IPB

Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )

 
Reply to this topicStart new topicStart Poll

Каскадный · [ Стандартный ] · Линейный

> Образовательный настрой нашего времени

Николай Коноплев
post Feb 25 2010, 04:04 PM
Отправлено #1


Участник
**

Группа: Club Members
Сообщений: 79

Пол: Male



Уважаемые господа миловзоры. Позвольте продолжить серию мате-риалов из российской глубинки. На сей раз текст раскрывает образователь-ные поиски педагогов Прибайкалья. Никто из вас не был там – слишком уж далеко! – Зато СМИ делают далекое необычайно близким и доступным вни-манию каждого. Еще Фалес говорил: «Быстрее всего мысль, ибо она бежит без остановки». Вот и мы с вами на бегу подхватываем мысль и тут же ис-пользуем ее в «собственных очертаниях». Следовательно, мы – то есть каж-дый из нас – бежит быстрее мысли. – Фалесу такое и не снилось. И нам не снится, поскольку сон – это пережиток прошлого в нашем подсознании. По-следнее также должно исчезнуть из-за грядущей причастности мира человека к прозрачной ясности бытия. Открывается божественное постижение сущего как вечно длящийся финал. Он соответствует «общепримиряющему бегу на месте» - согласно В. Высоцкому. Пришли к тому, с чего начали, и это усили-вает общий интерес к тому, чего нигде нет. Вот и «глубинка» уже испарилась за поворотом. За сим остаюсь – с уважением Н. Коноплёв. 24.02.2010. 0.35

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ НАСТРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Репортаж с Иркутской областной конференции по философии обра-зования

/ Рассмотрены актуальные проблемы образования в связи со станов-лением личностного начала. Обрисована картина образовательной реально-сти – от концептуального видения к практике реального обновления. Она актуализуется в условиях массовой индивидуализации социума – не совсем желательным контекстом искусственной глобализации, которая все более охватывает нашу планету. Выявляется генезис образования, и особое вни-мание здесь уделено тому срезу образовательного процесса, который носит средне-высшую направленность и преимущественно представлен колледж-системой. Сделана попытка очертить образование как складывающийся со-циальный институт, а также зафиксировать образование в качестве пред-посылки точечного – «регионально закрученного» - становления ноосферы. /

Образование как непреходящая ценность. 29 октября 2009 г. Иркут-ское областное отделение РФО, насчитывающее свыше 60 участников, про-вело – на базе Иркутского государственного педагогического колледжа № 1 (ИГПК № 1) - очередную областную научную конференцию «Теоретико-познавательные аспекты становления современной образовательной ре-альности: ответы на вызовы времени». Образование - подчеркивали вы-ступающие, - всегда игравшее значительную роль в становлении человече-ской духовности, ныне «завоевывает» высокий социальный статус; и вне об-разования общество недополучает многое из того, чем определена его сего-дняшняя многогранная деятельность. Складывающаяся – при посредничестве образования - массовая индивидуализация социума обретает надежный ком-пас для ориентации в «море житейском». И – очевидно: образование связы-вает развивающуюся личность с «естественным» коллективом. Эту связь ме-жду ним и «независимым субъектом» стремится прервать «эрзац естествен-ной коллективности» - так называемый поддельный коллективизм, соргани-зованный достижениями искусственной среды – средствами массовой ин-формации: Интернетом, сотовым телефоном, быстрокрылым лайнером... От-крываемый школой обучающе-воспитательный процесс – явно подготови-тельная ступень овладения образованием. Образование «раскручивается» от-роческим возрастом, чему на деле соответствует овладение духовными бо-гатствами в колледже, вузе... Именно этим временем (в семнадцать-двадцать «мальчишеских лет») намечен жизненный выбор (но если он не «проклевы-вается», индивид вслепую плывет по течению жизни…), и носитель его «за-стает себя личностью».
От «догоняющей педагогики» - к педагогике как философии обра-зования. Современная педагогика, показал своим докладом – «Картина об-разовательной реальности: от концептуального видения к практике реаль-ного обновления» - д. филос. н., директор ИГПК № 1 В.А. Колесников, уже мало промеряема «прежними очертаниями», когда она преимущественно оперировала устоявшимися критериями в формировании идущих на смену пожилому поколению молодых людей. Это, если можно так выразиться, была догоняющая педагогика (подобно на долгие годы «пришедшей к нашему двору» догоняющей экономике). Сейчас на повестку дня выступила опере-жающая (стягиваемая «обобщенно-теоретическим оправданием») теория воспитания. Она, продолжил выступающий, скорее может быть отнесена к философии образования. В этой связи не случайными становятся поиски кар-тины образовательной реальности (КОР) с ее обращенностью к практике действенного обновления. КОР, подчеркнул В.А. Колесников, выступает раз-вернутым духовно-практическим конструктом, овладевая которым мы улав-ливаем творческую тенденцию личностной самореализации. Главная особен-ность такой, философски насыщенной педагогики, отмечено выступлением д. филос. н., профессора Иркутского госуниверситета (ИГУ) Н.С. Коноплё-ва «Образовательная составляющая сферы общественных отношений – с выходом на региональный уровень», промерена тем, что становящийся лич-ностью индивид озарен «андрагогической разверсткой» - стремлением к по-стоянному совершенствованию. Это утомительно выполняемое задание, по-добное «сизифову труду», он, тем не менее, «отшлифовывает» с видимым удовольствием. А как же иначе, если жизнь накатывается с неожиданных сторон, и вам предстоит серьезно подумать, как отвечать на ее вызовы. При этом всякий раз нужно улавливать подспудно набегающую ситуацию как подтверждение событийной неизведанности. Ведь ход неизбежных событий выстраивает не бывшая до недавнего времени господствующим началом и опирающаяся на традиции устойчивость, но мерцающе-неуловимая изменчи-вость – сторонница запутывания жизненных коллизий. Далее Н.С. Коноплёв рассмотрел место образования в раскрытии современных, классово «засвиде-тельствованных» общественных отношений – с выходом на понимание его как нового социального института, под воздействием которого оказывается заряженной все более интенсифицирующаяся связь субъекта и объекта, отте-няющая (позитивно насыщенную) диалектику части и целого. Выступающий предложил теоретическую схему – картину социальной реальности (в ее го-ризонтально-вертикальном исполнении), опираясь на которую проясняем «точечно уловленную ноосферу». Конкретным ареалом указанной точечно-сти предстает Прибайкалье с его главным «ноосферным спутником» - живи-тельной влагой Священного Моря. Также было показано: сложившийся ин-ститут образования – мощный стимулятор личностного и в то же время кол-лективистски отлаженного совершенствования применительно к факту мас-совой индивидуализации социума с ее «толерантным ускорением». С содер-жательными докладами на пленарном заседании выступили зав. кафедрой отечественной истории ИГУ д. и. н., проф. Ю.А. Зуляр («Особенности со-циально-политической ситуации в России и обусловленные ими проблемы отечественного образования»), д. филос. н., проф. ИГУ В.А. Мальчуков («Полиморфность языка, интеллектуальность и искусственный интел-лект»), к. филос. н., доц. кафедры философии и религиоведения факуль-тета психологии ИГУ Е.В. Щербаков («Проблемы введения религиоведче-ского компонента в современный образовательный процесс»), а также пре-красно владеющий русским языком педагог из Швейцарии Bolliger Hans («Школьная швейцарская система: последнее 50-летие»). Названные «пле-нарные заготовки» задали рабочий настрой четырем секционным заседаниям.
«Образовательные бдения» ангарчан. Первая секция - «Философ-ское осмысление современного образования: находки и проблемы» - затро-нула образовательный процесс педколледжей Иркутской области. Препода-ватель Ангарского педколеджа Л.З. Сидорова выступлением «Портрет студента колледжа как источник для осмысления путей обеспечения каче-ства образования» раскрыла слабую социоадаптированность молодых лю-дей, связанную с их бедным материальным положением. Последние запол-няют данный колледж из-за невозможности обучаться в вузе. У 30 % пребы-вающих в колледже студентов образование рассматривается как формальная, ни к чему не призывающая обязанность. Наблюдается противостояние сту-дентов по признаку «городские – сельские», «обеспеченные – необеспечен-ные», «русские – буряты – лица кавказской национальности». 23 % студентов готовы навсегда покинуть страну. Складывающаяся ситуация свидетельству-ет: молодежь – не без влияния СМИ и ухудшающегося социального положе-ния – подвергнута мощной, разрушающей ориентационные установки, зом-бирующей атаке. Но это же обстоятельство вскрывает недостаточность «ос-воения» студенческой аудитории педколлективом колледжа, не дотягиваю-щего, по нашему мнению, до зрелой обучающе-воспитательной теории. По-следняя не адаптирована к нашему времени, ориентируясь на прошлое: предметом педагогической теории – речь уже не идет об Ангарском педкол-ледже - все еще является рассмотрение молодежного коллектива как устой-чивой (в своем основании) системы. Однако в условиях НТР коллектив – особенно под влиянием глобально складывающейся искусственной среды – предстает динамично воспроизводимой структурой; и педагогика должна учитывать его неизбежную «эрозию», а не манипулировать «отвлеченным обновленчеством». Преподаватель вышеупомянутого колледжа Слобод-чикова Е.В. выступлением «Формирование социальной мобильности сту-дентов Ангарского педагогического колледжа» подчеркнула: «Социальная и профессиональная мобильности педагога выступают важнейшими качества-ми, определяющими опережающую функцию образования и приоритетную роль учителя в развитии современного общества». «Мобильный» педагог развивает чувство социальной подвижности у студента, находящей претво-рение в мотивации им достигаемой цели, свободе выбора, ответственности, самоуправлении, открытости новому. Выступающая привела цифровые пока-затели динамической устремленности студентов в рассматриваемом учебном заведении. (Этой же теме было посвящено выступление преподавателя Че-ремховского педколледжа А.А. Уварова.)
Трудности «женского исполнения» философии образования. О формировании «собственной философии образования» говорила преподава-тель ИГПК № 1, к. филос. н. Л.Г. Куликова выступлением «Цели и смыслы профессиональной самореализации женщин в педагогической деятельно-сти». Главным здесь, по ее мнению, становится ценностное обеспечение об-разования личностью женщины-педагога. Неизбежная в таких случаях ген-дерная тематика осложняет ее «образовательное самоутверждение». Оно ста-новится успешным в случае поддержки женщины-педагога как со стороны педколлектива, так и в сфере семейных отношений. Это «двойное взбадрива-ние» оттого важно, что, закрепляя психологическую уравновешенность пре-подавателя, позволяет женщине-педагогу расширять, выразимся так, творче-ское амплуа переносом его на мужскую часть студенческого коллектива. По-скольку, как мы знаем, педколлективы в колледжах большей частью являют-ся женскими (преподаватели-мужчины остаются в меньшинстве), феминиза-ция накладывает отпечаток на воспитательно-образовательную ситуацию в них. Однако инновационная направленность современного воспитательно-образовательного процесса, имеющая «штучное обеспечение», должна по-мочь преподавателю-женщине не путать «гендерные адреса» и, соответствуя этому правилу, не прививать представителям сильного пола «феминных ин-тенций», слабого – содействовать выявлению женского совершенства. Твор-ческий подход Л.Г. Куликовой к образованию конечно же заставляет заду-маться многих начинающих педагогов.
Образовательно «натаскиваемый» искусственный интеллект… За неимением возможности разбора других выступлений из первой секции, коснемся того, что прозвучало на второй секции - «Искусственный интел-лект: возможности его применения в образовательном пространстве». Здесь были заслушаны выступления зам. директора ИГПК № 1 М.Е. Калашни-кова «Искусственный интеллект – осмысление проблемы», преподавателей информатики Черемховского педколледжа Е.К. Ващук «Проблемы взаи-модействия информационно-коммуникационных технологий искусственного интеллекта», Н.М. Волковой «Искусственный интеллект: возможности его применения в образовательном пространстве», студентки третьего курса Восточно-Сибирского института МВД России Людмилы Моска-ленко «Искусственный интеллект или «эпоха пересечения кривых»… Про-блема искусственного интеллекта, как свидетельствует название секции, ос-вещалась на конференции преимущественно образовательным контекстом. Сегодня всем понятно: искусственный интеллект – продукт глобализующей-ся искусственной среды. К ней он приурочивает человека, выступая своеоб-разной заслонкой между «человечностью» и «естественным коллективиз-мом». Искусственный интеллект как функция рацио настойчиво стремится подменить его, оттеснив собственно человеческую духовность на задворки сознания, сотворить из человека совершенный робот. Условиями массовой индивидуализации социума сия установка не так уж и не возможна, коль скоро ее реализации содействует «зомбирующая воля масс-медиа». Высту-павшие демонстрировали перспективы «искусственного интеллекта», обла-гороженные «образовательным тезаурусом». При таком раскладе «искусст-венный интеллект», не утрачивая значимой для человека функциональности, вместе с тем не выходит за пределы отводимой ему «подсобной роли».
Вскользь о «местно-аборигенной духовности». Кратко пройдемся по третьей секции конференции - «Сибирская духовность: образовательные возможности». Эта секция отражает деятельность существующего свыше 60 лет на кафедре философии и религиоведения факультета психологии ИГУ философского клуба «Страницы иркутской духовности». Наша местная ду-ховность направлена на – о чем было упомянуто выше - обоснование «точеч-ной» привязки ноосферы к Прибайкалью. Этому способствует «небесное присутствие» Величественного Озера – хранителя всего самого лучшего, чем преисполнена Вселенная. Выступление к. филос. н., доц. ИГУ Т.В. Быко-вой «Наука, религия, отеизм», помимо прочего, отстаивало ценности отеиз-ма (не путать с атеизмом) как такого направления восточносибирской духов-ности, опираясь на которое усиливаем постиженческий охват сущего. Это случается благодаря корректному применению статической концепции вре-мени, когда прошлое, настоящее, будущее воплощают одновременность. Проясняя отдельные стороны учения К.Г. Юнга об архетипах, отеизм связы-вает неповторимость человеческой духовности с «ноосферным прологом» Восточной Сибири. Термин «отеизм» и его смысловое наполнение принад-лежит иркутянину Владимиру Дмитриевичу Бакланову (1934-2008). Сегодня установки этого мыслителя получают заслуженное продолжение. Молодой преподаватель хореографических дисциплин ИГПК № 1 Артем Бизимов преподнес сопровождавшийся двумя телезарисовками (где исполнитель – сам выступающий) доклад «Человек сквозь призму современного танца». Первая зарисовка свидетельствует о внутреннем стыке двух мрачных кир-пичных стен, о которые бьется – и это выходит как танец – отчаявшийся ис-катель выхода. Но всё бесполезно, и в судорогах «отстреливающийся подра-нок» не замечает находящуюся поодаль дверь. Ему остается безропотно под-чиниться «нечаянному абсурду». Воистину не взывающий к комментарию «кафкианский тренд»! Отчаянный безысход – вот чем угрожает жизнь со-временному человеку. Преодоление «яростного негатива» – во втором теле-материале. Тот же исполнитель, но уже – на берегу Байкала. Свершается вос-становление приниженного «жизненными хлябями» аутсайдера. И – так вы-разительно! Человек преодолел стену расстилающейся гладью самого голу-бого и бездонного водоема, какой только может быть на Земле. В первой те-лезарисовке танец прорисовывает телесную необустроенность, разорван-ность сознания; во второй – телесно-духовную цельность, полет души «воз-вышенной ноосферностью». Выступая, докладчик подчеркнул: - В современ-ном танце тело артиста перестало быть целью, как это наблюдается в класси-ке; оно загружено «образной художественностью». – Ценное замечание! Оно показывает: художественный образ как метафора «аутентичной человечно-сти», с одной стороны, виртуализирует предметный мир (включая его «чело-веческого носителя»), т. е. обрекает субъекта на «покинутость» (обвальный ужас «стены»); с другой – предлагаемая метафора есть не что иное как во-площение светлых и несбыточных (но постоянно манящих к себе) надежд. Прозвучали и другие интересные выступление – всё из того же ИГПК № 1 – к. филос. н. Е.Е. Тощевой «Художественная галерея колледжа: аксиологи-ческие основания в аспекте духовности Сибири», преподавателя Л.А. Лы-сянской «О роли молодежной культуры в формировании современных обще-ственных отношений». Что касается выступления Е.Е. Тощевой, она, опери-руя художественными материалами ИГПК № 1, его картинной галереей, по-казала, что культурное пространство выставочного зала на основе междис-циплинарного и художественного подходов эффективно формирует эстети-ческое мировосприятие в сочетании с ценностным отношением к культурно-историческому наследию Сибири. «Культурное пространство выставочного зала позволяет придать большую мягкость решению многих социальных за-дач и особенно молодежных проблем», - подчеркнула выступающая. Л.А. Лысянская, говоря о молодежной культуре, выделила ее инновационную на-правленность, стремление к нонконформизму. Оборотная сторона анализи-руемых молодежных устремлений – сползание к жизненному тупику. Отсю-да, справедливо заметила выступающая, «необходимо традиционализировать инновации».
Образовательный взлет религиоведения. Завершая обзор материа-лов конференции, скажем несколько слов о работе четвертой секции – «Ме-тодологические проблемы современного религиоведческого знания». В рабо-те секции выступили свыше десяти человек. Главное в обсуждаемой здесь тематике – как наполнить религиоведение «чаемой образовательностью»? Рассматривая ее, ораторы апеллировали к «феномену человеческой духовно-сти» – в нем они находили условие «обретения образованности». Фиксируе-мая КОР – общечеловечна и не является принадлежностью лишь религиозно-го сознания, складывающегося на стыке рацио и веры. Религиоведение как научная дисциплина, отмечали участники конференции, специфично в том отношении, что оно затрагивает пересечение нескольких реальностей – ра-циональной, вероисповедной, психической, эмоциональной… Вместе они «венчают» неотразимым обаянием усложняющуюся человеческую духов-ность. Чтобы разобраться в ней, соорудим «некий знаменатель», опираясь на который защитимся от иллюзорно-компенсаторного воздействия названных реальностей. Главное здесь, с нашей точки зрения, - установить диалектику связей между рацио и верой. Такое выполнимо устранением рациоредукцио-низма - приданием вере «громогласия» о себе самой. Поскольку, однако, вер-бализация пребывает на службе у рацио, что заставляет веру немотствовать (и конца этому не видно), признание (или отрицание) божественной перво-сущности остается проявлением «частнопоступочной активности», характе-ризующей специфику нашей духовность. …Разговор о предмете религиове-дения оказался плодотворным.
Выводы и предложения. В целом по образовательной тематике – при более чем сорока выступивших - участники конференции провели весьма ак-туальную дискуссию и согласились со следующими выводами:
- Современная образовательная реальность – и на ее выявление на-правлена КОР - представляет собой важнейший срез духовного климата эпо-хи с ее стремлением выработать глобально воспроизводимую – общечелове-ческую – ментальность в личностном исполнении, соответствующем требо-ваниям массовой индивидуализации социума;
- Образование в условиях научно-технического прогресса институ-циализируется рамками основных социальных институтов, таких как госу-дарство, классы, семья, школа, институты общественного производства, гра-жданской, государственной деятельности; происходит образовательное со-вместительство всех основных видов жизнедеятельности современного об-щества;
- Под влиянием образования затверждается инновационная пере-стройка общества, состоящая в его глобализационном совершенствовании за счет обеспечения качества жизни каждого отдельно взятого выразителя сфе-ры общественных отношений; в этом заключен гуманитарный аспект инно-вационной стратегии общества; и общество оказывается заинтересованным в разработке смыслосорганизовываемой политики на базе усиливающегося прогресса, не подменяя им индивидуально и коллективно нарабатываемые поиски смысла жизни;
- Теоретико-познавательные аспекты современного образования все более оказываются сопряженными с методологией и практикой так называе-мого искусственного интеллекта - важного посредника в осуществлении под-линно человеческой адаптации социума к окружающей человека природной среде;
- Особое значение в становлении современной образовательной ре-альности приобретает ее региональная составляющая, выступающая своеоб-разным эквивалентом глобально-космических испытаний социума. Благодаря регионально воспроизводимой духовности «личностно возводимое» образо-вание наполняется андрагогической выразимостью, состоящей в том, что личность современного человека занята постоянным многотрудным совер-шенствованием;
- Образовательная развернутость личности прививает молодому че-ловеку чувство собственного достоинства, желание - через обращенность к старшим наставникам – брать высокую планку личностно-образовательной самоорганизации. При этом следует иметь в виду, что современный образо-вательный процесс – это амбивалентно соотносимая духовная реальность, соответствуя которой учитель и ученик «отвоевывают» личностно обуслов-ливаемое, субъектно-субъектное состояние с его паритетностью в отношени-ях между взрослым участником и молодым подопечным;
- Введение религиоведческого компонента в современное образова-ние расширяет возможности личностного выбора, позволяя усиливать сте-пень толерантного участия как представителей старшего поколения, так и молодежи в утверждении общечеловеческих – на классовом фундаменте - ценностей;
- Особенности общественно-политической ситуации в России тако-вы, что трудоемко складывающийся общественный организм утверждается связью растущего производства с патриотически настроенной гражданствен-ностью; отсюда улучшается образовательный климат, благодаря которому страна «прорастает» гражданским обществом, цементирующим социальное и естественно-природное начала глобально воспроизводимой жизни на планете Земля. Однако охватывающий нас «вселенский динамо-неравновес» («отсти-мулированный» классовым противостоянием «золотого миллиарда» и «ос-тавшегося человечества») оставляет социум у «разбитого корыта». Требуют-ся усилия передового авангарда…
Конференция предложила:
- Использовать штучный подход в решении образовательных задач, таких как подготовка молодых людей к осуществлению жизненного выбора, привитию им стремления к постоянному духовно-практическому совершен-ствованию на почве творческой самореализации, семейного очага;
- Формировать образовательное реноме приобщением молодого чело-века к частно-конкретному синтезу культурных и цивилизационных тенден-ций в их трудовом претворении;
- Педагогам средне-высших образовательных учреждений (коллед-жей, вузов) вместе со студенчеством закреплять традиционные связи поколе-ний в инновационном преломлении;
- Педагогу – служить примером для студента в осуществлении андра-гогической насыщенности личностного самовыражения.
Практический результат конференции - издание сборника научных работ широкого круга ее участников.

Колесников В.А., д. филос. н., член Президиума РФО, директор ИГПК № 1, председатель Иркутского обл. отд. РФО (Иркутск),
Коноплёв Н.С., д. филос. н., зав. кафедрой философии и религиоведе-ния факультета психологии ИГУ, зам. предс. Иркутского обл. отд. РФО (Иркутск),
Тощева Е.Е., к. филос. н., ученый секретарь Иркутского обл. отд. РФО (Иркутск).


User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Reply to this topicTopic OptionsStart new topic
 

Текстовая версия Сейчас: 21st October 2019 - 06:24 AM
Реклама: