IPB

Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )

[ Каскадный ] · Стандартный · Линейный

> Психика или сознание?, Пересмотр категории "сознание"

Алексей Шухов
post Jan 26 2005, 12:14 PM
Отправлено #1


Старожил
***

Группа: Advanced Users
Сообщений: 235

Пол: Male



Что же этот форум спит?
Попробуем его расшевелить. Использование философией понятия "сознания" представляет собой пример заблуждения. предметные науки нейрофизиология и психология вводят понятие о феномене "психического" единственно способного рационально описать психические явления.
Чтобы понять конфликт позиций психологического и философского подхода предлагаю рассмотреть "Карту позиций по проблеме когнитивного процесса", предлагаемую ниже. Сторону философии при составлении этой карты представлял сторонник концепции А, Шопенгауэра, позицию психологии формулировал я.


Психологист - любые ментальные продукты порождены
нейрофизиологической активностью;
Трансценденталист - рассуждения о понимании проблемы, в частности, формы и содержания, не должны ссылаться на аспект нейрофизиологической активности.

Психологист - на примерах овладения оператором познания новыми данными познания мы можем наблюдать процесс развития средств аппарата нейрофизиологической активности;
Трансценденталист - "трансцендентно наблюдая что-то невозможно отказаться от трансцендентности".

Психологист - составление спекулятивных понятий и нейрофизиологическая активность - одна и та же вещь;
Трансценденталист - нельзя путать составление спекулятивных понятий и нейрофизиологическую активность.

Психологист - мышление раскрывается как нейрофизиологическая активность;
Трансценденталист - нейрофизиологическую активность следует понимать как сущность, посредством которой сторонний наблюдатель представляет деятельность мышления.

Психологист - постстимульные паттерны могут быть составными;
Трансценденталист - существует некоторая сущность когнитивного процесса "представление", для которой составная структура исключается.

Психологист - для психологии категорического разделения "сенсорный паттерн" - "мыслительный продукт" не существует, мышление и восприятие вмешиваются друг в друга;
Трансценденталист - имеет место категорически четкая последовательность представление - понятие, как результат восприятия и рассудочной деятельности.

Психологист - активность рецепторов познаваема в рамках "синтетической модели", когда появляется возможность сравнивать удержанные в памяти рецпторные отклики, относящиеся к разным обстоятельствам стимуляции;
Трансценденталист - активность рецепторов - познаваема, поскольку "рецептор" - наблюдаемый объект, являющийся "вещью-в-нас".

Психологист - "ролевая модель", когда человек только использует сенсорные способности и психику, закрыта для познания;
Трансценденталист - активность рецепторов - сторонне познаваема, поскольку "рецептор" - наблюдаемый объект, являющийся "вещью-в-нас".

Психологист - восприятие есть только материальный процесс трансформации в рецепторных схемах, нейрофизиологической коммуникации и памяти ("память" здесь - это механизмы удержания данных в целом);
Трансценденталист - восприятие есть активность, принимающая вид "реального идеального процесса", то есть такого, который "может быть представлен в виде явления", восприятие - идеальный аспект субъекта.

Психологист - когнитивный процесс, в устоявшемся в психологии понимании, это процедура сложной объединенной интерактивной и вызванной извне комбинации;
Трансценденталист - когнитивный процесс - это процесс познания субъектом бытия посредством представлений. Как и любая вещь он существует и как "вещь-в-себе" и как "вещь-в-нас". Последнее и есть представление.

Психологист - стимульные отклики - это определенные физически реальные изменения в рецепторных схемах, нейрофизиологической коммуникации и памяти;
Трансценденталист - стимульные отклики это еще один экземпляр типа, который называется "представление".

Психологист - когнитивный процесс имеет сложную структуру (делится на части);
Трансценденталист - описание когнитивного процесса как "представления" исчерпывает все стороны его познания, но не все стороны его бытия. Описание когнитивного процесса исчерпывает только воспринимаемые стороны познания. Наличие и состав невоспринимаемых - недоступны, именно вследствии невоспринимаемости.

Психологист - факт успешности построенного на восприятии поведения следует наделять статусом "расширения" восприятия;
Трансценденталист - факт успешности построенного на восприятии поведения следует наделять статусом "повышения доверия" к восприятию; шире восприятие от этого не становится.

Психологист - изоляция "вещи-в-себе" от наших возможностей познания условие довольно относительное. "Вещь-в-себе" и наша способность познания принадлежат одному и тому же миру.
Трансценденталист - согласен с этим тезисом.

Психологист - вещь представлена в мире всевозможными присущими ей представительствами, способностями отражать направленную на нее активность (свет, например), или, не неся существенных потерь, распространяя во внешний мир свои эмиссии (запах, например);
Трансценденталист - любое представительство вещи относится только к вещи-в-нас. Сами, например, пахучие вещества, являющиеся источником запаха относятся только к вещи-в-нас.

Психологист - "Открываясь миру, вещь потенциально открывает возможность воздействия на нее";
Трансценденталист - согласен.

Психологист - "вещь-в-себе" и "вещь-в-нас" обладают возможностью "сближения";
Трансценденталист - "вещь-в-себе" и "вещь-в-нас" - абсолютно разные вещи. "Вещь-в-нас" - это отображение "вещи-в-себе" для субъекта. Можно сказать, что "Вещь-в-нас" - это результат взаимодействия "вещи-в-себе" с субъектом, принадлежащий субъекту.

Психологист - гениальность может быть познана, ключом ее познания является, например, психологический анализ мнемонической памяти, раскрывающий, например, "гениальные способности" удивительной памяти или быстрого счета;
Трансценденталист - данную проблему следует характеризовать как "частную проблему".

Психологист - развитие мозга представляет собой неотъемлемую часть развития разума;
Трансценденталист - физиологическое развитие - это отображение развития субъекта, в частности - его разума.

Психологист - существует только развитие организма, в том числе, обученности, а не "развитие субъекта";
Трансценденталист - существует "развитие субъекта". Природа развития субъекта - это представление об изменении субъекта с течением времени.

Психологист - все процессы, которые мы видим как процессы психической активности, физиологические;
Трансценденталист - все процессы, которые мы видим как процессы познавательной активности, НЕ физиологические, а только <I>представляются</I> нам как таковые.

Психологист - понятия должны сводиться к некоторой физиологически реализованной способности, "красный" должен пониматься как определенная трудность для активности восприятия;
Трансценденталист - понятия не сводятся к физиологически реализованной способности, а имеют другую природу.

Психологист - "темнота" есть отсутствие световой стимуляции зрительной системы живого существа;
Трансценденталист - "темнота" есть "отсутствие света", позиция психологии - описывает "представление восприятия темноты".

Психологист - характер способа хранения информации мозгом (процедурная и дискретная память, например) важен для анализа характера психической активности;
Трансценденталист - характер способа хранения мозгом информации никак не раскрывает нам важнейший в психической активности предмет "представлений".

Психологист - изучение когнитивного процесса нуждается в использовании терминологии предметных наук - физиологии и психологии;
Трансценденталист - существующих понятий философии достаточно для анализа сознательной деятельности.

Психологист - психическая активность оперирует отдельными синтезированными паттернами, построенными из присущего мозгу знания и стимульных откликов;
Трансценденталист - объекты становятся "материальными" когда воспринимаются.

Психологист - то, что обыденный язык называет "чувства" (цвета, тона, запаха) есть специфическая форма раздражения мозговых тканей;
Трансценденталист - существуют идеальные сущности "чувственные ощущения". То, что обыденный язык называет "чувства" (цвета, тона, запаха) есть абстрактные понятия.

Психологист - трансцендентальный идеализм не имеет позиции в вопросе о познаваемости когнитивной активности;
Трансценденталист - когнитивная активность доступна двояко. Во-первых, как активность субъекта, в этом случае она познается с точки зрения философии, а во-вторых, как активность
объекта, в этом случае она познается физиологией.

Психологист - брачная игра животных представляет собой самую примитивную форму разумного поведения, это наиболее простой способ интерактивных действий;
Трансценденталист - коррекция поведения исходя из реакций партнера в игре еще недостаточное проявление, на основании которого можно было бы говорить о разумности, человек - единственное
известное разумное животное.

Психологист - "игры" тех животных, у которых нет интерактивности (пчелы) - не свидетельство о существовании разума;
Трансценденталист - определенная механистичность свойственна и "играм" более развитых животных, и это действительно не свидетельство о существовании разума, что опровергает определение разума Психологиста

Психологист - существует имитационный и прямой виды поведения;
Трансценденталист - такое деление вполне допустимо.

Психологист - биологические организмы можно рассматривать как "машины", системы, преобразующие без ущерба для себя внешнюю активность в инерционность собственных "циклов";
Трансценденталист - данное определение "машины" недостаточно чтобы использовать ее в анализе биологических систем, оно вообще ни для чего недостаточно.

Психологист - кратковременная память есть память;
Трансценденталист - "я не признаю за память то, что держит информацию только во время воздействия".

Психологист - в мозгу помещаются "отклики на стимулы";
Трансценденталист - согласен

Психологист - данному трансцендентальным идеализмом определению сущности "представление" не хватает картины связей понятия "представление" с тем, что несет представление и с тем, каков механим вызова представления;
Трансценденталист - такое определение было в моих ответах.
Связи:
представление ОСНОВАНО НА бытии
представление СУЩЕСТВУЕТ В сознании
представление ФОРМИРУЕТСЯ восприятием
Представление НЕСЕТ информацию о бытии.
Механизм "вызова":
Представление "вызывается" процессом восприятия.

Психологист - результаты опытной науки физиологии должны интересовать философию;
Трансценденталист - "вызывает улыбку только Ваше упорное желание путать мозг с сознанием, а сигналы - с представлениями".

Психологист - натурфилософия изучает те предметы, которые пока трудно представить в виде абстрактных логико-математических схем (биологию, физиологию и т.п.);
Трансценденталист - натурфилософия изучает "созерцательные представления". Созерцание - это восприятие извне, а спекуляция - конструкция из уже воспринятого.

Психологист - материальным предметом по отношению к способности восприятия можно назвать тот предмет, связь с которым можно проследить посредством <I>обратной</I> реконструкции по цепи от
физиологических изменений в мозгу, через нейронные цепи и
сенсорное преобразование, канал доставки физического кода
до самого эмиттера, послужившего стимулом физического кода
(сигнала);
Трансценденталист - не согласен.

Просьба представить свои комментарии.

Алексей
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
 
Reply to this topicStart new topicStart Poll
Ответов
Алексей Воробьев
post Feb 5 2005, 11:08 PM
Отправлено #2


Старожил
***

Группа: Club Members
Сообщений: 342

Пол: Male



Здравствуйте Алексей!
Я прочитал, рекомендованную Вами главу, но с ходу с ней до конца разобраться не удалось; возможно, после некоторой теоретической подготовки получится к ней вернуться, и заинтересоваться ее построениями более глубоко. Пока что постараюсь просто затронуть проблему «основного вопроса философии» относительно все того же отношения «мозг и мышление».
То, что необходимость правомочности данного вопроса никто не отстаивает, сегодня, впрочем, не должно вызывать особого удивления. В доперестроечные времена своим статусом ключевого вопроса он был во многом обязан идеологическим соображениям, антагонистически противопоставлявшим материализм и идеализм, согласно принципу «партийности философии». (« Этот принцип требует от философа марксиста четкого разграничения противопоставления материалистической и идеалистической философии, последовательного отстаивания в борьбе против любой разновидности идеализма единственно научного направления в философии – диалектического материализма». Философский словарь 1952 г.) Сейчас этот «принцип» является уже далеко не таким актуальным, а теоретическая критика его догматической формулировки даже выявляет полную несостоятельность, оговариваемого в ней отношения. Например, Сартр по этому поводу в «Проблемах метода» пишет: «Марксизм ведет двойную игру: существует конституирующее сознание, которое a priori утверждает рациональность мира (тем самым впадает в идеализм); это конституирующее сознание определяет конституируемое сознание отдельных людей как простое отражение (что приводит к скептическому идеализму)».
Попробую связать последнюю цитату с тем (поверхностным) впечатлением, что сложилось от меня от «принципа схемы». Изучение деятельности сознания у авторов главы демонстрирует, что его процедура отличается от готовых логических результатов, решений и выводов мышления, так же как набор классических фигур силлогизмов отличается от процесса структурирования, категоризации, схематизирования и т.д. субъективностью отношений и закономерностей той реальности, в которой исполнение тех же силлогизмов может удовлетворять правилу необходимости состоявшегося знания. Это соответствует сартовскому «существует конституирующее сознание, которое a priori утверждает рациональность мира». Только a priori здесь не должно пониматься как нечто, не требующее никакой деятельной работы, просто эта работа осуществляется на другом уровне (она бессознательна относительно актуальной самоосознанности и происходит, согласно психоаналитическому обороту, на «другой сцене»), который создает всякую объективную конституцию, в том числе даже и нейрофизиологическую материю головного мозга. Переход ко второму, производному от первого уровню или рефлекторному такту, соответствует общедоступной рефлексии субъекта относительно собственных сознательных состояний, и действительно может (ложным образом) пониматься как ментальное отражение материальной объективной реальности.
Если ход этого построения Вам хоть сколько-нибудь понятен, то понятно должно быть и то, что я ни в коей мере не считаю проявления сознания выводимыми из биологического, физического и всякого иного объективного существования, но придерживаюсь как раз противоположной точки зрения. Впрочем, готов также признать, что сформулированные выше краткие реплики могут восприниматься как нечто совершенно маловразумительное и запутанное.
Еще в тексте о «схемах» меня заинтересовала проблема (математической) формализации процессуальности мышления. Математика уже давно вторглась в «исчисления» таких качеств и отношений, в которых изначально даже не могла быть предположена. Так, например, она сегодня усилено бьется над тем чтобы «освоить» язык, возможно как раз и скрывающий ответ на вопрос: как мы, собственно мыслим? Вот интересное замечание Якобсона относительно открывающихся тут для нее дверей: «Любая алгебраическая формула оказывается иконическим знаком в силу правил коммутации, ассоциации и дистрибуции символов. Таким образом, «алгебра — лишь одна из разновидностей диаграммы», а «язык — лишь один из видов алгебры». Пирс отчетливо понимал, что, например, «аранжировка слов в предложении должна служить в качестве иконического знака, чтобы предложение могло быть понято».




User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Posts in this topic
Алексей Шухов   Психика или сознание?   Jan 26 2005, 12:14 PM
Николай Коноплев   Уважаемый Алексей, – как бы расшевелил меня. Предс...   Jan 28 2005, 11:01 AM
Алексей Шухов   Здравствуйте Николай, - рассуждение весьма здраво...   Jan 28 2005, 01:51 PM
Алексей Воробьев   Ознакомление со статьей Алексея Шухова прои...   Jan 29 2005, 11:30 AM
Алексей Шухов   Здравствуйте, Алексей! Попытаемся разобрать...   Jan 31 2005, 11:34 AM
Алексей Воробьев   Здравствуйте уважаемый Алексей! Готов и...   Jan 31 2005, 10:04 PM
Алексей Шухов   Здравствуйте Алексей! Начнем с технического...   Feb 1 2005, 10:32 AM
Алексей Воробьев   Здравствуйте Алексей! Я прочитал, рекомендов...   Feb 5 2005, 11:08 PM
Алексей Шухов   Здравствуйте Алексей! Оставим в стороне про...   Feb 8 2005, 10:58 AM
Николай Коноплев   Здравствуй, Алексей Шухов. Позволь также высказать...   Feb 6 2005, 03:59 PM
Алексей Шухов   Здравствуйте, Николай! Я ожидал здесь встре...   Feb 7 2005, 02:11 PM
Николай Коноплев   Здравствуйте, Алексей Шухов. Я прочитал Ваш ответ ...   Feb 8 2005, 03:16 PM
Алексей Шухов   Здравствуйте, Николай! Мне трудно сейчас ко...   Feb 9 2005, 12:30 PM
Федя   А проблема проста тем, что ни с позиций психологии...   Feb 10 2005, 11:00 PM
Алексей Шухов   Федя, привет! Я счастлив, что мы с тобой оп...   Feb 11 2005, 11:51 AM
Федя   Формулируйте любой интересующий вас вопрос-мне про...   Feb 11 2005, 08:49 PM
Федя   Information is a term with many meanings depending...   Feb 12 2005, 09:38 PM
Алексей Шухов   Федя, ставлю о том, как одно "существует...   Feb 14 2005, 11:08 AM
Николай Коноплев   Здравствуйте, Алексей Шухов! Пытаюсь опять что...   Feb 12 2005, 10:19 AM
Алексей Шухов   Здравствуйте, Николай! А почему нас "п...   Feb 14 2005, 12:19 PM
Николай Коноплев   Алексею Шухову. Здравствуйте, Алексей! Я хочу ...   Feb 19 2005, 04:56 PM
Алексей Шухов   Здравствуйте, Николай! У меня плохо выходят...   Feb 21 2005, 02:27 PM
Николай Коноплев   Уважаемый Алексей Шухов, - приветствую Вас и продо...   Mar 27 2005, 02:30 PM
Алексей Шухов   Здравствуйте, Николай! (! - К сведению ч...   Mar 29 2005, 08:44 AM
shentsev   Уважаемый Алексей, не могли бы Вы более точно опре...   Mar 29 2005, 02:09 PM
Алексей Шухов   Психику определил ОФИР после анализа по доклад...   Mar 29 2005, 03:19 PM
shentsev   Тогда как понять тему топика? "Крайне общее ...   Mar 30 2005, 08:09 AM
Алексей Шухов   Я бы выделил две темы данного топика. Перва...   Mar 30 2005, 09:08 AM
Phenomen   По просьбе Алексея Шухова размещаю здесь файл с ег...   Mar 29 2005, 11:04 PM


Reply to this topicTopic OptionsStart new topic
 

Текстовая версия Сейчас: 2nd May 2024 - 02:15 AM
Реклама: