Двадцать лет, прошедшие с момента распада Советского Союза, ничуть не продвинули российское общество в понимании причин столь масштабной национально-государственной катастрофы. По-прежнему при попытке получить ответ на этот вопрос можно услышать привычные либеральные мантры, что-де советский социализм проиграл историческое соревнование западному капитализму.
Однако много ли капитализмов в мире устояло перед натиском Запада? Разве выиграл конкуренцию с Западом латиноамериканский капитализм? или африканский? или арабский? Может быть, индийский? или пакистанский? Современное российское общество так же далеко от понимания «того общества, в котором живет», как и во времена Ю. Андропова, у которого хватило духу признать этот фатальный факт.
Чем вызван этот хронический дефицит понимания - самый стойкий из всех российских дефицитов? Причин тому несколько, но одна из них - кадровая дистрофия отечественного обществознания. Моральное и интеллектуальное состояние обществоведческих кадров таково, что они не в состоянии обеспечить главную функцию науки - познавательную. История науки дает множество свидетельств того, что поиск и отстаивание истины зачастую сопряжены для ученого с немалым риском. Научный поиск требует от ученого, как ни странно, прежде всего мужества. При его дефиците наука вырождается в апологетику, служанку идеологической конъюнктуры.
Взять, например, современную российскую философию, чьи основные кадры сформировались еще в советское время. Тем не менее, как раз советская философия фактически отсутствует в российском образовательном поле. В редком учебнике можно встретить упоминание о выдающихся представителях советской философской мысли. Впрочем, эта традиция была заложена еще в застойные времена.
Вот, казалось бы, философский энциклопедический словарь - бесстрастный справочник, где должны отмечаться все сколько-нибудь заметные фигуры в философии. Но полистайте «Философский энциклопедический словарь» 1983 года издания - там отсутствует статья о выдающемся советском философе Эвальде Васильевиче Ильенкове (1924 - 1979). В советском философском словаре нет статьи об Ильенкове! Это - абсурд. Ильенков - самый известный советский философ, с мировым именем. Может, не успели написать? Наивное предположение! Там есть, например, Иовчук М. Т. и Ильичев Л. Ф., а так же Федосеев П. Н., тогда ещё здравствующие. Редакторы словаря Ильичев и Федосеев себя не забыли! А Ильенкова - «забыли»!
А что в том же «Словаре» написано о выдающемся советском психологе и философе Льве Выготском? Оказывается, меньше, чем о средневековом мусульманском богослове Аль-Газали! Притом что Газали занимался дежурным для богослова делом - опровергал материалистические тенденции аристотелизма и в сто первый раз доказывал существование бога. Он не был родоначальником никакой школы и не оставил ни одной плодоносной для науки мысли. Тогда как культурно-историческая концепция мышления Выготского породила, как сказано в «Словаре», «крупнейшую в советской психологии школу». А ведь Выготский (1896 - 1934) умер 38 лет от роду! И за это короткое время успел стать основоположником целой школы.
Отсутствует в том же издании и какая-либо информация о советском философе и психологе Константине Мегрелидзе (1900 - 1943), из всего творчества которого сохранилась единственная работа «Основные проблемы социологии мышления». Она неоднократно подписывалась к печати, но при жизни автора так и не была напечатана и вышла в свет только в 1965 г. Нет никаких сведений в «Словаре» и о Михаиле Лившице (1905 - 1983), авторе крупных работ в области эстетики. Целый пласт, целое направление философской мысли советского периода оказалось изъято из официальных анналов!
Выготского, Мегрелидзе, Ильенкова многое объединяет. Например, интерес к проблемам языка и мышления, тесная связь философии и психологии. Для них характерна критика позитивизма, а также критика учения о рефлексах Павлова, которое в 30-50-е годы рассматривалось как вершина материализма - по крайней мере, в тех кругах, которые командовали наукой. Критика Павлова в те годы приравнивалась к криминалу, почему и работа Выготского («Развитие высших психических функций», 1930-1931), и работа Мегрелидзе («Основные проблемы социологии мышления», 1933-1934) были опубликованы спустя 30 лет, когда самих авторов уже давно не было в живых. Да и ряд работ Ильенкова увидели свет лишь после его смерти.
Очевидно, что всех этих мыслителей объединяет общая тенденция развития. Они двигались в одном направлении. Все они отталкивались от марксизма, но не повторяли его задов, а с его помощью выходили на более широкий путь культурно-исторического исследования. Социально-классовый анализ присутствует у них как подчиненный момент, но магистральным направлением является культурно-исторический подход. И хотя субъективно все они считали, что остаются в рамках марксистской традиции, на самом деле, они прокладывали новые пути в науке. Как бы то ни было, самая плодотворная в научном и философском отношении линия развития советского марксизма откровенно замалчивалась и продолжает замалчиваться в официальных изданиях.
Вопреки расхожему мнению о «господстве марксизма-ленинизма», марксизм в СССР был гонимым и изгоняемым учением, как в сфере собственно философских проблем, так и в области социально-политической мысли. Особенно в последней, почему за годы Советской власти после работ Льва Троцкого не было ни одного значительного исследования в этой области. К сожалению, это понимают немногие даже среди специалистов. Не будь кадровых погромов, тактики замалчивания и возведения умственных плотин, если бы такие дарования, как Л. Выготский, К. Мегрелидзе, Э. Ильенков могли жить дольше и плодотворно работать, планка советской философии - и научная, и нравственная - была бы намного выше. И духовный климат в обществе тоже был бы совершенно иным.
Говорят, что время всё расставит на свои места. Слабое утешение. В признании нуждаются живые люди, а мертвым - что? Ильенков задохнулся в духовном и психологическом вакууме, который вокруг него старательно создавали. Зато те, кто исправно исполняли роль умственных плотин, попали в официальные анналы. А творческие, созидательные умы, такие как Мегрелидзе или Ильенков, оказались вычеркнуты из официальной философии. И хотя в последние годы были переизданы некоторые работы Выготского, появились воспоминания и исследования, посвященные творчеству Ильенкова, вышло третье издание книги Мегрелидзе, эти имена остаются совершенно неизвестными студенческой аудитории. Тактика умолчания продолжается. Одни молчат из невежества, другие из зависти, третьи - из опасения, кто-то - из ненависти, кто-то - из равнодушия. Так общими усилиями покрывается пеленой забвения само существование творческой философской мысли советского периода. Мутная либеральная волна продолжает заливать духовные пажити и нивы. Но когда схлынет эта волна, и будущие историки начнут археологические раскопки на руинах советской цивилизации, из-под нанесенного песка и ила, среди официозного хлама и теоретического мусора они отроют прекрасную статую с благородными чертами мыслителя.
__________
Прим ред. Эвальд Васильевич Ильенков родился 18 февраля 1924 года и несомненно принадлежал к числу наиболее выдающихся умов нашего Отечества. Непризнанный в официальных кругах, он снискал особое уважение в высокопрофессиональной среде, оставив после себя круг весьма одаренных сподвижников, среди которых можно назвать Генриха Степановича Батищева, Феликса Трофимовича Михайлова и некоторых других учеников. А уж его работа вместе с А.И.Мещеряковым и И.А.Соколянским в Загорском интернате слепоглухонемых была сродни научному и нравственному подвигу. Единственный заметный признак публичного признания - похоронен на Новодевичьем кладбище, хотя в сегодняшней России, вопреки пословице, не любят даже мёртвых.
|