IPB

Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )

 
Reply to this topicStart new topicStart Poll

Каскадный · [ Стандартный ] · Линейный

> Возвысивший планку прибайкальской духовности

Николай Коноплев
post Aug 23 2009, 09:01 AM
Отправлено #1


Участник
**

Группа: Club Members
Сообщений: 79

Пол: Male



Коноплёв Н.С., д. филос. н.,
профессор, зав кафедрой
философии и религиоведения ИГУ

…ВОЗВЫСИВШИЙ ПЛАНКУ ПРИБАЙКАЛЬСКОЙ ДУХОВНОСТИ
О деятельности первого ректора Иркутского государственного университета (ИГУ) М.М. Рубинштейна

/Рассмотрена роль первого ректора ИГУ М.М. Рубинштейна в становлении высшего образования в Восточной Сибири, а также место самого университета в реализации инновационных тенден-ций, содействовавших в ХХ в. (и это же можно сказать о веке ны-нешнем) формированию прибайкальского субэтноса (отмечаемый процесс еще далек от завершения) – «социальной базы» для «точеч-ного воспроизведения» ноосферной данности. Заложенные М.М. Ру-бинштейном образовательные традиции подтверждаются сего-дняшней университетской практикой, наследие мыслителя востре-бовано современной наукой./

Сибирская глубинка порождает интеллектуала-новатора и в чем-то даже пророка

Счастливыми обстоятельствами – далеким уже семнадцатым годом минувшего столетия – свела судьба философа и педагога Мои-сея Матвеевича Рубинштейна (1880-1953) с (готовившимся тогда к открытию) ИГУ: первым ректором названного учебного заведения предстал сравнительно молодой уроженец прибайкальского ареала. Той порою (1918), как это следует из сказанного, «любимый Иркутск – середина Земли» (М.Д. Сергеев /1926-1997/) – обрел статус образо-вательного центра Восточной Сибири: здесь – повторяем – распах-нул свои двери государственный университет, вуз-первопроходец, о котором задолго до этого мечтали просветители «полунощного края», местная интеллигенция. Шесть лучших лет (1917-1923) своей твор-ческой жизни профессор М.М. Рубинштейн отдал «интеллектуаль-ному пиршеству» вблизи «неземного совершенства» - озера Байкал, содействуя иркутским образовательным переменам в послеоктябрь-ский (1917) период. Выходец из зажиточной купеческой семьи люте-ранского вероисповедания М.М. Рубинштейн родился 15 июня 1880 г. в с.Захарово Верхнеудинского уезда Забайкальской области. Обес-печенные родители стремились дать сыну «надежное» образование: окончив Верхнеудинское (на территории Бурятии) уездное училище, мальчик был отправлен в Иркутскую губернскую гимназию. По ее завершении (1899) молодой человек поступает на математический факультет Казанского университета. Дальше – больше! Выехав с же-ной (в Казани М.М. Рубинштейн обзавелся семьей) на стажировку в Германию, начинающий ученый два года «обустраивался» естествен-ным факультетом Берлинского университета. Затем – увлечение идеями основателя баденской школы неокантианства Вильгельма Виндельбанда (1848-1915) и переход на философский факультет Фрейбургского университета. Анализируя смысл жизни, природу че-ловеческого существования, М.М. Рубинштейн в 1905 г. защищает диссертацию, и по результатам защиты ему присваивают ученую степень доктора философии magna cum lande с вручением медали. Занимаясь философией, М.М. Рубинштейн положительно зарекомен-довал себя в немецких культурных центрах - Берлине, Дрездене, Гей-дельберге, а по возвращении в Россию (1907) обрел известность в Москве. Здесь он читает лекции по педагогике, ее истории, педагоги-ческой психологии на Высших женских курсах В.А. Полторацкой…

Теоретико-образовательная программа первого ректора ИГУ

И – случилось чудо! «Обществовед» М.М. Рубинштейн осу-ществил синтез философского раскрытия личностного начала с его психолого-педагогической составляющей рамками исходного этапа индивидуального самоутверждения. Философско-образовательная концепция овладела М.М. Рубинштейном еще дооктябрьским перио-дом (т. е. до пролетарской революции 1917 г.). Приехав же в Иркутск, «мэтр» предстал вооруженным отточенной программой университет-ского строительства. Думается, он и согласился-то стать ректором ИГУ ввиду искреннего желания претворить свои философско-образовательные идеи непосредственной поступочностью. …Отметим место Восточной Сибири в духовном освоении евразий-ского пространства. Занимая, как было уже сказано, серединное по-ложение, Иркутск, выстраивая позицию вызова «азиатскому беспре-делу», постоянно притягивал к себе евразийскую духовность. Под нею мы понимаем такую ментальность, соответствуя которой рацио и вера взаимно гармонизируются; примиряются кажущиеся кон-фликтными различные духовные построения. Это свидетельствует о том, что западная духовность состыковывается с «безграничной не-постижимостью Востока». Инновационный престиж ИГУ (место у истоков которого, т. е. престижа, по праву принадлежит М.М. Ру-бинштейну) – в объединении неподвластных разуму «горних сфер» с рациональной выразимостью «цивилизованной Европы». Обаятель-ный устроитель «регионально-интеллектуального пробега» попал – скажем еще раз – на нужное место в счастливейший для него (т. е. «рекомендуемого» места) момент. Мы пока не оценили грандиоз-ность случившегося, но это время – не за горами. Суть проведенной М.М. Рубинштейном теоретико-образовательной программы (факти-чески - парадигмы) сводится к тому, что ИГУ выполняет роль мозго-вого центра Прибайкалья (и не только его, но это - отдельная тема), обладающего значительными (включая гидроэнергетические) при-родными богатствами; и рассматриваемый регион способен выстро-иться природно-осоциаленной – жизнеутверждающей – динаморав-новесной системой (в противовес этому - под влиянием глобально выложенной искусственной среды - человечество – и его надо спа-сать – скатывается в «бездну неравновесия»). Её процветанию спо-собствует байкало-ангарская вода – источник (вдумайтесь в это!) со-циосовершенствования. Сам же Байкал – «воплощение земного рая». Так вот - перспективы развития человечества «состыковываются» «настроем» «Священного моря».

Инновационный взмах университетских крыльев

…ИГУ, «оперируя» «народонаселенческим массивом», стал притягательным средством формирования русскоязычного прибай-кальского субэтноса. В этом мы находим влияние одного из иннова-ционных компонентов, реализованных университетом не без влияния его первого ректора. …Выверенными философией личности (мето-дологическое обеспечение ее составляет вклад М.М. Рубинштейна в науку о человеке) интенциями подвижник-ректор сумел направить мысли и дела студенческо-преподавательского коллектива Иргосуна (так тогда сокращенно именовался Иркутский государственный уни-верситет; теперь «Иргосун» уступил место «ИГУ») на затверждение предпосылок точечного – пределами Прибайкалья – «взращивания» ноосферы (такое осуществимо под влиянием регионально склады-вающегося «субэтнического поля», которое, как мы видим, иниции-ровано «тезаурусом ИГУ»). Следовательно, ИГУ, обретя положение ведущего цивилизационного центра Сибири (которое сегодня он на-чинает утрачивать, но в наших силах всё вернуть на свои места), спо-собствовал практическому освоению ресурсов в интересах «всесвет-ного благополучия социума». Начавшееся – пусть и «вразрядку» – поглощение народонаселения ноосферой прежде всего определяется тем, насколько – в условиях усиливающейся массовой индивидуали-зации социума – каждый отдельно взятый индивид окажется преис-полненным той очищающей атмосферой, которую создает для него присутствие Байкала.

Байкал под ноосферным углом зрения

Приведем слова одного из первых «ноосферных небожите-лей», сформированного «байкальской волной», иркутянина, выпуск-ника ИГУ (1959) Валентина Григорьевича Распутина. Классик миро-вой литературы размышляет: «Можно было бы решить, стоя на бере-гу этого чудо-озера и глядя на его ближние контуры и воду, на его краски и озаренность сверху, от которых даже и не тает, а обмирает в глубоком обмороке душа, - можно было бы решить, что Байкал слу-чайно обронен с какой-то другой планеты, более радостной и бога-той, где с тамошними жителями он был в полном согласии» (Распу-тин В.Г. Собр. соч.: в 3 т. Т. 3: Сибирь, Сибирь… : очерки. Публици-стика / В.Г. Распутин. – М.: Мол. гвардия, Вече, 1993. – С. 8). …«Поэт сибирской Ойкумены» созревал в духовным климате, заве-щанным профессором М.М. Рубинштейном и десятилетиями сохра-няемым лучшими носителями «университетской образованности» (самый нестандартный из них - доктор философских наук, профессор Л.А. Петров /1908-1975/, отдавший ИГУ 40 лет беспрецедентного творческого горения, пронес завет М.М. Рубинштейна, хоть оба фи-лософа ни разу не встречались, через всю свою жизнь и наделил им – лучезарным заветом – сотни юных душ). Ведь и сам «ненавязчивый наставник» – мы упомянули об этом – созревал вблизи Байкала и, проникаясь его «всепоглощающей голубизной», сумел так теорети-чески обосновать личность нового человека, что цельность его (т. е. нового человека) определилась в единстве с окружающей средой, обеспеченным постоянным присутствием заманчиво-нерукотворной водной стихии. Образовательная программа неподкупного ценителя жизненной правды, сформировавшись под влиянием Прибайкалья, вылилась в стройное направление по ноосферному преобразованию социума. Провидческое осмысление перспектив региона (которые, впрочем, адекватно – в деталях - так и не оказались представленны-ми «возвышенным выразителем невозможного» из-за их «многомер-ной причудливости») осуществилось (вместе с тем) под влиянием его природной уникальности, заложившей основы «мировоззренческого ландшафта» в душе одержимого поисками настоящего человека. Его совершенство, согласно М.М. Рубинштейну (который, выступая «производным слагаемым» очерчиваемых нами мест, как раз претво-рил собою «чистую человечность»), «обеспечивается» с юных лет. Дети, показывает глубокий знаток внутреннего мира ребенка (попут-но отметим: чета Рубинштейнов воспитала четверых детей: все - мальчики), несут в себе залог благодати, совершенствующейся их общением со старшими, с коллективом сверстников. Трудовой на-строй придает молодому человеку уверенность в себе – процессом социалистического строительства (М.М. Рубинштейн всегда положи-тельно оценивал социализм в его «общественноличностном», а не уравнительном раскладе). Человеческое совершенство Моисей Мат-веевич – «подчеркнутый сторонник» гуманистического направления в отечественной философии - определял творческой самоотдачей, под воздействием которой формирующаяся личность выстраивает «сердечно обусловливаемые общественные связи».

Вытаскиваем наследие М.М. Рубинштейна из забвения: оно актуально как никогда!

Философско-педагогическое наследие выдающегося теорети-ка после «долговременного подполья» (вызванного «редукционист-ским» истолкованием диалектики единичного и общего), вновь обре-тает научно-теоретический и просто читательский интерес, «подтал-киваемый» возрастающей значимостью личности в нашем обществе. Уделяя ей особое внимание, М.М. Рубинштейн прокладывал путь к действенному претворению личностной тематики; и пришла пора применить проведенный новатором анализ личности к обоснованию ее места в «естественном» (т. е. человечески насыщенном) коллекти-ве, а не в его «заменителе» - искусственной среде (к примеру, мега-полис, компьютер, сотовый телефон – это искусственная среда, по-глощающая нас; надо сделать так, чтобы она стала послушной, и мы сумели бы ею оперировать с пользой для себя). Осевшее «планетар-ным панцирем» глобально застолбленное пространство, подменяя «Богом данную природу с прижитыми ею разумными существами», служит препятствием к становлению подлинной человечности. Лич-ность должна ее воссоздать. И здесь труды М.М. Рубинштейна при-званы поддержать движение современного человека к социально упорядоченной, «ноосферно-целеположенной планиде». Отметив 90-летие (2008), Иркутский государственный университет вышел на фи-нишную прямую к своему столетнему юбилею. И коль скоро состо-ится «круглая дата» - а мы верим в это, - важное сие событие непре-менно засвидетельствует о торжестве инновационной стратегии не-повторимого Иркутского Государственного Университета, простиму-лированной его Славным Наставником – Моисеем Матвеевичем Ру-бинштейном.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М.М. РУБИНШТЕЙНА
1. 15 июня 1880 г. в с. Захарово Верхнеудинского уезда Забай-кальской области в обеспеченной купеческой семье лютеранского ве-роисповедания родился сын - М.М. Рубинштейн.
2. 1899 г. М.М. Рубинштейн окончил Иркутскую губернскую гимназию.
3. 1900 г. М.М. Рубинштейн поступил на естественный фа-культет Казанского университета.
4. 1900-1907 гг. Пребывание М.М. Рубинштейна (вместе с семьей) в Германии. Под влиянием основателя баденской школы нео-кантианства В. Виндельбанда М.М. Рубинштейн переходит на фило-софский факультет Фрейбургского университета, где в 1905 г. защи-щает докторскую диссертацию о смысле жизни и природе человече-ского существования.
5. Выходит публикация «Логические основы системы Гегеля и конец истории» // Вопр. философии и психологии. – М., 1905. – Т. 5. – С. 695-764.
6. 1907 г. – Возвращение семьи Рубинштейнов в Россию.
7. Выход в свет тр. М.М. Рубинштейна «Идея личности, как основав мировоззрения: критико-филос. очерк». – М.: Тип. С.А. Ки-неловского, 1909. – 124 с.
8. 1910 г. М.М. Рубинштейн руководит педагогическим отде-лением на Московских педагогических курсах Д.И. Тихомирова.
9. 1912 г. М.М. Рубинштейн сдал магистерские экзамены в императорском Московском университете. Исполняет обязанности приват-доцента по кафедре философии в МГУ.
10. 1913 г. М.М. Рубинштейн издает тр. «Очерк педагогиче-ской психологии в связи с общей педагогикой». – М.: Задруга, 1913. – 594 с.
11. 1914 г. М.М. Рубинштейн издает тр. «Об эстетическом воспитании детей». – М.: Тип. лит. т-ва И.Н. Кушнарева и К, 1914. – 101 с.
12. 1916 г. М.М. Рубинштейн издает тр. «Общественное или семейное воспитание?». – М.: Задруга, 1916. – 120 с.
13. 1917 г. М.М. Рубинштейн издает тр. «Социализм и его ис-тинный смысл». – М.: Кн. изд-во А.М. Михайлова, 1917. – 32 с.
14. Весна 1917 г. М.М. Рубинштейн вместе с семьей приезжа-ет в Иркутск для содействия в организации университета.
15. 3 августа 1917 г. М.М. Рубинштейн выступает с темой «Социализм и его истинный смысл» в общественном собрании г. Ир-кутска.
16. 1917 г. М.М. Рубинштейн публикует статью «Еще об уни-верситете в г. Иркутске» (см.: Романов Н.С. Летопись города Иркут-ска за 1902-1924 гг. / Сост., предисл., примеч. Н.В. Куликаускене. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994. – С. 510).
17. Конец октября – начало ноября 1917 г. М.М. Рубинштейн с другими активистами «университетской недели» возглавляет в Ир-кутске специально организованные мероприятия, активизирующие открытие университета.
18. 31 октября 1917 г. М.М. Рубинштейн принимает участие в работе университетской комиссии по открытию университета, от-стаивая приоритет открытия историко-филологического и юридиче-ского факультетов.
19. 26 октября (8 ноября по н. ст.) 1917 г. в г. Иркутске полу-чено известие о взятии власти в стране большевиками.
20. 14 июня 1918 г. в зале городской думы состоялось публич-ное заседание с повесткой об открытии в г. Иркутске университета.
21. 20 июля 1918 г. М.М. Рубинштейн выступил на заседании Сибирской областной думы о необходимости открытия в г. Иркутске университета. Жилищная секция университетской комиссии предло-жила будущему университету здание института благородных девиц.
22. 24 июля 1918 г. М.М. Рубинштейн делает доклад в город-ской управе об открытии университета.
23. 12 августа 1918 г. профессорами М.М. Рубинштейном и В.В. Сапожниковым был проведен осмотр зданий, которые могли быть пригодными для университета.
24. 13 августа 1918 г. министр народного просвещения Сибир-ского Временного правительства В.В. Сапожников подписал Устав Иркутского государственного университета. Профессор М.М. Ру-бинштейн был назначен и.о. ректора ИГУ.
25. Рубинштейн М.М. «В Иркутском университете» // Сибирь. – 1918. – 31 авг.
26. 30 октября 1918 г. М.М. Рубинштейн избран ректором ИГУ.
27. Рубинштейн М.М. «Демократизация школы и ее смысл» // Дело. – Иркутск, 1919. – 11 авг.
28. 27 октября 1919 г. Торжественно отмечена годовщина от-крытия ИГУ.
29. 27 января 1920 г. М.М. Рубинштейн отказывается от долж-ности ректора ИГУ, мотивируя это «сильно подорвавшимся здоровь-ем».
30. Лето 1920 г.: М.М. Рубинштейн дает согласие возглавить бюро Восточно-Сибирского педагогического института народного просвещения.
31. Рубинштейн М.М. «Дитя общественности» // Трехлетие Иркутского государственного университета: 1918-1921 г. – Власть труда, 1921. – 27 окт.
32. Рубинштейн М.М. «Основная задача философии» // Сбор-ник трудов профессоров и преподавателей государственного Иркут-ского университета. – 1921. – Отд. 1: Науки гуманитарные, вып. 2. – с. 44-55.
33. Рубинштейн М.М. «Проблема учителя» // Вестн. просве-щения. – Чита, 1921. – Март. – С. 1-9.
34. Осень 1921 г.: Объединение – на правах факультета - пед-института с ИГУ. М.М. Рубинштейн оставлен в должности декана этого факультета.
35. 1921 г. Выходит тр. М.М. Рубинштейна «Основы трудовой школы». – Чита: Тип ДВСПС, 1921. – 96 с.
36. Рубинштейн М.М. «Вокруг университета» // Власть труда. – 1922. – 26 янв.
37. Рубинштейн М.М. «Проект о показательных школах при педфаке университета» // Власть труда. – 1922. – 26 янв.
38. Рубинштейн М.М. «Праздник зрелости» // Университет. клич. – 1922. – 27 окт. (О первом выпуске ИГУ.)
39. Рубинштейн М.М. «Проблема «Я», как исходный пункт философии» // Сборник трудов профессоров и преподавателей госу-дарственного Иркутского университета. – Иркутск, 1923. – Вып. 5. – С. 3-37.
40. Февраль 1922 г.: избрание М.М. Рубинштейна председате-лем комиссии содействия ИГУ.
41. 1922 г. Издание тр. М.М. Рубинштейна «История педаго-гических идей в ее основных чертах». – 2-е изд. – Иркутск: Тип. До-ма Трудящихся, 1922. – 304 с.
42. 1923 г. Издание тр. М.М. Рубинштейна «Проблема «Я», как исходный пункт философии». – Иркутск: Тип. Окр. воен.-ред. Совета ВСВО, 1923. – 37 с.
43. Май 1923 г. – Отъезд М.М. Рубинштейна из Иркутска в Москву. Иркутский период в жизни профессора завершен.
44. 1923-1941 гг. – Московский (предвоенный) период жизне-деятельности М.М. Рубинштейна.
45. 1924 г. М.М. Рубинштейн публикует тр. «Жизненные ком-плексы в трудовой школе. Критическое обоснование комплексного преподавания». – М.: Госиздат, 1924. – 116 с.
46. 1926 г. М.М. Рубинштейн публикует тр. «Половое воспи-тание с точки зрения интересов культуры». – М.; Л.: Мосиздат, 1926. – 126 с.
47. 1930-е гг. М.М. Рубинштейн работает в МВТУ им. Баума-на, МГПИ им. В.И. Ленина.
48. 1941-1943 гг. Эвакуация (во время Великой Отечественной войны) семьи М.М. Рубинштейна в г. Красноярск. М.М. Рубинштейн заведует кафедрой педагогики в педагогическом институте.
49. 1943 г. Возвращение семьи М.М. Рубинштейна в Москву. М.М. Рубинштейн занимает должность профессора кафедры педаго-гики в МГПИ им. В.И. Ленина.
50. 1946. М.М. Рубинштейн издает тр. «Дошкольная педагоги-ка: учеб. пособие для пед. вузов» / ред. Е.А. Флерина. – М.: Учпедгиз, 1946. – 352 с.
51. 1950 г. М.М. Рубинштейн издает тр. «Воспитание чита-тельских интересов у школьников». – М.: Учпедгиз, 1950. – 215 с.
52. 3 апреля 1953 г.: смерть М.М. Рубинштейна (Москва).
53. 2004 г. Издание тр. М.М. Рубинштейна «Проблема учите-ля: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений» / ред., авт. предисл., вступ.ст., коммент. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 176 с.
54. 2008 г. Изд. трудов М.М. Рубинштейна «О смысле жизни: труды по философии ценности, теории образования и университет-скому вопросу: в 2 т.» / ред. А.С. Плотников, К.В. Фараджев. – М.: Территория будущего. – 2008
Т. 1. – 2008. – 574 с.
Т. 2. – 2008. – 375 с.







User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Reply to this topicTopic OptionsStart new topic
 

Текстовая версия Сейчас: 10th July 2020 - 06:19 AM
Реклама: