Phenomen.Ru : Философия online

Главная > Философский журнал > Анатолий Самарин Требуются дебилы!

Публикация: Анатолий Самарин

Анатолий Самарин

Требуются дебилы!

В.И.Бояринцев, А.Н.Самарин, Л.К.Фионова

Кризис показал, что Россия имеет сырьевую экономику, что делает её крайне уязвимой. Такие речи зазвучали из уст высших чиновников, напоминая детский анекдот о пленённых индейцах, замысливших побег: «Через две недели Зоркий Глаз заметил, что у дома, где содержат пленников,  нет одной стены». Чтобы преодолеть кризис, надо переходить на инновационную экономику! - по частоте повторения эта фраза - безусловный лидер в устах президента, премьера и чиновников помельче. Всё правильно, надо. И что же? Автозавод в Тольятти сокращает число рабочих на треть, депутат Государственной Думы, член фракции «Справедливая Россия» Иван Грачёв, выступая по телевидению 13 октября, утверждал: в 2009 году максимальный спад производства произошёл именно в  области высоких технологий - оптики и электроники (40%). Да и вообще присутствуют инновационные технологии только в разговорах,  на деле они практически отсутствуют. Это подтвердили недавно президент Д.Медведев и премьер В.Путин: всего 10% наших предприятий как-то связаны с инновационными технологиями, их продукция составляет только 5%  в  общем объёме производства.

Чтобы развивать инновации, надо  увеличить финансирование науки. «Развитые» и «цивилизованные» страны так и делают. А как у нас?  Газета «Аргументы и факты» (№ 43, 2009 г.) задаёт вопрос: «Остались ли в России умные люди? Или все они переехали в Америку, Германию, Великобританию...» и приводит данные: доля затрат на науку в общей сумме бюджетных расходов 2008-го года в США - 6-7%, европейских странах - 4-5%, в России - 0,8%! При этом не будем забывать, что ВВП России, по данным агентства РиФ, ненамного превышает  экономический продукт американского округа Лос-Анджелес. Но, по словам академика  Ж.Алфёрова,  в проекте Государственного бюджета на 2010-й год по сравнению с 2009-м годом ассигнования на науку урезаны на 10%.

         И уже учёные, уехавшие за рубеж, обращают внимание российских руководящих чиновников на то, что пренебрежение интересами фундаментальной науки представляет стратегическую угрозу для России. Они считают, что если ситуация не будет меняться в лучшую сторону, то через 20 лет Россия по своему научному потенциалу скатится до уровня стран третьего мира.

         Газета «Аргументы и факты» помещает рисунок, на котором изображены две стелы - одна с ракетой наверху и лозунгом: «Слава Советской науке»,  другая - с нефтяным насосом наверху и лозунгом: «Слава Российской нефтянке!». Действительно, с начавшимся увеличением цен на нефть обо всех пожеланиях развивать инновационные технологии можно забыть. Тем более что для развития высоких технологий России не хватает около полумиллиона специалистов - говорят эксперты.  При этом осенью 2009-го года на одно рабочее место претендовало 17 выпускников колледжей и институтов. Выходит, России специалисты  не нужны?

         14 октября Москва проводила ярмарку вакансий. Её посетили 20 тысяч молодых безработных, очередь жаждущих получить работу растянулась на километр.  Об этом московские власти рапортуют как о своём достижении. В нервной базарно-вокзальной толчее измученные молодые люди должны были выбрать дело своей жизни, и проникнуться мыслью, что их новенькие дипломы никому не нужны. Да и где им работать, если  в цехах бывших заводов сегодня рынки, авто-магазины, а здания научно-исследовательских институтов стараниями министра науки и образования А.Фурсенко частично сдаются в аренду под офисы или стоят полупустыми, дожидаясь новых хозяев.   

         Умные, образованные молодые люди России не нужны,  значит, их надо отсечь на дальних подступах к ярмарке вакансий, и государство в лице министра А.Фурсенко берётся за среднее образование. Для этого в школе внедряется Единый Государственный Экзамен - ЕГЭ в духе  телевизионной игры «Что? Где? Когда?». Но в данном случае это не игра, а, фактически, преступление перед страной, целью которого является -    отучить мыслить, анализировать, делать выводы, творчески работать, в конце концов, то есть, готовить людей, способных только открывать газовые и нефтяные задвижки и покорно голосовать на выборах за правительственную партию.  

Ещё в декабре 2007-го года «Независимая» газета опубликовала статью «Это забытое слово "труд"», начинающуюся словами: «В России - острейший кадровый дефицит во всех сферах деятельности, не приносящих быстрых денег. Выборы в Государственную Думу РФ-2007 поставили множество вопросов. Но на далёкой периферии остались ключевые проблемы: какова стратегия развития России на ближайшие десятилетия и какова программа действий на ближайшие годы? Ответа не дано...

Тот факт, что современная политика исходит из интересов отдельно взятых потребителей, нетрудно доказать... Поразительно откровенно высказывание министра образования и науки Андрея Фурсенко, который выступил перед участниками движения "Наши" на озере Селигер, говорил, что главное - "взрастить потребителя, который сможет правильно использовать и технологии, придуманные другими"... При таких взглядах крупного деятеля неудивительно, что тема разумной организации труда (и рынка труда в частности) выпала из общественного сознания, а само слово "труд" вошло в разряд архаизмов. В эпоху экономики знаний и высоких технологий главный ресурс развития - люди. Сегодня вновь актуален лозунг "Кадры решают всё". Каковы кадры, таково и всё - как настоящее, так и будущее...»

И газета делает общий вывод: «Необходима решительная смена курса во внутренней политике. Если, конечно, руководствоваться здравым смыслом».

С момента опубликования этой статьи прошло почти два года, которые показали, что наши руководящие чиновники не имеют понятия о здравом смысле, руководствуясь в своей деятельности сиюминутными и политически корыстными соображениями.

А пока свернули изучение русской истории, русского языка и литературы, роман «Война и мир» отжали до тоненькой брошюрки. Преподавателям русского языка, как и прочих предметов, дали зарплату меньшую, чем учителям английского языка - показали, кто хозяин в «этой стране».

Министр наметил для школы новые рубежи: «Я глубоко убеждён: не нужна высшая математика в школе. Более того, высшая математика убивает креативность» (февраль, 2009 г.). В переводе на русский язык, это значит, что высшая математика убивает творческие способности. Кажется, министр не слыхал призывов президента страны и премьера о переходе к инновационному развитию, которые невозможно осуществить без знания математики. А, может быть, такова и задумка: одни обещают горы золотые, другие от них оставляют только холмики (иногда - могильные).

Видимо, считая ЕГЭ неким статистическим исследованием и большим достижением чиновничьей мысли, министр сказал: «ЕГЭ при всех его недостатках показал, что 25% школьников не знают математики и примерно столько же - не знает русского языка».

Послушаем В.Путина в бытность его президентом: «Мы приступили к реализации масштабного национального проекта в образовании. Необходимо поддержать школы, ВУЗы с инновационными программами, дать фору талантливым преподавателям и одарённым ученикам» (2005 год).

А теперь дадим слово писателю В.Губареву: «Знаете, что показали результаты ЕГЭ? Уровень образования наших детей упал до уровня 1928 года. Впору говорить не о развитии науки, а о развитии безграмотности». И появился анекдот:

- Мама, я получил сертификат по ЕГЭ. Прочти мне его, пожалуйста!

Говорит кинорежиссёр С.Говорухин: «У нас же сегодня появилась безграмотность, чего давным-давно не было! Соцопросы говорят, что читают только 20% населения».

Вот, как теперь говорят, «реальное» определение ЕГЭ - система блокирования творческого мышления у детей, приучающая к зубрёжке, настраивающая мозг на деятельность в режиме магнитофона - записанная информация в точности воспроизводится без малейшего анализа или осмысления. 

И вот как это делается. Предмет «русская литература» и история исключёны из списка обязательных предметов ЕГЭ. Зачем?  А затем, чтобы воспитать «безродного космополита»,  не помнящего своих корней, своей культуры. Что будет с этой армией молодых людей, павших жертвами «реформы» школьного образования? Куда  пойдут учиться молодые люди, оставшись без аттестата зрелости, не сдав ЕГЭ, что перечеркивает их школьные годы? В безработные. На улицу.

В советское время существовала стройная система образования: не сдал экзамены в институт, можешь поступить в техникум, в специализированные училища, готовящие рабочих высокой квалификации, можешь продолжить образование в бесплатных вечерних и заочных учебных заведениях. Теперь понятие «рабочий» равносильно понятию «неудачник», это человек, которого можно безнаказанно выбрасывать на улицу с любого бывшего передового инновационного предприятия.

Недаром родился анекдот:

- Поступающим на рабочие специальности в бывшие ПТУ, ныне «колледжи», задаётся только один вопрос: «Ты хорошо подумал, сынок?»

Навязанное нам западными советниками непрерывное реформирование школы в направлении её коммерциализации при нынешних материальных условиях большинства народа будет неминуемо означать отбрасывание России за порог культурной революции З0-х годов прошлого столетия. Говорит протоирей Андрей Кураев: «У меня такое ощущение, что последние 20 лет наше правительство и реформаторы, экспериментирующие над школой, ставят своей задачей сделать её фабрикой по производству быдла...»

ЕГЭ как болезнь породила осложнение: приём в ВУЗы  летом нынешнего года превратился в кошмар - сотни заявлений на одно место, липовые результаты  ЕГЭ, липовые справки об инвалидности.

Вот как характеризует ситуацию академик АПСН С.Котов: «Такого кошмара, как в этом году, российское образование ещё не переживало... Как определить "по бумажкам", кто лучше? При равных баллах ЕГЭ? Да - никак! Особенно в той ситуации, когда сами "проталкиватели" ЕГЭ признаются, что многие результаты этого экзамена - не более чем враньё.

Глава Рособрнадзора Любовь Глебова заявила, что специалисты перепроверили 370 стобалльных работ из 2336. Четверть результатов оказалась липой! Но если четверть 100-балльников - дутые, сколько же тогда дутых 85-90-95-балльников? Не говоря уже о 80-75-бальниках?»

Введение ЕГЭ убивает способность мыслить, анализировать, делать выводы, что и проявилось в 2009-м году, когда впервые прошёл набор студентов с использованием результатов ЕГЭ. Читаем статью Елены Данилевич в газете «Аргументы и факты» (№ 30, July 2009, International) под названием «Хочу быть фЕлологом», которая начинается словами: «Очередной скандал в сфере образования». Далее на примере Санкт-Петербурга автор показывает, чем обернулась новая система приёма в высшие учебные заведения на основе конкурса аттестатов и сертификатов с итогами ЕГЭ: «По действующим правилам, сегодня достаточно даже по почте отправить в любой ВУЗ копии аттестата об окончании школы и сертификата с результатами ЕГЭ - и ты абитуриент».

         В Петербурге «рекорд поставил выпускник, подавший документы одновременно на 18 направлений СПбГУ». Отметим, что существуют и другие высшие учебные заведения, куда он также мог отправить копии документов с заявлением о приёме.      Приёмные комиссии ВУЗов были завалены, фактически, липовыми заявлениями, которые никак не отражали желание бывшего школьника учиться именно в этом высшем заведении. Кроме того, эта система открывает широкие возможности для поступления в ВУЗы людей, имеющих хорошие деньги для покупки лучших аттестатов об окончании школы и результатов ЕГЭ.

В результате институты берут «кота в мешке» со справкой о ЕГЭ. Каковы реально знания абитуриента? Определить это невозможно. ЕГЭ наполнил институты неграмотными, обеспечив  профессорам головную боль, а стране - дальнейшее падение уровня образования. Теперь уже высшего.  Профессор-историк в телевизионной программе рассказал, что, используя принцип ЕГЭ, он задал вопрос своим студентам: «Какой журнал (альманах) издавали декабристы?»:

- «Огонёк»;

- «Полярная звезда»;

- «Крокодил».

         Часть студентов ответила: «Огонёк», а на другой вопрос: «Какое событие революционного характера имело место в 1825-м году», некоторые ответили: «Кровавое воскресенье»! И уже есть данные, показывающие, что больше 20% опрошенных считают, что Солнце является спутником Земли.

Главный редактор газеты «Аргументы и факты» Н.Зятьков пишет: «Участники процесса поступления (абитуриенты, их родители, члены приёмных комиссий, руководство учебных заведений) оценивают сложившуюся ситуацию одним словом - "дурдом"!!!» (№ 32, August 2009, International).

         Редактор отнюдь не оппозиционной газеты, какой является газета «Аргументы и факты» недоумевает: «... а для чего всё это затевалось?». И продолжает делать открытия: «Систему образования СССР, одну из лучших в мире, сломали под лозунгом: "Даёшь справедливое поступление в ВУЗы талантов из глубинки!". Без взяток и без дискриминации... Но получилось-то только хуже! Справки об инвалидности покупаются, результаты ЕГЭ - тоже. Второй лозунг касался необходимости сделать дипломы российских ВУЗов котирующимися в Европе. При этом умалчивалось, что и со старыми,  наши мозги как утекали, так и продолжают утекать за рубеж. И вообще, с какой стати мы должны помогать западному рынку труда переманивать этой осенью наши молодые таланты?!»

Но Н.Зятьков не задаёт главные вопросы. Кем проплачено введение ЕГЭ в России? Почему, несмотря на многочисленные протесты общественности, А.Фурсенко остаётся на посту министра? Впрочем, ответ на последний вопрос ясен: доверенное лицо правящей бюрократии выполняет стратегическую задачу: с помощью ЕГЭ и реформы высшего образования решается проблема превращения умного от природы русского ребёнка в потребителя, в «специалиста» по обслуживанию газовых и нефтяных задвижек.

         Н.Иванова-Гладильщикова в статье «Буйство коррупции» пишет: «ЕГЭ-2009 возвёл коррупцию в квадрат, а образование свёл к нулю. В этом году экзамен провалился не менее оглушительно, чем в прошлом. Он не выполнил ни одной из предписанных ему задач: не стал объективным измерителем качества образования, и не решил проблем коррупции. В эпицентре коррупции оказались как школьные учителя, так и ВУЗовские преподаватели, готовящие школьников к олимпиадам. Бороться с этим начальство не может и не хочет...»

         Президент Д.Медведев поддержал министра и поставил точку в бурных дискуссиях по поводу ЕГЭ: «Решение принято. Нужно разработать оптимальный механизм, по которому этот экзамен будет приниматься». Однако, академик С.П.Капица рассказал, как он прямо заявил главе российского правительства: РФ превращают в страну идиотов. На что глава ответил: «Я не могу согласиться с формой Вашего заявления, но согласен с его содержанием».

         Официальной версией введения ЕГЭ была борьба с коррупцией. Это вроде поиска оружие массового уничтожения, что было поводом для ввода американских войск в Ирак.  В Ираке оружия не нашли, но войска после этого вывести забыли. И в России дела не лучше - ЕГЭ с коррупцией не справился, но отменять его власти не собираются. И как американцы в Ираке, взявшиеся с автоматами внедрять демократию, подобным образом поступают наши чиновники с ЕГЭ, взявшись дорабатывать его.

         Заместитель председателя Комитета Государственной думы Олег Смолин говорит, что новая система коррупции в образовании не только не истребила, а лишь увеличила и перенаправила потоки взяток: теперь берут и в школе, и в ВУЗе. «По моим данным, "хороший ЕГЭ" в Москве стоил 60 тыс. рублей. В СМИ назывались цифры по Дагестану - от 10 до 50 тыс. рублей. Есть данные МВД о 2 тысячах случаев взяток в приёмных комиссиях, когда абитуриентам с равными баллами продавались лучшие места в списке...»

         Официальным версиям верят немногие. И многие понимают  - целью американцев в Ираке была нефть, цель ЕГЭ - превращение русской молодёжи в дебилов, в людей, которые  не отличат официальную версию от реальной жизни, не поймут, что делают с его страной. И не заметят, когда она исчезнет, и уж тем более не пойдут спасать её от реформаторов, а это сейчас для правителей - самое главное.

Реформа образования имеет одну цель - обеспечить дальнейшее снижение интеллектуального потенциала России, закрепить за ней роль сырьевой колонии, ликвидировать возможность возрождения инновационных технологий.  Ещё осенью 1998-го года, уже после отставки с поста заместителя председателя правительства, Альфред Кох, фактически, озвучил цели  политики демократического руководства России: «Экономическое будущее России - сырьевой придаток. Безусловная эмиграция всех людей, которые могут думать...»

Уже сегодня по данным ЮНЕСКО  по интеллектуальному потенциалу молодёжи Россия скатилась с 3-го места в мире (1953-й год) на 40-е, по другим данным - на 47-е место. И это, видимо, ещё не предел. Пока программа ЕГЭ набирала обороты, в прошлом учебном году закрылось 300 школ, за последние десять лет число школьников сократилось на 8 миллионов человек.

В современных условиях для России «сама возможность существования в мире», по справедливой оценке профессора Г.К.Семина, определяется степенью «реализации, сохранения и развития российского научно-технического и образовательного потенциала». Борьба за сохранение школы является ныне, поистине,  вопросом жизни и смерти нашего народа.

_________________________

Бояринцев В.И., доктор физ.-мат.наук, профессор

Самарин А.Н., кандидат философских наук

Фионова Л.К., доктор физ.-мат.наук

Впервые вышеприведенный текст  опубликован сайтом Движения "За возрождение отечественной науки"  27.10.2009 г., затем воспроизведен в массовой прессе.

© В.И.Бояринцев, А.Н.Самарин, Л.К.Фионова, 2009

Оцените эту статью:

[выше] [ниже]   [!]


Статистика:

Дата публикации: 02.11.2009 14:03:51 MSK; Последняя редакция: 02.11.2009 14:22:59 MSK
Рейтинг статьи: 270 (Подано голосов: 58, Средний балл: 4.65)
Хитов: 3677; Читателей: 224; Хитов на форуме: 21274; Комментариев: 16 - Посмотреть комментарии >>>

* Вы cможете оставить комментарий к этой статье после того, как авторизируетесь (или, если вы не зарегистрированы, зарегистрируетесь) на форумах Phenomen.Ru. Статья обсуждается по адресу: http://phenomen.ru//forum/index.php?showtopic=911 в разделе <Обсуждение публикаций сайта>.



 Страница обновлена:
 02.11.2009 14:22:59 MSK

 © Программирование и
     дазайн: Иван Шкуратов