IPB

Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )

 
Reply to this topicStart new topicStart Poll

Каскадный · [ Стандартный ] · Линейный

> Панпсихизм синергетики

Рустам Гайфуллин
post Jul 26 2006, 01:26 AM
Отправлено #1


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 117
Из: Санкт-Петербург

Пол: Male



Итак, согласно правдоподобному рассуждению, следует признать, что наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом… Платон. «Тимей». У Гете есть интересная мысль о том, что человек остается реалистом только до пяти лет, после чего живет в мире несбыточных фантазий. Любому, кто общался с маленькими детьми или наблюдал за их поведением, это может показаться парадоксальным. Какую реальность отражает улыбка нарисованного солнца или желание наказать скользкую ступеньку? Ребенок наивно полагает, что в мире нет ничего неодушевленного. Так же воспринимало мир «архаическое» сознание. Об этом неоднократно упоминал известный исследователь «примитивных» культур Леви-Брюль: «Поскольку все существующее имеет мистические свойства и эти свойства по своей природе более важны, чем те, которые познаются нами при помощи чувств, постольку различение живых существ и неодушевленных предметов не столь интересно для мышления первобытных людей, сколь для нашего. И, действительно, первобытное мышление весьма часто пренебрегает этим различением. Например, скалы и утесы, положение или форма которых поражает воображение первобытных людей, легко принимают священный характер благодаря мистическим свойствам, которые им приписываются. Такая же мистическая способность признается за реками, облаками, ветрами, и части пространства, и стороны света имеют мистическое значение». Первобытный человек не разделял природу на живую (организованную) и неживую (неорганизованную), считая, что ей присуще внутреннее организующее начало. Его можно отождествить с мана меланезийцев. И, даже зная о своей будущей смерти, человек никогда не верил в ее реальность. Об этом свидетельствуют первые захоронения, которые были уже у неандертальцев – умершим придавали положение зародышей в утробе матери и посыпали их охрой. Через свое эмоциональное отношение к миру люди возвращались к инстинктивному ощущению единства с ним, благодаря которому живое не знает и не боится смерти. Из этого ощущения возникли первобытные космогонические мифы, рассказывающие о сотворении порядка их хаоса и вечности самосозидающей природы. Опровержением безысходности и бессмысленности бытия стало искусство, способное к постижению мира не вне, а из человека. И в первых философских учениях мир представал одушевленным целым, где хаос и смерть мгновенны перед лицом вечной гармонии. Мыслители Запада и Востока пытались выразить разными словами одну и ту же истину, известную любому ребенку: «Как из пылающего огня тысячами вылетают искры, так различные существа рождаются из неуничтожимого и возвращаются в него же» («Мундака-Упанишада»), «Человек следует законам Земли. Земля следует законам Неба. Небо следует законам Дао, а Дао следует самому себе» (Лао-цзы), «Одно и то же является живым и мертвым, бодрствующим и спящим, молодым и старым, ибо это, изменившись, становится другим, а другое, изменившись, становится этим» (Гераклит). Однако в морской цивилизации Запада человек находился в условиях постоянного противоборства со своим естественным началом. Нус Анаксагора, демиург Платона, перводвигатель Аристотеля, Бог Августина и Фомы Аквинского отразили величие человека-творца, мужественного победителя грозных стихий. Но невозможно победить живое, не отняв жизнь. Об этом напоминает притча из древнего даосского трактата: «Некий сунец за три года вырезал из нефрита для своего государя лист дерева чу, такой совершенный – в зубчиках и со стебельком, в жилках и волосках, такой сложный и блестящий, что его нельзя было отличить от настоящих листьев, даже смешав с ними.… Услышав об этом, учитель Ле-цзы сказал: «Если бы небо и земля, порождая вещи, создавали за три года один лист, то растений с листьями было бы очень мало. Поэтому мудрый человек полагается не на знание и мастерство, а на естественный процесс развития». Человек в континентальных крестьянских цивилизациях Востока никогда не забывал о том, что он – только один из многих путей творческого самосозидания вечной природы. Разуму он предпочитал интуицию, а науке – искусство. Наука, помогавшая человеку создавать искусственные системы, не могла объяснить развитие систем естественных. Вслед за Исааком Ньютоном, ученые 17-19 веков предпочитали вводить некую сверхъестественную причину, управляющую этим развитием, чем искать ее в самих естественных системах. Мерой истинности суждения была его проверяемость. После открытия второго закона термодинамики в науке господствовало представление, что для материальных систем базовым является состояние термодинамического равновесия (хаоса). Рано или поздно все они должны прийти к разрушению своей упорядоченности. Любая наблюдаемая смерть есть образ грядущей тепловой смерти Вселенной. Лишь в 20 веке наука окончательно отказалась от декарто-ньютоновского понимания мира «как машины» и признала, что законы классической механики справедливы только для замкнутых изолированных материальных систем. Они могут быть созданы человеком, но не природой. В ней все системы обмениваются друг с другом энергией и веществом и находятся в состоянии, далеком от хаоса. Причинная связь между взаимодействием систем и их упорядоченностью стала объектом исследования теории самоорганизации (синергетики). Она провозгласила отказ от образа мира, построенного из «кирпичиков» материи (молекул, атомов, элементарных частиц) в пользу мира, представляющего совокупность взаимодействующих открытых нелинейных систем. В таких неравновесных системах спонтанно возникают различные формы их организации, названные одним из основателей синергетики, Ильей Пригожиным, диссипативными структурами. Получается, что хаос, разрушение, смерть – это не отсутствие, а потенциальная возможность порядка. В своей программной работе «Порядок из хаоса» Пригожин так охарактеризовал отношения между субъектом и объектом познания, сложившиеся в современной науке: «Природу невозможно описывать извне, с позиций зрителя. Описание природы – живой диалог, коммуникация, и она подчинена ограничениям, свидетельствующим о том, что мы макроскопические существа, погруженные в реальный физический мир». В деятельности субъекта познания многое перестает быть неясным и непонятным, если представить его открытой системой с нелинейными неравновесными отношениями. С точки зрения синергетики главным признаком хаотического состояния системы является некогерентное поведение ее элементов, не способных к образованию устойчивых упорядоченных структур. Выход системы из состояния хаоса достигается через взаимодействие с внешней средой, заставляющее элементы системы «проснуться от гипнотического сна» и «почувствовать» друг друга. Так возникает диссипативная структура. Она продолжает изменяться под воздействием извне. Если хаос можно отождествить с незнанием, то выход из него – с внезапным озарением, позволяющим поступить правильно в определенной ситуации. Лао-цзы считал, что поиски знания бесплодны, оно приходит к нам извне, заставляя следовать по предначертанному пути всего сущего – Дао: «Я подобен ребенку, который не явился в мир… Я сердце глупого человека. О, как оно пусто! Все люди полны света. Только я один подобен тому, кто погружен во мрак. Все люди пытливы, только я один равнодушен». Обращаясь к феномену непосредственного знания (интуиции), мыслители, так или иначе, связывали его с процессом организации устойчивых структур в Универсуме. По мнению Платона, интуиция – «ноэзис» есть постижение Гиперурании – мира вечных и неизменных эйдосов, образующих вещи из косной изменчивой материи (хоры). Для Аристотеля интуиция – «ноэзис ноэзеос» - чистое мышление Бога-перводвигателя, имеющееся в каждом из нас. Немецкие романтики считали, что религиозная интуиция позволяет нам находить глубинные смыслы во всем обусловленном, относительном, конечном и выражать их через символы в своем творчестве. Шопенгауэр видел в непосредственном знании возможность открыть намерения самой жизни, а не создаваемых ей индивидуальностей. Анри Бергсон был первым, кто назвал интуицию прямым отражением «жизненного порыва», организующего косную распадающуюся материю. С его точки зрения интуиция есть инстинкт, позволяющий живым организмам оставаться частью этого порыва: «Инстинктивное знание, которое один вид имеет о каком-либо частном аспекте другого вида, коренится, таким образом, в самом единстве жизни, которая, по словам одного древнего философа, есть целое, самому себе симпатизирующее». Чтобы воздействовать на инертную материю, виды живого находят все новые и формы взаимодействия друг с другом. Они ведут себя как элементы открытой нестабильной системы, внешней средой для которой выступает весь неорганический мир. Такими же системами являются и сами виды, и составляющие их популяции организмов.
Рассматривая все живые системы как открытые и неравновесные, можно провести аналогию между возникновением у них новых свойств в процессе эволюции и образованием диссипативной структуры. Выдающийся биолог и философ Конрад Лоренц подчеркивал отсутствие отдельной причинной цепи от системной целостности к ее элементам. Чтобы объяснить как «возникают новые системные свойства, ранее не существовавшие даже в зачаточном виде», он ввел понятие фульгурации ( от лат. «фульгурацио» – сверкание молнии). Синергетика утверждает, что неустойчивое состояние элементов открытых систем приводит к постоянным флуктуациям. Под влиянием одной из них система переходит к качественно иному, по сравнению с прежним, состоянию. Этот переход носит разовый и необратимый характер. По мнению Лоренца, необходимо навсегда отказаться от представления, что движущей силой эволюции являются постепенно накапливаемые малые случайные изменения в организмах – мутации. Новое в живых системах возникает, когда последовательность процессов, воздействующих друг на друга в определенном порядке, замыкается в контур и последний процесс начинает воздействие на первый. Это всегда неожиданное событие Лоренц и называет фульгурацией. Процесс эволюции, таким образом, состоит в том, «что некоторое число различных и ранее функционировавших независимо друг от друга систем интегрируется в некоторое целое высшего порядка и что в процессе такой интеграции в них происходят изменения, делающие их более подходящими для сотрудничества со вновь возникающей целой системой». Неживые, биологические и социальные системы обнимают друг друга в едином дыхании бесконечной «творческой эволюции». Синергетика подтверждает и наполняет конкретным научным смыслом древнейшие представления об одушевленности сущего, присутствии в нем вечного божественного начала. «Бог не творец, а разум Вселенной», - такими словами завершил свою книгу об универсальном процессе самоорганизации друг и сотрудник Пригожина, выдающийся австрийский философ Эрих Янч.



User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
DON
post Jul 26 2006, 03:51 PM
Отправлено #2


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 623

Пол: Male




Самоорганизация хаоса, то есть создание структуры там где структуры нет за счет внутренних особенностей сбустрата. Для самоорганизации субстрат нуждается только в себе самом (он сам самоорганизуется):

"Выход системы из состояния хаоса достигается через взаимодействие с внешней средой,"

Для самоорганизации хаосу не нужно что либо кроме самого хаоса. В сущем присутствует только сущее ничего другого там нет:

"присутствии в нем вечного божественного начала".

Еще раз напищу, я даже подчеркну и выделю САМО организация. В природе есть только природа она ни в ком не нуждается, она способна САМО стоятельно функционировать и без высших сил. Кроме бытия нет ничего, нет никакого внебытия.

Если раньше у людей верящих был упрек людям невярящим, как же это ваше бытие возникло, его должен был кто то подтолкнуть, и этот кто то или что то бог. А вот синергетика нам говорит, что никто его не подталкивал. Бытие само САМО организовалось.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Сергей Березин
post Jul 27 2006, 11:45 PM
Отправлено #3


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 293

Пол: Male



QUOTE(DON @ Jul 26 2006, 06:51 PM)
Если раньше у людей верящих был упрек людям невярящим, как же это ваше бытие возникло, его должен был кто то подтолкнуть, и этот кто то или что то бог. А вот синергетика нам говорит, что никто его не подталкивал. Бытие само САМО организовалось.
*



Почему действуют одни законы, а не другие? Синергетика не противоречит религии. Уже давно подмечено, что наука не опровергает религию. Что было до точки сингулярности?
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
DON
post Jul 28 2006, 07:21 PM
Отправлено #4


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 623

Пол: Male



Наука и религия это разные способы функционирования сознания. Никакого отношения к описанию природы, бытия в религиозных верованиях нет и быть не может. Религия занимается другим, но некоторые деятели религии пытаются претендовать на правильность своих верований природе самой природе. В идеале они отождествляют природу и сознание, правда высшее, но они то несут в себе часть этого высшего сознания.
Наука не противоречит религии, и синергетика не противоречит. В синергетике до точки сингулярности могло ничего не быть. Все САМОорганизовалось, без какого то толчка извне. Вы видите как рушатся очередные притязания религия на природу. Чтобы удержаться религия пытается привязать синергетику к себе, чтобы о ней сложился образ чего близкого к религии и деятели науки отвернулись от нее, хотят продлить чуть чуть свое существование (правда это чуть чуть может сильно расстянуться, но главное - победа будет за нами).
Хотя в синергетике говорится о том, что первоначального толчка, великого всеорганизующего разума и т.д., нет. Бытие само по себе, без никого может САМОорганизвоываться (возникать). В религии говорится об обратном, например, что до точки сингулярности должно что то существовать. А синергетика говорит, что не должно. Бытие могло возникнуть из ничего (из абсолютного ваккума), простая флуктуация. Религия говорит нам о творце, а синергетика говорит нам о природе и все, ничего другого нет.

До точки сингулярности ничего не было.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Сергей Березин
post Jul 29 2006, 03:03 PM
Отправлено #5


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 293

Пол: Male



QUOTE(DON @ Jul 28 2006, 10:21 PM)
До точки сингулярности ничего не было.
*



Это всего лишь мнение.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
DON
post Jul 30 2006, 01:10 PM
Отправлено #6


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 623

Пол: Male



То что до точки сингулярности ничего не было, и то что вещество самоорганизовалось из ничего это то, на чем основана синергетика. Синергетика (как и любая часть науки) это совокупность гипотез (точек зрения, мнений), так что вы абсолютно правы говоря, что это только мнение. Но такова особенность науки. С разными гипотезами можно соглащаться, можно с ними спорить их развивать, опровергать это процесс научного познания. Синергетика, в свою очередь, наука молодая, и безусловно у нее неплохие перспективы. Многое еще будет познано многие положения изменятся, но сейчас ситуация такова как я ее описал выше.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Царёв Павел
post Dec 18 2006, 07:55 PM
Отправлено #7


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 1 378
Из: Тамбов




[Уважаемый DON!
Если здесь спор именно о синергетике, а не о Вашем мировоззрении, к которому я отношусь a priori, с уважением, то в синергетике обязательным условием для самоорганизации систем служит именно их открытость. Более того, самоорганизация систем происходит при наличии внешних потоков (а значит, уже не хаотичных воздействий) энергии, информации, вещества, воздействующих на первоначально однородную среду, в которой при определённых значениях характеристик этих потоков, действительно, самопроизвольно возникают самоорганизующиеся системы. Это – суть синергетики. Действительно, возникающие системы формируют себя (очень важное замечание) благодаря внешним источникам энергии, информации, вещества, исходя из (важное замечание в Вашу пользу) собственных свойств элементов, составляющих эту однородную среду, которую пронизывают потоки энергии, информации, вещества. Но, по сути, исходя из вышесказанного:
1) синергетика вовсе не отменяет «тепловой смерти» Вселенной по Клазиусу (отмена возможна только при том условии, что внешние потоки энергии, информации, вещества могут принимать бесконечно большие по значению величины (См. молодого Шеллинга));
2) ничего не говорит об «одухотворённости» Вселенной. Безусловно, способ кооперации элементов – несколько необычный способ для наших установившихся представлений об осуществлении принципа ле-Шателье в неорганической природе, но это – наши представления, как, впрочем, и представление уважаемого мной Рустама Гайфуллина о роли законов синергетики в структуре мироздания.

User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
DON
post Dec 25 2006, 07:59 PM
Отправлено #8


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 623

Пол: Male



А как вы себе представляете "наличии внешних потоков" по отношению например к самоорганизации хаоса. Для хаоса любой поток априоре внешний. В хаосе то потока быть не может. И если хаос самоорганизуется опираесь только на свою хаотичность, то тогда роль чего то вне хаоса на эту самоорганизацию ничтожна. Либо если что вне хаоса, например некий поток определяет "самоорганизацию" хаоса, тогда это уже не совсем самоорганзация, а вернее совсем не самоорганизация. Это будет распространение особенностей потока (безусловно структурированного) на некий хаос. Если мы будем искать в самоорганизации источники вне того что организуется, то тогда сам термин самоорганизация теряет смысловую нагрузку. И тогда самоорганизация как потенциальная возможность исчезает, и тогда синергитика как наука тоже исчезает и тогда мир развивается по заданным ему законам и т.д. и т.п.
А про тепловую смерть вселенной. Сложно представить насколько может продвинутся самоорганизация вещества при приближении к пободной экстремальной точке. Я же указал, что синергетика молода и там есть еще непаханное поле для работы.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Царёв Павел
post Dec 25 2006, 11:43 PM
Отправлено #9


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 1 378
Из: Тамбов




[Увы, уважаемый DON, но пока дела в науке (и не только в синергетике, но и в космологии – если говорить о моделях Вселенной) обстоят не так, как Вы хотите. Действительно, есть природные объекты, которые по той или иной причине имеют в себе запасённый избыток энергии по сравнению с окружающей средой. Например – звёзды или наоборот – холодные газово-пылевые облака (потенциальную). Но самоорганизация в них происходит опять же, благодаря потокам избытка энергии изнутри вовне. Когда же запасы энергии (вещества) исчерпываются, то исчезают потоки, а с ними или чуть позже и самоорганизующиеся системы.
Представьте себе поток воды, свободно падающий со скалы. Сколько энергии пропадает даром! Талантливый инженер решает использовать эту энергию и подставляет под поток турбину. Часть кинетической энергии воды тратится на вращение этой турбины, но вода продолжает падать вниз с лопаток этой турбины. Ещё более талантливый инженер под эту падающую с лопаток турбины воду подставляет турбину поменьше. Под эту турбину поменьше подставляется турбина ещё меньше и т.д. до тех пор, пока вода не достигнет уровня земли, желательно, со скоростью, близкой к нулю. Только тогда можно будет считать, что энергия воды используется эффективно. Но: максимально ли эффективно? Другой инженер начинает менять форму лопастей турбин, их материал, изобретает систему смазки и т.д., т.е. – усложняет и совершенствует турбины, тем самым уменьшая потери энергии. Так, в общем-то, мыслился прогресс техники. Теперь представьте себе удивление учёных и инженеров, когда они (предупреждаю – это – образная картина) неожиданно для себя обнаружили, что свободно падающий поток воды вдруг затормозился, несмотря на гравитацию. Учёные начали исследовать это противоречащее их представлениям о природе явление и обнаружили, что молекулы воды в своём движении вдруг начали циркулировать внутри потока наподобие… турбины. Что заставило эти молекулы поступить именно так? Ничего иного, как свойства самих молекул и изменившиеся характеристики потока (ну, добавлю для правдоподобия этой выдуманной мной образной картины, что нечто похожее происходит в водопроводных трубах, когда ламинарный режим сменяется на турбулентный (организованный в вихри)).
Поэтому теперь, благодаря Биг Бену и исследованным синергетическим эффектам природа представляется как поток (вещества, энергии), внутри которого, остывающего на протяжении его длины по мере дифференциации и пр. возникают самоорганизующиеся системы – турбины, отнимающие часть энергии потока на своё размножение. Пример тому – жизнь на Земле. Она существует, в конечном счёте, за счёт энергии солнечных лучей, имеющих температуру вещества верхних слоёв солнца. Высокоэнергетичные кванты отдают эту огромную энергию на ступенчатое образование химических веществ, которые, трансформируясь, идут на образование травоядных животных (частично – тратятся, частично – накапливаются). В дальнейшем эти потоки (питание) поступают в распоряжение хищников. Чем не цепочка турбин – всё меньше и совершенней? Вы укажете, что микроорганизмы утилизируют энергию умерших живых организмов, а растения вбирают в себя обеднённые энергией химические вещества, поэтому, мол, здесь – не цепочка, а замкнутый на себя круговорот. Но в основе-то (не считая других «мелочей») этого круговорота лежат потоки солнечных лучей, падающих на Землю извне. Потушите Солнце – и жизнь исчезнет.
Есть, правда, и другой вариант: человек включён в поток. Исчезни солнце – он использует геотермальную энергию или термоядерную. Но, опять же, он будет брать её извне, искусственно создавая её потоки из других запасов энергии в природе.
Вот такое у меня ненаучное описание научной картины мира на сегодняшний момент. Если у Вас есть иные научные идеи – поделитесь, как из абсолютного хаоса без потоков возникают самоорганизующиеся системы.

С уважением. Павел.

User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
DON
post Dec 27 2006, 08:50 PM
Отправлено #10


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 623

Пол: Male



"Но самоорганизация в них происходит опять же, благодаря потокам избытка энергии изнутри вовне"
В процессе самоорганизации логично предположить, что все что нужно для этого процесса наличествует в том, что самоорганизуется. Если для самоорганизации нужно еще что-то кроме того, что самоорганизуется то самоорганизации нет. Есть обычные кибернетические процессы и законы.
А синергетика принципиально иная область. Она радикально противерочит той картине мира которую вы описали. Для материи в синергетике ничего не нужно кроме самой себя. Она и пространство и время и все что угодно чоздаст за счет самой себя. Это если предполагать принципиальную разницу между ними. Есть теории что пространство время и материя не очень то сильно отличаются друг от друга и практически это одно и тоже. Ну это детали.
Я же писал синергетическая парадигма только нашупывает свой путь в науке. И значимых обобщений по этому пути пока еще нет, но ждем. Что называется со дня на день (я уверен, что некие умные товарищи сидят где-то и работают по этому пути или хотя бы заработают в ближайщее время). И тогда когда результаты будут многие наши представления о мире сильно (радикально) изменятся.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Царёв Павел
post Dec 27 2006, 09:25 PM
Отправлено #11


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 1 378
Из: Тамбов




Подождём.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Reply to this topicTopic OptionsStart new topic
 

Текстовая версия Сейчас: 23rd April 2021 - 08:54 AM
Реклама: