IPB

Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )

 
Reply to this topicStart new topicStart Poll

Каскадный · [ Стандартный ] · Линейный

> Феноменологические мотивы в британском эмпиризме., Неоправданная модернизация?

Сергей Березин
post Apr 8 2006, 05:38 PM
Отправлено #1


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 293

Пол: Male



1.Феноменология исследует то, как акты сознания конституируют реальность. «Вместо предметов в феноменологии рассматривается тот субъективный опыт, в котором они «являются» [1]. Э.Гуссерль называет эти «явления» феноменами, которые по своей природе должны быть «сознанием-о» их объектах, независимо от того, реальны ли сами объекты или нет [1]. Основное свойство сознания – это интенциональность, т.е. направленность на объект. Это положение не оговаривается британскими эмпиристами. Но структура интенциональности – ноэза (активность Я), гиле (чувственные данные) и ноэма (единство первых двух компонентов, смысл) [2] – имеет свои аналогии в философии Локка и Юма. Эти мыслители задумывались над тем, как возникают в разуме человека идеи (по их терминологии), которые с некоторой натяжкой можно назвать феноменами.

2.Локк считает, что источник знания – это опыт, который складывается из двух источников: внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексия). «Только эти две способности, по-видимому, формируют и образовывают ум человека и обеспечивают то, что составляет собственно функцию этого светоча: дать возможность вещам…предстать перед разумом и быть познанными и как бы воочию увиденными»[3]. Разум не имеет прямой связи с внешним миром, ему непосредственно даны только идеи. «Все, что ум воспринимает в себе и что есть непосредственный объект восприятия, мышления или понимания» Локк называет идеей [3]. Философ делит идеи на простые и сложные. Простые идеи (конкретный цвет, запах, вкус и т.д.) нельзя разделить. Источник простых идей – это ощущения. А вот сложные идеи составляются из простых. Тут разум более свободен. Например, крылатый конь. Он не дан эмпирически.

3.Юм исходит из позиции, что человеческий разум имеет восприятия (перцепции), которые он разделяет на впечатления и идеи [3]. Различие заключается в том, что впечатления возникают при помощи органов чувств, а идеи – это их слабые образы в мышлении. Правда, он задается вопросом: откуда мы можем знать, что объекты внешнего мира такие же как их перцепции? Юм проводит реконструкцию того, как в разуме возникает идея причины. Фактически же, он исследует то, как конституируется такое явление Жизненного мира, как казуальность. Философ исходит из позиции, что идея причины не дана a priori, а возникает после многократных «однородных примеров и один и тот же объект всегда сопровождается одним и тем же явлением», так «мы приходим к представлению о причине и связи» [4].


Литература

1. Султанова Э. Феноменология как метод исследования сознания // Сетевой портфель журнала «Логос» // http://www.ruthenia.ru/logos/number/logos_net.htm
2. Бабушкин В. У. Феноменологическая философия науки: критический анализ // http://psylib.org.ua/books/babus01/index.htm
3. Хрестоматия по философии. Ростов н/Д, 2002. – 576 с.
4. Юм Д. Исследование о человеческом разумении. // http://www.philosophy.ru/library/hume/01/00.html


User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Reply to this topicTopic OptionsStart new topic
 

Текстовая версия Сейчас: 22nd October 2019 - 02:11 AM
Реклама: