающе-воспитательной логикой - готовить подростка к отрицанию рецидивов «всемства» (уподобляемого стадности). Этим занят тщательно подобранный В.А. Колесниковым коллектив единомышленников, значительная часть которого - кандидаты наук. Среди них кандидаты философских наук Л.Г. Куликова и Е.Е. Тощева, кандидат педагогических наук Л.И. Колесникова – супруга директора. Людмила Илларионовна – многолетний руководитель наукой в колледже. Она ведет «штучную работу» с претендентами на высокое научное звание. Все они – «и старший, и младший» - живут общей правдой, обычно именуемой национальной, или русской, идеей. Суть ее видится директору приблизительно так (попытаемся в общих чертах воспроизвести национальную идею суждениями самого В.А. Колесникова). …Давно, еще в XI в., выдающийся мыслитель Киевской Руси митрополит Иларион (кон. 10 – нач. 11 в. – ок. 1054/1055) создал замечательный памятник отечественного любомудрия «Слово о законе и благодати». В нем, возвышая православную веру, Иларион выдвинул положение, согласно которому верующий человек выстраивает актуальную систему духовных ценностей, которая позволяет ему быть – через приобщение к Богу – постоянно предрасположенным к окружающим людям: нести свой крест. Тем самым объективно выдвигается идея народа-богоносца – жертвенного последователя всевышних предначертаний. Закладывается приобретающая всенародное звучание русская идея, впоследствии развернутая В.С. Соловьевым (1853-1900) в основной принцип жизнедеятельности россиян. Будучи подчеркнуто образовательной, она объединяет людей их духовно-сердечной наполненностью; и человек свою веру подкрепляет насыщенной интеллектуальностью. Добываемые индивидом знания, «гуманистически округляясь», рисуют ему жизненное предназначение. Значит, «образовательный пьедестал» – это результат внутривыраженного единства веры и знания (причем вера эта - как религиозная, так и вполне светская). Образование - институциализируется из-за его ширящейся репрезентативности. Детально разобрав национальную идею, придя к мысли о том, что она раскручивается «коллективистски подогнанными» - материальными и духовными – потребностями, В.А. Колесников начинает уделять особое внимание «андрагогически предпочитаемому образованию». Образование здесь - высшее мерило «аутентичной человечности». Оно призвано преодолевать оформляемый «посредническим присутствием» достижений НТР разрыв между индивидом и коллективом: призывает каждого из нас интенсивнее социализировать «свой личностный багаж». Раньше такой необходимости не наблюдалось, поскольку человек непосредственно был связан с коллективом. Коллектив же держал в своих руках жизненный выбор индивида, и это содействовало тому, что образовательная ситуация не нуждалась в специально претворяемой андрагогизации. Но с расширением глобализма социальное обеспечение индивида резко изменилось; и осуществивший жизненный выбор с необходимостью продолжает его самостоятельно-образовательное развертывание – это и есть андрагогизация. Она подталкивает «своего адепта» к личной ответственности, отодвигая «на обочину бытия» коллективные усилия по совершенствованию нашей природы. Человек вынужден самостоятельно обретать социальную активность – задача непомерно сложная ввиду того, что он «покинут на самого себя» (парафраз из Ф.И. Тютчева /1803-1873/). Удерживая присваиваемые «социальные мотивы», индивиду желательно их «творческое заземление». Как это осуществить – вопрос не праздный, и В.А. Колесников стремится дать на него всесторонний ответ, объясняющий несостоятельность разрыва связей между поколениями, ослабления общественных регулятивов. Ответ должен реагировать и на «перепады времени». А они таковы, что совершенствующееся производство (включая его компьютеризированный срез) «возжелало свежих мозгов», которые способна предоставить только молодежь. Она и становится – такова тенденция – основной производительной силой общества, еще больше сторонясь старших за счет торжества собственной – молодежной – культуры.
Место молодежи в современном образовании; его инновационная направленность. …Молодежь нуждается в особом подходе, и образование должно получить иной, нежели прежде, «прогон». В.А. Колесников сталкивается с этим постоянно. Его исследовательская программа направлена на то, чтобы, вскрыв потребностный ареал молодежи, связать молодежную культуру с «ценностями традиционализма». Есть над чем поразмышлять. Так, можно ли оградить сознание молодежи от антигуманного масскульта? Ведь если защита состоится – открываются предпосылки не только для сохранения, но и для развития отстоявшихся традиций, и тем быстрее сблизятся старшие с младшими. Сегодняшней молодежи не хватает сложившихся веками традиций, и она заполняет «зияние» «вехами нигилизма», трагедией «Хромой лошади». Именно связь со старшими снимает его (стало быть упоминаемое «зияние»). Но тогда оказывается, что как основная производительная сила молодежь утрачивает самостоятельно нарабатываемое видение перспектив. Такое ненормальное состояние тормозит конструктивному ее самоутверждению. Рассмотрим его с позиций статической концепции времени. Согласно ей прошлое, настоящее и будущее характеризуются некоей одновременностью. Это значит, что прошлое здесь, накладываясь на последующие временные интервалы, мирно вписывается как в настоящее, так и в будущее. Отталкиваясь от такой психологической процедуры, оно начинает новую жизнь в настоящем: оно сосуществует с настоящим в настоящем же моменте времени. Происходит инновационное раскрытие молодым поколением самого себя, и это выражается в том, что, приобщаясь к прошлому через настоящее, молодой человек «осознаёт себя со стороны». Вживаясь в свой внутренний мир, он опирается на прошлое, которое в данном случае представляет собой закодированный опыт старшего поколения в его индивидуальном преломлении. Благодаря статической концепции объяснимо инновационно-творческое устремление личности. Инновация здесь претворена тем, что индивид как субъект деятельности выстраивается личностью. Инновация, следовательно, есть не что иное как реализация личностной уникальности. И В.А. Колесников прилагает усилия, чтобы дать обоснование поведению молодежи в условиях ее «неокрепшей завербованности подлинным творчеством». Действительно, становясь основной производительной силой, молодежь - герметизируется. Освобождаясь от воздействия старших, она оказывается в социальном вакууме. Производственная деятельность молодежи, качественно отличная от труда старших, не позволяет ей выстраивать гармоничную линию поведения. Задача исследователя молодежного движения состоит в том, чтобы обосновать значимость для молодого поколения тех нарабатываемых им истин, благодаря которым молодежь – в процессе их творческого применения – сумеет освоить наследие прошлого, сблизившись со старшим поколением. Такое может произойти под воздействием уже упомянутой андрагогизации, выравнивающей социальный уровень поколений. Она также свидетельствует о творческой перекличке поколений, обладающих рядоположенной одновременностью. Когда мы говорим, что нынешняя молодежь, становясь основной производительной силой общества, преодолевает непосредственность связей со старшим поколением, мы упускаем важное обстоятельство, согласно которому между поколениями существует наследственно-генетическая связь. Выходит, био-природная составляющая человеческого существования всегда занимает превалирующее положение по отношению к нашей социальности. Надстраиваясь над своей биовыраженностью, социальность, присущая как поколению отцов, так и поколению детей, оказывается увязанной широко поставленной «производственностью». «Замешанная» на биоданности социальность настроена на то, чтобы объединить поколения – даже если этому препятствуют неадекватно развивающиеся производительные силы. Образование в рассматриваемом контексте стимулирует полноту взаимосвязи компонентов человеческого «Я» – телесных и духовных. Под «прессингом» образования индивид выстраивает такую линию поведения, которая, «растворяя» его обществом, делает – вместе с тем - неповторимым.
Образование – по Колесникову – стимулятор синтеза культуры и цивилизации. Рассматривая образование в качестве формирующегося социального института, В.А. Колесников приходит к вполне оправданному мнению о том, что образование выводит культуру на ведущее место в «цивилизационном разогреве». Если мы рассмотрим взаимосвязь культуры и цивилизации, то культура преимущественно нарабатывает социально значимые традиции, закрепляя их жизненным пространством. Этот аспект культуры значительно усиливается под воздействием складывающегося в ее рамках ценностного отношения к грандиозно выстраивающейся ойкумене. В социальном плане традиции как объективированную устойчивость «лелеют» представительницы слабого пола. И в границах социальной формы движения материи именно они ответственны за сохранение, упрочение вида Homo Sapiens. Однако на определенном этапе эволюции человечества – с момента образования моногамной семьи – начинает оформляться цивилизация, воплощающая изменчивость как ведущую сторону движения. Обусловливаемая возобновляющимся прогрессом (который «нравственно свободен», т. е. внеэтичен) цивилизация отключается от культуры (а носители ее – женщины – остаются на нижних этажах цивилизации: последняя, руководствуясь мужскими стандартами, лишает женщин общечеловечного паритета). Такая консервация неразумного прошлого должна быть отменена. На деле так и происходит. Особое положение по преодолению некогда свершившегося неравенства полов сегодня отводится образованию.
Андрагогическая репрезентативность образования. В.А. Колесников о трудностях адекватного промера личности. Мы уже показали: образование строится на индивидуализированном выборе, который как личностно направленный обладает ценностными преимуществами и предполагает андрагогическое совершенствование индивида путем опять-таки личностного выбора как твердой основы обретаемых – неповторимых - инноваций. Престиж личности обусловливается постоянным закреплением на практике ее деятельностного самовыражения. Всё это вместе воспроизводит толерантно насыщенное образование. …Образование – вид практичеси-духовной деятельности, соответствуя которому напряженно претворяемая изменчивость (она «заявлена» цивилизацией) пребывает амбивалентно соотносимой с устойчивостью, «схватываемой» культурой и той основополагающей ролью женщин, которые доминируют в ее обустройстве. Образование как социальный институт «интимизирует» взаимовлияние культуры и цивилизации. В этом его предназначение. Оно служит В.А. Колесникову основанием био-психо-социального промера человека. Как помочь ему, рассуждает философ, с образовательных позиций отвечать на внешние, непонятно-враждебные вызовы? Вопрос кажется трудным, однако В.А. Колесниковым выявлены основания образовательного становления личности: они заложены в фокусе взаимодействия культуры и цивилизации. Теперь предстоит осуществить ёмкую «подстановку» - подвести под «образовательное реноме» временные интервалы молодежного возраста. Это конкретно осуществимо с привлечением «социологической практики». Сложность здесь в том, что «образовательный фактор» слабо поддается социометрическому исчислению. Ведь нужно учитывать многие горизонтально-вертикальные компоненты подчас неустоявшегося мировоззрения молодого человека; и исследования (пусть они успешные) – растягиваются... При опоре на них обоснованной выглядит установка, по которой образование хоть и является перспективным следствием свершенного молодым человеком жизненного выбора, однако выбор необходимо тесно увязывать с образовательно слаженными убеждениями – в «обучающе-воспитательном регламенте». И здесь важен педагог с его диалогизирующим присутствием. «Проложенный» молодым человеком жизненный выбор ведет его – через общение с педагогом – к «личностным высотам».
Философия образования В.А. Колесникова как существенное подспорье в выборе студенческой молодежью верного пути. В.А. Колесникову – очевидно: феномен образования не подвластен «чистой» педагогике. Нужна - на этом еще настаивал К.Д. Ушинский - философия, и Виктор Алексеевич с увлечением занят методологическим обслуживанием того, что позволяет прозорливо постигать обобщенно воспроизводимые перспективы взросления молодежи «терпкими, слабодоступными отрогами современности». Доверимся таланту и трудолюбию «нашего визави».

ИЗВЕСТИЯ Иркутского государственного университета.
Серия «Политология. Религиоведение».
2013. - № 1 (10). – С. 162-170.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
dimitri
post Jul 1 2013, 06:36 AM
Отправлено #2


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 1 704

Пол: Male



Что за ужастик. Ничего не понял.
Столька написать... и ни о чем...
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Reply to this topicTopic OptionsStart new topic
 

Текстовая версия Сейчас: 27th June 2017 - 04:54 PM
Реклама: